|
Совместный проект Создателей сайта и общественной организации "Фонд Л.Н. Гумилёва". По просьбе наших посетителей, на этой странице будут публиковаться заметки, освещающие важнейшие события и материалы, помещаемые на сервере. Заметка 1[67] (25 января 2004 г.)
С началом Крымской кампании 1853 года добивается звания военного лекаря и уезжает на фронт. 1863 поступил в Азиатский департамент Министерства иностранных дел и за 8 лет службы на Балканах и в Турции прошёл путь от секретаря до консула в Салониках. Годы, проведенные на Востоке, сыграли огромную роль в формировании взглядов Леонтьева на Россию и ее место в мировом сообществе. Пережив летом 1871 душевный кризис, Леонтьев неожиданно для многих оставил в через два года службу и провёл около года в русском Пантелеймоновом монастыре на Афоне. После года пребывания среди афонских старцев он просит их о постриге, но получает отказ и возвращается в Россию. В этот период под влиянием концепции культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского Леонтьев написал работу "Византизм и славянство" (опубликована в 1875), в которой идее славянского единства противопоставил идею национальной самобытности русского этноса а также , характеризуется идеей выделения трёх стадий циклического развития - первичной "простоты", "цветущей сложности" и вторичного "упрощения" и "смешения". С 1880 по 1887 годы Леонтьев служил в Московском цензурном комитете. Поселившись в родном Кудинове, он начинает наезжать в Оптину пустынь и подолгу живет в ней. Тяжело больным он приезжает в пустынь весной 1886 года и решает навсегда обосноваться в ней. Осенью 1887 года он снимает возле монастырской ограды двухэтажный дом и проводит в нем самые плодотворные в интеллектуальном и литературном отношении годы. Именно здесь написаны "Записки отшельника", "Владимир Соловьев против Данилевского", статьи о Достоевском и Льве Толстом, начата автобиография "Моя литературная судьба". Его творчество проложило торную тропу от ранних славянофилов и Н.Я. Данилевского (1822-1885) к евразийцам начала XX в. Л. Н. Гумилёв просил опубликовать его труды в сборнике или в серии с К. Н. Леонтьевым и считал его своим учителем евразийства. Исполняя волю Льва Николаевича мы начинаем публикацию статей русского философа и его биографию. Заметка 2[68] (25 февраля 2004 г.)
В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию по чешско-русским литературным связям XVII века, в 1973 году - докторскую диссертацию по русской стихотворной культуре XVII века. В соавторстве с Л.Н. Гумилёвым опубликовали в издательстве "Советский писатель" в 1990 г. книгу "Чтобы свеча не погасла". Создатели сайта в эту знаменательную дату опубликовали одно из интервью русского интеллегента, данного им Игорю Михайлову "Вера - это культура". Заметка 3[69] (2 марта 2004 г.)2 марта - на именины Л.Н. Гумилёва (празднование дня свт. Льва Римского папы). В этот день публикуется речь К.П. Иванова "Слово об учителе" на гражданской панихиде ученого. Речь была произнесена 20 июня 1992 г. в стенах Русского Географического Общества, г. Санкт-Петербург. Данная публикация представляет собой синхронный текст видеозаписи, подготовленный Фондом Л.Н. Гумилёва в 2003 г. По мнению первого ученика, самое главное в научном наследии Льва Николаевича - открытие явления комплиментарности, а не как могло бы показаться на первый взгляд - пассионарности. "Эта сила, она объединяет этнос, она создает этнос. И эта же сила, она распространяется и на явления более широкого масштаба, чем народы, то что мы привыкли называть цивилизациями или культурами, или то, что Гумилёв называл суперэтносами." Заметка 4[70] (23 апреля 2004 г.)Недавно в Интернете появился новый родственный нам проект "Теория антисистем. Источники и документы". Лев Николаевич Гумилёв определял антисистему как системную целостность людей с негативным мироощущением, которое представляет собой специфическое отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к упрощению систем, то есть к уменьшению плотности системных связей. В пределе плотность системных связей сводится к нулю, что означает уничтожение системы, будь то государство, ландшафт или этнос. Антисистема вырабатывает для своих членов общее мировоззрение. Для антисистемы независимо от конкретной идеологии ее членов существует одна объединяющая установка: отрицание реального мира как сложной и многообразной системы во имя тех или иных абстрактных целей. Одной из таких антисистем являлся нацизм. Среди членов антисистем преобладают люди с футуристическим ощущением времени, то есть таким мироощущением, при котором будущее считается единственно реальным, прошлое - ушедшим в небытие, а настоящее расценивается как преддверие будущего. Таким образом, реализация целей антисистемы, какими бы они ни были, всегда отнесена к будущему. Идеология антисистемы всегда противопоставляет себя любой этнической традиции, под которой понимается иерархия стереотипов и правил поведения, культурных канонов, политических и хозяйственных форм, а не только мировоззренческих установок, характерных для каждого конкретного этноса и передаваемых из поколения в поколение. Накопленной этнической традицией определяется своеобразие каждого этноса и его место в ряду других народов. Следовательно, антисистема всегда стремится к моральному уничтожению этноса, из числа представителей которого она инкорпорирует своих новых членов. Основная цель проекта "Теория антисистем. Источники и документы" - публикация ссылок на доступные письменные источники, книги и документы, представляющие интерес для исследователей и просто любителей истории, интересующихся проблемами этнологии и приложением теории антисистем как раздела общей теории систем к этой проблемной области. Ссылки сопровождаются краткими аннотациями. Первоначально планировалось создать раздел библиографии по проблематике теории антисистем на нашем сайте. Однако в дальнейшем от этой идеи пришлось отказаться, поскольку размещение ряда конкретных источников непосредственно на сайте могло вызвать неадекватную реакцию некоторых из его посетителей. Просим помнить посетителям сайта, что публикуются ссылки именно на ИСТОЧНИКИ и ДОКУМЕНТЫ, предназначенные для ИЗУЧЕНИЯ, даже если сам документ носит пропагандистскую окраску. К сожалению, сведения по интересующей тематике всегда приходилось собирать по крупицам и зачастую в явно одиозных источниках. Например если указывается ссылка на книгу И.С.Кона по истории гомосексуализма, то это вовсе не означает, что мы пытаемся агитировать посетителей сайта на предмет нетрадиционной ориентации. Поэтому каждая ссылка будет сопровождаться нашими комментариями. Следует также помянуть, что хотя мы здесь и рассматриваем в основном приложение теории антисистем в сфере этнологии, но сама теория антисистем является подразделом общей теории систем и имеет более широкий круг применений, в том числе и в технических областях. Заметка 5[71] (25 мая 2004 г.)Наш объем знаний о древних государствах и народах напоминает античные карты, на которых центральные объекты вырисованы со всевозможной тщательностью, а периферия непропорционально сжата и тонет во мраке неизвестности. В этом нет ни предвзятости, ни ошибки учёных-историков. Такова специфика подбора источников (и не только письменных), доставшихся нам в наследство от предков. Действительно, благодаря Титу Ливию и его оппонентам, история небольшой общины на холмах по среднему течению Тибра известна достаточно подробно, что находит подтверждения в иных, в т. ч. археологических материалах. Данных об иных аппенинских племенах и государствах на порядок меньше, а неархеологические данные о кельтах и иллирийцах касаются лишь взаимоотношений последних с греками и римлянами. Настоящая работа призвана отчасти исправить информационную диспропорцию в изучении древних государств и племенных союзов путем создания комплексного историко-географического атласа, т.е. комплекта историко-географических карт, освещающих историю Старого Света на протяжении определённого временного периода. Основной вывод, сделанный в ходе работы: современная отечественная историческая наука накопила достаточное количество информации для создания подробной карты в рассматриваемом временном периоде (700 г. до х.э. √ 1200 г. х.э.). Более того, российская наука еще четверть века назад имела все необходимые данные для выполнения такой работы (в последующий период новые монографии и энциклопедии за редким исключением лишь повторяли и суммировали уже имеющуюся информацию), и отсутствие подобной работы можно объяснить лишь недостаточным вниманием к исторической географии, периферийностью этой вспомогательной исторической дисциплины. Многие исторические карты, ставшие впоследствии эталонами, были созданы еще в середине XX в. и с тех пор перемещались из одной монографии и энциклопедии в другую. Следует отметить значительный набор исторических карт во втором издании Малой Советской Энциклопедии и одновременно начавшей выходить Советской Исторической Энциклопедии. Большая работа была проделана также разработчиками школьных атласов по истории, хотя принцип монохронизма, положенный в основание большинства карт, делает их информационное пространство отрывочным (рассматриваемое в рамках одной карты государство ╚висит╩ в пространстве, окружённое ╚варварской╩ периферией). В работах Л. Н. Гумилёва проанализирована и суммирована информация, касающаяся ╚белых пятен╩ современной ему исторической географии: Сибири, Средней и Центральной Азии, и это позволило ему создать несколько уникальных синхронических карт, освещающих историю изучаемых регионов. За рубежом за последние два десятилетия выходили крупноформатные исторические атласы, а также атласы истории религий. Однако они при всех своих достоинствах еще не в полной мере избавились от европоцентризмом, т.е. античный и европейский регионы в интересующий автора период картографированы на порядок подробнее, нежели Азия или Африка. В отечественной исторической науке попытка преодоления европоцентризма был предпринята еще при подготовке Советской Исторической Энциклопедии. Таким образом, имеющийся в современной исторической науке пробел может быть устранён, чему служит настоящая работа, представляющая исторический этнополитический атлас Евразии. Ее автор представляет её на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Заметка 6[72] (3 июня 2004 г.)
21 мая по старому стилю и 3 июня по новому в праздник равноапостольного Константина (+337 г.) и матери его царицы Елены (+327 г.) отмечались именины Константина Павловича Иванова (1953-1992). Не за долго до своей трагической смерти ученик Льва Николаевича составил и выступил в октябре 1992 г. на первых Гумилёвских чтениях в стенах Санкт-Петербургского Государственного Университета с тезисами, содержавшими основные направления и задачи этнологических исследований: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭТНОЛОГИЯ
ПАССИОНАРНЫЕ ТОЛЧКИ
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЭТНОЛОГИЯ
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭТНОГЕНЕЗА
ПРИКЛАДНАЯ ЭТНОЛОГИЯ
КРИВАЯ ЭТНОГЕНЕЗА
Нам остается признать, что многие из этих направлений пока исследованы не в полной мере. Следует обратить внимание на многолетний труд Лаборатории Генетики человека Института общей генетики РАН им. В. И. Вавилова по исследованию генофонда этносов Северной Евразии последних 2-3 тысячелетий, воплащающееся в фундаментальное многотомное издание "Генофонд и геногеография народонаселения" под ред. Ю. Г. Рычкова. Первый том "Генофонд населения России и сопредельных стран" увидел свет в 2000 г. именно в Санкт-Петербурге. Том 2 "Геногеографический атлас населения России и сопредельных стран" вскоре появится, но следую духу времени, представ электронным атласом. Помимо этого можно отметить наш проект "Хронософия", в котором представлен электронными атласами: Заметка 7[73] (15 июня 2004 г.)
Семья Гумилёвых навечно поселилась в БежецкеВ августе 2003 г., накануне годовщины со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва в центре города Бежецка (Тверская область), День Города был открыт памятник семье Гумилёвых. Состоялось открытие своеобразного ⌠тройного памятника■ ≈ Анне Ахматовой, Николаю Гумилёву и Льву Николаевичу Гумилёву. Несомненно, что эта композиция своей художественной значимостью украсила бы любой столичный город. Знаменательно, что именно этот маленький провинциальный городок Бежецк стал первым, где установлен памятник Льву Николаевичу Гумилёву вместе с его родителями. Монумент был установлен в местном парке ветеранов на улице Большой. Как известно, неподалеку от Бежецка располагалось родовое имение семьи Гумилёвых - Слепнево. Поэтому бежечане решили увековечить память знаменитой семьи. Деньги на строительство были выделены из Федерального бюджета России, бюджетов Тверской области и Бежецкого района. На открытии памятника было зачитано письмо Натальи Викторовны Гумилёвой, вдовы ученого. Она написала, что Лев Николаевич мечтал о таком памятнике, который бы увековечил тройственный союз членов их семьи. Первоначально на месте будущей скульптурной композиции, посвящённой Николаю Гумилёву, Анне Ахматовой и их сыну Льву Гумилёву был установлен памятный камень-знак. Затем был проведен конкурс работ, в котором лучшим был признан проект скульпторов из Москвы - заслуженного художника России, лауреата премии Москвы Андрея Ковальчука и заслуженного архитектора России, профессора Николая Ковальчука Почти два года скульптор из Москвы Андрей Ковальчук работал над созданием этой, по его словам, камерной композиции величайшей семьи, оставившей огромный вклад в поэзии и науке. У скульптора были различные варианты. Но он предложил архитекторам √ своему отцу Николаю Ковальчуку и главному архитектору города Бежецка Павлу Зорину √ отразить в своем авторском замысле, в лицах своих героев, два периода времени этой творческой семьи, с начала двадцатых до восьмидесятых годов двадватого века. Именно поэтому русские поэты Анна Ахматова и Николай Гумилёв на памятнике изображены молодыми. А их сын Лев Николаевич представлен в этой скульптурной группе в том возрасте, когда он был уже хорошо известен как ученый-этнограф и историк. Их проект в конкурсе был признан самым лучшим. Эти мастера известны своими скульптурами, изображающих многих исторических личностей. Недавно были установлены такие их работы - памятник поэту Федору Тютчеву и композитору Сергею Рахманинову.
Отливали памятник в Белоруссии. Минские специалисты предприятия ╚Отменное литье■, они же изготовили бронзовый памятник легендарному кораблю русского флота - бригу "Меркурий". Бронзовую композицию образуют сидящая в кресле Анна Ахматова, рядом с ней на высоком постаменте бюст поэта Николая Гумилёва, а недалеко, идущим к людям, в полный рост с книгой в руке изображен Лев Николаевич Гумилёв. Теперь именно к нему приезжают свадьбы фотографироваться. Раньше приезжали к вечному огню. Изменился стереотип поведения, как сказал бы Лев Николаевич Гумилёв. Заметка 8[74] (20 августа 2004 г.)В 116-ю годовщину со дня рождения Г.В. Вернадского (1888-1973) извещаем о завершении публикация в разделе "Анналы" третьего тома - "Монголы и Русь" (1953), последнего из входящих в его пятитомную монографию "История России". Вернадский Георгий Владимирович (20.VIII.1888-12.VI.1973), выдающийся русский историк, сын известного ученого В.И. Вернадского (1863-1945). Ученик В.О. Ключевского, С.Ф. Платонова, Р.Ю. Виннера. Эмигрировал из России в 1920 году. А перед Второй Мировой войны перебрался за океан в США. Профессор Йельского университета, читал курсы лекций в Гарвардском, Колумбийском, Чикагском университетах. В США и Европе признан крупнейшим специалистом по русской истории. Лауреат премии "За выдающиеся заслуги в славянских исследованиях" (1970). Автор многочисленных статей и монографий. Вершина творчества Г.В. Вернадского - пятитомный труд "История России", в который вошли его отдельные пять его книг. Первые два тома были написаны в соавторстве с Михаилом Карповичем. Труд Вернадского явился воплощением его исторической концепции - идеи взаимодействия природы и общества, как главного содержания всемирно-исторического процесса. Своеобразие национального развития русского народа, по мнению Вернадского, обусловливалось двумя комплексами причин: внешним влиянием на общество природно-географических факторов и внутренним саморазвитием социального организма. Процесс подготовки электронной версии пятитомника на нашем сайте продолжался шесть лет (1998-2004), в ходе которого также было подготовлено текстов общим объемом более 6 Мб и 21 электронная карта, изготовленная при помощи настольных геоинформационных систем американской компании ESRI. Заметка 9[75] (4 сентября 2004 г.)
Она была известным художником-графиком, членом МОСХа, но оставила свой уютный быт в Москве и разделила со Львом Николаевичем непростые 25 лет - двадцать пять лет травли, слежки и замалчивания трудов ее мужа. И все эти годы она была рядом, в коммуналках создавая уют, подставляя плечо. Жила рядом с ним, жила его миром, его трудами, между его настоящими и мнимыми друзьями, настоящими и псевдо-учениками, ⌠наблюдателями■ и просто любопытствующими┘ И кормила и поила всех, - всех приходящих ко Льву Николаевичу. Расстраивалась, когда предавали ученики, когда не печатали и переделывали книги мужа. Но она была не только женой и другом, но и соратником. И может благодаря и ее подвижническому труду, любви и терпению, уведили свет труды Льва Николаевича, а мы стали наследниками вдохновенных трудов об этногенезах народов мира, о наших исторических корнях - народах Великой степи и России. После смерти мужа Наталья Викторовна заботилась об увековечении его имени и развитии его идей - она вошла в попечительский совет Фонда Льва Николаевича Гумилёва. Беспокоясь о научном продолжении этнологических исследований, пока позволяло здоровье, Наталья Викторовна участвовала в проведении Гумилёвских чтений в Санкт-Петербурге. Наталия Викторовна дожила до признания трудов своего мужа, но начались другие сложности - издательские┘ Н.В.Гумилёва успела оставить воспоминания о жизни со Львом Николаевичем Гумилёвым (см. статью ⌠Требуются пассионарии■ и ее ⌠Воспоминания■, опубликованные в книге Лев Гумилёв:Судьба и идеи. -М.Айрис-пресс, 2003. и интервью "Пассионарии не обязательно бывают вождями", данное в начале 1990-х гг. "Московскому журналу".) Отпевание Н.В.Гумилёвой состоялось в день ее именин - в день святых мучеников Адриана и Наталии 8 сентября в Москве, на Рязанском проспекте в придела Святого благоверного князя Александра Невского Храма Влахернской Божьей Матери в Кузминках. В житии этих святых супругов написано, что после доноса о непочитании языческих идолов был мученически замучен не отрекшийся от христианства святой Адриан. Муж ей сказал: ╚Не жалей своей молодости и красоты: бренное тело наше есть пища червям; не думай и о богатстве: оно не принесет пользы в день страшного Суда. Лишь одни добрые дела и веру принимает Бог■. Супруга Адриана, святая мученица Наталия пройдя искушения красотой и богатством воспоследовала за отошедшим ко Христу мужем. Урну с прахом Н.В.Гумилёвой захоронили в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, рядом с могилой мужа - Льва Николаевича Гумилёва. Наследницей авторских прав на издание трудов Л.Н.Гумилёва после смерти Н.В.Гумилёвой является ее племянница Маргарита Ивановна Новгородова - доктор геолого-минералогических наук, профессор, ныне директор минералогического музея имени А.Е. Ферсмана РАН, г. Москва. Заметка 10[76] (13 октября 2004 г.)13 октября исполняется 60 лет призыва Льва Николаевича Гумилёва в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Согласно записи в трудовой книжке 13 октября 1944 года Лев Николаевич Гумилёв был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии Туруханским райвоенкоматом. Фронтовой путь Льва Николаевича Гумилёва пролег по территории оккупантов, как он говорил - опять дорогой ратной славы прошли российские войска, вспоминая как гнали русские войска Наполеона. Бывший заключенный-⌠контрреволюционер■ стал солдатом, прошел с боями от Брест-Литовска до Берлина, воевал в зенитных войсках. Участвовал в важнейших и кровопролитнейших операциях последнего этапа Великой Отечественной войны - в Восточно-Померанской операции за освобождение Западной Польши и Варшавы. В ходе в Висло - Одерской операции брал на Одере - Штецин, Альтдамм и др. Участвовал в штурме Зееловских высот. Брал Берлин. Как говорится, в связи с прошлыми обстоятельствами, награжден только медалями ⌠За победу над Германией в Великой Отечественной войне■ и ⌠За освобождение Берлина■ и несколькими почетными грамотами. До конца жизни, скупой на личные воспоминания Лев Николаевич говорил, что он - солдат, из рода военных и священников, что он всю жизнь - на войне. Подчеркивал, что в Отечественную войну воевал не за кого-то, а защищал свою Родину. Вот как рассказывал сам Лев Николаевич о том как он стал солдатом: ⌠Девятого марта 1943 года кончился мой пятилетний срок, и как безупречно проведший все время без всяких нареканий и нарушений лагерного режима, и мне разрешили подписать обязательство работать на Норильском комбинате до конца войны. Я был отпущен и полтора года работал в экспедиции того же самого Норильского комбината. Мне повезло сделать некоторые открытия: я открыл большое месторождение железа на Нижней Тунгуске при помощи магнитометрической съемки. И тогда я попросил - как в благодарность - отпустить меня в армию. Начальство долго ломалось, колебалось, но потом отпустили все-таки.■ Возможно, что в решении администрации отпустить Льва Гумилёва на фронт сыграли обстоятельства событий фронта. В то же самое время советский войска нанося урон войскам противника и, неся потери, приближались к границам Польши. Армии требовались новые свежие силы для взятия Польши и Германии. На фронт стали посылать на фронт и из мест заключения и ссылок - вольнонаемных и заключенных. Английский историк Энтони Бивор, ссылаясь на данные советских архивов, в свой книге ⌠Падение Берлина■ пишет, что к 5 сентября 1944 года из лагерей ГУЛАГа было освобождено 1 млн. 30 тыс. 494 человек. Современники, видевшие его уезжающим на фронт говорили, что слушая этого одержимого наукой человека, чувствовали уверенность, что он вернется с войны живым и невредимым┘ А его друзья священники говорят о нем - он был отчаянный человек, ничего не боялся. Вот как он говорил о войне и о ⌠баталистах■: ⌠Что такое армия без всяких прикрас? Все эти писатели, Бондарев и другие, - это результат ⌠писательства■. Самый жесткий писатель - это ранний Лев Толстой с ⌠Казаками■ и русская литература, посвященная войне с Наполеоном. Далее начинается приукрашивание действительности.■ А Верещагин? - спрашивали его. ⌠Верещагин - это позерство, предназначенное для императорского двора.■ Об однополчанах Лев Гумилёв вспоминал так. ⌠Все мы в этой последней войне воевали за Россию, хотя в нашей маленькой зенитной батарее были армянин и казах. И мы великолепно уживались друг с другом на индивидуальном уровне. Но мы же не навязывали своих привычек, не старались сделать из них ⌠неполноценных русских■. И они вели себя соответственно в отношении нас. Общий результат известен? Мы взяли Берлин, а не противник - Москву. Наша пассионарность оказалась выше немецкой.■ О том как воевал противник вспоминал так: ⌠Я воевал в тех местах, где выживали только русские и татары. Войны выигрывают те народы, которые могут спать на голой земле. Русские и татары - могут, а немцы - нет.■ ⌠Немцы воюют по часам, только когда кофе попью, а мы - всегда.■ После Победы в мае 1945 Лев Николаевич кратко пишет: "О себе: я участвовал в 3 наступлениях: а) освободил Зап. Польшу, б) завоевал Померанию, в) взял Берлин, вернее его окрестности... Добродетелей, за исключением храбрости, не проявил, но тем не менее на меня подано на снятие судимости. Результата жду. Солдатская жизнь в военное время мне понравилась. Особенно интересно наступать, но в мирное время приходится тяжело". ⌠Судимость была снята в армии■ - значится в его личном деле. Лев Николаевич Гумилёв оставил нам потрясающее воспоминание о тяжбе ветеранов с новой историей, отметавшей их - статью "Поколение ветеранов". Боль за утерянное государство - вот основная мысль автора. В муках и крови рожденная империя, в которой только теперь можно было бы честно воздать каждому по заслугам, превратилась в арену склок, борьбы и кровавых перестроек. Горько было увидеть ученому, что и его Победа предана, его страна разрушена. Солдат Победы, он умирал со своей страной┘ На вопрос, следит ли он за прессой и телевидением, - как на современную армию обрушивается целый шквал обвинений во всех существующих и несуществующих грехах, Лев Николаевич ответил - ⌠Я не против критики, тем более, если она конструктивна. А вот дискредитация сильного всегда была уделом слабых и корыстных. Конечно, вырастить труса, надеящегося, что ему не придется воевать, испытывать какие-то трудности и лишения, легче, чем воспитать Воина и Гражданина. Мне думается, что безоглядный пацифизм наносит нашему обществу непоправимый ущерб.■ Констатировав болезнь страны, Гумилёв оставил нам такие слова ╚Ход событий, все же, во многом, определяют не пацифисты, а пассионарии, и именно энергия этих людей поддерживает целостность и независимость государства. Эти люди антиэгоистичны, они служат идее, приближая поставленную цель. Они трудятся, страдают, подставляют свои головы ради России, которая досталась им кровью их предков. И ТОЛЬКО, БЛАГОДАРЯ тому, что они ОТДАЮТ СЕБЯ, КАК ЖЕРТВУ, НА ГИБЕЛЬ, и возможно БУДУЩЕЕ. ■ Даже после развала страны, из праздников Советской поры Лев Гумилёв всегда отмечал только ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Заметка 11[77] (3 ноября 2004 г.)25 октября 2004 г. исполнилось 25 лет выходу в свет трактата Л.Н.Гумилева ⌠Этногенез и Биосфера Земли■. Впервые эта монография была депонирована в ВИНИТИ в виде трех выпусков: 1. Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. - М. - Л. 1-14 марта 1979. - Депонировано ВИНИТИ. - N 1001 - 79 Деп. - Вып. 1. Звено между природой и обществом. - 10 авт. л. 2. Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. - М. - Л. 2-25 октября 1979. - Депонировано ВИНИТИ. - N 3734 - 79 Деп.. - Вып. .2: Пассионарность. - 10 авт. л. 3. Л.Н.Гумилев. Этногенез и биосфера Земли. - М. - Л. 3-25 октября 1979. - Депонировано ВИНИТИ. - N 3735 - 79 Деп. - Вып. 3: Возрасты этноса. - 10 авт. л. В начале 70-х годов дискуссию на эту тему открыл на своих страницах журнал ╚Природа╩, где была опубликована статья Л. Н. Гумилева ╚Этногенез и этносфера╩, содержащая новые идеи, которые привлекли внимание научной общественности и вызвали различные отклики. Позднее в журнале ╚Природе╩ была напечатана подборка материалов под общим названием ╚Еще раз об этносе╩, включающая статью Л. Н. Гумилева ╚Биосфера и импульсы сознания╩. Однако все эти публикации не могли дать полной картины этногенеза, предложенной Л. Н. Гумилевым. Подробнее о перипетиях появления публикации главной книги читайте в статье "25-летие выхода в свет ⌠Этногенез и Биосфера Земли■". Лишь через десять лет после депонирования монография была опубликована Л.Н.Гумилёвым под названием ⌠Этногенез и биосфера земли╩ /Под ред. доктора геогр. наук. профессора В. С. Жекулина. - 2 изд. испр. и доп. - Л.: Изд-во ЛГУ. 1989. - 496 с. Позже она многократно переиздается в СССР и России. В 1990 г. издательство "Прогресс" издает сокращенный английский перевод Трактата. Заметка 12[78] (22 декабря 2004 г.)Полевой археологический сезон 2004 г. приоткрыл занавесу еще над одной тайной Чингизхана. Совместными усилиями японских и монгольских ученых были обнаружены развалины мавзолея Чингизхана. Открытие было сделано в окрестностях деревни Делгерхаан провинции Хентий в районе Аврага (Центральная Монголии). Развалины мавзолея позволяют утверждать, что постройка полностью Чингизхана соответствует всем описаниям в древних китайских хрониках. Группа археологов сообщила, что обнаруженные ими развалины мавзолея датируются периодом XIII-XV вв. Ученые пришли к выводу, что их находка является мавзолеем Чингизхана, после обнаружения жертвенника, на котором сжигались лошади во время, как они считают, поминальных церемоний по монгольскому предводителю. Описание таких церемоний содержатся в исторических документах. Найденные курильницы благовоний с изображениями драконов упоминаются в персидской летописи XIV века, где сказано, что Ставка Чингизхана расположена неподалеку от его могилы и что там постоянно горят курильницы указанной формы. Обнаруженные развалины могут дать исследователям ключ к местонахождению гробницы великого завоевателя. Пока это место остается неизвестным, так как, согласно воле Чингизхана, во избежание разграбления могилы, он был похоронен безо всяких указателей. Те же, кто проводил захоронение, позже были казнены. Учитывая среднее расстояние между мавзолеями и гробницами того времени, можно заключить, что место захоронения Чингизхана располагается в радиусе около 12 километров от обнаруженных развалин. Редколлегия минувши летом проводила свои изыскания. Вот их краткие результаты. В конце 1970-х гг. работы Льва Николаевича практически не публиковались, так в за 1977-1979 гг. увидело свет только 10 статей против, например, публикаций 1970 г.: одна книга и десять статей. Поэтому ученый старался в этих редких статьях пропагандировать научные открытия, замалчиваемые тогдашней официальной советской этнологией. Так в своей работе ⌠Монголы и меркиты в XII в.■ Л.Н.Гумилев писал о трех опытах анализа этногенеза в ранних ракурсах, которые дали тождественные результаты. Упоминания об изложении гумилевского этнологического анализа в ранних трудах 60-х гг. были чрезвычайно важны для ученого. Однако в тексте публикуемой статьи из сборника трудов ⌠Ученые записки Тартуского государственного университета■, 1977. - N 416: Studia orlentalla et Antiqua: П. - C. 74- 116 и подписанной автором - Л.Н.Гумилевым, ссылка под номером 6 (относящаяся к первому примеру анализа) отсутствует как в самом тексте, так и в ссылках. Так, в указанной статье на стр.74 размещена ссылка 5. На следующей странице 75 не имеется какой-либо ссылки. На странице 76 первой указана ссылка под номером 7 - (7) Л. Н. Г у м и л е в. Этнос - как явление. - Доклады ВГО, вып. 3. 1967, стр. 97 - 107. Таким образом, предлагаем считать, что ссылка 6 в данной статье пропущена. Произошло это намеренно или случайно в стенах весьма независимого даже в годы застоя Тартуского университета сейчас судить трудно Мы попытались найти ее в сходной по содержанию работе Льва Николаевича. Сравните текст со страницы 76 статьи Л.Н.Гумилева ⌠Монголы и меркиты в XII в.■ с текстом другой статьи этого же автора, опубликованной им годом позже в 1978 году ⌠Биосфера и импульсы сознания■ (Природа. 1978. No 12. С. 97-105). В статье ╚Монголы и меркиты XII в. Гумилев пишет ⌠Три наших опыта анализа этногенеза в ранних ракурсах дали тождественные результаты. Социально-политический аспект позволил выделить фазы исторического становления, исторического существования и исторического упадка, с последующим пережиточным или реликтовым прозябанием. Аналогичное деление получилось при исследовании воздействия этноса на вмещающий ландшафт (7) и при этнографическом изучении способов отсчета времени (8). Выраженная графически кривая этнического развития, если положить на абсциссу время, имела бы не облик синусоиды или циклоиды, а неправильной кривой, у которой в начальных фазах идет резкий подъем до краткого перегиба, а потом длинный спад, все более плавный, либо до естественного затухания процесса, либо до насильственного его обрыва■. В нижеприведенном отрывке из более поздней статьи ⌠Биосфера и импульсы сознания■ видно, что автор лишь немного отредактировал этот текст (мы выделили красным цветом полностью совпадающий текст - ⌠Этногенез можно рассматривать в разных ракурсах. Социально-политический аспект позволяет выделить фазы исторического становления, исторического существования и исторического упадка с последующим пережиточным или прозябанием (4). Аналогичное деление получается при исследовании воздействия этноса на окружающий его ландшафт (5) и при этнографическом изучении способов отсчета времени (6). Выраженная графически (если отложить на абсциссе время), кривая этнического развития являла бы собой не плавную синусоиду или циклоиду, а неправильную кривую, резко поднимающуюся в начальных фазах до краткого перегиба. Затем идет длинный плавный спад, который прекращается, когда процесс либо естественно затухает, либо насильственно обрывается■. То есть в тексте первой статьи ссылка ╧ 7 - (7) - Л. Н. Г у м и л е в. Этнос - как явление. - Доклады ВГО, вып.3,1967, стр. 97 - 107 и ссылка ╧ 8 - (8) - Л. Н. Г у м и л е в. Этнос и категория времени. - Доклады ВГО, вып. 15. 1970, стр. 143 - 157. соответствуют ссылкам идентичного текста, указанным во второй статье под ╧ 5 - (5)- Гумилев Л. Н. Об антропогенном факторе ландшафтообразования //Ландшафт н этнос. VII. Вестник ЛГУ, 1967, No 24. и ╧ 6 - (6) - Г у м и л е в Л. Н. Этнос и категория времени //Доклады Геогр. об-ва СССР. Л., 1971. Вып. 15 (Заметим, что в тексте ссылки ╧ 6 была допущена ошибка - опечатка. Должен быть указан 1970 год, т.к. эта статья была опубликована в 1970 году.- сверено по указателю Каримуллина А.Г.). Далее во второй статье есть кусок текста ⌠┘М. Е. Лобашов, например, открыл это же явление у животных и назвал его "сигнальной наследственностью■, отмеченный ссылкой ╧7 - (7) Лобашов М. Е. Сигнальная наследственность //В сб.: Исследования по генетике. Л., 1961. No 1. В более ранней статье ⌠Монголы и меркиты в 12 веке■ автор привел совершенно идентичный текст, сопровожденный ссылкой под ╧9 - (9) М.Е. Л о б а ш о в. Сигнальная наследственность. - В сб.: Исследования по генетике, ╧ 1. Л., 1961. Таким образом, седьмая, восьмая и девятая ссылки первой статьи соответствуют пятой, шестой и седьмой ссылкам второй, более поздней статьи. Поэтому с большой долей вероятности можно предложить считать пропавшей ссылкой ╧6 могла бы быть ссылка ╧4 из статьи Л.Н.Гумилева "Биосфера и импульсы сознания" (Природа. 1978. No 12. С. 97-105) - (4) - Гумилев Л.Н. ⌠Внутренняя закономерность этногенеза■ //Ландшафт и этнос. XIV. Вестник ЛГУ. 1973, ╧ 6. Эта страница была последний раз обновлена 06.08.09 |