Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @
Stolica.ru
Реклама в Интернет

Редколлегия 

Совместный проект Создателей сайта и Общественной организации "Фонд Л.Н. Гумилёва". По просьбе наших посетителей, на этой странице публиковались заметки, освещающие важнейшие материалы помещаемые на сайте.

Заметка 1 (7 января 1999 г.)

Мы начинаем знакомить читателей с первой частью "Степной трилогии" Л.Н. Гумилёва состоящей из двух исследований истории кочевого народа хунну. Первая из них - книга "Хунну" ("История народа Хунну"), посвященная становлению и гибели великого государства кочевников, была опубликована в 1960 г. и осталась классической монографией, составившей целую эпоху в хуннологии. Вторая книга "Хунны в Китае", изданная в 1974 г., является логическим продолжением первой и посвящена взаимоотношениям кочевников и оседлого населения Китая.

Одновременно с этим начинается помещение первого тома многотомного труда "История Востока" - "Восток в древности", где показаны причины и пути возникновения первых цивилизаций с точки зрения традиционного стадиального подхода к изучению Истории, их взаимодействие между собой, а также с "периферийными обществами" . Книга вышла под редакцией председателя Главной редколлегии Р. Б. Рыбаков (главного советского историка).

Заметка 2 (20 января 1999 г.)

Мы публикуем переписку Л.Н. Гумилева с Н.В. Тимофеевым- Ресовским и его учеником Н.В. Глотовым по определению этногенеза и пассионарности - основных категорий этногенетической парадигмы, а также комментарий Наталии Викторовны Гумилевой по её поводу.

Эти материалы дают богатую пищу для понимания "пассионарности" как самим Л.Н. Гумилевым, так и Николаем Владимировичем Тимофеевым-Ресовским, выдающимся русским генетиком XX века.

Как писал А.И. Солженицын "по материнской линии он (Н.В. Тимофеевым-Ресовским) был из захудалых дворян на реке Рессе, по отцовской же - боковой потомок Степана Разина, и эта казацкая могута очень в нем чувствовалась┘ Он обладал той широтой, которую ученые следующих поколений даже и не хотят иметь."

Николай Владимирович сам не мало размышлял на тему о роли человека в биосфере, формировании биосферного мышления и пришел к выводу о бессмысленности обсуждения проблем евгеники, т.е. проблем улучшения самим человеком ( см. Тимофеев- Ресовский Н.В. Воспоминания. М., Прогресс, 1995, с.159-160).

Заметка 3 (27 января 1999 г.)

Мы публикуем доклад Сергея Федоровича Тимашева, д.ф.-м.н. "О физико-химической сущности пассионарных толчков" на первых Гумилевских чтениях. Сергей Федорович Тимашев  - доктор физ.-мат. наук, крупный физик-теоретик. Он работал в области физики твердого тела и в физико-химии, в частности он один из крупнейших у нас в стране и в мире специалистов по мембранам. В последнее время его деятельность связана с динамикой нелинейных систем, в частности с исследованием удивительного природного феномена - фликкер-шума.

Фликкер-шум является отражением сложной эволюции нелинейной системы. Последовательность резких всплесков и скачков, совершенно случайная на первый взгляд, содержит информацию о корреляциях и потере памяти. Просто удивительно, какие разные системы "шумят" таким образом. Вот лишь некоторые примеры явлений и систем: солнечная активность, землетрясения, озоновый слой, различные физические и химические системы, последовательность нуклеотидов в ДНК, ритмы сердца и мозга, музыка.

В мнению аспиранта С.Ф. Тимашева - Егора Будникова главными этой статьи являются три идеи:
1. Собственно о пассионарных толчках. Предлагается гипотеза земного происхождения пассионарных толчков. Они связываются с увеличением потоков восстановительных флюидов через разломы литосферы.

2. О построении адекватных моделей развития. Речь идет о неприменимости существующих простых и линейных моделей (типа закона Мальтуса или фреоновой гипотезы разрушения озонового слоя и т.д.) к системе Земля и к живым системам. Восстановительные силы природы весьма велики и далеко не изучены.

3. О применении к истории методов нелинейной динамики, в частности методов фликкер шумовой спектроскопии. Это очень интересное и важное направление, которое лишь слегка обозначено в статье. Только вряд ли можно согласиться с Тимашевым там, где он говорит о русской и английской истории.

По поводу третьей идеи хочется сказать подробнее. Лев Гумилев мечтал о превращении истории в "естественную" науку. В таких науках всегда есть некоторые величины, которые описывают процесс или состояние, и которые можно измерить, чтобы выявить закономерности. Примером таких закономерностей являются кривые этногенеза из книг Гумилева.

Заметка 4 (5 февраля 1999 г.)

Опубликовано обращение С.Б. Лаврова "В каком мире мы живем ?", Председателя "Фонда Л.Н. Гумилёва" к участникам 2-х Гумилевских чтений (май 1998 г., Москва), которое было зачитано О.Г. Новиковой.

Помещенная работа Сергея Соколова "О подделках истории и в истории", посвещена проблемах исследования праславянской письменности и в частности изучения "Влесовой Книги".

Следует заметить, что на сайте была опубликована пространная статья "Размышления в час заката", присланная ранее С. Соколовым, где изложены мысли о северном происхождении ариев. Статья  являет собой одну из подделок под труды Льва Николаевича, появляющихся в время от времени.

Ясно, что если статья не опубликована при жизни человека, не подписана им, и не получена у владельца его авторских прав, то есть Н.В. Гумилевой, то она не может уже поэтому считаться авторской. Если же подпись Гумилева все таки имеется, то есть "Фонд Л.Н. Гумилева", где следует сверить материалы с имеющимся наследием ученого.

Как справедливо заметил Андрей Александрович Золкин "по стилю она не очень походит на работы Л.Н. Гумилёва позднего периода... Кроме того, эта статья во многом созвучна с одним достаточно влиятельным направлением в этнографии, представленным главным образом работами А. Галана (в частности "Миф и символ"). Да и есть некоторые ошибки, относящиеся к наследию Л.Н. Гумилёв (сказано, например, о том, что Л.Н. занимался историей Восточной Европы, затем, проводится мысль о язычестве Л.Н., тогда как он был православным христианином). Это очевидно,... но очевидно также и то, что утверждается в статье, а именно определение нынешней фазы развития коренного этноса как фазы "обскурации"... Ибо, хотя и не прошло тех 1200 лет с момента зарождения новой этнической общности МОСКОВИТЫ."

Заметка 5 (10 февраля 1999 г.)

В развитие дискуссии о причинах, вызывающие пассионарные толчки публикуется статья К. Бутусова, канд. ф-м. наук, В. Мичурина "Лев Гумилев: Космос и Человечество". А работа В. Мичурина "Возрождение Ирана: в свете теории этногенеза" посвящена уже обсуждавшейся теме пассионарного толчка в Иране и Чечне.

Коротко об авторах: Бутусов Кирилл Павлович, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник обсерватории "Пулково" РАН, давний знакомый Л.Н.Гумилева.

Мичурин Владимир Аскольдович, выпускник географического факультета ЛГУ, ученик Л.Н.Гумилева. Имеет ряд публикаций по проблемам этногенеза.

Обсуждение публикуемой статьи о космических причинах пассионарных толчков было начато при жизни Л.Н.Гумилева (лето 1991 г.). Ученого очень интересовало развитие космогенных причин пассионарных толчков, однако его смерть прервала исследование. Впоследствии, авторы данной публикации несколько раз докладывали представленный материал, сопровожденный расчетами и графическим материалом на Гумилевских чтениях в ЛГУ и Географическом обществе.

Доклады встретили живой интерес участников чтений и активно обсуждались. В результате обсуждений было выявлено, что не все пассионарные толчки, описанные Л.Н.Гумилевым, попадают в указанный авторами данной статьи временной интервал, кратный 248,6 годам (90 800 дней). Таким образом, особое положение Плутона в солнечной системе, по-видимому, может являться, предположительно, не единственной причиной пассионарного мутагенеза. Также было замечено, что в данной концепции не отражены причины линейного расположения пассионарных толчков, отмеченные эмпирически, на основании изучения исторических событий, Львом Гумилевым.

Кстати, Плутон с 1979 г. до 11:22 UTC 11 февраля 1999 г. был "восьмой" планетой, т.е. расстояние от него до Солнца меньше, чем Нептуна. Создатели сайта взяли на себя смелость добавить несколько рисунков поясняющих мысли авторов статьи. Подробнее о Солнечной системе и планете Плутон можно узнать, например, на сайте "Девять планет" или в статье А. Остапенко "Плутон и Харон", а по проблеме взаимодействия Плутона и "солнечного ветра" рекомендуем одноименную статью на английском языке, в которой изложены современные научные представления по этой теме.

Заметка 6 (10 марта 1999 г.)

Андрей (Исторический факультет МГУ) [9 марта 1999 г.]

Среди создателей сайта - только 1 историк. Дилетантизм. Это показательно: интерес к Л. Н. Гумилеву раздувается дилетантами. О Гумилеве читайте статью акад. Б. А. Рыбакова в книге "Из истории русской культуры" (М., 1984).
Гумилев - исключительно талантливый человек, но его "концепция" не выдерживает никакой научной критики (при некоторых интересных наблюдениях).

Тот факт, что Создателями сайта являются в первую очередь специалисты по информационным технологиям, как раз и является свидетельством профессионализма, а отнюдь не дилетантства. Сомневающиеся могут посетить сайт самого Исторического факультета МГУ и наглядно оценить недостатки "доморощенного вэб-строительства". Хотя, безусловно наш проект добровольческий, что не может не накладывать на сайт некоторый любительский шарм.

Как справедливо писал Л.Н. Гумилёв "этногенезы на всех фазах (во все времена) - удел естествознания, но изучение их возможно только путем познания истории, содержащей материал, подлежащий обработке методами естественных наук". Именно эта особенность этнологии и привлекла в нашу команду специалистов по биологии, этнографии, астрономии, географии и т.д. Не все они пока отмечены на странице Создателей сайта, но деятельное участие "Фонда Л.Н. Гумилёва" и Русского Географического общества не заметить нельзя.

p_rybakov.jpg (16339 bytes)

Б.А. Рыбаков (3.06.1908-27.12.2001), академик РАН с 1958 г., фото конца 90-х годов XX в.

А ссылаться на статью академика Б.А. Рыбакова ("советский историк с большим партийно-идеологическим весом") 1984 года, времен самой активной травли Льва Николаевича, вряд ли целесообразно. Тем более, что идеи самого Бориса Александровича по истории Древней Руси, порой не находят признания даже в среде самих российских историков, и это хорошо известно.

Встретить сейчас подобные мысли историков-противников пассионарной теории этногенеза, довольно сложно, тем не менее, они и сейчас пытаются спорить, смотрите, например, главы I, III, XIII и предисловие, написанные И.М. Дьяконовым, в недавней работе Института Востоковедения РАН "История Востока" ("Восток в древности", "Восток в средние века" (до XIII в. х.э, с XIII в. х.э.), "Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI-XVIII вв."), вышедшей под редакцией Ростислава Борисовича Рыбакова (директор Института, сын Бориса Александровича).

Что же касается, научной критики положений теории пассионарного этногенеза, то её создатель в статье "Биосфера и импульсы сознания" справедливо писал, что "роль пассионарности в этногенезе меньше 25%, но пренебрежение этой величиной дает заметную ошибку, смещающую результат", так что всерьез полагать, что теория российского ученого покроет все исторические события, все же не стоит.

Правда, надо заметить, что историки Исторического факультета МГУ оставили былые позиции, например, воздерживаясь от активной борьбы с "историко-фантастическими" трудами академика А.Т. Фоменко и его коллег, позволяя им выпускать свои книги под грифом издательства Московского Государственного Университета. Тем самым, вынуждая заниматься делом борьбы с "фоминковщиной" специалистов-неисториков, и что интересно, получается у них весьма профессионально, например, проект Сергея Фатюшкина "Антифоменкизм".

Заметка 7 (17 марта 1999 г.)

Предлагаемая читателю научно-популярная статья Алексея Афиногенова (выпускник Химического факультета МГУ) "Тайны острова Пасхи и теория этногенеза" имеет цель привлечь исследователей к слабоизученной проблеме этногенеза южной части Тихого океана. В работе имеется некоторые ошибки и упрощения часто встречающееся у первочитателей Гумилева, когда они поддавшись обаянию и "кажущейся" легкости и простоты теории этногенеза "подгоняют" свои исследования под теорию.

К несчастью, возможно невольно, тоже сделал "Иран" прекрасно исследовал Кавказский регион (С. Вязов "А был ли толчок?"), но где же толчок, т.е. линия? Таким образом, в двух случаях ошибка одна - и Афиногенов и "Иран" исследуют локальный этногенез, но зачем же обобщать и сразу же пассионарную кривую вести? Подчеркиваю, что подобное встречалось всегда и при жизни Л.Н. Гумилёва, и после и теперь на сайте. (Почему сразу хочется обнаружить толчок или же, на худой конец, пассионариев в округе). Каких только версий толчков не выдвигалось, например, была версия, что толчки проходят не геодезической линией, а виде более сложной кривой. Лев Николаевич не отвергал никакую гипотезу. Лишь бы были доказательства. Обратите внимание также на статью В. Мичурина ("Возрождение Ирана: в свете теории этногенеза") - у него также есть версия толчка, прошедшего от Палестины, через Иран до Японии, но он старательно разбирает локальный процесс этногенеза в Иране, а и не приводит неполные данные о этносах-ровестниках и не объявляет еще недоказанный толчок.

Существует также версия другого расположения этого толчка, расположенного предположительно перпендикулярно к линии, проводимой В. Мичуриным, с ее обоснованием можно познакомиться в заключении работы Максима Хохлова (выпускник Географического факультета МГУ) "Мониторинг начальных стадий этногенеза чеченского народа", 1994. Однако еще надо доказывать, какое положение правильное, и что это зона толчка, а перпендикулярное направление - зона пассионарного переноса. То есть, непросто все с линиями новых толчков. Нужно призывать авторов тщательнее разбирать локальные этногенезы, а затем уж обобщать. А проводить линию по двум точкам некорректно.

А.М. Афиногенову удалось поднял в своей научно-популярной работе интересную тему, указанная им статья в журнале "Наука и жизнь" достаточно активно обсуждалась. Этногенез о.Пасхи обсуждал еще Иванов К.П. в 80-х., и др. однако, насколько мне известно, они не нашли достаточное количество этносов-ровестников и Л.Н. в толчке не убедили. Таким образом, об пассионарном толчке говорить еще рано, надо очень доказательно исследовать этот регион. Не надо забывать и о феномене пассионарного переноса, когда пассионарность переносится при помощи "генетического дрейфа", и тогда как в зоне толчка возможно наблюдать элементы более поздней фазы этногенеза, на окраинах наблюдается более ранняя фаза. Вообщем, не все так просто, - взял и посчитал разницу между годами... А как изменялся стереотип поведения?

Учитывая, автор указывает что "для категоричных выводов и точной датировки, необходим куда более кропотливый анализ истории не только отдельно взятого острова Пасхи, но и всего региона в целом", можно надеется, что мы еще сможем познакомиться с интересными и глубокими работами исследователей по теме этногенеза в южной части Тихого океана.

Заметка 8 (26 марта 1999 г.)

В проекте "Анналы" состоялось знакомство с научным наследием выдающегося русского византиниста и арабиста Александра Александровича Васильева (1867-1953).

В его трудах особое место занимают работы общего плана охватывающие всю историю Византии вплоть до падения Константинополя в 1453 году. На русском языке в первой четверти XX веке в Петрограде-Петербурге-Ленинграде вышли следующие его работы: 1) Лекции по истории Византии. Время до Крестовых походов (до 1081 год); 2) История Византии и крестоносцы. Эпоха Комнинов (1081-1184) и Ангелов (1185-1204); 3) История Византии. Латинское владычество на Востоке Эпоха Никейской и Латинской империй (1204-1261); 4) История Византии Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261-1453).

После эмиграции А. А. Васильева в Европу, а затем в США, данные работы неоднократно переиздавались им на иностранных языках, с дополнениями и изменениями, став по сути учебниками для нескольких поколений византиеведов, и в первую очередь в США. Публикация его "Истории Византийской империи" начнется с первого тома - "Время до Крестовых походов" (до 1081 г.).

Заметка 9 (1 апреля 1999 г.)

Продолжается знакомство со "Степной трилогии" Льва Николаевича. В книге "Древние тюрки" (1967), в основу которой легла кандидатская диссертация "Подробная политическая история первого тюркского каганата" (1948), историком исследованы закономерности возникновения, развития и гибели державы тюркютов.

Автором уделено большое внимание широкому кругу исторических проблем (политической жизни тюрков, их быту, религии и культуре), а также географическому размещению народов в населявших Срединную Азию на рубеже двух эпох - древности и средневековья. Книга заняла подобающее ей место во всех библиографиях, посвященных истории Срединной Азии. Публикация будет сопровождена 5 картами.

Заметка 10 (21 мая 1999 г.)

По многочисленный просьбам студентов, которые в канун очередной сессии озадачены написанием рефератов и курсовых работ, мы публикуем монографию одного из выдающихся учеников Льва Николаевича Гумилева - Константина Павловича Иванова. "Проблемы этнической географии" - превосходная работа, в которой сжато и математически точно обобщены основные идеи пассионарной теории этногенеза. В последних главах монографии можно познакомится с практическим применением этой теории при:

  • исследовании эколого-географические закономерности развития села Нечерноземья;
  • изучении условий и проблем сохранения экологической устойчивости демографических процессов в сельской местности и
  • этнодемографических принципах достижения устойчивого развития на примере малочисленные народы Севера России.

Краткая биографическая справка - Иванов Константин Павлович (1953 - 1992). Окончил физико-математическую школу, окончил химический факультет Ленинградского Государственного Университета. Начальник лаборатории НИИ географии ЛГУ. Вел курс в ЛГУ по народоведению совместно с Л.Н.Гумилёвым (с 1984 по 1992 гг.), возглавлял экспедиционную работу по изучению малочисленных народов Севера и пограничных с Прибалтикой областей. Возглавлял православную общину Ленинградского Государственного Университета.

Константину Павловичу Иванову, кандидату географических наук, действительному члену Русского географического общества - не суждено увидеть свой труд, воплощенный в книгу. В ночь на 19 декабря 1992 г. рука убийцы злодейски прервала его земную жизнь, остановила творческую мысль молодого ученого.

Заметка 11 (26 мая 1999 г.)

Вашему внимание предлагается доклад Ю.Б. Вахтина, который был представлен на 2-х Гумилевских чтениях в 1998 г. в г. Москва. Доклад дополнен по просьбе О.Г. Новиковой (зам. председателя "Фонда Л.Н. Гумилева") историческими сведениями об интересе Гумилева к теории мутагенеза (см. также переписку Л.Н. Гумилева с Н.В. Тимофеевым-Ресовским и его учеником Н.В. Глотовым - Создатели сайта). За последний год Ю.Б. Вахтин существенно изменил свой доклад и в настоящее время он представляет собой, по сути дела, новую работу - "Мутации пассионарности Л.Н.Гумилева: возникновение и фенотипическое проявление", которая впервые публикуется именно на нашем сайте.

По мнению Александра Миронова, к.м.н., работа Ю.Б.Вахтина представляет весьма любопытную гипотезу о роли мобильных генетических элементов в процессах старения и возникновения пассионарности. Однако, после прочтения ощущается необходимость ознакомления с более полной аргументацией автора, которая, как хочется надеятся, присутствует в его труде, депонированном в ВИНИТИ. Без этого принять представленную гипотезу без серьезных возражений сложно. Тем не менее, можно только приветствовать появление работы, которая пытается пролить свет на явление пассионарности с точки зрения генетики.

Заметка 12 (2 июля 1999 г.)

Началась публикация вершины творчества  Вернадского Георгия Владимировича (1888-1973), выдающегося русского историка, сына известного ученого В.И. Вернадского (1863-1945) - пятитомного труда "История России". Начнет публикацию в проекте "Анналы" первый том историка-евразийца "Древняя Русь" (1943), в котором исследуется развитие Южной России с древнейших времен до образования Киевской Руси. Публикация сопровождена 6 картами.

Евразийство, идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920-30-х гг. Началом движения стал выход сборника "Исход к Востоку" (София, 1921) молодых философов и публицистов Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчинского. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всем противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как "Евразию", особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На первом этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок; однако затем некоторая часть евразийского течения все более приобретало политическую окраску, наследуя "сменовеховству" в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма. Эта тенденция, усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (Сувчинский, Л. П. Карсавин, П. С. Арапов, Т. П. Святополк-Мирский и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры Государственного Политического Управления (Н. Н. Ланговой, С. Я. Эфрон и др.), вызывала протест другой части евразийцев и вызвало ряда расколов.

Вашему вниманию будет предложены работы Трубецкого Николая Сергеевича - одного из наиболее универсальных мыслителей русского зарубежья, крупнейшего лингвиста, филолога, историка, философа и политолога.

Заметка 13 (7 июля 1999 г.)

Данное сообщение было снято по решению Редколлегии 6 октября 2006 г.

Заметка 14 (23 августа 1999 г.)

Всегда сложно писать вступительные разделы к монографиям больших ученых, ибо над каждой фразой довлеет дилемма акцентов: уделить ли основное внимание книге, написанной человеком, или же, человеку, написавшему книгу. В данном случае, важны обе составляющие, ибо стала легендарной личность автора "Старобурятской живописи" (впрочем, таковым Лев Николаевич Гумилев был и при жизни), и крайне актуальной стала тема, связанная с "мистикой Востока".

Изучение кочевников Центральной Азии, которым занимался Л.Н.Гумилев, предполагало знание их окружения в наиболее полном объеме. А это и Великий Китай, и Тибет и Иранское нагорье во всем многообразии исторических судеб народов, населявших эти субконтиненты. "Весомо, грубо, зримо" столкнулся с Востоком Л.Н. - коллектор геологической экспедиции в Саянах (1931), а затем - заключенный в лагере под Норильском (1938-1943).

Буквально накануне Великой Отечественной войны, в 1941 г. научный сотрудник Музея антропологии и этнографии Г.А.Гловацкий привез в Кунсткамеру два вагона с буддийскими предметами из закрытого накануне буддийского монастыря - Агинского дацана. Эта гигантская коллекция и в послевоенные годы оставалась не описанной и научно не обработанной. Взяться за столь объемный, поистине титанический труд оказалось не под силу штатным работникам Кунсткамеры, которые и так были завалены обильными необработанными коллекциями и материалами многочисленных полевых изысканий. Вот на такую-то "временную" работу был приглашен научным сотрудником Л.Н.Гумилев. Он занялся не только коллекцией из Агинского дацана, но и проблемой распространения буддизма в Срединной и Центральной Азии. В XII томе трудов Музея антропологии и этнографии (1949), давно ставшем библиографической редкостью, вышла его статья "Статуэтки воинов из Туюк-Мазара". А вот изучение буддийской коллекции из Агинского дацана было прервано очередным - третьим - арестом и лагерной ссылкой на 10 лет. Л.Н. был арестован в день своего возвращения из очередной научной экспедиции (7 ноября 1949).

Первая публикация по материалам Агинской коллекции "Легенда и действительность Древнего Тибета" состоялась лишь в 1960 г. в "Вестнике истории мировой культуры" (No 3). Материал, обработанный Л.Н., в бытность его заключенным, так никто и не использовал. Информация по тибетской ветви буддизма широко использовалась Л.Н. при написании работ о древней монгольской религии (Доклады Геогр. об-ва СССР. Л., 1968. Вып.5) и в совместных с Б.И.Кузнецовым статьях по древней тибетской религии "Бон" (Докл. Отделений и комиссий Географ. об-ва СССР. Л., 1970. Вып.15). Последние заставили Л.Н.Гумилева задуматься о "суперэтнической целостности" Тибета, о трех основных направлениях тибетского "буддизма".

Заметка 15 (12 октября 1999 г.)

Вот и на нашей улице праздник. Исполнился год, как наш сайт переехал на "Кулички" и начал свою деятельность по популяризации идей пассионарной теории этногенеза. Благодаря активному сотрудничеству с Фондом Л.Н. Гумилева и лично  О.Г. Новиковой, нам удалось приобрести новое качество - читатели получили возможность ближе познакомится с личностью Льва Николаевича и людьми, которые его окружали. Наш ресурс прочно поселился в двадцатке наиболее посещаемых исторических ресурсов Рунета (не включая военно-исторические и прочие дискуссионные доски) и вошел в число его пяти наиболее именитых электронных библиотек ("Чернильница").

Собранные здесь десятки работ выдающегося ученого нашли своего читателя. Самыми популярными его работами являются "Древняя Русь и Великая степь", "От Руси к России", "Этногенез и биосфера Земли" и "Древние тюрки". На сегодняшний день можно с полной уверенностью  сказать, что на сайте содержится самое крупное собрание сочинений на Интернете, которое пока нет ни у одного из российских ученых. Хотя до полного собрания сочинений ученого нам еще далеко.

Огромный интерес среди читателей вызывает дискуссионная доска, на которой удается поддерживать в общем доброжелательную атмосферу, добиваясь ведения конструктивного обсуждения, чем она приятно отличается от множества других дискуссионных досок, в том числе и на самих "Куличках". Жаль конечно, что такой серьезный подход требует значительных затрат времени и интеллектуальных усилий, но в результате наши читатели имеют . Основой для подобных обсуждений должны по нашему мнению быть статьи, в которых бы достаточно глубоко освещались различные аспекты пассионарной теории этногенеза, как было это например при анализе работ А. Чижевского и современные исследования на тему о влиянии солнечной активности на человеческий организм (дискуссионные доски 17, 18, 19 и 20 за 1999 г.).

Другим важным направлением в работе нашей команды стало создание исторических карт, созданных специально для Интернета. Здесь мы по праву можем считать себя пионерами в этом кропотливом, но увлекательном деле, а созданная нами коллекция, насчитывающая более таких карт, остается и по сей день самой крупной коллекцией на Рунете. Разработанные нами несколько методик создания карт для Интернета нашли свое применение не только на наших страницах, но и на других сайтах по исторической тематике ("История Прибалтики" - Прибалтика после Мельнского договора 1422, "Русско-Японская война" - Общий ход военных действий в 1904-05 гг.). В дальнейшем мы будем продолжать работы в этом направлении и окажем содействие всем разработчикам сайтов, которые задумывают украсить их картами.

 

Эта страница была последний раз обновлена 22.05.07

Stolica.ru

Начала Этногенеза ] Оглавление ] >> ]

Top