Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)
естествоиспытатель, философ, социолог. Родился в
с. Оберец Орловской губернии. Получил степень
магистра ботаники на естественном факультете
Петербургского университета. Примкнул к кружку
Петрашевского и за принадлежность к нему был
посажен на сто дней заключения в Петропавловской
крепости. Начиная с 1853 г. неоднократно
направлялся в экспедиции по изучению состояния
рыбных запасов в различных регионах России.
Войдя в состав Совета Министров государственных
имуществ, принял активное участие в выработке
законов, которые регулировали состояние рыбных
богатств страны вплоть до начала XX в. Основной
труд "Россия и Европа" был завершен в 1869 г. В
нем он разработал ставшую впоследствии
знаменитой теорию культурно-исторических типов.
Культурно-исторический тип - это целостная
система, определяемая культурными,
психологическими и иными факторами, присущими
народу или совокупности близких по духу и языку
народов. Данилевский выделяет ряд
культурно-исторических типов, таких как
египетский, китайский, ассиро-вавилонский,
еврейский, греческий, римский и др. Некоторые из
них завершили свое существование, другие
находятся в одной из фаз своего развития.
Особое внимание Данилевский уделяет
романо-германскому (западноевропейскому) и
славянскому типам. Последний еще находится в
стадии формирования. По Данилевскому, отнюдь не
обязательно, чтобы все страны и народы проходили
в своем развитии одни и те же этапы, например,
рабовладение, феодализм, капитализм и т. п. В этом
смысле единой истории человечества не
существует, а есть история возникновения,
развития и упадка отдельных
культурно-исторических типов. История
человечества складывается из своеобразной
истории отдельных культурно-исторических типов.
Представление же о единых для всего мира стадиях
развития, по Данилевскому, есть неправомерный
перенос особенностей истории Западной Европы на
весь мир.
Историческую миссию России он видит в заботе о
сохранении и развитии славянского
культурно-исторического типа. Западная Европа
враждебна России и славянству, поэтому
необходимо крепить солидарность славянских
народов в борьбе со стремлением Запада
уничтожить, подчинить или ассимилировать славян.
Книга Данилевского, переизданная несколько раз
после его смерти его другом издателем Н.
Страховым, вызвала оживленную дискуссию. К числу
наиболее яростных критиков концепции
Данилевского принадлежал Вл. Соловьев. Концепция
культурно-исторических типов явилась
предшественницей концепции локальных
цивилизаций, разработанной в XX в. О.Шпенглером и
А.Тойнби.
Сравнение двух годов. Равнодушие Европы
к Дании и симпатия к Турции. Голштейнский вопрос.
Восточная война; значение ключа Вифлеемского
храма. Венская нота; политический образ действий
Европы в переводе на сферу частных отношений.
Общественное мнение Европы. Откуда меряние
разными мерами?
Россия не есть завоевательное
государство. Что такое "завоевание"?
Финляндия. Остзейские провинции. Западный край.
Польша. Бессарабия. Кавказ. Сибирь. Характер
русских войн. Россия не есть гасительница света и
свободы. Священный союз. Убийство Коцебу.
Либерализм России не уменьшает вражды к ней.
Невежество Европы относительно России. Европа не
признает нас своими.
Что такое Европа? - Искусственность
деления частей света. Культурно-исторический
смысл Европы. Россия не принадлежит к Европе.
Роль России по мнению Европы. Россия есть
препятствие к развитию европейской цивилизации.
Пожертвование низшим для высшего; Маркиз Поза.
Внешний политический патриотизм; ультрарусская
партия. Где примирение между народным чувством и
требованием прогресса?
Запад и Восток. Прогресс на Востоке;
Китай. Смерть народов. Что такое система науки? -
Естественная система. Ее требования. Оценка
общепринятой системы в науке всемирной истории.
Новая естественная группировка исторических
явлений; культурно-исторические типы. Их
перечисление. Этнографический материал.
Пять законов развития типов. Закон
сродства языков и политической независимости.
Закон непередаваемости цивилизации. Влияние
Греции на Восток. Влияние ее на Рим. Влияние Рима.
Пересадка цивилизации. Прививка цивилизации.
Почвенное удобрение. Закон разнообразия и силы
составных элементов типа. Обязанности
отдельного человека к своему типу. Нельзя знать
обязанностей к человечеству. Закон краткости
периодов цивилизации. Прогресс и его пределы.
Переход из этнографического состояния в
государственное.
Понятия наших западников об
общечеловеческом и национальном.-- Учение
славянофилов. Не может быть единого или высшего
осуществления идеи человечества. Национальное
принимается за общечеловеческое. Род и вид.
Общевидовое и всевидовое. Славянский тип. Идея
Славянства - высшая идея для каждого славянина.
Наука не есть синоним цивилизации.
Национальность в науке. Что такое истина?
Субъективная примесь. Односторонность и
разновременность. Предпочтение известных
предметов. Примеры: математика. Общий ход
возрастания каждой науки. Развитие астрономии.
Пять периодов. Развитие химии. Физика. Ботаника.
Зоология. Минералогия и геология. Языкознание.
Период искусственной системы. Таблица великих
ученых. Особое направление ума у немцев.
Классификация наук. Невозможна общая теория
общества.
Вероятно ли в настоящее время появление
новой (славянской) культуры? - Что такое гниение? -
В каком периоде развития находятся европейские
общества? - Момент высшего развития сил;
результаты его наступают позже. Пример Греции,
Рима, Индии. Определение эпохи, в которой
находится цивилизация Европы.
Деление человеческих племен Ретциуса.
Выводы из него. Насильственность - черта
германо-романского типа. Нетерпимость. Папство.
Разделение церквей. Прозелитизм. Торговля
неграми. Война за опиум; покровительство Турции.
Отсутствие насильственности у славян.
Особенность переворотов в жизни русского народа.
Принятие христианской веры. Освобождение
крестьян. Что такое у нас аристократизм и
демократизм. Классификация нравственных
качеств.
Откровение. Четыре понятия о церкви.
Понятие протестантское. Мистическое воззрение
на церковь. Католическое понятие.
Неосновательность папских притязаний.
Непоследовательность католиков. "Свободная
церковь в свободном государстве". Отношение
церкви и государства; брак. Православное понятие
о церкви. Рационализм Европы.
Определение государства. Отношение
между народностью и государством. Племена
несознательные. Племена умершие для
политической жизни. Одна народность - одно
государство. Различные формы государства.
Федерация; союзное государство, союз государств
и политическая система. Происхождение
государства. Культурородная сила леса.
Зависимость как условие для развития
государства. Рабство. Данничество. Феодализм.
Гнет мысли и гнет совести в средневековой Европе.
Внутреннее противоречие в жизни современной
Европы. Франция - самое полное выражение Европы.
Очерк французской истории. Благоприятные
обстоятельства Англии. Гнет отвлеченного
государства. Начало национальности. Столетние
периоды. Характер XIX века. Вопрос национальности
и Наполеоны. Связь вопросов национальных со
славянским вопросом. Особенности исторического
развития России. Призвание варягов. Татарское
нашествие. Смутное время. Крепостное состояние.
Неполное здоровье России.
Необходимость петровского преобразования.
Отношение Петра к России. Две стороны его
деятельности. Европейничанье и три его формы.
Искажение формы быта. Вред для искусства; для
ваяния. Для живописи. Для архитектуры. Вред для
промышленности. Разделение русского народа на
два слоя. Влияние на инородцев. Перенесение
чужеземных учреждений. Судебная реформа.
Адвокатура. Освобождение печати. Действие печати
на публику. Истинная сила периодической печати.
Times. Смотрение на дела России сквозь европейские
очки. Наши "аристократы" и
"аристократки". Союз "Вести" со всеми
аристократиями. Нигилизм. Заискивание милости
Европы. Отречение от панславизма. Учение Монроэ.
Войны времен Александра I. Действие Восточной
войны. Гордыня России. Польское дело.
Бессилие дипломатии. Мнение историка
Соловьева. Никогда не было борьбы между Азией и
Европой. Древневосточный вопрос. Македония.
Наследники Рима - германцы, наследники Византии -
славяне. Синхронизмы, как признак разумности
мироправления. Свойства воды. Синхронизм
книгопечатания, взятия Константинополя и
открытия Америки. Различие религиозное. Новый
период восточного вопроса. Магометанство. Его
смысл в истории. Отношение Европы к туркам.
Польша. Значение России. Третий период
восточного вопроса. Неясность целей России в
отношении к Турции. Необходимость соединения
либеральной и национальной политики. Значение
освобождения крестьян для восточного вопроса.
Постепенное разъяснение восточного вопроса.
Краткий очерк истории образования
Австрийского государства. Без славян и русских
невозможны были бы культура и политическое
развитие Германии. Упразднение идеи
Австрийского государства. Меттерних. Категории
государственных мужей; великие политики,
личности трагические и трагикомические. Способы
сохранения Австрии после Меттерниха: централизм,
дуализм и федерализм; невозможность Австрии во
всех этих формах. Мысль об австрийской федерации
славян. Мысль об австро-турецкой федерации. Идея
Всеславянства.
Центральность местоположения
Константинополя. Его четыре названия и четыре
эпохи его истории. Права на Константинополь. Что
такое историческое право? - Константинополь есть
res nullius. Кому обладание Константинополем всего
полезнее? - 1) Ахиллесова пята России. 2) Величина
России. 3) Необходимость для России флота, а для
флота Черного моря. 4) Расширение нравственного
влияния России от обладания Константинополем.
Царьград должен быть столицею не России, а
Всеславянского союза. Славянская федерация с
Россиею во главе, как решение восточного вопроса.
Члены федерации должны быть крупны. Цель ее не
есть поглощение славян Россией. Состав
Всеславянского союза и перечисление его членов.
Польский вопрос. Наилучшее решение его при
посредстве Всеславянской федерации.
Россия не может быть членом европейской
политической системы. Вмешательство никогда не
приносило ей пользы. Россия должна быть
противовесом Европе. Две судьбы, предстоящие
России. Значение союза для остальных его членов.
Для Греции. Для Булгарии. - Что такое русская
интеллигенция. Для Сербии. Для Чехии. Для Румынии.
Для Польши и Венгрии. Мнимое властолюбие России.
Три разряда подданных. Страх перед
мировладычеством. Необходимость Славянского
союза для человечества. История Европы в
отношении к другим народам. Система
политического равновесия. Главные случаи его
нарушения и сохранения. Препятствие к всемирному
владычеству Европы. Гибельный результат
общечеловеческой цивилизации. Условия и
следствия Всеславянской федерации. Возведение
русского языка в общеславянский. Необходимость
для борьбы с Европою.
Закон сохранения запаса исторических
сил. Правило русской политики. Россия не
заинтересована в системе равновесия. Равновесие
вредно для России, а нарушение выгодно. Отношения
России к главнейшим представителям европейского
могущества. К Англии. К Франции. К Пруссии.
Внутренние источники сил России.
Дисциплинированный энтузиазм. Оценка войн,
веденных Россией с Европою. Сочувствие славян.
Крестьянский надел.
Четыре разряда культурной
деятельности. Первичные культуры. Одноосновные
культурно-исторические типы. Европейский тип.
Троякая анархия Европы. Надежды и свойства
славянского мира. Характер славянской
религиозности. Способность к государственности.
Особый характер русской политической
деятельности - отсутствие владений и колоний.
Способен ли русский народ к свободе? - Русские
бунты. Общественный и экономический строй
России. Община и социализм. Культура в тесном
смысле слова. Поглощение сил строением
государства. Противоположность между Америкой и
Россией. Задатки способностей к наукам и
искусствам. "Мертвые души". "Борис
Годунов"; "Война и мир". Картина Иванова.
"Преображение" Пименова. Мицкевич.
Славянство - четырехосновный культурно-исторический
тип. Два потока всемирной истории.