|
Совместный проект Создателей
сайта и общественной организации "Фонд Л.Н.
Гумилёва". По просьбе наших
посетителей, на этой странице будут
публиковаться заметки, освещающие важнейшие
события и материалы, помещаемые на сервере.
Заметка 1 [143] (5 января 2010 г.)Важнейшим событием 12-го года развития сайта станет 20-летие со дня выхода в свет одной из последних научных монографии Л. Н. Гумилёв " Древняя Русь и Великая степь". Она стала по сути дела завершением "Степной трилогии", которую автор создавал около полувека с 1940-х гг. В начале года завершилась помещение карт и схемам из Трактата Л. Н. Гумилёва "Этногенез и биосфера Земли", воссозданных специально для Интернета, а в разделе "Анналы" полностью публикован русский перевод двухтомника немецкого ориенталиста XIX в. Августа Мюллера (1842≈1892), известного в России под названием "История ислама. От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов". Эту работу очень ценил Лев Николаевич. Весной, в преддверии туристского сезона в Еразии, предполагается публикация карт Горного Алтая, которые покрывают Пазырыкские курганы юэчжей, район вершины "90-летие Л. Н. Гумилёва" и ставшего хорошо известным в 1990-е гг. плато Укок. Летом будет закончена публикация серии из 14-ти статей Л.Н.Гумилёва, выходивших в 1964≈1973 гг. под общим названием "Ландшафт и этнос", которую автор называл СЮИТОЙ. Первые работы этой серии были опубликованы на сайте в 2005 г. Кроме того, будут публиковаться иллюстрации и карты из монографии Л. Н. Гумилёва " Древняя Русь и Великая степь". Эти материалы воссозданы специально для Интернета. В конце года в разделе "Анналы" начнется публикация монографии Михаила Илларионовича Артамонова (1898≈1972), выдающегося российского советского историка и археолога, одного из учителей Льва Николаевича, на очень интересную тему евразийской истории. Книга "История хазар", вышедшая из печати в 1962 г., содержит 9 карт, некоторые их которых выполнили С. А. Плетнева. Исследование выдержало несколько переизданий и до сих пор сохраняет свое энциклопедическое значение. Публиковаться редакция 1962 г., научным редактором который был Л. Н. Гумилёв. Заметка 2 [144] (24 февраля 2010 г.)30 октября 2009 г. на 101-ом году жизни скончался Клод Леви-Стросс [Claude Lévi-Strauss] (1908≈2009), французский этнограф, социолог и культуролог, создатель школы структурализма в западной этнологии, талмудический еврей по происхождению. Он был последним патриархом из квартета интеллектуалов ≈ основателей французского структурализма, таких как Мишель Фуко (1926≈1984), Ролан Барт (1915≈1980) и Жак Лакан (1901≈1981), но пережил их на четверть века. Созданное ими направление структурализма активно развивалось в гуманитарных науках с середины XX в. После опустошившей Европу Второй Мировой войны, Западно-Европейский суперэтнос на ╚собственной шкуре╩ остро почувствовал завершение благодатной инерционной эпохи ╚Золотой Осени╩ и ощутил ледяное дыхание приближающейся обкурации. Насущной проблемой стали попытки объяснить и обосновать ставшие явными для всех изменения образа мыслей и стереотипа поведения нового человека Запада. Поэтому на повестку дня у интеллектуальной элиты остро встал вопрос формирования внеисторического взгляда на подходящий к завершению этнический процесс. Интеллектуальная элиты Запада пыталась подвести философскую базу этим явлениям, обратясь к опыту других народов. Ведь подхода, с помощью которого можно было бы критически пересмотреть торжествовавшую (но уже не действующую) в мире концепцию эпохи Просвещения о благотворности ╚линейного прогресса╩, в середине XX в. еще не было. Вот именно с этими противоречиями индивидуумов Западно-Европейского суперэтноса попытался разобраться Леви-Стросс. При изучении мифологии безписьменных этносов, Леви-Стросс обратил внимание, что у них наблюдаются подобные противоречия сознания. Согласно позднейшей теории пассионарностии Л. Н. Гумилева, у таких представителей химерных обществ, находящихся на последних стадиях этнического развития наблюдается какафония ментальности. Поэтому Леви-Стросс избрал именно это темой для своего исследования. В своей работе ╚Структурная антропология╩ он изложил опыт изучения жизни гомеостатических сообществ и увидел в нем широкое поле бессознательных логических операций. Такие общества, существующие длительное время зачастую без письменности (по Гумилеву, персистентные конвиксии), для поддержания своей резистентности в стадии гомеостаза имели целый комплекс методов для сохранения их структур. С течением времени смысл этих подходов и решений этими этносами был утрачен. С помощью исследования их и была сделана попытка понимания противоречий сознания современного западного человека. Причем, следует отметить, в XXI в. в приложении к современным сообществам Западной Европы и Северной Америки, может быть применим и подход Леви-Стросса, так как он нацелен на исследование обществ, которые находятся на крайне низком уровне пассионарного напряжения (жизнь без риска для жизни ≈ гоместаз, а в некоторых случаях, и обскурация). В своей программной работе ╚История и этнология ╚ К. Леви-Стросс в 1949 г. декларировал: ╚Существовавшее до сих пор распределение ролей между историей и этнографией ≈ оправдывалось ли оно традицией или необходимостью момента ≈ способствовало смешению теории и практики и чрезмерному разделению этих дисциплин. Между тем лишь в случае, если история и этнография совместно примутся за изучение современных обществ, станет возможным полностью оценить плоды их сотрудничества и убедиться в том, что они не могут существовать одна без другой╩. Однако этот метод оказался малоприменимым для этносов Западно-Европейского суперэтноса середины XX в. находящихся в динамическом состоянии (даже на таком низком уровне как обскурация). Это не замедлило проявить себя в ходе парижских событий 1968 г. Бунтующее субпассионарное студенчество отринуло обветшалые структуры фазы инерции, вериги которых не не давали простор мультикультуризму и ограничивали свободы достижения удовольствий, в первую очередь, сексуальных. Несмотря на это, следует признать, что у Гумилёва и у Леви-Стросса, было немало общего. Например, они оба считали себя учениками видного евразийца начала XX в. Н. С. Трубецкого (1890≈1938). Фонологическая теория, развитая в работах Николая Сергеевича, оказала большое влияние на развитие не только лингвистики, но и гуманитарного знания в целом. Его теоретический аппарат оппозиций, развитый в работах Р. О. Якобсона, получил широкое применение и в других областях лингвистики (прежде всего в морфологии). Причем, именно благодаря появлению методики К. Леви-Стросса, более очевидной для развития этнологии стала необходимость применения концепций Трубецкого и Гумилёва. Внимательный читатель заметит, что этих ученых (Гумилёва и Леви-Стросса) всегда отличало пристальное внимание к вопросам религии в приложении к философии истории. Это не удивительно, поскольку первый являлся потомком священничества Рязанской губернии, а второй ≈ выходец из эльзасских раввинов. Заметка 3 [145] (3 марта 2010 г.)На именины Л. Н. Гумилева, в преддверии туристского сезона, размещены карты Горного Алтая, которые связаны с пиком 90-летия Л. Н. Гумилёва, о котором было рассказано в заметке Редколлегии 2009 ╧ 12 [142].
В честь юбилея ученого безымянная вершина, находящаяся в Кош-Агачском районе Республики Алтай, вблизи границ России и Китая, Монголии и Казахстана, своими очертаниями напоминающая Эльбрус, была названа ╚пик 90-летия Л. Н. Гумилева╩. Выход на пик возможен от села Курай по р. Актуру, далее по р. Корумду и р. Куркурек, затем левый приток реки Куркурек. Пик 90-летия Л. Н. Гумилева с координатами 50╟ 8' 24" С.Ш. и 87╟39'50" В.Д. имеет высоту 3520.1 м.
В своих работах Льва Николаевича не раз исследовал историю этого района Срединной Азии ≈ ╚Изменения климата и миграции кочевников╩, ╚История народа Хунну╩, ╚Древние тюрки╩ и многих др. В 1948 г. Гумилёв работал в Улаганском районе республики Алтай в Горно-Алтайской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством С. И. Руденко (1885≈1969) на раскопках знаменитых Пазырыкских курганов юэчжей, а также исследовал тюркские могильники и балбалы на старом русле р. Башкаус и правом берегу р. Улага от места впадения в него р. Балыктыюл до урочища Пазырык.
Заметка 4 [146] (9 апреля 2010 г.)
Он с отличием закончил обучение на кафедре истории Древней Греции и Рима и получил специальность ╚историк-античник╩,
одновременно этот курс закончил Юрий Викторович Андреев
(1937≈1998). Но его влекла другая, более древняя история ≈ история Ассирии и Вавилона и он считал, что Однако история, экономика и язык Шумера прочно вошли в круг научных интересов и личных амбиций бывшего студента академика Струве, языковеда и к. и. н. Игоря Михайловича Дьяконова (1915≈1999). Между Струве и Дьяконовым развернулась научная полемика. Существенные разногласия во взглядах на устройство политической и экономической жизни древней Месопотамии смогли расколоть научную среду. Желание утвердить свою единственную точку зрения на причины падения древнего Царства привело к подавлению иномыслия и смогло изменить судьбы многих советских ученых-востоковедов. Виталий Александрович имел свою точку зрения, равно далекую от взглядов лидеров обеих лагерей, но все же он оказался в острой вражде с М. К. Дандамаевым (1928 г. р.), подчиненным Дьяконова. Защита кадидатской диссертации Белявского на тему ╚╚Образование Ново-Вавилонского царства╩ не состоялась ни в Ленинграде, ни в Москве. Уже немолодой Виталий Александрович был отстранен всесильным Дьяконовым (главным редактором многих исторических журналов) от возможности печататься в СССР по востоковедческой тематике и стал неформальным ученым. Занимался он днем (переводил древние манускрипты, составлял картотеки и др.), а ночью его экологической нишей стала работа сторожем на Радиотехническом приборостроительном заводе им. Н. Г. Козицкого (его позицию по этому вопросу вы можете понять из его переписки). Начало отношений Белявского с Львом Гумилевым положила статья Виталия Александровича, которая попала на рецензию к Гумилеву. Ученые подружились. Когда Л. Н. Гумилев был председателем секции этнографии Географического общества СССР, он привлек его к совместной работе. Белявский стал выступать с докладами в ГО. Также он продолжал активную научную деятельность, но публиковался преимущественно за рубежом в авторитетных исторических изданиях. Они навещали друг друга на дому и в домашней атмосфере продолжали обсуждать свои научные исследования. Когда же тучи сгустились над Л. Н. Гумилевым, уже Виталий Белявский встал на его защиту. В 1973 г. написал одну из своих последних статей о правоте взглядов Л. Н. Гумилева и тенденциозности академика Б. А. Рыбакова (1908≈2001) в оценке отношений между Древней Русью и Великой Степью. В. А. Белявский стал автором более 30 работ, статей, рецензий и переводов и монографий. На своих лекциях Л. Н. Гумилев в числе немногих книг часто рекомендовал для прочтения студентам книгу Белявского ╚Вавилон легендарный и Вавилон исторический╩. Ученый прожил яркую, но короткую жизнь, скончавшись от инфаркта на 53 году жизни. Подробнее о научном наследии ученого читайте в статье "Белявский - звезда первой величины советской ассирологии". Заметка 5 [147] (9 мая 2010 г.)ПамятьЛев Николаевич Гумилев, из всех советских праздников отмечал только День Победы. Простой солдат Второй мировой войны, зенитчик, он очень мало рассказывал про свои личные обстоятельства, но он много внимания в своих трудах уделил истории древних военных конфликтов. Среди них он выделял существенные различия и ввел свою классификацию. Есть война между своими близкими, которая заключается в том, чтобы приобрести какие-то преимущества (по какому-то частному вопросу). Так австралийские племена воюют за охотничьи угодья не обращая внимания на белых или за первенство в своей деревушке. Это войны на субэтническом уровне. При этих войнах бывают смертные случаи, смертные исходы. Но не это цель, которая заключается в подчинении слабого сильному. Войны на этническом уровне ≈ это уже войны со стремлением вывести противника из строя. Но совершенно не обязательно его при этом убивать или уничтожать. Достаточно, если он сдастся в плен, ≈ будет интернирован. С ним обращаются прилично, его подкармливают, потом отправляют на родину (разменивают пленных). У такой войны есть свои законы: что-то можно делать, что-то нельзя. Например, нельзя убить парламентера, если он герольд, ≈ считалось в Западной Европе. И нельзя было убить посла (ни при каких условиях!), ≈ если это дело было в Монголии. Отношения с побежденными: их не лишали возможности существовать: их или подчиняли, или отнимали у них спорную территорию. Такая война ≈ жестокая, но, ведущаяся в условиях одного суперэтноса. Англичане так обходились с французами и немцами; немцы, наоборот, ≈ с испанцами и англичанами. Но когда речь шла для англосаксов об индейцах, то они говорили: ╚Хороший индеец ≈ мертвый индеец!╩ И война между суперэтносами шла на истребление. Точно так же обращались американские работорговцы с неграми в Африке. Когда ими загружали трюм корабля, и потом примерно 40% выбрасывали, как трупы, в море. С этими ≈ не считались, они для них были, как бы не люди, но капитал. Это ≈ <для англосаксов>, был ≈ другой суперэтнос. И, тут нельзя говорить, что они были особо жестокие люди, ≈ это был их стереотип поведения, стереотип поведения их времени. А деление между суперэтносами всегда было очень сильное. В определенные фазы развития этногенеза внутри самого суперэтноса происходит раскол, сопровождающийся длительной и кровопролитной войной, когда брат идет на брата. В XX веке Россия испытала ужасы именно такой ≈ гражданской войны, в результате которой системная целостность значительно упростилась. Этим воспользовалась агрессивная западная антисистема, воплотившая в жизнь средневековый план ≈ ╚Натиск на Восток╩. Однако, как и в былые века, сделать из этой войны веселую забаву не удалось. На Востоке ведь всегда считали, что война ≈ это не шутка. Тут надо или жить в мире, или воевать серьезно. В тяжелый для страны период многонациональный народ нашел в себе силы, сплотился, ≈ окрепли связи земляков и чувство локтя, и именно такой народ стал победителем. Для Гумилева ≈ историка эта победа была значима не столько своим личным участием, но именно тем, что она показала, что сила у Российского суперэтноса, а значит и будущее у России как многонационального государства, ≈ есть. Заметка 6 [148] (24 мая 2010 г.)В 2010 г. Фонд Л. Н. Гумилева подготовил и разместил в Сети на вики-словаре "Теория Антисистем" обширные архивные аудиоматериалы лекций Председателя Правления московского отделения "Фонда Л. Н. Гумилёва" И. С. Шишкина, посвященные основам теории этногенеза и ее развитию. Найти эти лекции можно на этом сайте задав в строке поиска словосочетание В мире Льва Гумилева. История создания этих аудио ≈ лекций "В мире Льва Гумилёва" такова. Во второй пол. 1990-х гг. в прямом эфире московской радиостанции ╚Резонанс╩ прозвучал цикл передач ╚В мире Льва Гумилева╩.
Первый блок аудиоматериалов посвящен раскрытию сущности основных положений, терминов и понятий пассионарной теории этногенеза Л. Н. Гумилева. В первых лекциях И. С. Шишкин уделил внимание описанию открытой В. В. Вернадским биохимической энергии живого вещества биосферы (проявление которой в человеческих сообществах Л. Н. Гумилев назвал пассионарностью) и понятия этнос с позиций системного анализа. Благодаря открытию энергетической природы этноса, ученому удалось установить единую закономерность развития этногенеза (всех существовавших, существующих и будущих этносов). В последующих лекциях, применяя теорию Гумилева для понимания процессов в этнической истории, И. С. Шишкин развил мысли ученого применительно к современной картине мира, особо выделив Россию. Второй блок аудиоматериалов ≈ это встречи ≈ беседы в прямом эфире И. С. Шишкина со слушателями радио ╚Резонанс╩, посвященные межнациональным проблемам, национальной психологии и миграционной политики России рубежа XX≈XXI вв. в свете концепции этногенеза. В этом блоке аудиоматериалов И. С. Шишкин раскрыл сущность понятия базового принципа ПТЭ, ≈ комплиментарности. На исторических примерах лектор показал многовековую тягу народов Евразии друг к другу. Далее он рассмотрел причины устойчивости многонационального и многоконфессионального Российского суперэтноса. Данный цикл аудиолекций может быть полезен не только для студентов различных специальностей, но и их преподавателей, а также для всех интересующихся этнической историей современности. Кроме того, цикл является свидетельством недавнего времени, и его отличает непосредственная и эмоциональная реакция слушателей прямого эфира на затрагиваемые автором проблемы этнических отношений в современной России.
Фонд Л. Н. Гумилева присоединяется к мнению автора и также благодарит инициатора записи его лекций на радио - писателя Елену Черникову (учебники "Основы творческой деятельности журналиста" и "Литературная работа журналиста" и др.), в 1993≈1999 гг. - ведущую культурно-просветительских радиопрограмм прямого эфира на радиостанции ╚Резонанс╩ и др. всероссийских радиостанциях. Заметка 7 [149] (15 июля 2010 г.)15 июля исполнилось 600 лет со дня исторической Грюнвальдской битвы, в которой соединенные армии Польши и Литвы одержали решительную победу над немецкими рыцарями Тевтонского ордена. В этой битве союзные польско-русско-литовские войска разгромили многотысячную орденскую армию, уничтожили основные силы Тевтонского ордена и окончательно подорвали его военное могущество. Начался упадок грабительского Орденского государства, и вскоре оно прекратило существование. Грюнвальдская битва 1410 г. была ╚битвой народов╩. В ней немецким захватчикам и их западноевропейским наемникам противостояли объединенные силы поляков, русских, литовцев, чехов, моравов, силезцев и татар. Исключительную роль в победе сыграли воины из западно-русских княжеств, составлявшие почти половину союзного войска. Единство народов в борьбе с немецкими захватчиками ≈ передового отряда экспансии Западно-европейского суперэтноса обеспечило победу над этим сильным врагом. В результате этой битвы и последующей осады столицы Тевтонского ордена ≈ Мариенбурга ≈ Орденское государство теряло Жемайтию в пользу Великого княжества, Добжиньскую землю ≈ Польше и выплачивал контрибуцию. Начавшаяся фаза надлома в Западной Европе окончательно погребла надежды немецких феодалов осуществить ╚Натиск на восток╩. Великоруссы и литовцы, этносы зародившиеся от пассионарного толчка XIII в., получили возможность на развитие по собственной этнической доминанты. Грюнвальд навсегда останется в памяти народов как пример не только мужественного сопротивления иноземным захватчикам, но и яркое проявление победоносного принципа евразийства ≈ единства действий различных этносов, которые противодействуют общим проблемам. Заметка 8 [150] (1 октября 2010 г.)Публикацией статьи "Внутренняя закономерность этногенеза: (Ландшафт и этнос: XIV)", впервые увидевшей свет в 1973 г., на сайте закончилась выкладка статей из цикла ╚Ландшафт и этнос╩, печатавшиеся на протяжении почти 10 лет (с 1964 по 1973 годы) в ╚Вестнике Ленинградского университета╩. По воспоминаниям Н. В. Гумилёвой (1920≈2004), верного друга и помощника Льва Николаевича Гумилёва, в эти непростые для ученого годы, издание в этом университетском вестнике было одним из немногих возможностей опубликоваться в Советском Союзе по тематике в котором тесно переплетались история и география. Одна из них опубликована в соавторстве с исследователем истории Тибета Б. И. Кузнецовым (1931≈1985). Наблюдательный читатель без особого труда заметит, что почти все представленные в этой серии статьи Л.Н. так или иначе использованы в его второй докторской диссертации (уже по географии), ставшей Трактатом и монографиях, вышедших гораздо позже ≈ в конце восьмидесятых, начале девяностых годов XX в. Надо признаться, что даже на нашем сайте статьи этого цикла появились далеко на сразу. Поскольку они были печатались в малодоступном университетском издании, то нам понадобилось те же десять лет, чтобы все они стали доступными читателю в Интернете. Поэтому большое спасибо все тем, что смог помочь нам в непростом деле собирания этих трудов Льва Николаевича. Заметка 9 [151] (9 ноября 2010 г.)В рамках подготовки к юбилею ученого в 2012 г. в числе мероприятий запланирована подготовка и издание полного собрания сочинений Л.Н. Гумилёва. Причины для этого есть. За минувшие два десятилетия появилось много изданий, но научных среди них единицы. В одних изданиях (дорогих) - имеется масса ненужных и, главное, искажающих смысл теста, рисунков. Во вторых, - аутентичный текст автора подвергся купюрам, а ссылки далеки от научности. Были встречены даже переназвания глав. В третьих изданиях убраны предисловия или указатели, согласованные с автором. Особую группу составляют публикации на грани беззастенчивого внедрения в личную жизнь Льва Гумилёва. Но до сих пор не опубликована его переписка с учеными. Не издано так же достойным образом его поэтическое наследие. В полное академическое издание прежде всего должны войти труды ученого, его научная переписка, поэтическое творчество, выступления, комментарии и интервью, фото и его кино- и аудиоархив. Издание должно быть снабжено атласами, картами, таблицами и схемами. Прекрасным дополнением к этому изданию послужит книга воспоминаний ученых и близких Л.Н. Гумилёва. В целом будущее издание видится классически оформленным и скромным внешне, но главное, - аутентичным по сути. На данный момент можем посоветовать наиболее полное собрание трудов Льва Николаевича в серии "Библиотека истории и культуры" издательства Айрис-Пресс. На базе этой серии возможно будущее издание полного собрания трудов ученого. Серия издательства Айрис-Пресс включает не только основные труды и научные статьи ученого, изданные при его жизни малыми тиражами, его стихотворное творчество и интервью, но и его лекции (расшифрованные уже после его жизни) ≈ книга "Струна истории" (см. нашу заметку за 2007 ╧ 12 [114]). Обратим Ваше внимание, что в этой серии есть книга воспоминаний близких ученого о его жизни и творчестве. Все книги серии сверены с прижизненными изданиями, а две последние книги выпущены только в этом издательстве. Однако отметим, что на данный момент наиболее полным собранием его трудов является электронная база нашего сайта ≈ см. библиографию. Заметка 10 [152] (19 декабря 2010 г.)Константина═Иванова
(1953≈1992) по праву называли лучшим учеником Гумилева. ╚После меня останутся мои работы, после ═Константина═
≈ его дети╩, ≈ шутливо говорил Лев ═Гумилев═, имея в виду не только кровное потомство, но и многочисленных крестников Иванова. Константин═ Павлович═ Иванов кандидат географических наук, заведующий лабораторией этногеографии НИИ географии был первым после революции старостой
По версии следствия, К. П. Иванов был
убит криминальной группой в связи с
проверкой незаконного строительства на
территории Константин Павлович в свои годы успел много сделать в этнологии. Он записал все лекции учителя (в ЛГУ и др.) на магнитофон и ╚пробить╩ запись его лекций на Ленинградском телевидении. Эти записи были отреставрированы и в 1993≈1995 гг. были снова показаны в цикле передач ╚Этносы Земли╩. И именно благодаря этой его работе, устремленной в будущее, впоследствии стала возможной и публикация без идеологических купюр книги лекций Л. Н. Гумилева, прочитанных им в 1987 г., ≈ ╚Струна истории╩ (см. нашу заметку за 2007 ╧ 12 [114]), которая уже выдержала 3 издания. Статьи и книга К. П. Иванова ≈ важный вклад в развитие теории этногенеза, основы которой заложены Л. Н. Гумилёвым. На обширном оригинальном материале автор рассмотрел этнодемографические и эколого-географические процессы в Центральной России и районов Крайнего Севера, разработал новые аспекты "этногенетической парадигмы" и ее использования. Мы публикуем еще одну, имеющую весьма актуальное звучание, совместную статью Льва Николаевича и Константина Павловича ≈ о бытовавших в СССР двух подходах к изучению этнических процессов. Эта страница была последний раз обновлена 29.12.10 |
|
|