Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @
Stolica.ru
Реклама в Интернет

История хазар

10. Возникновение и первое время существования Хазарского государства

М. И. Артамонов

Под редакцией и с примечаниями Л. Н. Гумилёва

История Западнотюркютского каганата с 630 по 651 г. была сплошной гражданской войной между конфедерациями Дулу и Нушиби. Перевес имели Нушиби, так как они опирались на богатые города Средней Азии и на союз с Китаем, но воинственные кочевники Дулу пригласили на помощь восточнотюркютского царевича Юйгу-шада с закаленной в боях дружиной и это уравновесило силы. Война была настолько ожесточенной, что ни та, ни другая сторона не имела возможности заниматься покорением отпавших окраин тюркютского каганата Это обстоятельство и позволило Кубрату сберечь независимость новорожденного Болгарского ханства.

В то время как болгары, возглавляемые династией Дуло, оставались сторонниками тюрок Дулу, хазары сохраняли верность Нушиби и до 651 г. не имели никаких поводов для разрыва с каганатом. В соответствии с этим хазары не могли не быть противниками своих западных соседей≈ болгар. Но за это время империя Тан настолько усилилась, что оккупировала восточные владения каганата. Это вызвало такое возмущение среди самих Нушиби, что хан Иби-Шегуй, проводивший прокитайскую политику, оказался низвергнутым, а власть захватил вождь племен Дулу Хэлу Шаболо-хан.

Дальнейшая судьба Иби-Шегуй-хана неизвестна. Куда же бежали его сторонники? Каганат принадлежал дулусцам, в Тохаристане сидел отступивший туда Юйгу-шад, враг Иби-Шегуя, Иран был закрыт наступавшими арабами. Может быть он укрылся у оставшихся верными Нушиби хазар, где и положил начало независимой хазарской династии каганов из рода Ашина?

{170}

О том, что дело могло происходить действительно так, свидетельствует упоминание в ╚Худуд ал-аламе╩ о том, что хазарская династия каганов принадлежала к роду Ашина [+1]. Так как в событиях тридцатых годов VII в. ни Мохо-шад, ни его сын Були-шад не удержались в Хаза-рии, то необходимо допустить, что один из членов тюркютского правящего дома позже вновь появился в Хазарии и положил здесь начало династии каганов того же происхождения. Тот факт, что владетели Хазарии с самого начала именовались каганами, свидетельствует, что основателем их династии был каган. Им и мог быть преемник Иби-Шегуй-хана, свергнутый с тюркютского престола, но нашедший себе убежище у хазар, и ранее связанных с нушибийскими племенами и их ставленниками. В таком случае историю самостоятельного Хазарского каганата надо вести с 651 г.

Как бы то ни было, во второй половине VII в. Хазария, как и Болгария, уже не провинция Тюркютского каганата, не удел тюркютских царевичей, а самостоятельное государство со своей правящей династией во главе, хотя эта династия не местного, а тюркютского происхождения, заботливо сохраняющая традиции Тюркютского каганата с его претензиями на господство над всем кочевым миром.

Итак, около середины VII в. в степях европейской части нашей страны существовали два самостоятельные политические образования: Хазарское и Болгарское. По этническому составу оба были близко родственными между собой, оба были осколками могущественной Тюркютской империи и оба возглавлялись династиями тюркютского происхождения. Однако первое из них вместе с династией из рода Ашина унаследовало государственные традиции и международный авторитет Тюркютской державы и стремилось к возрождению ее былого могущества, второе же, созданное из племен, до того в течение долгого времени враждовавших между собой и исторически мало связанных, оказалось недолговечным и скоро распалось на составные части. Поглощение входивших в него племен и было первым делом молодого Хазарского государства.

Отделившись от Западнотюркютского каганата, Хазарское царство могло сохранить свою роль в качестве наследника тюркютского государства только посредством быстрого увеличения своих сил за счет присоединения соседних племен, в первую очередь родственных, но враждебных хазарам болгар. В письме хазарского царя Иосифа о подчинении болгар говорится как о начале Хазарского царства: ╚У меня записано, ≈ сообщает царь Иосиф, ≈ что когда мои предки были еще малочисленны, всесвятой, ≈ благословен он, ≈ дал им силу, мощность и крепость. Они вели войну за войной со многими народами, которые были могущественнее и сильнее их. С помощью божьей они прогнали их и заняли их страну, а некоторых из них заставили платить дань до настоящего дня. В стране, в которой я живу, жили прежде в-н-нт-р'ы. Наши предки, хазары, воевали с ними. {171} В-н-нт-р'ы были более многочисленны ≈ так многочисленны, как песок у моря, но не могли устоять перед хазарами. Они оставили свою страну и бежали, а те преследовали их, пока не настигли их, до реки по имени Дуна. До настоящего дня они расположены на реке Дуна и поблизости от Кустандины, а хазары заняли их страну до настоящего дня╩ [+2].

Эти данные еврейско-хазарского документа полностью подтверждаются уже приведенными сообщениями византийских хроник и ╚Армянской географии╩. В-н-нт-р'ы царя Иосифа ≈ это еврейская транскрипция того же имени, которое у армян передавалось как огхондор или вананд, у греков ≈ гуннугундуры или оногуры [+3]. По мнению П. К. Коковцова, отожествление двух последних названий с в-н-нт-р'ами палеографически одинаково возможно [+4]. В одном случае чтение в-н-нт-р получилось на еврейской почве от первоначального W-n-g-dur или W-n-g-d-r, во втором случае ≈ из первоначального W-n-gur. Арабы, узнавшие это название через хазар, называли болгар венендерами или нендерами.

Болгары оказали хазарам упорное, но разрозненное сопротивление. По-видимому, наибольшую активность в борьбе проявил Аспарух. Его орда, по данным ╚Армянской географии╩ занимала Гиппийскиеили Булгарские горы, находившиеся возле .Волги, там, где эта река поворачивает к востоку и образует дельту с 70 рукавами. Скорее всего Гиппийские горы соответствуют Ергеням вместе со Ставропольскою возвышенностью [+5].  Здесь болгары граничили с хазарами и здесь испытали их первые удары. Потерпев поражение, часть болгар под начальством Батбая покорилась и составила группу подвластных хазарам Кубанских болгар, позже известных под названием ╚Черные болгары╩, что соответствовало их подчиненному положению. Память о них до сих пор сохранилась в имени одного из народов центральной части Северного Кавказа ≈ балкарцев [+6]. Болгары, не желавшие подчиниться хазарам, бежали из своей страны, часть ≈ на север, вверх по Волге, туда, где в дальнейшем возникла Волжская Болгария [+7], а другая часть ≈ на запад, в пределы Византийской империи. Последних вел туда Аспарух.

Около 660 г. орда Аспаруха, преследуемая хазарами, появилась на Дунае и укрепилась в дельте реки. Когда болгары перешли на правый берег, император Константин IV Погонат (668≈685 гг.) вышел навстречу и сначала оттеснил их за Дунай, но затем заболел и покинул армию. Оставшееся без вождя войско растерялось и в 679 г. было разгромлено болгарами. По пятам греков болгары ворвались в Мизию (Добруджу) и вскоре заняли всю страну между Дунаем и Балканами, подчинив, а отчасти вытеснив жившие здесь славянские племена [+8].

{172}

Иллюстрация. Фибулы, наконечники, пряжки и бляшки из Мартыновского клада, VI в. (166 Кб)

{173}

Иллюстрация. Золотые бляхи из Мартыновского клада, VI в. (194 Кб)

Удаление орды Аспаруха за Дунай было завершением борьбы между хазарами и азовско-черноморскими болгарами. К VIII в. хазары господствовали и над волжско-камскими болгарами. К сожалению, время распространения владычества хазар на Волжскую Болгарию остается неизвестным, равно как неизвестно и то, каким образом в состав населения этой страны попали савиры ≈ сувары-чуваши, в предшествовавшей своей истории тесно связанные с хазарами и в какой-то своей части оставшиеся в Дагестане и слившиеся с хазарами.

Надо полагать, что к 70-м годам VII в. власть хазар распространилась не только на степи Азовско-Каспийского междуморья, но и на все Северное Причерноморье, включая сюда и большую часть Крыма. В письме царя Иосифа говорится, что хазары преследовали болгар до Дуная. Таким образом, десятилетия около середины VII в. были не только временем возникновения независимого Хазарского государства, но и распространения его власти на большую часть, если не на все протяжение степей Восточной Европы, обеспечившего за ним то международное значение, которое оно приобрело в VIII≈IX вв.

В Поднепровье известны две замечательные археологические находки, хронологически относящиеся ко времени утверждения хазар на западе Одна из них ≈ знаменитый Перещепинский ╚клад╩, найденный близ Полтавы и представляющий собой комплекс вещей, состоящий, в основном, из серебряных сосудов сасанидского, византийского и местного происхождения, вместе с местными варварскими украшениями конского снаряжения и одежды. Находившимися в нем монетами клад датируется концом VII в. [+9] и, возможно, представляет скопленное рядом поколений сокровище одного из болгарских вождей, спрятанное в минуту угрожавшей ему серьезной опасности. Надо думать, что этот византийская монета в этом кладе относится к 668 г. Но в его составе имеются и многие более ранние вещи. Так, золотая пластина серебряного блюда сделана в царствование императора Анастасия (491≈518 гг ) Согласно имеющейся на надписи, блюдо принадлежало современнику Анастасия епископу г. Томи Патерну. Вождь не ушел вместе с Аспарухом на Дунай, а надеялся удержаться в старых своих владениях. Настигнутый врагами, которыми могли быть хазары, на северном пограничье своих кочевий, он, по-видимому, погиб в схватке с ними и не смог поэтому выкопать спрятанные ценности [+10]

{174}

Иллюстрация. Бронзовые пряжки, наконечники и бляшки аварского пояса, VII в. (172 Кб)

Вторая находка была сделана на берегу Днепра близ порогов у с. Вознесение (теперь территория г. Запорожье) и представляет собой остатки сожжения с большим количеством оружия конского снаряжения и принадлежностей одежды [+11]. Она относится примерно к тому же времени, что и Перещепинский клад, и содержит остатки погребения или группы павших в бою воинов или могущественного вождя, для сопровождения которого в загробную жизнь было отправлено на костер несколько человек, вероятно, из числа пленных врагов. Известно, что алтайские тюрки сжигали своих покойников; очевидно, что и тюркюты, оставшиеся в правящей верхушке независимой Хазарии, сохраняли этот обычай своих предков. Следует еще отметить, что ничего специфически болгарского или хазарского в этих находках не содержится. Они представляют общекочевническую культуру, распространенную в VII в. на всем протяжении евразийских степей и вместе с кочевниками проникавшую в соседние земледельческие области.

В свете изложенных данных хазарское предание о борьбе с в-н-нт-р'ами, изложенное в письме царя Иосифа, приобретает значение несомненного исторического факта, что подтверждает достоверность и самого документа, как исторического источника. Вместе с тем оказывается, что историческая память хазар не уходит далее середины VII в., или точнее говоря, что хазары начинали свою историю только с возникновения независимого Хазарского государства.

Расширив границы своих владений на западе за счет болгар, хазары в первое время своей политической самостоятельности совершенно не интересовались Закавказьем. {175}Хазары хорошо знали богатые страны Закавказья, особенно Албанию, по многочисленным грабительским набегам и по войне, которую они вели там в союзе с византийским императором Ираклием, но для серьезных завоевательных предприятий в этом направлении они были еще слишком слабы и связаны борьбой с болгарами. Только после появления там арабов и попыток их вторгнуться в хазарские области к северу от Дербента, хазары вынуждены были обратить внимание на свою южную границу и выступить против новой могущественной силы, под знаменем ислама развивавшей неудержимую агрессию во всех направлениях.

Иллюстрация. Бронзовые наконечники аварских поясов, VII в. (227 Кб)

После завоевания Сирии и Месопотамии арабы проникли в Закавказье и прежде всего в Армению. Эта страна, разделенная на ряд феодальных владений и постоянно раздираемая внутренней борьбой, издавна служила предметом спора между Византией и Сасанидским Ираном. Со времени победы, одержанной Ираклием, почти вся Армения и большая часть Закавказья находились под властью Византии.

{176}

Наступление арабов встретило здесь слабое сопротивление. В 640 г. арабы взяли приступом столицу Армении Двин, но удовольствовавшись добычей и пленными, вернулись обратно. В следующие за этим годы они неоднократно нападали на Армению, проникали в Грузию и в Албанию, все опустошая на своем пути. Большая часть армянских нахара-ров во главе с Феодором Руштуни решила отклонить опасность добровольным подчинением арабам. Дальнейшее сопротивление казалось им безнадежным; ояо могло привести только к окончательному разорению страны и к утрате феодалами их положения. Феодор Руштуни в 652 г. отправился к наместнику Сирии Муавии и заключил с ним договор на выгодных для Армении условиях: Армения поступала под протекторат халифата, сохраняя внутреннюю самостоятельность. Примеру армян последовали грузинские и албанские князья [+12].

Проникнув в Закавказье, арабы сразу же учли значение проходов через Кавказские горы и постарались закрепить их за собой. По данным персидского историка Бал'ами, еще при первом появлении в Закавказье арабы заключили соглашение с теми племенами Кавказа, на территории которых находились проходы через горы. Эти племена освобождались от податей и дани, но зато брали на себя обязательство охранять дороги и препятствовать вторжению неприятелей во владения халифата [+13]. Сверх того в важнейшие из проходов были назначены арабские военачальники.

Когда в 654 г. Хабиб ибн Маслама, несмотря на договор 652 г., оккупировал Армению и Грузию, другой арабский полководец Сельман ибн Рабиах ал-Бахили завоевал Азербайджан. Арабы заняли Байлекан, Берда, Шамхор, Кабалу, Шаки, Ширван, Маскат и другие области и города и, наконец, подступили к Дербенту [+14]. Согласно Табари, первым в Дербенте оказался Абд-ар-Рахман ал-Бахили, вероятно брат вышеупомянутого Сельмана. Персидский комендант Дербента Шахрвараз обратился к нему с просьбой о покровительстве. Он говорил при этом, что не имеет ничего общего с окружающими варварами и не даст им помощи против арабов. За это он просил сохранить за ним его положение и не требовать с его подданных подушного налога. Просьба его была уважена [+15]. У Бал'ами, кроме того, говорится, что Шахриар, так здесь назван Шахрвараз [*1], сообщил, что он находится между двумя врагами ≈ хазарами и русью [+16], что, по крайней мере, {177} в отношении последних является явным анахронизмом. Из дальнейшего повествования этих авторов следует, что Абд-ар-Рахман решил двинуться из Дербента дальше на север, против Беленджера, который, по Масуди, являлся древней столицей хазар. Персидский правитель Дербента тщетно возражал против этого предприятия указывая, что он соединился с арабами вовсе не для того, чтобы они приводили неприятелей.

Иллюстрация. Реконструкция аварской конской сбруи (по Ласло) (128 Кб)

По одной версии, Беленджер был захвачен без потерь, арабская кавалерия проникла будто бы еще дальше в Хазарию, дошла до ал-Бейда, города, находившегося в 200 милях (394,5 км) от Беленджера, по-видимому, на месте позднейшего Итиля в низовьях Волги. Арабы во время этого похода обратили много городов в магометанство и благополучно вернулись в Дербент [+17]. По другой версии, Беленджер оказал упорное сопротивление. Город этот был сильно укреплен. В описании сражения упоминается башня, причинившая много вреда мусульманам. Арабы пользовались большими и малыми баллистами, тогда как у защитников города были только малые метательные машины. После нескольких дней острой борьбы вокруг города беленд-жерцы сделали общую вылазку и вместе с подоспевшими на помощь тюрками атаковали арабов. Абд-ар-Рахман был убит, арабы бежали и {178} укрылись в Дербенте. Погибло 4000 мусульман. Тело Абд-ар-Рахмана хазары поместили в большом сосуде и сохраняли в нем; они полагали, что с его помощью можно вызвать дождь и засуху и обеспечить победу в войне [+18]. Сведения о почитании хазарами тела убитого врага едва ли вымышленные. Такое почитание близко напоминает сходные обычаи, согласно которым могущественный враг после смерти наделяется магической силой и служит обладателям его останков. Оригинальным здесь является только хранение тела убитого врага в сосуде, вероятно, в законсервированном виде [+19].

В выписках Табари подобраны материалы, относящиеся к двум походам на Беленджер. Один из них датируется 642/3 г., что явно невероятно. Этот поход, рассказ о котором уснащен сказочными подробностями, кончился, будто бы, благополучно для арабов. Второй поход, относящийся к 9-му году правления Османа ≈ 653/4 г., привел к гибели Абд-ар-Рахмана. Его брат Сельман в это время находился в Дербенте; часть арабов бежала к нему, а другая оказалась в Гиляне и Джурджане [+20]. Балазури и Якуби вовсе не упоминают Абд-ар-Рахмана и первое неудачное столкновение арабов с хазарами связывают с именем Сельмана и именно его называют погибшим вместе с 4 тысячами мусульман ╚за рекою Беленджером╩ [+21]. Оба эти автора относят поход Сельмана ко времени правления халифа Османа (644≈656 гг.).

Ввиду такого расхождения в данных наших источников, вероятнее будет полагать, что, хотя арабы и появились в Азербайджане в 40-х г. VII в. и в это время могли достигнуть Дербента, их неудачный поход на Беленджер, с которым связывается гибель их предводителя не то Сельмана, не то Абд-ар-Рахмана, был первым предприятием, направленным против хазар. По-видимому, еще в 644 г. полукровный брат халифа Османа, Валид совершил набег на Азербайджан и Армению. Авангардом его командовал Сельман ибн Рабиах, который тогда и мог пройти до Дербента. Однако он вскоре был направлен на помощь Хабибу ибн Масламе для войны с греками [+22]. Возможно, что в Дербенте остался Абд-ар-Рахман и Сельман присоединился к нему позже. В годы пребывания в Дербенте братья могли иметь неоднократные стычки с ближайшими местными племенами, но при попытке проникнуть в Беленджер один из них погиб, что и послужило основой для множества легенд, в которых успехи арабов на первых порах приписываются вере хазар в их бессмертие [+23].

По данным Бал'ами, в этой войне арабы имели дело с хазарами,, аланами и присоединившимися к ним тюрками [+24]. По Табари, арабы {179} сражались с тюрками, также он именует противников арабов и в дальнейшем повествовании о событиях арабо-хазарской войны вплоть до 752/3 г., когда рядом с тюрками называются и хазары [+25]. Точно также и у Бал'ами хазары и тюрки отделены друг от друга. Этому обстоятельству нельзя не придавать значения, так как в первое время существования независимого Хазарского государства тюрки и хазары различались между собой также, как это было в период подчинения хазар Тюркютскому каганату. Хазары были местным населением, тогда как тюрки представляли собой ту дружину тюркютского кагана, которую он привел с собой и на которую опирался в своих отношениях с хазарами и другими подвластными племенами. Это, скорее всего, были тюрки нушиби, сохранившие верность своему кагану и последовавшие за ним при его бегстве в Хазарию.

Столкновение арабов с хазарами в середине VII в. было малозначительным эпизодом, так сказать, первым знакомством между будущими упорными противниками. Арабы убедились на горьком опыте, что завоевание стран, лежащих к северу от Кавказа, представляет собою трудную задачу, которую с налета не решить, а хазары почувствовали; какую угрозу таит в себе появление на их южной границе нового, воинственного и агрессивного врага. Отразив первое наступление арабов, хазары только через несколько лет начали прощупывать возможность и самим урвать жирный кусок из добычи своих соперников в Закавказье. Застрельщиком в этом деле выступило ближайшее к Закавказью политическое образование в Северном Дагестане, находившееся в зависимости от хазар и известное в истории под именем ╚Царства гуннов╩.

 

Примечания

[+1] V. Мinоrskу. Hudud al'Alam, стр. 161.

[+2] П. К. Коковцев. Переписка, стр. 92.

[+3] Ср. V. Мinorskу. Hudud al'AIam, стр. 466; Marquart. Ein arabischer Bericht iiber die arktischen (uralischen) Lander aus dem 10 Jahrhundert. Unsgarische Jahrbucher, IV, H. 3/4. Berlin, 1924.

[+4] П. К. Коковцев. Переписка, стр. 92, примеч. 1. 

[+5] М. И. Артамонов. Очерки, стр. 45≈48.

[+6] В. Миллер. Осетинские этюды, III, M., 1887, стр. 60; Караулов. Этнографический очерк Болкар. СМОМПК, XXXVIII, стр. 131≈149.

[+7] А. П. Смирнов. Волжские булгары. М., 1951, стр. 11; В. Ф. Смолин. К вопросу о происхождении народности камско-волжских болгар. Казань, 1921.

[+8] Летопись Феофана, стр. 263; Никифор, стр. 363≈364; Ю. Кулаковский. История Византии, III, стр. 246;, сл.; экскурс о водворении болгар за Дунаем и Именник болгарских ханов, стр. 376, сл.; Ф. Успенский. История Византийской империи, I, стр. 768. В русской летописи об этом сказано следующее: ╚Словенску же языку якоже пекохомъ, живущю на Дунай, придоша от Скуф, рекше от Козаръ, рекомии Болгаре и седоща по Дунаеви, и населницы словеномъ быша╩. (Повесть временных лет, I, стр. 14).

[+9] А. А. Бобринский. Перещепинский клад. MAP, ╧ 34, П , 1914, стр. 111 ≈ 120. Наиболее поздняя

[+10] Г. Ф. Корзухина полагает, что это не клад в собственном смысле слова, а инвентарь богатого погребения. См. К истории Среднего Поднепровья в середине I тысячелетия н. э. СА, XXII, 1955, стр. 70.

[+11] В. А. Гринченко. Памятка VIII ст. коло с. Вознесенки на Запорожжi. Археология, III, 1950; Л. А. Мацулевич. Войсковой знак V в. ВВ, XVI, М., 1959, стр. 183, сл.; В июне 1961 г. близ с. Глодосы Кировоградской области на берегу р. Сухой Ташлык случайно обнаружено погребение остатков трупосожжения с вещами того же рода, что и найденные в Перещепино и Запорожье.

[+12] А. Мюллер. История ислама, т. I, стр. 289≈291.

[+13] Дори. Известия о хазарах, стр. 11 ≈12.

[+14] Якуби, стр. 5; Балазури, стр. 8.

[+15] Табари, I, 2667.

[+16] Дорн. Известия о хазарах, стр. 11; Chronique de Tabari (Bal'ami), стр. 194; У Бал'ами (Дорн, Известия о хазарах, стр. 33) говорится, что за Дербентом, пройдя Руссов и Джурханов, находится целое царство и много городов, называемое Беленджер. Что это за Русь между Дербентом и Беленджером ≈ сказать невозможно; вероятно какое-нибудь сильно извращенное местное племя, во всяком случае не имеющее никакого отношения к Руси славянской, которой в VII в. на Кавказе, вопреки мнению Зеки Валиди Тоган (Reisebericht, стр. 253≈254) не было и быть не могло.

[+17] Табари, 1, 2667; Дорн. Известия о хазарах, стр. 14; Ср. Derbend-Namch, стр. 162.

[+18] Табари, I, 2669, 2889≈2890, 2892; Ср. Ибн. А'сам ≈ в кн.: Дорн. Известия о хазарах, стр. 93, сл.

[+19] См. А. Генко в Трудах II сессии арабистов, 1941, стр. 101.

[+20] Табари, I, 2891.

[+21] Я'куби, стр. 5; Балазури, стр. 14.

[+22] Табари, I, 2807, II, 977.

[+23]Т а м же, I, 2667.

[+24] Дорн. Известия о хазарах, стр. 14; Ср. Иби-ал-Асир: ╚турки и хазары╩ (стр. 19).

[+25] М. Кmоskо. Araber und Chazaren, стр 284

 

Комментарии

[*1] Шахрияр значит государь. ≈ Л. Г.

Stolica.ru

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ] >> ]

Top