|
Этнические контакты и окружающая средаБородай Ю. М.кандидат философских наук Опубликовано // Природа, 1981, ╧ 9. В настоящее время, когда планета Земля ежегодно теряет один вид животных и на глазах у людей плодородные земли превращаются даже не в пустыни, а в бэдлены, где порча природных ландшафтов необратима, уместно поставить вопрос: чем является такое безобразие ≈ нормальной деятельностью человека как вида Homo sapiens или вывихом эволюции, болезнью, которая вовсе необязательна для существования человека. По этому поводу существуют два мнения, и оба были сформулированы в Америке в XIX В. Ученые полагали, что с природой надо бороться и истреблять в ней все бесполезное людям, а индейцы сиу возражали, что Великий Дух не создал ничего лишнего и каждое существо должно брать лишь то, что нужно для ежедневного пропитания [+1]. По сути дела, и сейчас эта альтернатива стоит перед человеком. Но видимо, она стояла, если не всегда, то очень давно. Мамонты в степях Евразии были истреблены еще кроманьонским человеком вследствие неумеренной охоты; Вавилон ≈ город с миллионным населением погиб, т.е. был покинут из-за непродуманной мелиорации, вызвавшей засоление почвы; домашние козы съели некогда пышную растительность Пелопоннеса, а китайцы, уничтожив полосу девственного леса вдоль Хуанхэ, впустили на свои поля пески пустыни. Эти и другие примеры жестокой расправы человека с кормящим его ландшафтом заимствованы нами из последней книги Л. Н. Гумилева ╚Этногенез и биосфера земли╩[+2], где предложена классификация контактов цивилизаций с ландшафтами и дано объяснение этого странного феномена ≈ тяги некоторых групп людей к видовому самоубийству. В цитируемой работе автор тщательно проследил, где и когда совершаются антиприродные акции. Оказалось, что чаще всего свирепствуют мигранты ≈ люди, пришедшие в чужой ландшафт и не умеющие с ним обращаться. Так, римляне обесплодили свою житницу ≈ Северную Африку путем хищнической запашки долин в горах Атласа и выпасом лошадей для ремонта кавалерии на северной окраине Сахары. Для Африки римляне были чужими, но арабы, пришедшие туда позже, развели верблюдов и на 1300 лет стабилизировали биоценоз Сахеля. Лишь французы завершили дело римлян. Покорив туарегов, они пробили скважины и создали артезианские колодцы, позволившие поить много скота, столько, что он стал вытаптывать пастбища. Французские капиталисты снабжали туарегов за верблюжью шерсть техническими игрушками, стимулируя перепроизводство, но когда в Сахаре наступила засуха, продолжавшаяся всего два года, скот на вытоптанных пастбищах вымер, а затем погибло и население Сахеля, которому цивилизованный мир не помог [+3]. Даже из одного этого примера видно, что уничтожение природы в каждом конкретном случае имеет сложный механизм, но всегда сопровождается возникновением определенного психологического настроя, позволяющего людям с ╚легкой душой╩ губить окружающую среду. Если бы люди всегда губили природу, ссылаясь на то, что они ее покоряют, то со времен палеолита они превратили бы нашу планету в пустыню, так как даже лишайники и бактерии, лишенные биоценозов, в коих они живут, не выдержали бы и погибли. А поскольку этого нет, то, очевидно наряду с ╚губителями╩ среди людей есть и ╚охранители╩, но психология их диаметрально противоположна. Разобраться в психологических комплексах людей давно умерших можно, поскольку люди любят оправдывать свои поступки и для этого создают философские системы. Тут-то и можно выявить искомую альтернативу. Путем к решению этой проблемы является концепция ╚химерных этносов╩, порождающих мироотрицающий психологический настрой и соответствующую этому настроению хищническую практику [+4]. ╚Химерным╩ здесь называется негармоничное сочетание двух-трех элементарных этносов, образ, заимствованный из греческой мифологии. Там химера ≈ животное с головой орла, телом льва и хвостом змеи, т. е. явно противоестественное. Под этносами мы понимаем замкнутые системы дискретного типа, возникающие вследствие некоей мутации, которая создает у части членов этноса повышенную активность ≈ пассионарность [+5]. Пассионарность ≈ это психическая доминанта, отображающая энергетическое напряжение этноса и отдельного человека, т.е. способность его к действию [+6]. Действие же может быть направлено как на усложнение системы, к которой он принадлежит (геобиоценоза или биоценоза), так и на упрощение ее. Как известно, сложные системы более устойчивы и резистентны, но менее пластичны. В них-то и проявляется искомое мироощущение, крайне отрицательно реагирующее на среду, которое ограничивает возможности системы. Химерные целостности возникают так. На органичное оригинальное (в любом случае) мироощущение аборигенов накладывается тоже органичное и оригинальное мироощущение мигрантов и возникают моменты взаимного непонимания, крайне болезненно отражающиеся на судьбах людей, попавших в столь сложную этническую коллизию. В поисках выхода вместо инстинктивных предлагаются искусственные решения, а все беды объясняются как принципиальное несовершенство мира. Так, например, гностики, развивавшие свою философию в зоне контакта греческого и иудейского миров, называли создателя вселенной демиургом (буквально ≈ ╚ремесленник╩ с оттенком ╚халтурщик╩), а мир считали достойным исчезновения. Часто такие негативные концепции становятся символом веры для многих людей. Последние образуют секты с мировоззрением, перевернутым с ног на голову; они перестают считать природу своей матерью и видят в ней узилище, которое надо разбить, чтобы освободить свою ╚душу╩ (сознание). Конечная цель такой борьбы ≈ полное уничтожение противника. Но не следует думать, что любое совмещение разных этносов в одной ареале порождает химерную целостность. Если два этноса, например эвенки и якуты, живут рядом, но не вмешиваются в быт друг друга ≈ это симбиоз, весьма полезная и продуктивная форма сосуществования. Иногда группа приглашенных иноземцев-специалистов селится в чужой для них стране и опять-таки живет своим бытом - это этническая Ксения (так жили немцы на Кукуе в XVIII в.). Территориальная близость никому не приносила вреда. Эти формы сосуществования были конструктивны, хотя и ограничивали свободу действия как мигрантов, так и аборигенов, и новых мироощущений в зоне контакта не возникало [+7]. В каких же случаях может возникнуть отрицательное мироощущение? Оно обычно появляется в результате активных межэтнических контактов в период смены фаз этногенеза ≈ в период, когда этнос на время теряет присущие ему эластичность и сопротивляемость, т. е. когда этнос ╚болен╩. Здоровому этносу не страшны контакты с другими этническими системами. Это надо понимать в том смысле, что для подавления здорового этноса требуются очень большие затраты сил, и у пришельцев их, как правила, не хватает. Другое дело, если чужие вторгаются в момент болезни этноса. Тогда вместе с быстрым разрушением местных этнических традиций деформируется и населяемый данным этносом ландшафт, ибо этнос составлял часть данного геобиоценоза или экосистемы. В таких ситуациях и начинает проявляться вандализм, который одинаково деформирует и тех, кого губят, и тех, кто губит. Здесь возникает массовый психологический синдром, выражающийся в потребности, во что бы то ни стало ╚переделать╩ не устраивающую их природу и культуру, причем переделка эта, как правило, выливается в разрушение. Вкратце механизм образования этого синдрома таков. Каждый человек обладает более или менее оригинальной психической конституцией. Но в рамках одного этноса эта оригинальность обычно весьма относительна, так как ядром психической конституции каждого нормального индивида является система надиндивидуальных этнических (родовых) ценностей (╚святынь╩, аксиом), ассимилированных бессознательно в младенческом возрасте и не подлежащих рефлексии. При образовании этнической химеры (смешения) этот природный фундамент психической конституции человека размывается. Появляется масса мятущихся и усиленно рефлексирующих личностей, для которых, как говорят в просторечии, ╚нет ничего святого╩, которые склонны считать все надиндивидуальные ценности и правила предрассудками. Их психика лишена естественного этнического фундамента и поэтому в пределе замкнута лишь голым ╚Я╩ - ╚чистой экзистенцией╩, т. е. пустотой, ╚Ничто╩. Эта беспочвенная психическая конституция проявляет себя стремлением к субъективно-рассудочному обоснованию всех истин, что неизбежно выливается в более или менее изощренную демагогию ≈ ╚дурную бесконечность╩ рассудочных негативных утверждений, где полностью отсутствует внесубъективные критерии отличия истины и лжи, добра и зла. Впрочем, на чисто субъективном уровне опустошенной химерной психики само представление об объективной истине, о какой-либо принципиальной разнице между правдой и ложью, красивым и безобразным тоже становится предрассудком. Искусство логического обоснования чего угодно становится тут принципом. Идейное обезличивание на этническом уровне происходит в результате слияния, наложения разнохарактерных систем сознания, которые ныне принято называть ╚культурами╩. Таким образом, возникают химеры, принципиально отличные от этносов, хотя внешне на них похожие. Различие между этносом и химерой внешне неуловимо и просматривается лишь исторически. Если этнос живет, т. е. проходит все возрасты, то химера не развивается. Она либо просто существует, либо распадается. Это значит, что соотношение между этносом и химерой такое же, как между здоровой тканью и раковой опухолью. Химерные образования порождают антисистемы, которые обычно вырабатывают и свою идеологию, интеллектуальные построения которой могут быть чрезвычайно разнообразными, утонченными и увлекательными. Но все эти различные построения роднит одно ≈ жизнеотрицающий критический настрой, дух отвращения к действительности, стремление к ее рассудочному упрощению, а в пределе ≈ и к уничтожению. При совмещении малопохожих этнических групп, входивших до этого в разные суперэтносы, такого рода мироощущение может развиться чрезвычайно бурно. И ведь нельзя сказать, что к принятию негативного взгляда на мир людей побуждает ухудшение бытовых условий или экономические затруднения. Нет, их не больше, чем было до этого, а иной раз и меньше, ибо в зонах контакта обычно начинается интенсивный обмен вещей (промышленность и торговля), людей (работорговля) и идей (торговля верой). В работе Л. Н. Гумилева [+8] подробно изложена концепция этнических ╚полей╩ с различной частотой или ритмом. Эта концепция помогает уловить суть дела. Когда два разных этнических ритма накладываются друг на друга, то возникает либо симфония, либо своего рода какофония, например, а рамках одной семьи она реально воплощается в детях, ассимилирующих разнохарактерные, несовместимые поведенческие стереотипы и ценностные установки родителей. Этот внутренний, постоянно раздражающий диссонанс проецируется и на внешний мир. И тогда человек перестает любить окружающую его среду. Он начинает искать опоры в умозрительной логике, основанной на ╚Я╩, начинает с ее помощью оправдывать свою ненависть к миру, устроенному так неудобно. Именно такая ситуация возникла, например, в эллинистических государствах древности во II≈I вв. до н. э. До походов Александра Македонского эллины не знали иудеев, а иудеи не обращали внимания на ╚явана╩ - ионян. Зато в селевкидской Сирии и птоломеевском Египте они оказались соседями. Иудеи изучили Платона и Аристотеля, эллины ≈ Библию в переводе на греческий язык. Оба этноса были талантливы и пассионарны, но из слияния их мироощущений возник гностицизм ≈ грандиозная увлекательная антисистемная идеология.. Столкновение эллинства и иудейства с иранством породило в III в. манихейство, могучую свирепую антисистему, подвергавшуюся гонениям везде, куда она проникала. В Индии, куда вторглись кушаны и саки, великий философ Нагарждуна во II в. н. э. создал мироотрицающее учение о пустоте (шуньята), причем дошел в отрицании до того, что даже собственное существование объявил иллюзией. Но самое страшное произошло в Китае, когда туда в III в. переселились хунны и сяньбийцы, вытесненные из родной степи вековой засухой, - народы совершенно не похожие на китайцев. Философем там не возникло, потому что три века шла жуткая резня. В этой постоянной войне погибли 27 этносов, в том числе древнекитайский (ханьский). Только пассионарный толчок, вызвавший к жизни новый средневековый китайский этнос (табкачский), спас погибавшую страну [+9]. Таким же образом пассионарный толчок рубежа новой эры породил оригинальную позитивную систему ≈ христианство, перекрывшую гностические фантасмагории в Византии, а новый толчок VI≈VII вв., создал ислам ≈ жизнеутверждающее мироощущение, подавившее существование антисистемы Ирана ≈ зиндиков, т. е. гностиков. Однако исламский халифат быстро опять превратился в химерную целостность, так как экзогамия, осуществлявшаяся через гаремы, внедрила в новый арабо-мусульманский этнос персов, грузин, армян, сирийцев, греков, турков, берберов и т. д. И уже в IX в. на этом фоне здесь возникла антисистемная идеология - исмаилизм, сокрушенный только монголами в XIII в. Монголы были носителями пассионарности, но при столкновении с этносами иных доминант растеряли свой пассионарный заряд и в XIV в. погасли. В Византии антисистема появилась в Малой Азии в IX в. на границе с мусульманским миром. Отсюда она перекинусь на Балканы, где болгары и славяне, воспринявшие греческую образованность, создали собственную химеру ≈ манихейские общины. Здесь манихейская антисистема называлась богомильством и исчезла после пассионарного толчка XIV В., вытесненная османами. Но гораздо сложнее была судьба манихеев Прованса. Они погибли в XIII в., но заразили своим мироощущением Западную Европу, где в качестве реакции на них возник жестокий социальный институт ≈ инквизиция. Об этом стоит рассказать подробнее. В Южной Франции, Лангедоке, где жило смешанное христианско-арабо-еврейское население, и где выходцы из иудеев составили значительную часть дворянства, центром манихейства стал город Альби, из-за чего французских манихеев стали называть альбигойцами, наряду с их греческим наименованием ≈ катары, что значит ╚чистые╩. В Италии манихеи в целях маскировки называли себя патаренами ≈ ╚ткачами╩, что по сей день вводит в заблуждение вульгарных социологов, стремящихся всюду увидеть классовую борьбу. На самом деле манихеи были такими же ╚ткачами╩, как и возникшие позже масоны были ╚каменщиками╩. Общины манихеев делились на ╚совершенных╩, ╚верных╩ и ╚мирян╩. От верных требовалось слепое беспрекословное повиновение совершенным. Миряне, сочувствовавшие катарам, были свободнее в своих поступках, они переводили на родные языки книги Ветхого Завета как героические сказания, чем понемногу изменяли идеалы христианского рыцарства, а тем самым и стереотип поведения своих читателей. К 1176 г. большая часть дворянства и духовенства Лангедока стали катарами, меньшая часть дворянства и крестьяне предпочитали молчать. Учение альбигойцев, воспринятое от приходивших с Востока манихеев, сводилось к следующему. Зло вечно. Это материя, в том числе и оживленная духом, т.е. живая плоть. Он мучается в тенетах материи, следовательно, его надо освободить от плоти. Зло ≈ вообще все видимое: храмы, , живая природа и тела людей. Весь многоцветный мир достоит только ненависти. Самым простым выходом у манихеев было бы самоубийство, но они ввели в свою доктрину учение о переселении душ. Смерть, по их мнению, повергает самоубийцу в новое рождение со всеми вытекающими отсюда неприятностями. Чтобы спастись, надо убить в себе все желания ≈ возненавидеть жизнь, а для этого надо всячески отравлять ее и себе, и другим, надо стараться сделать жизнь на Земле отвратительной. С этой целью послушникам наряду с самой строгой аскезой, изнурением плоти, рекомендуется и самый разнузданный разврат. Запрещались только все чистые радости плоти, примиряющие человека с жизнью: брак, основанный на доброте и доверии, любовь к Родине, детям, к природе. А бездушный грязный разврат поощрялся. Что же касается чести, нравственности, то все это, естественно полностью упразднялось. Лги, предавай, лжесвидетельствуй, но не выдавай тайну! ≈ вот что вменялось в качестве принципа поведения. Во имя великой цели ≈ достижения состояния полного отвращения к жизни ≈ все средства считались достойными, будь то убийство, мучительство, ложь, разврат┘ Беспощадная истребительная резня, спровоцированная манихеями, придала раннему средневековью ту окраску, которая просвечивает через видимую историю столкновений государств и столкновений этносов. Наличие двух несовместимых психологических структур (жизнеутверждающей и негативной) в то время было явлением глобальным. Оттого так мало памятников искусства осталось от этой эпохи. Катары были побеждены. Но умирающая негативная идеология нашла способ перевоплотиться в другую, на этот раз концепцию. В эпоху Реформации негативистами на вооружение было принято учение блаженного Августина, талантливого мыслителя V в., начавшего свою проповедь в качестве члена тайной манихейской общины, а кончившего дни епископом города Гиппона (в Африке) и по кончине признанного отцом церкви. Августин был автором одного из трех направлений схоластики ≈ учения о предвечном предопределении некоторых богоизбранных людей к спасению, а всех остальных ≈ к аду. Из этого учения следовало, что любые заслуги и подвиги предвечно осужденных богом грешников значения не имеют, равно как и все злодеяния предизбранных. Сам дьявол ≈ орудие бога. Надо отдать справедливость средневековым теологам: они этих идей Августина не приняли. Но прошли века, наступила реформация, и Жан Кальвин воскресил эти идеи. Как выражается Макс Вебер, эти идеи стали ╚духом капитализма╩ [+10]. С другой стороны, на них же была построена и теория Второй инквизиции XVI ≈ XVIII вв. [+11]. Примирение бога с сатаной устраивало всех злодеев Европы. Ведь учение о предопределении отнимало у своих адептов только одну свободу ≈ свободу выбора между добром и злом, но зато дарило им право на безответственность по отношению к собственной совести. Раз конечный исход все равно предопределен, можно было поступать как вздумается. Последовательное развитие этих идей привело к современной ╚философской вере╩ Запада - экзистенциализму. Мы, люди XX века, знаем, что черта нет. И все же, когда окинешь взглядом историю антисистемных идеологий ≈ становится жутко. Это концепции-вампиры, обладающие свойствами оборотней и целеустремленностью поистине дьявольской. Там, где слагается этническая химера ≈ наложение полей разного ритма, - появляется и жизнеотрицающий настрой. А так как за время существования человека на Земле все этносы давным давно вступили между собой в контакты, то казалось бы, антисистемы должны были вытеснить этносы, заменить их собой и уничтожить все живое в своих ареалах. Но этого все-таки не случилось. Значит, в мире есть какой-то могучий импульс, противодействующий распространению антисистем, очищающий от них лик Земли, Знаем ли мы импульс с такими свойствами? Л. Н. Гумилев, опираясь на учение В. И. Вернадского о биосфере, описал такой импульс. Это пассионарность, с помощью которой живая природа сообщает заново возникающим этносам оригинальный гармонический ритм ≈ вот что губит химеры и гнездящиеся в них антисистемы. Пассионарный импульс дает как бы высокий накал, в котором химеры плавятся и превращаются в здоровые этносы, гармонически сочетающиеся с ландшафтами, как звено биогеоценозов.
[+1] Дуглас У. О. Трехсотлетняя война. М., 1975, с. 33 [+2] Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли, в 3-х т. М.: Депонировано ВИНИТИ, 1979 (╧ 1001-79 Деп.; ╧ 3734-79 Деп.; ╧ 3735-79 Деп.). [+3] Курьер ЮНЕСКО, 1975, май. [+4] Гумилев Л.Н. Этногенез и этносфера. ≈ Природа, 1970, 3 1, с. 46. [+5] То же, ╧ 2, с. 43. [+6] Гумилев Л. Н. Биосфера и импульсы сознания ≈ Природа, 1978, ╧ 12, с. 97. [+7] Гумилев Л. Н. Вестник Ленингр. унив. ≈ 1971, ╧ 12, с. 86. [+8] Там же, с. 82 [+9] Гумилев Л. Н. Хунны в Китае. М. 1974. [+10] Weber Max. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. L., 1930. С этой концепцией генезиса капитализма полемизировал В.Зомбарт, считавший носителями хищнического капиталистического духа не столько кальвинистов с их идеями богоизбранности и предопределения, но вообще всяческих мигрантов, т. е. не склонных уважать местные традиции ╚чужаков╩, например нидерландских ростовщиков, купцов и ремесленников, переселившихся в Англию и составивших там значительный слой ╚нового дворянства╩ (см.: Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., 1925). [+11] Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. Пер. с лат. М., 1932.
|
|
|