|
Совместный проект Создателей сайта и общественной организации "Фонд Л.Н. Гумилёва". По просьбе наших посетителей, на этой странице будут публиковаться заметки, освещающие важнейшие события и материалы, помещаемые на сервере. Заметка 1[79] (6 января 2005 г.)6 января исполнилось 60 лет со дня смерти академика РАН В. И. Вернадского.
Идеи о геобиохимической энергии живого вещества В. И. Вернадского легли в основу пассионарной теории теории Л. Н. Гумилёва. Лев Николаевич считал, что "коль скоро этнос - феномен природы и этногенез - возникновение и исчезновение этноса - тоже природный процесс, то к нему вполне применим геобиохимический закон В. И. Вернадского, что, в свою очередь, делает этнологию и этническую историю естественной наукой". Об этом рассказывает статья ученого "Авторский замысел и сила открытия" (1988). Лев Николаевич считал себя продолжателем В. И. Вернадского, не даром он назвал свой Трактат именно так. Сделал его тем самым своеобразным продолжением двух судьбоносных очерков Владимира Ивановича "Биосфера", впервые увидевших свет в 1926 г. Заметка 2[80] (8 февраля 2005 г.)
Друг и соавтор Льва Николаевича Гумилёва. С ним Лев Николаевич в соавторстве подготовил и опубликовал статью "Единство и разнообразие степной культуры Евразии в средние века: (Опыт анализа)" на венг. яз. - "A nomad vilag egysede es Sokretusege" //Archaeologiai Ekteslto (Budapest). - 1969. - Vol. 96. N 1. - P. 54-617 - Соавтор: Erdelyi Istvan.
Но уже в "Повести временных лет" (XII в.) о них летописец выведет ╚Погибоше аки обре, их же нет, ни племени, ни потомства". Почему? Венгерский ученый исследует причины взлета и разрушения хаганата. Публикация сопровождается картой. Заметка 3[81] (3 марта 2005 г.)Третьего марта именины Льва Николаевича Гумилева.
В год 60-летия Победы давайте вспомним, где же отмечал свои именины Лев Николаевич в сорок пятом. В марте 1945 г. Леве Гумилеву тридцать два года и не в лагере, он на фронте. Но где и в каком звании? Скупые строчки писем с фронта того времени не намного прояснят ситуацию. ⌠┘Я получил ┘ назначение в зенитную часть и поехал в нее. Там я немножко отъелся и в общем довольно благополучно служил. ┘ Но немцы, к счастью, отступали так резво, что война вскоре закончилась.■ Так кратко пишет в письмах Лев Гумилев об этом этапе войны. Но сохранилась наградная грамота. Текст ее гласит - ⌠Рядовой Гумилев Лев Николаевич. Приказом Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 4 марта 1945 года Вам объявлена благодарность за отличные боевые действия при прорыве сильно укрепленной обороны немцев восточнее города Штаргард и овладении важными узлами коммуникаций и сильными опорными пунктами обороны немцев в Померании. Войсковая часть полевая почта 28807. Подполковник Гуков■. То есть, после участия в Висло-Одерской операции за освобождение Западной Польши и Варшавы, войсковое соединение 1 Белорусского фронта, в котором в этом время служил рядовой Лев Гумилев принимает участие в Восточно-Померанской операции. Берет город Штаргард. Для историка Гумилева это наверняка было очень значимым и радостным событием. Штаргард (Мекленбург) - это укрепленная прусская крепость и известна военным русско-прусским перемирием времен Семилетней войны, заключенным в ней в в марте 1762 г. князем М.Н. Волконским. И снова, как полтора века назад, освобождая Родину уже в 1945 г. наши войска шли на запад ⌠дорóгой русской славы■. И вместе с ними не зекá и лагерная пыль штрафбата, а рядовой Советской Армии Лев Гумилев. Подробнее об участии Льва Николаевича в последних битвах Второй Мировой войны читайте в статье О. Г. Новиковой, зам. Председателя Фонда Л.Н. Гумилева. Заметка 4[82] (30 апреля 2005 г.)Лев Николаевич Гумилев посвятил, в сущности, всю жизнь поиску смысла - фундаментального смысла русской истории. Больше всего его волновала политическая история. Но для занятий ею он родился не в то время и не от тех родителей. Возможно, он бы занялся ею более откровенно, если бы не тень лагеря за спиной. Он мог бы быть нашим Константином Леонтьевым (1831-1891), писать статьи, вести дневники событий, если бы раз и навсегда не приказал себя не прикасаться к истории после 1812 года... Рассказывая об древних исторических событиях, поразительно напоминавших современность, он пользовался иносказанием, буднично констатируя ╚а потом эта партия победила, убила главарей и отправила в ссылку людей, которых она сделала своими политическими противниками...╩ Если и упоминал Софья Власьевна или Корифей Наукович, то было понятно, о чем идет речь, о Советской власти или ╚корифее всех наук╩ - Сталине. Когда ему звонили и называли Константином Николаевичем, по Леонтьеву, или спрашивали, здесь живет Константин Николаевич, Гумилев отвечал, - ╚как же, это я, и, одновременно, всегда по-тюркски договаривал, это я - Арсланбек╩. Вот как говорит об этом сам Гумилев: ╚На эту игру я отзывался, а чего не радоваться, напиши я сегодня, как Леонтьев, - меня бы профессора сгноили бы с радостью. Тут у меня сосед, ну вы знаете (речь идет о Ф.М. Достоевском, чья квартира-музей находится в том же Кузнечном переулке, где невдалеке жил Гумилев). А хоронить консерваторов на Руси не научились╩. Приведем небольшой текст самого Льва Николаевича Гумилева о Константине Леонтьеве, составленный нами на основе публикации в журнале ╚Декоративное искусство╩ 1-2, 1993 г. ╚Последний сын серебряного века╩. ╚Когда я умру, не говорите, что я был милым и ворчливым стариком, знающим все про все. Вранье. Я только узнал, что люди разные, и хотел рассказать, почему между народами были и будут кровавые скандалы. Должен сказать серьезно, что предмет моей науки довольно строг, хотя и не общепринят, предмет мой - разнообразие. Научные описания, парадигмы, если хотите, исходят из схоластической традиции наведения порядка, ну что говорить, - Ибн-Халдун, Гоббо, Вико, Гегель, энциклопедисты, Гете. У меня были предшественники: наши Данилевский и Леонтьев (1200 лет, ровно столько, сколько и я, и Константин Николаевич отмеряли для жизни этнического организма), антинигилисты и антиэволюционисты, Шпенглер, частично, тот же Тойнби. Я был у нас в стране единственный плюралист, я использовал плюралистическую модель описания и анализа реальности, но не на уровне идей, а на уровне самой земли, у меня была, пожалуй, самая яркая, (видите, я себе цену знаю) теллургическая модель мира. И потому, приобрету вес в цивилизациях третьего мира, точнее, не в технотронных обществах, которые давно не чувствуют землю, биосферу, а в новой наступающей цивилизации... Близок мне, по завершенности мысли, Леонтьев, - я бы лучшего в своей посмертной жизни и не хотел. Издайте однажды меня, обещайте!, в одном томе: Чаадаев, Леонтьев, Гумилев, со всеми нашими ╚нападками╩ на Россию, какие она заслуживает. Но вместе. Я знаю, - не издадите, придет другое начальство, не позволит, я ведь не современная фигура, не вписываюсь в режим, как не вписывался и Леонтьев... Я помню, как Константин Николаевич Леонтьев умирал в 1891 году. Не выносил засилья шансонеток, француженок-проституток в домах наравне с барынями, шампанское с утра, лоботрясов, которые обещали в войне закидать тевтонов-немцев, интеллигентов, которые любовались дурной живописью, не платили долгов. Сидели в полных редакторских кабинетах. Не выносил он купеческих сынков, которые знали, что они на бирже могут все купить и все пустить по миру. Города, полные пыли, не замощенные базарные площади, монастыри были чистые, не суетливые, а вокруг сутолока, бродячие собаки, нищие, широкоспинные женщины в тяжелых нарядах, страшная дешевизна еды, которая погубила всех жителей России. Вот эта вся гадость, сутолока родила серебряный век, о котором все сегодня мечтают или хотят повторить, родила кружки самолюбивых и талантливых людей, которые с собой ничего не могли поделать. Они писали и рисовали, как чувствовали. Никакой это не век, это надлом в сердцевине развития этноса, когда он окончательно разделился на дурную общественность и браконьерствующее начальство, мечтающее все время об уик-энде. После золотого века - в серебряном, дышится трудно, пыльно, но иногда остро, очень страшно. Мне неинтересно жить, потому, что мой век, презренный и правдолюбивый серебряный век кончился, я последний, кто знал их всех по именам, по кличкам, по домашним прозвищам, по слабостям, по их женщинам, каких уже вам никогда не увидеть. Выставки, прямоспинные женщины, - какие скулы и тонкие сухожилия ног! Красивая архитектура, дома, экипажи, в которых не выветривался запах духов, картины, которые привозились с выставки домой - с мороза, зажигались люстры (я до сих пор помню запах холодной телятины, мальчиком был)... Одиноким дикарем умирал Константин Николаевич, и не знал, что в 1891 году рождается символизм и прочее, и я, дикарь, в 1991 остаюсь последним из живых свидетелей серебряного века... Серебряный век оболгали и им восхитились по неведению. Это ведь была жизнь-мука, это мучение было среди этого жить - и до революции, и после... Конечно, серебряный век, такое тяжелое время между 1895 и 1920 годами, не вернется. Но должна вновь восторжествовать обывательская норма, все-таки, с 1918 года, а мне было 6 лет, и все, что я помню, - это жизнь вне нормы. Это чудовищно, что было. Жизнь - постоянное превышение сил над обстоятельствами, это перерыв, и тот, кто выжил, рассматривает себя как награду, полученную от истории судьбы или от Митры. Я живу в Истории, там, где тени, - не в загробном мире, надеюсь, не там, где нечисть, я гораздо ближе к вам, живым...╩ Заметка 5[83] (8 мая 2005 г.)
Его дед и отец были офицерами. Отец воевал на фронтах Первой мировой войны, и погиб на Родине - за Родину, и, скорее всего, погиб, не как поэт, а как офицер, выполняя офицерский долг. При устройстве на работу в Эрмитаж Л.Гумилев записал себя - русский, социальное происхождение - дворянин. Хотя у него и по материнской, и по отцовской линиям были татарские корни. Хан Ахмад и князь Милюк, родоначальник рода бабушки - Львовых. Иногда он подписывал письма своим именем, в тюрском переводе Арсланбей, что значит - Лев-царь. Лев Гумилев очень много выступал перед различными аудиториями, незабываемо рассказывал о своей теории, о своей науке, о пассионарной теории этногенеза. Но очень редко рассказывал, в отличие от многих, - о лагерной жизни, о своей военной судьбе. На вопросы отвечал, что еще много предстоит сделать, времени нет вспоминать. В год 60-летия Великой я попробовала восстановить военный путь Льва Николаевича Гумилева, который после его смерти стал чем-то вроде ⌠легенды■. Так, некоторые мемуаристы пишут, что Л.Н.Гумилев служил в штрафном батальоне Особой 3-ей ударной армии 1-го Белорусского фронта. Насколько возможно, попытаемся разобраться. Существовали три третьих армии - 3-я ударная Армия 1-го Белорусского фронта, 3-я танковая армия 1-Украинского фронта и 3-я армия, передававшаяся в разное время разным фронтам. Но ⌠Особой 3-ей Ударной Армии■ не существовало. Л.Н.Гумилев говорил, что он ⌠с Жуковым брал Берлин■, а под руководством маршала Жукова Берлин освобождали 3-я ударная армия и 3-я армия генерала Горбатова, которой, действительно было придано некоторое количество штрафных батальонов (куда направляли осужденный рядовой состав) и штрафных рот (осужденный офицерский состав), как, впрочем, и во многих других армиях. И хотя, я тоже точно помню, что Л.Н.Гумилев обижался, если его называли штрафником, в поисках документальной истины и получилась эта работа, еще далекая до окончательного завершения. Однако в результате ее проведения фактически точно установлено, что Л.Н.Гумилев начал и закончил войну зенитчиком одного и того же зенитно-артиллерийского полка. Черной легендой-клеветой, оказались утверждения (вопреки воспоминаниям всех близких Л.Н.Гумилеву людей) о том, что Л.Н.Гумилев был штрафником. Недавно обнаруженные документы Центрального Архива Министерства Обороны неопровержимо доказывают, что, все же, прав Л.Н.Гумилев и его близкие, а не мемуаристы. Л.Н.Гумилев прошел всю войну зенитчиком, истина восторжествовала. Фронтовой путь Льва Николаевича Гумилева пролег по освобождаемой Польше и территории оккупантов. Как он говорил - опять дорогой ратной славы прошли российские войска, вспоминая, как гнали русские войска Наполеона и др. захватчиков по землям Европы. Бывший заключенный-⌠контрреволюционер■ стал солдатом, прошел с боями от Брест-Литовска до Берлина, воевал в зенитных войсках. Участвовал в важнейших и кровопролитнейших операциях последнего этапа Великой Отечественной войны - в Восточно-Померанской операции за освобождение Западной Польши и Варшавы. В ходе в Висло-Одерской операции брал на города на Одере. Участвовал в штурме Зееловских высот. Брал Берлин. Боевых наград не имел. Как говорится, в связи с прошлыми обстоятельствами, награжден только медалями ⌠За победу над Германией в Великой Отечественной войне■ и ⌠За освобождение Берлина■ и несколькими почетными грамотами. По мере написания статьи, ее материал О. Г. Новикова пополняла документами из различных источников. Но все равно, документального материала не много. За неделю до праздника Победы поступили сведения из Центрального Архива Министерства Обороны, фонд ╧13704, дело 31-й зенитно-артиллерийской Варшавской Красно-Знаменной Ордена Богдана Хмельницкого дивизии РГК (Резерва Главного Командования), дело ╧ 31 ⌠Боевые донесения 1386 зенап. с 1.1.45 по 8.5.1945■. Поэтому и сюжет статьи развивал по мере поступления новых документов о службе Л.Н.Гумилева. Документы архива чрезвычайно краткие, и читателю упоминаемые в донесениях командира полка командиру дивизии названия малых городков ничего не скажут. Поэтому для воссоздания полноты исторической картины, автор воспользовалась воспоминаниями других участников событий. Чаще всего, это воспоминания людей, воевавших в 61-й и 3-й армиях 1-ого Белорусского фронта, которым в разное время была приписана дивизия, где служил рядово1 Л.Н.Гумилев. В последствии статья будет дополнена и каждое свидетельство фронтовика будет снабжено подробной ссылкой на первоисточник. В статье документально зафиксированные слова, цитаты Л.Н.Гумилева выделены курсивом. Названия некоторых глав - тоже цитаты Л.Н.Гумилева. Заметка 6[84] (31 мая 2005 г.)В мае исполнилось 15 лет со дня успешной защиты кандидатской диссертации Ермолаева В. Ю., чьим научным руководителем был Лев Николаевич Гумилёв. Ермолаев Вячеслав Юрьевич, аспирант и ученик Л.Н.Гумилева имеет множество публикаций по проблемам этногенеза. Защита кандидатской диссертации на тему "Этногенез и социальная география городов России" проходила в мае 1990 г. в Ленинградском Государственном Университете по специальности ВАК 11.00.02 "Экономическая, социальная и политическая география". На сайте опубликован автореферат этой кандидатской диссертации По известным причинам Л.Н. Гумилев не мог быть в 1980-х гг. официальным научным руководителем своего ученика Иванова К. П. (1953-1992), поэтому Вячеслав Юрьевич оказался единственным аспирантом, которого Лев Николаевич публично представлял диссертационному совету ЛГУ. Официальными оппонентами на защите выступали: доктор географических наук, профессор Агафонов Н. Т. и доктор филологических наук, профессор Панченко А. М. (1937-2002), который позже был избран Президентом Фонда Л. Н. Гумилёва. Ведущей организацией был назначен главный вуз СССР - Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. В настоящее время Ермолаев В. Ю. работает коммерческим директором на одном из промышленных предприятий г. Санкт-Петербурга. Заметка 7[85] (27 июня 2005 г.)После небольшого технического перерыва (1-27/06) наша дискуссионная площадка вновь приступила к работе. Наш сайт с каждым годом становиться все более посещаемым, а индекс цитирования в Рунете нашего ресурса поднялся на уровень 1200. Тем самым мы приблизились к таким известным научным ресурсам Рунета как электронная библиотека "Военная литература" с индексом 1400 (http://militera.lib.ru), сайту Дальневосточной государственной научной библиотеки с индексом 1400 (www.fessl.ru), научно-популярному журналу "Знание - сила" с индексом 1200 (http://www.znanie-sila.ru) и превысили уровень сайта ╚Международная Соросовская программа образования╩ (1100). Возросшая значимость накладывает на нас всех бОльшую ответственность. В связи с этим, на нашем сайте вместо старых ╚рекомендаций╩, введенных с 2002 г. и обновленных в 2004 г., начали действовать новые, более жесткие "Правила ведения дискуссионного обсуждения". Теперь за их вольное или невольное несоблюдение участник может быть отстранен от общения, а его сообщения стерты полностью или частично. Отныне здесь полностью запрещается вести: - нападки на научное наследие Льва Николаевича Гумилёва, даже прикрываясь околонаучной фразеологией; - антиевразийскую пропаганду (в том числе с позиции ╚русским национальных интересов╩, так как ЛН справедливо полагал, что ╚Если Россия возродится, то только как Евразийская держава, и только через евразийство╩); - межнациональную рознь, в частности, муссируя вопрос взаимодействия с еврейским суперэтносом, а также - применять ненормативную лексику. Также возбраняется отправка одним участником дискуссии нескольких сообщений подряд. Поскольку наше дискуссионное сообщество является, в значительной мере, самоорганизующемся, то выносить предупреждения о нарушении правил ведения дискуссии имеет право любой её участник. Создатели сайта при явном несоблюдении правил будут удалять сообщения, а при необходимости отключать нарушителя, по меньшей мере, на один месяц. Создатели сайта, вместе с тем, оставляют за собой право не комментировать удаление сообщений и устранение от дискуссии, не предуведомлять о нем, и не давать никаких гарантий и сроков на восстановление к общению. Заметка 8[86] (8 июля 2005 г.)Впервые статьи Льва Николаевича Гумилева выходят отдельной книгой "Этносфера". В ней собраны лишь те работы, которые посвящены теории этногенеза и отдельным ее аспектам. В основу первой части легли статьи из цикла ╚Ландшафт и этнос╩, печатавшиеся на протяжении почти 10 лет (с 1964 по 1973 годы) в ╚Вестнике Ленинградского университета╩. Вспоминает Н. В. Гумилёва (1920√2004), верный друг и помощник Льва Николаевича Гумилёва. Между собой мы называли этот цикл ╚сонатой╩, с ней было связано немало горьких и радостных страниц жизни Л.Н. Кстати, почти все представленные в этой книге статьи Л.Н. так или иначе использованы в его второй докторской диссертации и монографиях, вышедших гораздо позже. А зачем же все-таки Лев Николаевич решил вторично защищать докторскую, на сей раз по географии? Ему было необходимо гласное обсуждение. Дело в том, что он трудился над книгой ╚Этногенез и биосфера Земли╩, писал и печатал статьи по этой теме, создал солидные рукописные заделы. Пошли слухи, что Л.Н. сочинил какую-то антимарксистскую работу. В наше отсутствие рукописи из его домашнего письменного стола исчезали. Потом, правда, те же невидимки их возвращали, но не всегда в нужное место. Поэтому Лёв, когда мы с ним уезжали из Питера, оставлял в ящике стола записку на лагерном жаргоне: ╚Начальник! Шмоная, клади на место и книг не кради. Л.Гумилев╩. В этой ситуации нужно было срочно ╚обнародовать╩ книгу. Правда, он сомневался, разрешат ли ему это сделать. Как ни смешно, к решительным шагам подтолкнула его я. - Знаешь, Лёв, что-то стало скучно, - сказала я. - Что бы это нам придумать, как бы оживиться, все-то одни огорчения. А он мне и брякнул: - Хочешь, я вторую докторскую защищу? - Хочу, - сказала я. И тут на меня навалилась тяжелая работа. Машинистка, которая всегда перепечатывала его рукописи, отказала, другой не нашлось. Пришлось мне осваивать новое ремесло. За семьдесят рублей мы купили допотопную машинку ╚Континенталь╩. Ей сто лет, зато вся железная! И вот я двумя пальцами начала ╚грохать╩ диссертацию. В университете очень доброжелательно отнеслись к затее Л.Н. Сергей Борисович Лавров, Борис Николаевич Семевский, сотрудники кафедры быстро организовали оформление документов. Оппоненты были приглашены из Москвы - доктор географических наук Э.М. Мурзаев, доктор биологических наук Ю.П. Алтухов и доктор географических наук А.М. Архангельский. И вот в мае 1974 г. состоялась защита. Это был замечательно интересный спектакль в большом зале Смольного (там в ту пору помещался географический факультет). Публики собралось огромное множество. Лёв вышел на кафедру и воскликнул: ╚Шпагу мне!╩ Ему подали палку-указку. Он выступил прекрасно. Из 21 члена Ученого Совета 19 проголосовали ╚за╩. Очень лестной для Льва была речь этнографа Ю.А.Маретина, чьи выступления всегда были яркими и дельными. (Как ни печально, с работы его выгнали.) Но ВАК отказал Л.Н. в присуждении степени доктора географических наук - ╚за хорошее знание истории╩ (!). А спустя годы в издательстве ╚Наука╩ печатается книга ╚География этноса в исторический период╩. А в 1990 г. Университет присуждает Л.Н. первую премию за ╚Этногенез и биосферу Земли╩. Лёв счастлив! Что до членов ВАКа - Бог им судья. В сборнике печатается многострадальный очерк ╚Зигзаг истории╩. Этот очерк об антисистемах и этнических химерах был заказан Л.Н. издательством ╚Молодая Гвардия╩ в 1976 г. Держали, держали, тянули время - и не напечатали. Отказ Л.Н. получил только в 1979 г. - за подписями Ю.Лощица и Ю.Селезнева, которые тогда ведали серией ╚Жизнь замечательных людей╩. Видимо, запрет наложило какое-то высокое начальство. Впоследствии фрагменты этого очерка вошли в книги ╚Этногенез и биосфера Земли╩ и ╚Древняя Русь и Великая степь╩. Н.Гумилева 25 апреля 1993 г. Лев Гумилев: Судьба и идеи. √ М. Айрис-Пресс, 2003. Заметка 9[87] (17 июля 2005 г.)Пять лет назад 17 июля 2000 года Россия потеряла двух своих сынов. В Санкт-Петербурге умер Президент Русского Географического общества профессор Сергей Борисович Лавров, а под Новгородом был убит русский писатель Дмитрий Михайлович Балашов.
Они были знакомы - блестящий петербургский интеллигент, удивительно сохранивший в поведении советского профессора-географа дворянский аристократизм предков и народный писатель-почвенник, живший крестьянским бытом? Что могло объединять таких разных людей, активного коммуниста и ⌠ярого■антикоммуниста-монархиста? Любовь к своей Родине, со всеми ее болезнями и бедами. У обоих была полная истинного мужества и отваги духовная воля, обладая которой человек, познающий историю Родины и мира, своим творчеством сам творит историю. Или как бы сказал их общий друг Лев Гумилев √ была у них эта жертвенная энергия, пассионарность. Но не мелкая пассионарность обывателя, мечтающего провести отпуск на курорте, а жизнь в евродизайне √ нет. У них была пассионарность более высокой пробы, этой мечтой была Россия, и для достижения этой мечты они не жалели своей жизни. Да, и еще, - их объединяла честь принадлежать к узкому кругу соратников великого ученого - Льва Николаевича Гумилева. Теперь, у ученого с каждым годом появляется все больше и больше людей, называющих себя его друзьями и знакомыми, - посмертная слава делает свое┘ По прошествии десятилетия со своей смерти труды Льва Гумилева стали востребованы на самом высоком уровне политики современной России. Пятнадцать лет назад, в разваливавшейся на куски Советской империи его труды ученого-вольнодумца не были достойно признаны. Почитателей таланта было много, последователей мало, мало кто хотел слушать мыслителя и понимать, что произойдет, если СССР развалится┘ Это сейчас слово патриотизм стало расхожим, но тогда в 90-е годы немного было тех, кто не увлекся идеей разрушения. Тех, кто остался верен в то смутное время перестройки, своей, доставшейся от предков империи, но эти двое были его соратниками. Воспоминания о них членов "Фонда Л. Н. Гумилёва" вошли в материал "Память. Две судьбы". Заметка 10 [88] (19 августа 2005 г.)
Большáя часть научного наследия Л.Н.Гумилева посвящена истории тюркских народов и взаимоотношениям с другими народами Евразийского континента. Именно исследования Л.Н.Гумилева раскрыли историю ⌠черной легенды■ о татаро-монгольском иге, - многолетней клеветы (или как сейчас говорят, черного пиара), направленной против вековой дружбы русского и тюрских народов нашей Родины. В своих трудах на историческом материале ученый доказал, что татарско-монгольсколького ига на Руси не было, а был военно-политический союз русичей с Золотой Ордой. И в последствии на базе русско-татарского симбиоза возникло Великое княжество Московское, унаследовавшее, во многом, традиции чинзизидов. Говоря о современности, ученый подчеркивал, что Россия будет спасена только через союз с народами Евразии, и спасется только как Евразийская держава. Отрадно видеть, что и поволжские татары не забыли Льва Николаевича. Благодаря доброй воле и попечительству Татарстана в 1997 г. была установлена мемориальная доска ученому в Санкт-Петербурге. В 2002 г. Татарстан содействовал реставрации захоронения ученого и установке вокруг него гранитного бордюра. В 2004 г. в Казани прошла Международная научная конференция ⌠Идеи евразийства в научном наследии Л.Н.Гумилева╩ собравшая ученых и политиков стран СНГ. А 17 августа 2005 г. в Москве на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" глава администрации Казани Камиль Исхаков официально заявил, что на улице Петербургская в центре столицы Татарстана будет установлен памятник Льву Гумилеву. "Для тюрко-язычных народов это имеет большое значение", - сказал глава города. Этот памятник великому энциклопедисту, историку, востоковеду, географу, этнологу будет символизировать идею толерантности и межнационального согласия, которая проповедуется в столице Татарстана. Глава города напомнил и такие слова Льва Гумилева: "Я русский человек и всю жизнь защищал татар от клеветы". Делал это ученый ради истины, а не ради псевдонаучной, политической или какой-то другой конъюнктуры. В канун юбилея Казани уместно вспомнить, что Лев Николаевич очень гордился своими татарскими корнями, состоял почетным членом татарского культурного центра в Санкт-Петербурге ╚Нур╩. Татары в роду Л.Н.Гумилева были, и по линии отца, и по линии матери. По линии А.Ахматовой √ хан Ахмат, по линии Н.С.Гумилева √ князь Милюк. (Вспомните стихи Н.С.Гумилева, в которых он написал ⌠┘к твоим глазам приближу татарские глаза мои■). А Лев Гумилев говорил о себе ⌠я русский дворянин, а ведь первоначально дворянство было конным войском при царском дворе. На эту службу шли люди, умеющие крепко сидеть в седле и здесь отличались татары. Отсюда обилие татарских корней в древних дворянских родах. Мы сегодня даже представляем себе насколько тесно переплелись два народа■. В применении к современности, ученый говорил, что хорошо знает татарский народ, ценит его преданность и честность.■ Он свободно разговаривал на татарском языке и рассказывал, что татарский он ╚изучал╩ в карагандинских лагерях, общаясь с татарами, казахами. У него было большое количество друзей среди татар, один из них, Абрар Каримуллин составил прекрасный свод-библиографию трудов Льва Гумилева. Обращаясь в будущее нашей страны, к нам, - из смутных девяностых годов прошлого века Лев Гумилев говорит ⌠для того, чтобы Россия была нормальной, многонациональной, процветающей страной, надо знать и любить ее историю, знать свои корни.■ И, что ⌠спасение нашей страны надо искать не где-то в заоблачных далях, но в дружбе с народами своего суперэтноса, сложившейся издавна и проверенной веками.■ В приветствии всемирному конгрессу татар в 1992 году уже из больницы Лев Гумилев написал, что желает всего самого наилучшего татарам в деле сохранения самобытной культуры, языка, религии, а также успеху делу дружбы татарского и русского народов. И подписался √ Л.Н.Гумилев, академик Российской Академии естественных наук, по-русски, а внизу арабской вязью - Арсланбек. В канун юбилея Казани сайт ⌠Гумилевика■ искренне присоединяется к поздравлениям и желает дальнейшего процветания в духе вековых многонациональных традиций добрососедства и дружбы. Заметка 11[89] (21 сентября 2005 г.)Идут всероссийские торжества по случаю 625-летнего юбилея Куликовской битвы. Обращаясь к истории, сегодня мы ищем в прошлом ответы на самые острые вопросы современности. Людское сознание таково, что именно во времена бед и тяжких испытаний он вспоминает победы, когда смогли пересилить беду. И эту первую великую общенациональную победу - разгром полчищ Мамая на поле Куликовом - вспоминали солдаты не раз в войнах прошлого столетия. Осенью 1941 года в битве за Москву гитлеровцы обошли Тулу и подошли к Куликову полю. Но все попытки врага продвинуться дальше кончились неудачей. На святыню Руси поле Куликово ≈ фашистов не пустили. Потом зимнее контрнаступление нашей армии под Москвой отбросило захватчиков на запад. Каждое событие в истории, кроме своего непосредственного, фактического значения несет эмоциональный заряд. Этот-то заряд исторической энергии и ощущали наши воины Второй Мировой, вспоминая победы минувших веков и эта память, укрепляя сознание своей силы и правоты приносила им новые победы. Сегодня мы почти все забыли эту древнюю истину, добытую кровью, а наши деды и прадеды помнили. Сегодня одним - проще поболтать на тему: нужно ли праздновать это событие или нет. Сложнее отдать дань месту и факту, увековечить героев в бронзе и мраморе, соблюсти исторические детали при проведении костюмированной баталии. Многократ труднее следовать наследию. Для этого надо не только подумать, а передумать, осознать, значение этого события. Что такое Куликовская битва? Когда произошла, почему? Одни не знают, другие же √ хуже того знают отдаленно или искаженно. Дошло до того, что согласно опросам только 18% россиян знают, в каком веке состоялась Куликовская битва. В революционных битвах прошлых столетий историю использовали в идеологических целях и переписывали, теперь же когда наступило время осознания истории России многие запутались, - что же мы теперь празднуем, когда и почему. Это не удивительно √ ведь даже поколению 19 60-х преподавали историю нашей страны так, что она ⌠начиналась с 1917 года■. А меж тем, именно в тот год система резко пошла по пути этнического системного упрощения √ в небытие отправляли целые сословия, такие как дворянство и священство, стирая даже саму память о них. Народы перетасовывали и переселяли, выкорчевывая национальное самосознание, причем самый сильный удар прошел по государствообразующему народу √ русским. Затем была поставлена цель вырастить к 2000 году ⌠единую общность советский народ■. Теперь же в смуте новой революции с помощью поп-культуры вырастили поколение, которому присвоили название ⌠пепси■. Оно лучше разбирается в фамилиях лидеров групп и футбольных команд других стран, чем в истории своей страны. Этому поколению творить историю будущего и каким оно будет? За столетия советской национальной политики унифицирования всех мы утратили общие объединяющие символы. Чем это закончилось, мы видим √ национальные конфликты, развал государства, цветные революции и толпы ⌠свободных атомов■ √ брошенные на произвол судьбы соотечественники, превратившиеся в незаконных мигрантов. Отсутствие национального заменяется на эрзац √ на националистическое, а по сути денационализированное, поведение. До сих пор еще Куликовская битва, это великое историческое событие некоторыми СМИ преподносится исключительно как столкновение окрепшей Московской Руси с татарским миром. В исторической науке до сих пор тоже часто оценка этого события однобоко и тенденциозно. Ведь из дореволюционной истории нигилистическая идеология советской страны не только старательно вымарывала страницы славного прошлого России, но и извращала в угоду историкам-европоцентристам. Исторические клеветы о раздувались и множились. Примером этому √ обучение нескольких поколений ⌠черной легенде■ о татаро-монгольском иге [Л. Н. Гумилёв. "Черная легенда" (историко-психологический этюд)]. За что был так обижаемы и поругаемы эти народы? Ведь предки современных татар и монголов не только известны по кровавым битвам, но своей верной и честной службой России. Поэтому, прежде всего, стоит прояснить крайне запутанную историческую коллизию, именуемую еще иногда в отечественной историографии ╚монголо-татарское иго╩ [Л. Н. Гумилёв. "Эхо Куликовской битвы"]. Причем даже в дореволюционной России Куликовскую битву некоторые считали (Соловьев С.М.), как победу этническую, победу русского воинства над татарами, упуская важные исторические детали. Эта победа совсем не победа одного российского народа над другим, а имеет другие смыслы. Для исторической истина в том, что эта битва принадлежит именно объединительным моментам истории нашего многонационального государства [О. Г. Новикова "Кого победили на поле Куликовом?"]. Заметка 12[90] (1 октября 2005 г.)
Многообразны формы и цели взаимодействия политики и истории. Историки иногда используют власть - для финансовой поддержки их изысканий, для придания этим трудам и себе общественной значимости. Чаще политика использует историю и историков для легализации самой себя, для обоснования своих действий и облагораживания собственного облика, для того, чтобы подчеркнуть свою извечность, традиционализм или революционность, прогрессивность в сравнении с прошлым. Для того сорта политиков слова и дела расходятся с делами. В наше время это называется ⌠пиар■. Редко, но все же, еще в наше время встречаются другие варианты взаимодействия политиков и историков. Это те случаи, когда в контакт с обеих сторон приходят люди, ничего не желающие лично для себя, но служáщие Родине. Льву Гумилеву ничего не надо было для себя лично, ему нужна было Истина, ради которой он посвятил свою жизнь Науке. Благодаря его трудам в условиях деидеологизации общества появилась возможность переосмысления искаженной истории страны и ее народов. В этом важнейшем процессе надежной опорой нам служит наследие Льва Гумилева. Обращаясь в будущее нашей страны Лев Гумилев говорил, что знание ее прошлого должно помогать политикам для того, чтобы принятия верных решений. Три года назад между Санкт-Петербургом и Казанью было подписано соглашение ╚О проведении мероприятий, связанных с 300-летием Санкт-Петербурга и 1000-летием Казани╩. Юбилеев в стране много разных, но это 1000-летие Казани - единственный случай, когда президент страны являлся председателем комиссии по празднованию. Город на Неве взял на себя обязательство по благоустройству улицы Петербургской в Казани. В начале этой новой по оформлению улицы с новым названием должен был возвышаться двухметровый памятник Петру I. Император-основатель Санкт-Петербурга много сделал для того, чтобы Россия смогла "ногою твердой стать при море". Но многие его реформы и людские потери, которыми они сопровождались, до сих пор еще воспринимаются, как это сейчас принято говорить, неоднозначно. В Казани Петр I способствовал, чтобы в городе началось строительство военных кораблей. До сих пор один из микрорайонов Казани, где когда-то находились верфи, носит название Адмиралтейской слободы. Но татары помнят и такие слова Петра I: "А бусурман (мусульман) зело тихим образом, чтобы не узнали, сколько возможно, убивать". Петр I уничтожил половину татарской нации, в его Персидском походе погибли более 60 тысяч татар. Это знали в Казани, но не все знали в Петербурге. Однако, как писал Лев Гумилев ╚будущее жестко не предопределено, а составляется из поступков каждого╩ и если бы кто-нибудь задумал подарить Москве скульптуру Наполеона, то москвичам это вряд ли понравилось. Всякая реализованная идея имеет в своем начале небольшие группы неравнодушных людей - пассионарных единомышленников. Против установки памятника Петру I выступили активисты Татарского общественного центра и Союза мусульманских женщин Татарстана их поддержала татарская интеллигенция и граждане Татарстана и России, которые участвовали в акциях протеста, собирали подписи против установления такого памятника. Оказалось, что в России тысячи людей, не желающие видеть в центре Казани скульптуру ╚гиганта-преображенца╩. Свои подписи под обращением к властям установить на Петербургской улице вместо памятника Петру I ≈ памятник историку Льву Николаевичу Гумилеву за две недели поставили более 7 тысяч человек. Насколько важны для России научные труды русского ученого Л.Н.Гумилева в Татарстане знают хорошо, не в пример многим россиянам. Научные труды Л. Гумилева стали ярким вкладом не только в развитие исторической мысли, но и в утверждение идей вековой общности людей, населяющих евразийское пространство. Сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева, посвятил свою жизнь для того, чтобы изучать истоки и обеспечивать на этой основе, на основе правды мир и согласие между людьми. И он не однажды и не один-два года - десятилетиями сидел в тюрьмах и ссылках. И всю жизнь был верен своей идее, что люди должны жить в мире. Русский ученый и православный человек, Лев Николаевич имел мужество говорить о истории татар и русских правду наперекор общественному мнению. Достаточно вспомнить его мысль о том, что не было татаро-монгольского ига, а был союз татар и русских, которых связывали общие интересы. На фоне сотен предвзято написанных сочинений это прозвучало в то время революционно, а еще вернее, - контреволюционно. А о Петре I Гумилев писал: ╚вере и законам старым наступил на горло буйный царь╩. А ведь тогда любое отступление от официальной идеологии каралось всей мощью государства. Кто это мог сказать в советское время? Никто, кроме него. Домыслы о татарах он очень емко и метко назвал ╚черной легендой╩. Подвергаясь нападкам со всех сторон, Гумилев твердил упрямо ╚не было ига, не было!╩ В своей книге ╚От Руси до России╩ Лев Гумилев писал: ╚союз с татарами оказался благом для Руси с точки зрения установления порядка внутри страны╩. Власти Татарстана и России услышали голос народа. Л.Н.Гумилев писал, что ╚евразийские народы строили свою государственность, исходя из принципа первичности прав каждого народа на определенный образ жизни╩. Было принято решение в центре Казани на Петербургской (быв. Свердлова) улице установить памятник великому ученому. А на цоколе постамента написать ⌠я русский всю жизнь защищал татар о клеветы■. История с установкой памятника ученому показала, что и народ, и власть поступили согласно евразийским нормам поведения. По-евразийски поступили. Легко решить, но не просто сделать ≈ за две недели до начала торжеств не было ни утвержденного эскиза памятника, ни источника финансирования. И все же, всего за неделю московский скульптор Владимир Демченко закончил работу над бюстом ученого, а на следующей неделе его уже отливáли на одном из московских заводов. Вот, что можно сделать, если есть согласие во мнениях и добрая воля. Теперь улицы Свердлова в Казани больше нет, и не потому, что ее переименовали на Петербургскую, а потому что она, сменив имя, полностью изменила и свой облик. Улица Санкт-Петербургская находится в самом центре тысячелетнего города. Протяженность улицы 550 метров. В ее ансамбле есть элементы стрелки Васильевского острова, петербуржских набережных и улиц. Даже здания здесь стилизованны под петербургскую архитектуру. Установлены фонтаны, мостики и уменьшенная копия галеры, на которой в Казань в 1767 году прибыла Екатерина II. Теперь в Казани есть улица, и любой побывавший здесь, может почувствовать себя на минуту, на час в городе на Неве. В начале Петербургской улицы в центре Казани теперь жителей и гостей города встречает памятник Льву Гумилеву. Бюст Льва Николаевича Гумилева стал отправной точкой и смысловым центром всей улицы. Его фигура символизирует татарское и петербуржское: и ум, и духовное богатство, и веротерпимость (см. фото памятника Л. Гумилёва ≈ Создатели сайта). Россия начала осознавать необходимость в наследии Льва Гумилева, и этот памятник ему не последний. Но еще лучшей памятью этому человеку будет изучение его трудов, продолжение его служения многонациональной Родине. 1 октября 2005 года, как всегда, в день рождения русского ученого Льва Гумилева на месте его захоронения в Санкт-Петербурге прошла панихида. Как всегда, к Гумилеву пришли люди разных национальностей: русские, татары и казахи. Пришли те, кто знал его просто Льва Николаевича, и те, кто знали его как ученого, и его ⌠знакомые■ по книгам. Пришли его ученики и вдовы его друзей; и молодые, и старые┘ Как всегда, пришли отдать своеобразную дань ученому не только друзья, а и оппоненты. Служил священник, друг убитого ученика Л.Н.Гумилева √ Константина Иванова. На кладбище одна бабушка, давняя знакомая Льва Гумилева, взглянув на фотографию его бюста в Казани, сказала тихо и просто - ⌠вождь духа■┘
Эта страница была последний раз обновлена 04.10.10 |
|
|