|
БиографияCтатьи из Энциклопедического Словаря издательства Брокгауз и Ефрон (1890-1907 гг.)Автор биографической статьи Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), российский религиозный философ, поэт, публицист. В его учении об универсуме как "всеединстве" христианский платонизм переплетается с идеями новоевропейского идеализма, особенно Ф. В. Шеллинга, естественнонаучным эволюционизмом и неортодоксальной мистикой (учение о мировой душе и др.). Проповедовал утопический идеал всемирной теократии, крах которого привел к усилению его эсхатологических настроений. Вл.С. Соловьев являлся одним из самых ярых идеологических противников Н.Я. Данилевского. Уровень беспристрастности и объективности Владимира Сергеевича по отношению к западноевропейскому образу жизни ярко характеризует отрывом из его письма матери от 29 июля 1875 г. в котором от делится своими впечатлениями об английской столице: "Парком здесь называется огромное поле среди города, гораздо больше Девичьего; по полю разбросаны группы деревьев и цветники. Эти парки составляют одну из причин, почему Лондон отличается чистым воздухом и есть самый здоровый город в мире". Не все современники разделяли столь высокое мнение об экологии британской столицы. Конечно прибыв в крупнейших город Земли, в котором тогда применялось печное отопление на каменном угле, Вл. С. Соловьев в разгар лета мог не заметить многолетних последствий смога, убивавшего множество горожан в осенне-зимний период. Кроме двух названных книг Данилевский напечатал в различных периодических изданиях много статей, частью по своей специальности, частью публицистического характера. Некоторые из них изданы Н.Н. Страховым в 1890 г., под заглавием: "Сборник политических и экономических статей Н.Я. Данилевского"; там же и подробный перечень всего им написанного. Основное воззрение автора "России и Европы", которое он, впрочем, не проводит с совершенной последовательностью, резко отличается от образа мыслей прежних славянофилов. Те утверждали, что русский народ имеет всемирно-историческое призвание, как истинный носитель всечеловеческого окончательного просвещения; Данилевский, напротив, отрицая всякую общечеловеческую задачу в истории, считает Россию и славянство лишь особым культурно-историческим типом, однако наиболее широким и полным. Видя в человечестве только отвлеченное понятие, лишенное всякого действительного значения, и вместе с тем оспаривая общепринятые деления: географическое (по частям света) и историческое (древняя, средняя и новая история), Данилевский, также как и немецкий историк Генрих Рюккерт, выставляет в качестве действительных носителей исторической жизни несколько обособленных "естественных групп", которые он, как и названный иностранный автор, обозначает термином "культурно-исторические типы". Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков довольно близких между собой для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества. Таких типов, уже проявившихся в истории, Данилевский насчитывает 10: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский [он же халдейский или древнесемитический], индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, ново-семитический, или аравийский, и германо-романский, или европейский. Россия с славянством образуют новый, имеющий в скором времени проявиться культурно-исторический тип, совершенно отличный и отдельный от Европы. К этим несомненным, по Данилевскому, естественным группам он причисляет еще два сомнительных типа (американский и перуанский), "погибших насильственной смертью и не успевших совершить своего развития". Что касается до новой Америки, то ее значение еще не выяснилось для Данилевского, и он колеблется, признать ли ее или нет, за особый вырабатывающийся культурно-исторический тип. - Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа: каждый тип вырабатывает ее для себя, при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций. Такое влияние Данилевский допускает лишь в смысле "почвенного удобрения", всякое же образовательное и определяющее воздействие чуждых духовных начал он отрицает безусловно. - Все культурно-исторические типы одинаково самобытны и из себя самих почерпают содержание своей исторической жизни, но не все осуществляют это содержание с одинаковой полнотой и многосторонностью. Данилевский, как и Рюккерт (хотя в несколько ином распределении), признает четыре общих разряда культурно-исторической деятельности: деятельность религиозная, собственно культурная (наука, искусство, промышленность), политическая и социально-экономическая. Некоторые из исторических типов сосредоточивали свои силы на одной из этих сфер деятельности (так евреи - на религии, греки - на культуре в тесном смысле), другие - проявляли себя зараз в двух или трех направлениях; но только России и славянству, по верованию Данилевского, дано равномерно развить все четыре сферы человеческой деятельности и осуществить полную "четырехосновную" культуру. Признавая человечество за пустую абстракцию,
Данилевский видит в культурно-историческом типе
высшее и окончательное для нас выражение
социального единства. Если та группа, говорит он,
которой мы придаем название
культурно-исторического типа, и не есть
абсолютно высшая, то она, во всяком случае, высшая
из всех тех, интересы которых могут быть
сознательными для человека, и составляет,
следовательно, последний предел, до которого
может и должно простираться подчинение низших
интересов высшим, пожертвование частных целей
общим. - "Интерес человечества" есть
бессмысленное выражение для человека, тогда как
слово "европейский интерес" не есть пустое
слово для француза, немца, англичанина. Точно так
же для русского и всякого другого славянина
"идея славянства должна быть высшею идеей,
выше свободы, выше науки, выше просвещения". В
этом последнем слове теории Данилевского
заключается ее самоосуждение. Так как всякая
культуры состоит именно в развитии науки,
просвещения, истинной свободы и т. д., то помимо
этих высших интересов, имеющих общечеловеческое
значение, предполагаемая "идея славянства"
сводится лишь к этнографической особенности
этого племени. Забывая, что для
культурно-исторического типа прежде всего нужна
культура, Данилевский выставляет какое-то
славянство an und fur sich, признает за высшее начало
самую особенность племени, независимо от
исторических задач и культурного содержания его
жизни. Такое противоестественное отделение
этнографических форм от их общечеловеческого
содержания могло быть сделано только в области
отвлеченных рассуждений; при сопоставлении же
теории с действительными историческими фактами
она оказывалась с ними в непримиримом
противоречии. История не знает таких культурных
типов, которые исключительно для себя и из себя
вырабатывали бы образовательные начала своей
жизни. Данилевский выставил в качестве
исторического закона непередаваемость
культурных начал, - но действительное движение
истории состоит главным образом в этой передаче.
Так, возникший в Индии буддизм был передан
народам монгольской расы и определил собою
духовный характер и культурно-историческую
судьбу всей Восточной и Северной Азии;
разноплеменные народы Передней Азии и Северной
Африки, составлявшие, по Данилевскому, несколько
самостоятельных культурно-исторических типов,
усвоили себе сперва просветительные начала
эллинизма, потом римскую гражданственность,
далее, христианство и наконец религию
аравийского пророка; христианство, явившееся
среди еврейского народа, даже в два приема
нарушило мнимый "исторический закон", ибо
сначала евреи передали эту религию греческому и
римскому миру, а потом эти два
культурно-исторические типа еще раз совершили
такую недозволенную передачу двум новым типам:
германо-романскому и славянскому, помешав им
исполнить требование теории и создать свои
собственные религиозные начала. Вероисповедные
различия внутри самого христианства также не
соответствуют теории, ибо единый по Данилевскому
германо-романский мир разделился между
католичеством и протестантством, а славянский
мир - между тем же католичеством и православием,
которое к тому же не выработано самим
славянством, а целиком принято от Византии, т. е.
от другого, чуждого культурно-исторического
типа. - Помимо этих частных противоречий, теория
отдельных культурно-исторических групп идет в
разрез с общим направлением
всемирно-исторического процесса, состоящего в
последовательном возрастании (экстензивном и
интензивном) реальной (хотя наполовину
безотчетной и невольной) солидарности между
всеми частями человеческого рода. Все эти части в
настоящее время, несмотря на вражду
национальную, религиозную и сословную, живут
одной общей жизнью, в силу той фактической
неустранимой связи, которая выражается,
во-первых, в знании их друг о друге, какого не было
в древности и в средние века, во-вторых, - в
непрерывных сношениях политических, научных,
торговых и наконец в том невольном экономическом
взаимодействии, благодаря которому какой-нибудь
промышленный кризис в Соединенных Штатах
немедленно отражается в Манчестере и Калькутте,
в Москве и в Египте. В изложение своего взгляда на историю Данилевский вставил особый экскурс о влиянии национальности на развитие наук. Здесь он как будто забывает о своей теории; вместо того чтобы говорить о выражении культурно-исторических типов в научной области, указывается лишь на воздействие различных национальных характеров: английского, французского, немецкого и т. д. Различая в развитии каждой науки несколько главных степеней (искусственная система, эмпирические законы, рациональный закон), Данилевский находил, что ученые определенной национальности преимущественно способны возводить науки на ту или другую определенную степень. Эти обобщения оказываются, впрочем, лишь приблизительно верными, и установленные Данилевским правила представляют столько же исключений, сколько и случаев применения. Во всяком случае, этот вопрос не находится ни в каком прямом отношении к теории культурно-исторических типов. Занимающие значительную часть книги Данилевского рассуждения об упадке Европы и об отличительных особенностях России (православие, община и т. д.), вообще не представляют ничего нового сравнительно с тем, что было высказано прежними славянофилами. Более оригинальны для того времени, когда появилась книга, политические взгляды Данилевского, которые он резюмирует в следующих словах: "В продолжение этой книги мы постоянно проводим мысль, что Европа не только нечто нам чуждое, но даже враждебное, что ее интересы не только не могут быть нашими интересами, но в большинстве случаев прямо им противоположны... Если невозможно и вредно устранить себя от европейских дел, то весьма возможно, полезно и даже необходимо смотреть на эти дела всегда и постоянно с нашей особой русской точки зрения, применяя к ним как единственный критериум оценки: какое отношение может иметь то или другое событие, направление умов, та или другая деятельность влиятельных личностей к нашим особенным русско-славянским целям; какое они могут оказать препятствие или содействие им? К безразличным в этом отношении лицам и событиям должны мы оставаться совершенно равнодушными, как будто бы они жили и происходили на луне; тем, которые могут приблизить нас к нашей цели, должны всемерно содействовать и всемерно противиться тем, которые могут служить ей препятствием, не обращая при этом ни малейшего внимания на их безотносительное значение - на то, каковы будут их последствия для самой Европы, для человечества, для свободы, для цивилизации. Без ненависти и без любви (ибо в этом чуждом мире ничто не может и не должно возбуждать ни наших симпатий, ни наших антипатий), равнодушные к красному и к белому, к демагогии и к деспотизму, к легитимизму и к революции, к немцам и французам, к англичанам и итальянцам, к Наполеону, Бисмарку, Гладстону, Гарибальди, - мы должны быть верным другом и союзником тому, кто хочет и может содействовать нашей единой и неизменной цели. Если ценой нашего союза и дружбы мы делаем шаг вперед к освобождению и объединению славянства, приближаемся к Царьграду, - не совершенно ли нам все равно, купятся ли этой ценой Египет Францией или Англией, рейнская граница - французами или вогезская - немцами, Бельгия - Наполеоном или Голландия - Бисмарком... Европа не случайно, а существенно нам враждебна; следовательно, только тогда, когда она враждует сама с собой, может она быть для нас безопасной... Именно равновесие политических сил Европы вредно и даже гибельно для России, а нарушение его с чьей бы то ни было стороны выгодно и благодетельно... Нам необходимо, следовательно, отрешиться от мысли о какой бы то ни было солидарности с европейскими интересами". Та цель, ради которой мы должны, по Данилевскому, отрешиться от всяких человеческих чувств к иностранцам и воспитать в себе и к себе odium generis humani - заключается в образовании славянской федерации, с Константинополем как столицей. При составлении плана этой федерации, доставившего ему некоторую популярность в литературно-политических кружках Богемии и Кроации, Данилевский значительно облегчил себе задачу: одна из главных славянских народностей обречена им на совершенное уничтожение, за измену будущему культурно-историческому типу; зато членами славянской федерации должны "волей-неволей" сделаться три неславянские народности: греки, румыны и мадьяры. Этот план, основанный на разделе Австрии и Турции, осуществится после ожесточенной борьбы между Россией и европейской коалицией, предводимой французами; единственной союзницей нашей в Европе будет Пруссия. - "Россия и Европа" приобрела у нас известность и стала распространяться лишь после смерти автора, благодаря совпадению ее основных мыслей с преобладающим общественным настроением. Сторонники Данилевского, способствовавшие внешнему успеху его книги, ничего еще не сделали для внутреннего развития и разработки его исторических взглядов, вероятно, вследствие невозможности согласить эти взгляды с действительным содержанием всемирной истории. Критически разбирали теорию Данилевского: Щебальский , академик Безобразов, профессор Кареев, Вл. Соловьев, Милюков; безусловным апологетом ее выступал неоднократно Н. Страхов; сильное влияние оказал Данилевский на взгляды К. Леонтьева признававшего его одним из своих учителей. Независимо от оценки его историко-публицистического труда, должно признать в Данилевском человека самостоятельно мыслившего, сильно убежденного, прямодушного в выражении своих мыслей и имеющего скромные, но бесспорные заслуги в области естествознания и народного хозяйства.
|
|
|