Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

Редколлегия

Совместный проект Создателей сайта и общественной организации "Фонд Л.Н. Гумилёва". По просьбе наших посетителей, на этой странице будут публиковаться заметки, освещающие важнейшие события и материалы, помещаемые на сервере.

Заметка 1[103] (3 января 2007 г.)

Важнейшим событием 9-го года развития сайта конечно же будет 95-летие со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва (1912≈1992). Как и в предыдущие годы Редколлегия продолжает свою работу по публикации работ ученого. Наши усилия будут направлены на поиск и публикацию на Сети как малоизвестных работ и интервью, опубликованных в 60-80-х годах в журналах и сборниках, так и на подготовку публикации в электронном виде ранее неопубликованных работ и отдельных глав из ранее публиковавшихся работ. Особое внимание будет уделено поэтическому наследию. Но главное, появится последнее крупное произведение еще не публиковавшееся в Сети, беседы Л. Н. с акад. РАН М. Панченко (1937≈2002) "Чтобы свеча не погасла" (1990).

Важной темой в последние годы стала прояснение судьбы цикла телепередач "Этносы Земли". Руководство общероссийского телеканала ⌠Культура■ (ФГУП ГТРК "Культура") вело переговоры с ОАО "ТРК Петербург" и мэрией СПб по вопросам показа и приобретения всего цикла телепередач "Этносы Земли". После того, как пройдет показ телепередач, который по-прежнему ожидается, соблюдены юридические права (авторские и смежные), только тогда, при условии наличия соответствующего финансирования, возможно будет начинать работу по тиражированию самих передач на современных носителях.

В течение 2007 г. в разделе "Хронософия" будет продолжена публикация страниц с комментариями из "Этнополитического Атласа Евразии эпохи Античности и Средневековья", созданного санкт-петербургским историком Владимиром Булатом (2003≈2005).

Учитывая растущий интерес к Исламскому суперэтносу, мы завершим опубликовать многотомную монографию санкт-петербургского ученого Олега Георгиевича Большакова "История Халифата". Будет опубликован третий том "Между двумя гражданскими войнами, 656≈696" (1998), содержащий 6 карт и иллюстраций. Автор ведет работу над четвертым томом, который станет последних и охватит последний период арабского Халифата: с 996 по 750 гг.

В разделе соратников Л. Н. Гумилёва будет опубликована монография друга Л. Н. Гумилёва ≈  В. А. Белявского "Вавилон легендарный и Вавилон исторический" (1971), содержащая 2 карты и 28 иллюстраций.

Во второй половине года в разделе "Анналы" найдет свое место книга Э.А. Риттера "Зулус Чака. Возвышение зулусской империи". сопровождаемая 4 картами и 15 иллюстрациями. Эта работа, рассказывающая о событиях в Южной Африки начала XIX в. была одной из любимых произведений Л. Н. Гумилёва.

Заметка 2[104] (31 января 2007 г.)

Зима традиционное время учебы студентов и школьников. Именно они составляют большую часть посетителей нашего сайта. Как видно из графика ниже (составлен по данным пятилетки 20022006 гг.) пик хитов, т. е. загрузок страниц приходится на октябрь месяц рождения Льва Николаевича Гумилёва (11%). Каникулярное время характеризуется обычно спадом ≈ июль (5,6%) и февраль (7,1%). Вместе с тем посещаемость сайта год от года растет и тренд (бледно-розовая прямая) это отчетливо демонстрирует.

Хотя читатели заходят к нам со всего мира, больше всего из прибывает из Евразии (см. карту). Абсолютный лидер Россия ≈ 61,5%. Заметное число посетителей заходит из США (2.4%) и Канады (0,5%). Но конечно среди российских городов абсолютно преобладают Москва (11% всех посетителей) и Санкт-Петербург (1,8%). Маловато пока нас читают в Африке.

Одна из самых востребованными среди читателей является книга Льва Николаевича "Этногенез и биосфера Земли", но ко второй части "Степной трилогии" "Древние тюрки" обращаются не реже. Однако самой читаемой безусловно является "Древняя Русь и Великая степь".

В целом разделы сайта по загрузкам страниц за месяц можно представить так:

Раздел

Кол-во загрузок страниц
Работы Л.Н. Гумилёва 39 685
Работы евразийцев и  учеников ЛНГ 8 373
проект "Анналы" 21 239
Проект "Хронософия" и собрание карт 8 688
Дискуссионные статьи и их обсуждение 4 034
Англоязычный раздел 496

Чаще всего наши новые посетители (а это без малого 3/4 всех читателей) попадают через поисковые системы, на них пришлось 53% всех сессий в январе 2007 г. (точнее 26750) по данным SpyLOG. В этом месяце по его данным наш ресурс оказался 19-ым в разделе "Наука-История" по рейтингу посещаемости среди 1680 сайтов.

 

До недавнего времени в этом сегменте поставщиков услуг преобладал российский поисковик Яndex, но с 2005 г. его позиции пошатнулись и теперь он передает нам только 16,5% сессий. На место лидера выдвинулся американский портал Google (21,7%). Третье место уже несколько лет удерживает Rambler (10,2%).

В десятку самых популярных поисковых фразами приводящих к нам входят: "Лев Гумилёв", "Gumilevica", "история Халифата", "тюрки", "шамбала", "Куликовская битва" и "история Европы", "Византийская Империя", "Вернадский" и "Тойнби". Кроме поисковых системы читатели находят нас через специализированные каталоги и рейтинги. Тройка самых интенсивно использовавшихся такова: Ru.Wikipedia.Org (1,2%), конечно каталог Яndex (0,9%) и Klad.Hobby (0,3%).

В последние годы распространение получают рейтинги цитируемости, которые отражают популярность ресурсов у создателей интернет-сайтов. В российском сегменте Сети наиболее авторитетным является тематический индекс цитируемости (тИЦ) из приведенного каталога Яndex. Согласно его сведениям в январе 2007 г. наш сайт вышел на уровень 1300. В мировом масштаб пальма первенства принадлежит рейтингу  Page Rating от Google. По главной странице сайта он вышел на величину 5.

Заметка 3[105] (25 февраля 2007 г.)

25 февраля 2007 г. исполнилось 70 лет со дня рождения первого Президента Фонда Л.Н. Гумилёва академику РАН Александр Михайлович Панченко. Он родился 25 февраля 1937 г. в г. Ленинграде в семье научных работников (умер 29 мая 2002 г. в г. Санкт-Петербурге).

В 1953 году поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета, где учился одновременно на двух отделениях ≈ чешском и русском. В 1957 году был направлен на учебу в Карлов университет (Чехословакия), который окончил в 1958 году и поступил в аспирантуру ИРЛИ. Работал в ИРЛИ младшим, старшим, ведущим научным сотрудником, с 1978 года ≈ заведующим сектором по изучению литературы XVIII века, с 1988 года - заведующим отделом новой русской литературы ИРЛИ.

В 1964 году защитил кандидатскую диссертацию по чешско-русским литературным связям XVII века, в 1973 году ≈ докторскую диссертацию по русской стихотворной культуре XVII века.

Автор научных трудов по проблемам древнерусской литературы ("Смеховой мир древней Руси", 1976, в соавторстве с академиком Д.С. Лихачевым), по русской культуре XVIII века ("Русская культура в канун Петровских реформ", 1984), книги "Чтобы свеча не погасла" (1990), написанной в соавторстве с Л.Н. Гумилёвым, и многих других исследований, затрагивающих сложные и спорные вопросы истории, литературы, культуры, особенно в переломные периоды. Занимался археографией, собиранием древнерусских рукописей. Многие книги и статьи переведены в Болгарии, Венгрии, Польше, Чехословакии, Италии, Англии, Германии и Японии. Вел и ведет преподавательскую работу в вузах Санкт-Петербурга и стран Европы. Автор историко-литературных фильмов и телепередач.

Академик РАН по Секции гуманитарных и общественных наук (русская литература) с 7 декабря 1991 г., лауреат Государственной премии РФ (1995), Президент Фонда Л.Н. Гумилёва. На сайте создан раздел работ А.М. Панченко.

Незадолго до смерти Льва Николаевича Гумилёва Александр Михайлович совместно с ним подготовили и выпустили книгу "Чтобы свеча не погасла: Диалог" (1990). Эти книга является последней крупной работой, опубликованной при жизни Льва Николаевича, из числа появившихся на нашем сайте.

Заметка 4[106] (3 марта 2007 г.)

Икона Святого Льва папы Римского 3 марта именины Льва Николаевича Гумилёва. Своим святым-покровителем ученый считал Льва Первого (Великого), который был понтификом 440≈461 гг. и почитается наряду со Святым Георгием I как наиболее выдающийся римский папа первых веков Христианства. 3 марта (18 февраля по старому стилю) Русская Православная церковь отмечает его день.

Однако Лев Николаевич был куда ближе российскому священству, а не дворянству, чем он обычно говорил. Дело в том, что говоря о себе, что он был рожден  российским дворянином Л. Н. Гумилёв был не точен. По действовавшим в начале XX в. уложениям Российской империи его отец ≈ Николай Степанович Гумилёв ни когда не был потомственным дворянином, поскольку в свою очередь его отец ≈ Степан Яковлевич (1836≈1920) обладал только личным дворянством за службу корабельным врачом на Балтийском Флоте.

В свою очередь он является одним из шести детей дьяка (псаломщика) Христорождественской церкви с. Желудево Рязанской губернии (map) Панова Якова Федоровича (1790≈1858), который приняв священнический сан и вступив в законный брак с дочерью настоятеля  храма Гумилёвой Матреной Григорьевной (1800≈1865) принял фамилию жены в начале XIX в. Генеалогический обзор (файл MS Excel либо ) Гумилёвых-Пановых подготовил Роман Александрович Гумилёв (пятиюродный внучатый племянник Льва Николаевича). Таким образом, Лев Николаевич мог по праву гордится происхождением от священничества Рязанской губернии, хотя де-юре к 1917 г. он проходил по сословию мещан.

Заметка 5[107] (16 апреля 2007 г.)

 Розберг Михаил Петрович [5(17).08.1804, Москва ≈ 1(13).11.1874, Дерпт]
Михаил Петрович Розберг (1804≈1874). Портрет 40-х гг. XIX в.
В 2007 г. исполнилось ровно 170 лет с момента публикации первого научного труда, в котором излагалась парадигма, позднее названная "евразийской". В год смерти А. С. Пушкина предтечей евразийства выступил его давний знакомый ≈ Розберг Михаил Петрович [5(17).08.1804, Москва ≈ 1(13).11.1874, Дерпт], выпускник Московского Университета. Происходил он из старого обрусевшего немецкого рода и считал себя русским (см. его переписку от т 1830 к А.С. Пушкину.

1831 ≈ 1833 гг. М. П. Розберг редактировал газета с заголовком ╚Journal d▓Odessa ≈ Одесский вестник╩. В 1833 г. издавалось приложение к газете, выходившее один раз в неделю, ╚Литературные листки╩, где публиковались повести, рассказы, путевые заметки, статьи и ╚интересные анекдоты╩. Несмотря на добросовестное и преданное отношение к делу, Розбергу не удалось значительно повысить тираж. Материальное положение газеты было шатким. В начале 1834 г. Розберг покинул Одессу уехав в Дерпт, где вскоре получил место профессор истории и российской словестности Дерптского Университета (1835≈1867).

Для нас наибольший интерес представляет его лекция, прочитанная 21 апреля (3 мая) 1837 г. на французском языке в Дерптском Университете по случаю тезоименинства российской императрицы Александры Фёдоровны (1798≈1860) "Sur la signification historique de la Russie" (Дерпт, 1837 или в РНБ, RU\NLR\INFOCOMM10\ROSSICA\1000007974). Позже он перевел ее на русский язык и опубликовал в 1838 г. в Журнале Министерства народного просвещения, издававшегося под редакцией С. С. Уварова. Розберг, если внимательно познакомиться с лекцией ╚Об историческом значении России╩, оказывается, пожалуй, самым первым и практически неизвестным предшественником евразийства. В данной работе он обосновывает то, что две противоположные стихии (имеются в виду Азия и Европа) в России соединяются и сливаются по типу химической реакции, т.е. два вещества теряются в произведении, где их разнородные свойства исчезают, облекаясь в новый вид.

Уже в 1873 г., не задолго до смерти, в Дерпте увидела свет последняя работа М. П. Розберга на эту тему, вышедшая на немецком языке ╚Ein Blick auf die Weltgeschichtliche Bedeutung Russlands╩, название которой на русский можно перевести как ╚Взгляд на Всемирно-историческое значение России╩ (RU\NLR\INFOCOMM6\ROSSICA\1000356399).

Заметим, что Михаил Петрович был женат на дочери известной русской писательницы 2-ой трети XIX в. Екатерины Алексеевны Авдеевой (1789-1865) ≈ родной сестры писателя Николая Полевого, происходивших из старинного купеческого рода, торговавшего в г. Курск.

Заметка 6[108] (31 мая 2007 г.)

 mob02
Карта.Война Вавилонии за независимость в 627≈605 гг. до н.э. (73 KB)
Ленинградский востоковед Виталий Александрович Белявский в монографии "Вавилон легендарный и Вавилон исторический" (1971), пожалуй, первой в мировой литературе о Вавилоне эпохи Навуходоносора, считал Поздний Вавилон ≈ ростовщический центр Древнего Ближнего Востока ≈ античным городом, своего рода предшественником полисов Древней Греции. С ним немало спорил "корифей" советского востоковедения Игорь Михайлович Дьяконов (1915≈1999).

Но на наш взгляд по своему устройству он был ближе не малочисленным полисам Древней Греции (включая мегаполис Афин), а эллинистическим городам Востока и даже Константинополю, утопавшем как и Вавилон в садах. Этот крупнейший город планеты, единственный в те времена имел регулярную планировку. Его улицы пересекались под прямым углом. Он был разделен на крупные прямоугольные кварталы восемью проспектами, мощенными каменными плитами. И по этим проспектам ездили! Именно этот город на берегах двух рек стал прототипом для Гипподама Милетского (архитектор-градостроитель, живший в V в. до н. э.), создателя так называемой ╚Гипподамовой системы╩ застройки городов с четкой сеткой улиц, вымощенных каменными плитами и сориентированных по сторонам света. Наиболее широкое применение его система нашла в городах эллинистического Востока, возникших после завоевательных походов Александра Македонского.

Как пишет Владимир Махнач, в Афинах ходили пешком, но там просто были слишком узкие улицы, чтобы ездить. По Риму ездить вообще было запрещено. Самый знатный римлянин, в т. ч. и обличенный консульской властью (высшей властью в республике), шествовал по Риму с почетной охраной, но пешком. Можно было также перемещаться на носилках, несомых рабами. Однако для молодого человека это было неприлично, а приличествовало только старику. Одна из особых почестей, воздаваемых триумфатору-полководцу, состояла именно в том, что триумфатор-полководец ехал по Риму в колеснице. Например, Гней Помпей Великий (106 до х. э. ≈ 48 до х. э.) был удостоен трех триумфов и мог похвастаться, что трижды прокатился по Риму! А по Вавилону ездили.

Но у каждого начала есть и конец. Как говорил Л. Н. Гумилёв в работе "Помни о Вавилоне" в 582 г. до н. э. царь Навуходоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на царевне Нитокрис. Вместе с ней в Вавилон прибыла ее свита из образованных египтян. Нитокрис предложила мужу, не без консультации со своими приближенными, построить новый канал и увеличить орошаемую площадь. Царь-халдей принял предложение царицы-египтянки, и был сооружен канал Паллукат, начинавшийся выше Вавилона и оросивший крупные массивы земель за пределами речных пойм.

В результате Евфрат стал течь медленнее, аллювий оседал в оросительных каналах. Это увеличило трудовые затраты на поддержание оросительной системы. Вода из Паллуката, проходившего через сухие территории, вызвала засоление почв. Земледелие перестало быть рентабельным. Вавилон пустел и в 129 г. до н. э. стал добычей парфян. К началу новой эры от него, констатирует Лев Николаевич, оставалось лишь небольшое поселение, но вскоре исчезло и оно.

Очень важное замечание Виталия Александровича о том, что что весьма тщательные раскопки показывают в Вавилоне картину, существенно расходящуюся с описаниями людей, воочию видевших его и бродившими по его широким проспектам ≈ например Геродота. Это лишний раз доказывает, что нельзя без достаточной проверки доверять письменным источникам даже самых авторитетных исторических исследователей. Это верно даже в отношении самого автора. Опубликовав замечательную книгу "Вавилон легендарный и Вавилон исторический" оставшуюся единственной, Белявский ≈ ученик советского востоковеда  Василия Васильевича Струве (1889≈1965), находившегося в острой вражде с И. М. Дьяконовым (1915≈1999). После смерти своего учителя талантливый ученый оказался отстраненным всесильным Игорем Михайловичем от востоковедческой тематики и возможности занять штатную научную должность, а был вынужден до пенсии работать ночным сторожем.

Заметка 7[109] (19 июня 2007 г.)

В последние недели на ленты информагентств поступает немало сообщений, связанной с Л. Н. Гумилёвым, 95-летие со дня рождения которого будет праздноваться 1 октября.

Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

19 апреля 2007 года в корпусе ╚Альфа╩ гостиницы ╚Измайлово╩ состоялась встреча комиссаров, членов движения ╚Наши╩ и студентов московских вузов с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, который прочитал открытую лекцию на тему ╚Церковь и современный мир╩. Встреча была организована Высшей школой управления и движением ╚Наши╩ в рамках проекта ╚Открытые лекции╩. 

Обращаясь к участникам встречи, Владыка Кирилл подчеркнул, что от молодого поколения зависит в прямом смысле будущее России. ╚По тому пути, по которому вы пойдете, пойдет страна╩, √ сказал он.  Куда должна идти Россия? √ этот вопрос митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл назвал стратегическим. При этом председатель ОВЦС отметил, что в современной ситуации внимание политических деятелей концентрируется на тактических, а не на глобальных проблемах, не на стратегическом видении будущего страны.  В общественной дискуссии речь идет о важных вопросах и проблемах, которые относятся лишь к сегодняшней, в лучшем случае, √ завтрашней жизни: повышении эффективности экономики, повышении уровня образования, науки, улучшении ситуации в культуре, спорте.

Однако ╚должны быть такие ценности ради которых можно отдать жизнь, √ подчеркнул председатель ОВЦС. √ Некоторые заявляют, что таких ценностей не существует, что самое главное √ человеческая жизнь. Но опыт предыдущих поколений, исторический опыт России и всего мира свидетельствует о том, что такие ценности есть: если страна и народ теряют способность совершать подвиг, то уходят с исторической сцены.

Митрополит Кирилл, который был лично знаком с Львом Гумилёвым, напомнил, что этот известный историк и мыслитель в своих книгах пытался проследить историю развития человеческой цивилизации и в своих работах отмечал, что даже самые мощные, великие цивилизации в какой-то момент исчезали из истории √ например, цивилизации шумеров, римлян, ацтеков. ╚Гумилёв проследил невероятно важную закономерность: в тот момент, когда люди перестают быть способными на подвиг, возникает стагнация цивилизации, появляется опасность ее распада. Он назвал способность жертвовать собой пассионарностью и отметил, что чем выше пассионарность, тем сильнее цивилизация, когда же пассионарность уходит из человеческой жизни, тогда исчезает цивилизация, исчезает народ╩.

В качестве примера Владыка Кирилл привел историю Великой Отечественной войны: наш народ победил в этой войне лишь потому, что его пассионарность была выше, хотя немцы были лучше вооружены и организованы.

 

ИТАР-ТАСС

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 15 июня. /Корр. ИТАР-ТАСС Елена Югина/. 15-летие со дня кончины Льва Гумилёва отметят сегодня в Санкт-Петербурге коллеги, ученики и друзья великого ученого. На его могиле в Александро-Невской лавре будет отслужена панихида. Ее совершат священнослужители храма петербургского государственного университета, который был открыт после многих лет запустения благодаря усилиям Гумилёва.  

Историку, географу, этнологу, философу, автору теории этногенеза - одной из самых нравственных научных концепций ХХ века - посвящена мемориальная доска на доме номер 1 по Коломенской улице, где он жил в 1990 ≈1992 годах. К ней будут возложены цветы. 

Нынешней осенью исполнится 95 лет со дня рождения Гумилёва. Этой дате посвящается представление выходящего в московском издательстве "Айрис- пресс" сборника его лекций, прочитанных в ленинградском университете в 1977 году. Расшифровкой аудиозаписей занималась ученица Льва Николаевича, научный сотрудник Эрмитажа Ольга Новикова.

"За 15 лет, пока его нет с нами, Гумилёв стал ближе и понятнее нашим соотечественникам. Его знают и любят молодые люди, студенты, открывающие его труды только сейчас. Книги Гумилёва расходятся мгновенно - он востребован временем", - поделилась с корр. ИТАР-ТАСС своими размышлениями об учителе Ольга Новикова. По ее словам, в научный и просто лексический оборот давно вошли такие выражения, как "пассионарность", "этногенез", "евразийство" (тут корреспондент напутала - Редколлегия сайта) - все они придуманы Гумилёвым. Целый раздел непрерывно развивающихся научных знаний по имени его основоположника получил название "Гумилёвика". 

Лев Гумилёв, сын поэтов Серебряного века Анны Ахматовой и Николая Гумилёва, родился в Петрограде в 1912 году. В годы Великой Отечественной войны он в солдатской шинели дошел до Берлина. На его долю выпали тяжкие годы репрессий, однако сын "врагов народа" выжил и стал ученым с мировым именем. Его главное завещание - необходимость экономического, политического, культурного, духовного сплочения пространства, называемого Евразией, к чему призывает вся тысячелетняя история России.

Заметка 8[110] (26 июня 2007 г.)

 
К.П. Иванов. Выступление на 1-х Гумилёвских чтениях, проходивших в СПбГУ октябрь 1992 г. Фото из архива Ю. Громовой.

26 июня отмечается день рождения Константина Павловича Иванова (1953≈1992), ученику Льва Николаевича. Мы публикуем работу Константина Павловича "Этнос: категория или бытие?", относящуюся к концу восьмидесятых годов прошлого века. Тогда Л.Н.Гумилёв и его первые ученики боролись с официозной этнографией и идеологическим догматизмом за становление новой теории этногенеза. В статье читатель найдет не только определение понятий теории ╚из первых рук╩, но почувствует дух и напряжение полемической атмосферы, в которой формировалась теория Л.Н.Гумилёва.

Основная борьба шла в то время с Юлианом Владимировичем Бромлем (1921≈1990), членом-корреспондентом АН СССР по Отделению истории с 1966 г., а с 1976 г. полного академика, давним оппонентом и заимствователем у Льва Николаевича Гумилёва. Ныне эту научную школу возглавляет д-р. ист. наук. В. А. Тишков, директор Института этнологии и антропологии имени Н.Н.Миклухо-Маклая РАН, председатель комиссии по толерантности Общественной Палаты РФ.

К. П. Иванов особое внимание уделяет игнорированию приверженцами бромлеевской школы того факта, что этнос ≈ явление поведенческое, опирающиеся на какой-то скрытый, но, очевидно, не генетический механизм преемственности, который обеспечивает ему известную устойчивость в поколениях, наблюдаемую как этническая традиция. К счастью для Л.Н.Гумилёва уже в 1961 г. этот механизм был открыт и описан выдающимся русским биологом М. Е. Лобашевым как сигнальная наследственность (некоторые биологи-этологи предпочитают более точный термин "сигнальная преемственность"). Однако, по мнению К.П. Иванова, эта работа М.Е. Лобашева (Сигнальная наследственность // Исследования по генетике. Сб.1. Под ред. М.Е. Лобашева. Л., изд. Ленингр. ун- та), в этом направлении до сих пор остаются малоизвестными даже среди специалистов этнологов, что создает естественный барьер и в понимании всей концепции Л.Н.Гумилёва для неподготовленного читателя.

Между тем бромлеевская школа, на которой продолжает лежать печать провинциализма, и сейчас продолжает игнорировать теоретическую концепцию этногенеза Льва Николаевича, а занимается любованием модными изысками некоторых зарубежных исследователей.

К числу любимых социальной этнологией относится пресловутая количественная оценка этнического самосознания (идеальный механизм для накручивания межэтнической толерантности, а по сути смешения этнических стереотипов поведения). И это не случайность, а закономерный итог затянувшегося кризиса этнографической школы Бромлея. Еще в 1972 г. он писал, что пределом делимости этноса является отдельный человек, а не конвиксия и консорция по Л. Н. Гумилёву.

Даже по прошествии десятка лет В. А. Тишков прямо пишет в энциклопедия ╚Народы и религии мира╩ (сер. 1990-х гг.), ╚что под этнической понимается группа людей, обладающая общим самосознанием этническим, разделяющая общее название и элементы культуры и находящаяся в фундаментальных связях с другими общностями, в том числе государственными. Историческими условиями возникновения этнических групп (этногенеза) считаются (курсив ≈ Редколлегия ) наличие общности территории, хозяйства и языка╩. Так, что наличие общности территории, хозяйства и языка лишь считаются (читай - фактически не являются) условиями для возникновения этногенеза (даже в бромлеевском понимании этого процесса).

А ведь В. А. Тишков заслуженно считается видным конструктивистом в России, более того, побывав в роли практика "этнической инженерии". Он в течение нескольких месяцев 1992 г. возглавлял Государственный Комитет по делам национальностей при Ельцине. Напомним, что конструктивизм в западноевропейских научных теориях национализма и этничности полагает, что доктрины ╚изобретаются╩ интеллектуальной элитой нации для конструирования этничности. Они транслируется на потенциальных представителей нации при помощи различных средств, имеющих возможность воздействовать на сознание членов общности (средней школы, национальной церкви, СМИ, книги, фильмы и т.д.) в целях построения национального государства, в котором государственные границы совпадают с лингвистическими.

Заметка 9[111] (31 августа 2007 г.)

Завершена публикация на сайте третьего тома четырехтомной монографии О. Г. Большакова"История Халифата" ≈ "Между двумя гражданскими войнами, 656≈696", впервые увидевшего свет издательстве  "Восточная литература" в 1998 г.

Олег Георгиевич является превосходным знатоком арабской и персидской историко-географической и биографической литературы и мусульманского средневекового города. 

Первая его монография была посвящена среднеазиатскому городу конца VIII≈начала XIII в. (вышла в 1973 г. и была защищена в качестве докторской диссертации). В ней он разработал методику урбанистических исследований, которая была признана образцовой многими его последователями и учениками.

Главным трудом последних лет продолжает оставаться многотомная "История халифата". Первый том, озаглавленный "Ислам в Аравии" (570≈633), увидел свет незадолго до распада СССР, в 1989 г. Изданный в 1993 г. второй том " Эпоха великих завоеваний", охватывает период так называемого "Мединского Халифата" (633≈656). Третий том, публикация, которого на сайте завершена, описывает период 656≈696 гг. Тем самым эта работа заполнила лакуну в отечественной и мировой науке. За первые три тома в 2003 г. ее автор был награжден Государственной премией Российской Федерации.

Первые три тома сопровождали 26 исторических карт и две генеалогические схемы, которые были воспроизведены для Интернета при помощи настольной геоинформационной системы ArcGIS А. Родионовым в 2004≈2006 гг. при содействии Антона Кизима.

В настоящее время автор продолжает вести работа над четвертым - последним томом монографии, посвященным периоду 696≈750 гг. Завершающий том будет описывать вторую гражданскую войну, в результате которой династия Умаййадов была изгнана хорасанскими персами-шииты в Испанию, а место халифов заняли Аббасиды.

Заметка 10 [112] (14 сентября 2007 г.)

Очень многие знают Льва Николаевича как историка и философа, но до 1960-х гг. он много создавал как поэт, причем многие его работы были на исторические темы. Одним из самых ярких произведений в этом ряду, безусловно, можно считать трагедию в стихах ╚Смерть князя Джамуги╩.

Она как и многие гумилёвские произведения той поры была сочинена в местах заключения ≈ "на великих стройках коммунизма", как любил говорить на публичных лекциях ученый. В своих воспоминаниях в 1990 (см. "Довоенный Норильск") он указал, что "инженеры, геологи, химики, строители абсолютно не интересовались историей, хотя весьма ценили поэзию и литературу". Опасения интеллигенции, попавшей за решетку, станут понятными если вспомнить, что заниматься историей, т.е. общественными науками по марксисткой идеологии, осужденным по политическим статьям строго запрещалось режимом отбытия наказания.

Правда, записывать сочинения там зачастую было не на чем ≈ приходилось полагаться на собственную память, которая была у него великолепной. Однако этому стихотворному произведению повезло. В 1941 г. в Норильске Л. Н. Гумилёв как техник-геолог работал четыре месяца в хранилище проб, где описывал образцы пород, собранных в ходе геологических экспедиций. Благодаря этому в его распоряжении оказались немыслимые для з/к ценности ≈ чернила и бумага.

Льву Николаевичу удалось ими воспользоваться и записать трагедию в 5 действиях, как сказали бы сейчас, на "твердый носитель". Однако, помня о режиме, он сберегал листки со стихами в потайном кармане ватника, опасаясь шмона как в лагере, там и на рабочем месте. В противном случае, их бы немедленно отобрали, а самого бы отправили в карцер.

Л.Н. Гумилёву каким-то образом удалось переправить эти стихи на ╚материк╩ после освобождения в 1943 г. и они сопровождали его во время освободительного похода Рабоче-крестьянской Красной Армии в Европе. Вот как описывает Э.Г. Герштейн в ╚Мемуарах╩, где приводится письмо Л.Н. Гумилёва к ней от 12 апреля 1945 г., в котором Гумилёв пишет: ╚В.Б. Шкловский посетил в поезде (при следовании на фронт в декабре 1944 г. через Москву). И предложил прислать ему рукопись моей трагедии на предмет напечатания┘ Очень Вас прошу узнать у него о судьбе моей рукописи и написать мне╩. Далее Герштейн пишет: ╚Его стихи я раскритиковала, о чем я жалею. Он, конечно, не поэт, но в те волнующие дни победы и перспективы свободы для Левы не следовало об этом говорить Б.В. Шкловский тоже не то разочарованно, не то огорченно отозвался о Левиной трагедии (она, кажется, была написана стихами) и не стал устраивать ее в печать╩.

Но несмотря на все перипетии "Смерть князя Джамуги" сохранилась, напечатана в книге ╚Дар слов мне был обещан от природы╩ (2004), и в 95-ю годовщину со дня рождения Льва Николаевича публикуется на сайте. Внимательные читатели узнают многие строчки из него, которые стали эпиграфами к трудам ученого.

И хотя это сценическое произведение, оно до нашего времени на сцене России не ставилось. В трагедии представлены в зрелом возрасте герои фильма ╚Монгол╩, посвященного молодым годам Темуджина (режиссер Сергей Бодров-старший), вышедшего на экраны 20 сентября 2007 г.

Заметка 11 [113] (1 октября 2008 г.)

Л. Н. Гумилев, 14 марта 1988 г., фото Валерия Потапова

╚┘И я двусердый, я не встречу смерти,
живя в чужих словах чужого дня┘╩

Л.Н.Гумилёв

1 октября исполняется 95 лет со дня рождения Льва Гумилёва. Невероятно, но уже 15 лет его нет с нами, а его идеи, его жизнь не просто интересуют, а продолжают волновать и вовлекать в их обсуждение новые поколения. Идеи Л.Н.Гумилёва, которые еще недавно изучались узкой группой ученых, судя по СМИ, сегодня востребованы широкими массами и обсуждаются в самых верхних эшелонах власти. За эти годы произошел настоящий триумф после смерти для его теории этногенеза. Гумилёв стал классиком, но не ╚забронзовел╩, хотя памятники ему уже есть. С ним спорят, опровергают, пытаются отвечать на звучащие со страниц его книг притягательные, соблазнительные, изумительные ≈ Гумилёвские вопросы. И главный спор о том: что есть Россия? ≈ К Западу или к Востоку она тяготеет, или у нее ≈ свой путь в будущее? ≈ И есть ли у нее потенциал? Сам факт этих споров: говорит о том ≈ пассионарность в России есть.

Сейчас Л.Н. Гумилёв √ один из самых цитируемых авторов в научных публикациях в России и странах СНГ. Новые понятия, введенные в науку Л.Н.Гумилёвым, стали общепринятыми в массовом сознании людей. Постоянно многочисленными тиражами повсеместно издаются все его труды. К нынешнему юбилею издательство Айрис-пресс на основе аудиозаписей лекций Л.Н.Гумилёва подготовило и выпустило первую книгу лекций по народоведению - ╚Струна истории╩. Готовятся к печати и следующие курсы Л.Н.Гумилёва по этнической истории многонациональной России.

Мир открывает границы. Все чаще люди разной национальности, разной культуры живут и работают рядом. Часто это взаимовыгодно, но нередко возникают проблемы, решить которые можно только через знание основ этнологии. И хотя пока курс народоведения в России не читается, думаем, что с выходом учебника лекций Л.Н.Гумилёва все изменится. Ведь история народов России и окружающего ее мира так изложена Гумилёвым, что понятна даже школьнику. Думаем, что к 100-летию предмет ╚народоведение╩ займет свое место в обычной школе.

Но Л.Н.Гумилёв не только возвращается своими трудами, он ╚живет╩ в наших буднях. И дело не в том, что с экранов телевизоров мы видим попытки политиков разных направлений надергать модных фраз из пассионарной концепции, а в том, что его идеи будят творческую мысль наших современников. Так, не может не радовать, что труды Льва Гумилёва послужили толчком к созданию фильма ╚Монгол╩, посвященного молодым годам Темуджина (режиссер Сергей Бодров-старший), вышедшего на экраны 20 сентября 2007 г. Думаем, что не стоит в этом произведении искать буквальных исторических совпадений ≈ художник имеет право на творчество, она интересна Гумилёвским зарядом добра и желанием понять поступки других людей.

В честь юбилея ученого 1 октября 2007 г. читатели сайта, как ученики Льва Гумилёва возложили венок на месте его захоронения на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.

Заметка 12 [114] (31 октября 2007 г.)

Лев Гумилев не был кабинетным ученым, он преподавал в ЛГУ, читал лекции студентам, растил из них учеников. В год 95-летия со дня рождения ученого читатели могут познакомиться с уникальной книгой, составленную на основе аудиозаписей его оригинальных лекционных курсов. Ученый прошел через многое ≈ годы лагерей, наветы, и самое страшное для него ≈ запреты на творчество. Видимо, чувствуя какую-то тревогу, все свои лекции и выступления, начиная с середины 1970-х гг., Лев Николаевич записывал на магнитофон. Технически это осуществлял в основном его первый ученик Константин Иванов.

Записи этих университетских лекций и докладов хранились в семье Гумилевых, а уже после кончины ученого его вдова Наталия Викторовна передала их вместе со стареньким магнитофоном ╚Астра╩ своему племяннику В. В. Чернышеву с просьбой переписать массивные старые бобины на более современные носители.

Редколлегия выражает огромную признательность полковнику, ныне профессору Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского Виктору Викторовичу Чернышеву за кропотливую работу по переводу старых записей на новые носители, пригодные для дальнейшего преобразования. Ныне идет работа по изданию диска с этими записями. Уверены, что в будущем, все аудио-записи и видео-записи лекций Льва Гумилева будут воспроизведены широкими тиражами на современных носителях.

С любезного согласия наследницы Л. Н. Гумилева М. И. Новгородовой архивные аудиозаписи были предоставлены издательству ╚Айрис-пресс╩ для издания книги ╚Струна истории╩. Ученику Льва Николаевича ≈ Ольге Геннадьевне Новиковой стоило многих усилий разобрать на старых записях слова ученого. Публикация этой книги снабжена её предисловием и комментариями. Надеемся, что читатели познакомятся с этим собранием лекция на нашем сайте.

Заметка 13 [115] (17 ноября 2007 г.)

Исполнилось 80 лет со дня рождения Дмитрия Михайловича Балашов (17.XI.1927, Ленинград ≈ 17.VII.2000, дер. Козынево, Новгородская обл.). Имя Дмитрия Михайловича хорошо известно любителям исторической прозы. Автор ╚Марфы-посадницы╩ и серии романов ╚Государи московские╩ был одним из самых ╚тиражных╩ писателей 80-х годов.

С 1980-х гг. Дмитрий Михайлович вошел в круг лиц, которых можно отнести к ученикам Льва Николаевича Гумилёва. Пожалуй, именно его исторические романы можно считать самыми массовым инструментом,  среди работ учеников великого ученого, по продвижению знаний о ПТЭ в широкие массы. К огромному сожалению, Дмитрий Михайлович, как и некоторые другие ученики, трагически летом 2000 г.

Поэтому мы публикуем воспоминания главного редактор журнала ╚Русская провинция╩, секретарь Союза Писателей России Михаила Петрова "Он обжигал как пламя".

Заметка 14 [116] (20 декабря 2007 г.)

В ночь на 19 декабря 1992 г. трагически оборвалась жизнь Константина Павловича Иванова (26.06.195319.12.1992), кандидата географических наук, старшего научного сотрудника НИИ географии (НИИГ) Санкт-Петербургского университета, действительного члена Русского географического общества. Верного и, наверное, самого любимого ученика Льва Николаевича.

Л. Д. Стеклянникова, сотрудница Санкт-Петербургского радио и давняя знакомая Константина и Льва Николаевича, подготовила воспоминания к 15-й годовщине со дня смерти "Пассионарный ученик".

Редколлегия сайта приносит свои извинения за вынужденные купюры в помещенных здесь воспоминаниях. Публикация работы сопровождают комментарии, подготовленные О. Г. Новиковой, учеником Л. Н. Гумилева, зам. Председателя "Фонда Л. Н. Гумилёва".

Эта страница была последний раз обновлена 20.12.09

 

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ] >> ]

Top