Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @
Stolica.ru
Реклама в Интернет

Редколлегия

Совместный проект Создателей сайта и общественной организации "Фонд Л.Н. Гумилёва". По просьбе наших посетителей, на этой странице будут публиковаться заметки, освещающие важнейшие события и материалы, помещаемые на сервере.

Заметка 1 [165] (9 января 2012 г.)

Красной нитью в публикациях этого года будет проходить 100-летий юбилей со дня рождения Льва Николаевича. В этом году в Россию и во многих странах Евразии предполагается провести целую серию мероприятий посвященной этой знаменательной дате. Не останется в стороне от нее и наш сайт, главное хранилище в Интернете наследия великого ученого.

И хотя все основные его научные труды еще опубликованы в минувшие десятилетия мы продолжим нашу работу по публикации малоизвестных работ и интервью, опубликованных в 60-80-х годах в журналах и сборниках. Например, будет завершена публикация монографии Михаила Илларионовича Артамонова (1898≈1972), выдающегося российского советского историка и археолога, одного из учителей Льва Николаевича. Л. Н. Гумилёв был научным редактором "История хазар" и подготовил для нее корпус комментариев. Кроме того, будет завершена интернет-публикация статей ученого со страниц знаменитого "Византийского временника". Особое внимание будет уделено поэтическому наследию Льва Николаевича.

Предполагается развитие разделов с работами современных российских исследователей - учеников и последователей Л. Н. Гумилёва, в первую очередь В.Ю. Ермолаева и В.А. Мичурина (1965≈2006). Они приложили немало усилий для популяризации идей ПТЭ в непростые 1990-е гг. Вячеслав Юрьевич был первым Председателем Фонда своего учителя.

Также на сайте будут продолжать появляться иллюстрации и карты из монографии Л. Н. Гумилёва " Древняя Русь и Великая степь", специально воссозданные для Интернета.

Заметка 2 [166] (29 февраля 2012 г.)

Завершена многолетняя подготовка интернет-публикации труда М. И. Артамонова "История хазар" (1962), научным редактором которой был Л. Н. Гумилёв. Монографию сопровождают 9 карт и схем , а также 104 иллюстрации, главным образом, артефактов из Эрмитажа. Михаил Илларионович был директором этого музея в 1951≈1964 гг. Из двадцати пяти глав этой монографии одиннадцать были снабжены комментариями Льва Николаевича. Всего им было написано к труду его учителя тридцать один комментарий. Некоторые из них и сейчас, по прошествии полувека, читаются с неотрывным вниманием, как например, комментарий 3 к главе "Восточные соседи хазар" об адекватном переводе термина "эль", обозначавшего тюркютскую державу.

Таким образом к пятнадцатому году развития сайта на нем нашли свое место все крупные прижизненные работы, вышедшие из под пера самого Льва Николаевича, либо те, в создании которых он принимал активное участие.

Правда, внимательный читатель, отметит, что согласно воспоминаниям С. Б. Лаврова, в еще ходе выполнения плана Географического института ЛГУ за 1966 г. выяснилось, что историческая тема, разрабатываемая Львом Николаевичем, стоит особняком от направления и тематики этого учреждения. Тогда Л. Н. Гумилёву была предложена новая тема ≈ "Историко-географические исследования Архангельской области с применением этнической методики". Коллектив и руководство института ждали в середине 1960-х гг. от Л. Н. Гумилёва, что им будет составлен ряд исторических карт для Архангельского атласа, однако этого не случилось.

Лишь через две пятилетки, в 1976 г. долгожданный Атлас Архангельской области вышел в свет в издательстве Главного Управления Геодезии и Картографии при Совете Министров СССР. Среди 72 страниц с гифом "для служебного пользования"  были и четыре гумилёвские карты. Однако время публикации на просторах Интернета этих карт и комментариев к ним из того фолианта, вероятно, еще не наступило.

Заметка 3 [167] (3 марта 2012 г.)

3 марта (18 февраля по старому стилю) Русская Православная церковь отмечает день памяти святого Льва Первого (Великого), который был понтификом 440-461 гг. Лев Николаевич был крещен и назван в честь именно этого святого. Всю жизнь он не забывал о своем святом покровителе, называл его первым кочевниковедом, и всегда отмечал в этот день свои именины.

Знаменательно, что именно на его именины в России и Казахстане стартовал международный фестиваль ╚Читающая Евразия╩, посвященный столетию выдающегося ученого и мыслителя XX века, создателя теории этногенеза Льва Николаевича Гумилёва.

Инициатива проведения этого фестиваля принадлежит Национальной академической библиотеке Республики Казахстан, Российской библиотечной ассоциации, центру ╚Информационное общество╩ Челябинской академии культуры и искусств и научной библиотеке Павлодарском государственном педагогическом институте. Совместно с ними в нем принимают участие кафедра библиотечно- информационной деятельности Омского государственного университета.

Фестиваль задуман как форма сотрудничества приграничных областей России и Казахстана для сохранения единого культурного пространства Евразии через приобщение старшеклассников и студентов к изучению научного и литературного наследия великого учёного. Площадками фестиваля станут библиотеки, а модераторами - педагоги.

╚Читающая Евразия╩ будет проходить в течение 2012 г. в конкурсных программах:

  • ╚Интеллектуальный лидер Евразии╩,
  • ╚Лучшая научно-исследовательская работа╩,
  • творческое исследование о диалоге культур и цивилизаций на пространстве Евразии и
  • международный конкурс ╚Лучшая библиографическая работа╩ ≈ для будущих и действующих библиотечных специалистов.

Наряду с этим в рамках фестиваля будут проведены круглый стол ╚Актуальные проблемы тюркологической науки в контексте евразийства╩, вечер поэзии ╚Евразия поэтическая╩. До конца года в Казахстане соберется юбилейный Международный научный форум, в конце весны будут проведены ставшие уже традиционными Гумилевские олимпиады.

Заметка 4 [168] (23 марта 2012 г.)

Общественная организация "Фонд Л. Н. Гумилева" и создатели сайта "Gumilevica" объявили о проведении в 2012 г. конкурса научных работ среди студенчества и старшеклассников, посвященного столетнему юбилею со дня рождения Л.Н. Гумилёва.

На конкурс принимаются научные работы в области этнологии, включая: развитие пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилёва, пропаганда и использование учения в научно-исследовательских работах, научно-популярных публикациях.

На конкурс принимаются самостоятельные, оригинальные авторские работы, подготовленные индивидуально либо авторским коллективом. В последнем случае все авторы должны соответствовать условиям, установленным для участников конкурса. Принимаются работы специально подготовленные для настоящего конкурса, так и завершенные в период с 1992 г.

Приоритет отдается законченным исследованиям, содержащим подробный анализ произвольно избранной проблемы (в рамках общей темы конкурса), авторское видение путей ее решения, конкретные практические рекомендации.

Авторы лучших работ награждаются дипломами, ценными призами и получают право на публикацию работ на сайте Gumilevica.

Работы на конкурс представляются в электронном виде. Прием конкурсных работ с 25 марта по 30 сентября 2012 г. (для работ направленных почтой по дате отправки). С 1 октября до 1 декабря 2012 г. комиссия производят отбор работ претендентов.

Подведение итогов конкурса, рассылка итоговых материалов √ декабрь 2012 г.  Награждение победителей конкурса в начале 2013 г.

По завершению конкурса будет издан сборник студенческих работ победителей в электронном виде с публикацией на настоящем сайте. Положение о проведении конкурса опубликовано 23 марта 2012 г. на сайте Gumilevica.

Заметка 5 [169] (9 апреля 2012 г.)

Осенью 2005 г. в Санкт-Петербурге прошли съемки документально-публицистического фильма ╚Евразийский Лев╩, в которых участвовали и люди, близко общавшихся со Львом Гумилевым в его последние годы (Стеклянникова Л.Д., Новикова О.Г., Мичурин В.А. и др.). Запись была посвящена актуальности трудов ученого и использования его идей политиками и в нашей стране, и за рубежом. Лев Гумилев, используя исторический материал, показал в своих трудах, как в истории взаимодействовали народы между собой, по существу, заложив основы этнополитики. Наука о развитии этносов, этнология и этнополитика ни в СССР, ни в современной России никогда не изучалась и не преподавалась. По этнополитике с позиций учения Льва Гумилева не читается курсов лекций, нет учебников, методических пособий, хрестоматий. Люди в ранге академиков и советников еще недавно заявляли, что ⌠этнос умер■. В результате во внешней и внутренней политике России 90-х гг. XX века ошибка следовала за ошибкой результаты известны: потеря национальных окраин, конфликты на Кавказе и так далее, и тому подобное. Беседа касалась также современной этнологической карты мира, обсуждался уровень пассионарности различных мировых зон и даже возможные варианты развития ситуаций в конфликтных зонах┘ К сожалению, большая часть выступлений в фильм не вошла, поэтому так и ценна малая часть сохранившегося.

На встрече говорилось и о том, почему же такой ожесточенной критике подвергались труды Льва Гумилева, столь нужные нашей стране. Была затронута тема зарубежного спонсорства трудов, направленных на критику научных трудов ученого; выступающие обратили внимание на то, откуда шел и доныне идет поток грантов, поддерживающих различные мероприятия, направленные на дискредитацию и клевету ученого. (Например, одним из спонсоров музея А. Ахматовой в Фонтанном Доме, издавшим личную переписку Л.Н. Гумилева выступал Британский Совет).

Редколлегия сайта Gumilevica рада познакомить читателей с отрывками выступлений:

  • Стеклянниковой Людмилы Дмитриевны, близкой знакомой ученого. Она редактор, член Союза журналистов СССР (ныне РФ) подготовила под руководством Л. Н. Гумилева цикл радиопередач по книгам Гумилева ╚Русь и Великая Степь╩ и др. на Ленинградской радиостанции (чтец ≈ засл. артист России И. И. Краско) в 1989≈1993.

В своем выступлении Л. Д. Стеклянникова рассказала о том, сколько пришлось пройти претерпеть Льву Гумилеву ради восстановления научной правды о пресловутом ╚татаро-монгольском иге╩, разбивая эту черную легенду-клевету о татарах ученый ходил по редакциям журналов и говорил: ╚Не было ига. Не было!╩. Рассказала она и о том, насколько важно для современной России поддерживать и развивать вековой союз русских с тюркскими народами.

  • Мичурина Владимира Аскольдовича (1965≈2006), ученика Льва Гумилева, сотрудника миграционной службы Ленинградской области. В своем выступлении В. Мичурин с позиций ПТЭ затронул тему роли США в рамках мирового глобализма и международного терроризма. Это выступление было одной из последних видеозаписей талантливого ученого В. А. Мичурина.

Заметка 6 [170] (9 мая 2012 г.)

Память.

В этот день мы вспоминаем цену, которую народ заплатил за эту Победу над фашизмом. После пламени кровопролития Гражданской войны, социалистическая страна была ввернута в мировую конфронтацию. Эта война и эта победа над человеконенавистнической идеологией показала силу духа народа победителя. И главное, что было у фронтовиков это мироощущение огромной Отчизны.

Но потери войны оказались ощутимы, и хотя согласно ПТЭ, Российский суперэтнос должен был уже переходить в инерционную фазу своего этнического развития, из-за внутренних причин антисистемного характера, продолжилось резкое снижение пассионарности. Проявилось это среди мирной жизни эпохи застоя ≈ в Афганистане, именно тогда говорил Гумилев: ╚впервые, после 1945-го года мы показали миру, что нас можно победить╩. В 1985 году Гумилев ╚┘понял, что спазм <т.е. фаза надлома> в этногенезе заканчивается╩. С экрана телевизора ученый увидел ╚┘Обывателя в высоком значении слова. Мне стало ясно: наступает этнический плавный переход в покой <инерции> ≈ после ста лет страшно изнурительного износа этноса, русского этноса (который довёл до исступления поляков, германцев, Балканы, англичан). Наступает инерционная фаза, фазовый переход <на кривой пассионарности>, который в Риме продлился двести лет, накопил тысячи памятников, стадионов и всего прочего┘╩.

Лев Гумилев как этнолог ожидал событий, которые должны были бы стать для России тем, чем явилась битва при Акциуме для Римского этногенеза. Эта битва 31 г. до н. э., во время которой флот Октавиана сокрушил объединенный флот Антония и Клеопатры, рубеж окончания фазы надлома и наступления инерционной фазы. Она означала поворот от бесконечного насилия сильных (и гнусных) личностей Гражданской войны к мирной буржуазной жизни.

И вот после двадцатилетия ╚перестройки╩ и развала государства и последовавших за этим пережитых потрясений, люди хотят не успеха, а покоя. Стремятся ╚погреться у чужого огня╩ и мечтают стать греками или турками. После времени ╚бандитских разборок╩ сограждане все меньше жаждут успеха, связанного с риском, а видят свое счастье в достижении благополучия. Чем ближе к центру страны, тем все яснее видны признаки инерционной фазы.

Но Гумилев предупреждал: ╚облик этого благополучия и процветания обманчив╩, природные богатства не безграничны, и их надо уметь защищать от соседей, не всегда бескорыстных и милостивых. Нельзя забывать и о ╚гостомыслах╩, людях мыслящих и ведущих себя в родной стране как иностранцы, навязывая чуждые нравы и мировоззрения. Ныне, в эту, якобы мирную эпоху, былые суперэтнические конфликты идут под видом нео-авангардного искусства и политического перформанса. Отнюдь не жажда популярности оскверняет своими воплями святыню, а агрессия древней гностической идеологемы, нео-катаризм (похоже, тщательно взращенный) испытывает нерв нашего общества.

Для того, чтобы осознать эти новые, искусно завуалированные под спектакли, угрозы, обществу нужно многое передумать. Должны быть решены вопросы не внешней, а внутренней духовности. Общество должно выработать мораль, границы личной и гражданской свободы; ответить на глобальные понятия ╚Что хорошо╩ и ╚Что плохо╩. Без этого, поколение, выросшее на принципах вседозволенности, черпающее сведения о великих людях лишь по их частной жизни, будет обречено на цинизм и выплески истеричной агрессии. Будут ли такие люди помнить День Победы?

Конечно, благополучия настрадавшийся народ заслужил, но┘ все-таки надо не забывать и слова маршала Жукова ╚охотники до нашей земли есть┘ и в любой момент надо быть готовым к суровому часу╩. Ведь у нас с точки зрения этногенеза, ╚еще многое впереди, если мы не наделаем очередных глупостей. У большой разноязычной России свой путь, который она выбрала, отстояла и обязана отстаивать в трудной борьбе╩.

Но сначала не заморские идеалы и страны, а мы сами должны быть себе интересны. Дороже всего на свете нам должны быть свои соотечественники, своя природа и история, своя культура и свои святыни.

Заметка 7 [171] (15 мая 2012 г.)

Память.

15 мая 1895 г. в г. Чернигове Российской империи родился Павел Николаевич Савицкий географ, историк, один из основоположников евразийского движения. После эмиграции из Советской России с остатками врангелевской армии с 1921 г. жил в Праге. В Праге было опубликовано большинство знаменитых работ. В 1945 году был депортирован в СССР, попал в лагерь как бывший участник белого движения, затем в ссылку. После освобождения не решил оставаться на жительстве в Москве и вернулся в Прагу в 1960 г.

Работы профессора П.Н. Савицкого оказали непосредственное влияние на Л.Н. Гумилёва, с которым он был лично знаком и поддерживал переписку до своей смерти. Одно из писем П.Н. Савицкого Л.Н. Гумилёву, датированное 13 февраля 1963 г. публикуется на сайте. В этих письмах он передал эстафету евразийской парадигмы начала XX в. Льву Николаевичу, которого называли "последним евразийцем".

Заметка 8 [172] (7 июня 2012 г.)

В этот юбилейный год нельзя забыть еще об одной памятной дате ≈ столетии со момента основания научно-популярного журнала ╚Природа╩, публикации которого посвящёны естественно-научной тематике. Он издается с января 1912 г., а с 1921 г. стал академическим журналом ≈ как издание Комиссии по изучению производительных сил России, входившей в состав Российской Академии наук. Председателем этой комиссии в 1915≈1930 гг. был академик РАН Вернадский В. И. (1863≈1945).

Идеи о геобиохимической энергии живого вещества В. И. Вернадского легли в основу пассионарной теории теории Л. Н. Гумилёва. Лев Николаевич писал, что "коль скоро этнос ≈ феномен природы и этногенез ≈ возникновение и исчезновение этноса ≈ тоже природный процесс, то к нему вполне применим геобиохимический закон В. И. Вернадского, что, в свою очередь, делает этнологию и этническую историю естественной наукой".

В конце 1960-х гг. Лев Николаевич именно в журнале ╚Природа╩ сумел опубликовать статью "Этногенез и этносфера", ставшую установочной для пассионарной теории теории. Тогдашняя "этнографическая номенклатура" приняла эту концепцию в штыки. Поэтому была развернута ругательная дискуссия против Льва Николаевича, а также поддержавших его ученых. Однако одержать в ней вверх соратники академика Ю. В. Бромлея (1921≈1990), тогдашнего директора Института этнографии АН СССР и не имевшего способностей к ведению научной полемике, не смогли. Выход был найден в запрете на публикацию научных работ Льва Николаевича в советской печати.

Открыла волну антигумилевских критических публикаций 1970-х гг. в журнале ╚Природа╩ работа "Что же такое этнос", принадлежавшая перу доктора исторических наук Виктора Ивановича Козлова. Именно В. И. Козлов по поручению Бромлея готовил в те годы статьи по этнологической тематике в ряде энциклопедий, увидевших свет в издательстве ╚Большая Советская Энциклопедия╩.

Заметка 9 [173] (15 июня 2012 г.)

Двадцать лет назад Лев Николаевич оставил мир. Пройдя через клеветы и тернии российского надлома, открыв свою теорию и донеся ее до читателей, он считал себя счастливым человеком. Он выполнил то, что был должен. Живя по принципу: ╚личная судьба ≈ малое дело, только бы жила и шла вверх Россия╩, он перелил свою кровь в строки своих книг и именно поэтому его труды не пропали даром. Лев Гумилев после смерти один из читаемых историков. Массовыми тиражами издаются не только его научные труды, но и его поэзия. Его помнят и любят. Льву Гумилеву, всю свою жизнь гонимому и отвергаемому официозом, ныне поставили памятники и открыли мемориальные доски. В столице Казахстана его именем назван университет.

Но наряду с этим был все же и негатив, а как же без него? Он шел параллельно с его возрастающей славой, ведь популярности не прощали Льву Гумилеву и при жизни┘ Это пиратские и некорректные издания книг Льва Гумилева. Но дальше, ≈ больше. Образ мыслителя и гордость России, ученого-евразийца стали подавать только как лагерника и сына великой Ахматовой (почти не упоминая в печати отца Николая Гумилева). Литературный музей А. Ахматовой и Пушкинский Дом опубликовали его глубоко личную переписку. Был поставлен двухсерийный фильм ╚Ты сын и ужас мой╩, прошедший по каналу ╚Культура╩ в 2006 г. Но все это бросило тень не на ученого, а на тех, кто инициировал и способствовал этим публикациям, на сотрудников этих государственных учреждений (М. Козырева, Г. Прохоров и пр.). В 2012 г. у петербуржцев вызвал недоумение факт постановки спектакля, основанного на личных письмах ученого. Театральное действо шло не только в музее Анны Ахматовой, но и в последней квартире ученого, ставшей его филиалом Музее-квартире Л. Н. Гумилева (на ул. Коломенской,1/15). А ведь эта квартира была передана Натальей Викторовной Гумилевой, вдовой Л.Н. Гумилева, в дар городу для образования в ней научного центра, а отнюдь не для литературных и лицедейных мероприятий.

Из-за неведомых интриг не нашлось места подготовленной к изданию биографии православного ученого в соответствующем томе Православной Энциклопедии (гл. ред. С. Кравец).

Время от времени кое-где в книгах все еще всплывает пресловутая легенда о татаро-монгольском иге, выдуманная на Западе в XVIII веке, с которой так отважно боролся всю свою жизнь русский ученый с татарскими корнями Лев Гумилев. Наряду с этим цитирование трудов Гумилева стало популярным не только среди политиков, но даже и в среде гламура. Вот тут уж совсем карнавал абсурда: не вникая глубоко и не понимая насколько это противоположно по сути концепции Льва Гумилева, гламур захотел называться ╚пассионарным╩. Этнологию по-Гумилеву не преподают в Вузах, но за эти годы как грибы размножились разнообразные центры, гордо присвоившие себе имя ученого. Беглое сравнение их деятельности с идеями Льва Гумилева не оставляет сомнений ≈ его имя им нужно лишь для самопиара.

Но Лев Гумилев не ╚забронзовел╩, хотя его слова и расхватали на цитаты. Его мысли полновластно не только живут, но и работают ╚в словах чужого дня╩. Именно это и было для Льва Николаевича подлинным счастьем, когда его труды идут в дело.

По мере расставания с коммунистической идеологий остается все меньше противников взглядов Гумилева, ≈ настолько очевидна стала за эти годы правота его научных взглядов на развитие и взаимодействие этнических систем. Нравится это кому-то или нет, но на постсоветском пространстве (и не только) ╚работает╩ гумилевская теория пассионарности ≈ одни народы стремятся друг к другу, а другие √ отталкиваются друг от друга. После двадцати лет поисков страной различных вариантов путей развития, налаживаются проверенные веками связи, разрушенные бездумно, и создается Евразийский Экономический Союз. Нашей большой и многонациональной стране нужны идеи ученого Льва Николаевича Гумилева.

Заметка 10 [174] (25 сентября 2012 г.)

6 сентября 2012 г. на Московской Международной Книжной выставке-ярмарке издательство ╚Айрис-пресс╩ посвятило 100-летию Льва Николаевича Гумилёва. В этот день у стенда издательства прошла презентация новой книги  Всем нам завещана Россия╩.

Презентацию провела ведущий редактор серии ╚Библиотека истории и культуры╩ издательства, канд. географ.наук Е.М. Гончарова. О совместной работе со Львом Гумилевым над изданием ╚Этногенез и биосфера земли╩ на английском языке ярко рассказала Н.И. Колышкина, редактор издательства ╚Прогресс╩. Автор научного комментария О.Г. Новикова рассказала о том новом, что может узнать читатель в этой книге, в которую включены статьи, интервью, стихи и пьесы Л. Н. Гумилёва, объединенные сквозной темой истории России и роли православия в обретении ею уникальной исторической судьбы. Затем она подняла тему актуальности идей ученого в современном мире.


О. Г. Новикова отвечает на вопросы читателей на Московской Международной Книжной выставке-ярмарке, 6 сентября 2012 г. 

В сборник вошли последние интервью ученого-патриота, раскрывающие его взгляды на будущее России, которое он видел в объединении творческих усилий всех народов, живущих на Евразийском пространстве. Большую часть книги составляет поэзия Льва Гумилёва ≈ это отражение его личной биографии, неотделимой от драматичной истории России XX столетия. В силу идеологических причин автор вынужден был прибегать к аллюзиям и реминисценциям, которые не всегда понятны современному читателю. Научный комментарий к поэтическому наследию Л. Н. Гумилёва, впервые размещенный в этой книге, поможет современному читателю понять эзопов язык сына Серебряного Века. В своих стихах Лев Гумилёв описал советское ╚средневековье╩, в котором Россия почиет как сказочная ╚спящая царевна╩, а на фоне декораций бывшей имперской столицы разыгрывается трагический карнавал, в котором под масками политиков, чекистов, художников и философов скрываются зловещие фигуры мистиков-оккультистов 1930-х гг.

30 сентября 2012 г. в 11:40 Межгосударственная Телерадиокомпания ╚Мир╩ покала специальный проект, подготовленный к 100-летию Льва Гумилёва ≈ документальный фильм-изыскание, ≈ ╚Лев Гумилёв. История с географией╩. Этот фильм ≈ дань уважения МТРК ╚Мир╩ к ученому, евразийские идеи которого развивает эта телерадиокомпания. Этот фильм о роли ученого в истории изучения судеб народов, населяющих пространство СНГ и о его яркой, но драматической судьбе. Авторы фильма постарались приоткрыть заинтересованным зрителям тайны жизни Льва Николаевича. Автор теории пассионарности будет говорить в этом фильме словами своих трудов. Также в фильме ≈ интервью и воспоминания людей, знавших Льва Николаевича, политиков и ученых. (Автор сценария ≈ Олег Колин, режиссер ≈ Сергей Литовец).

Заметка 11 [175] (1 октября 2012 г.)

Память. Столетие

Свой день рождения Лев Гумилев отмечал необычно, он уезжал от суеты на свою малую родину Царское Село. Среди вековых деревьев Екатерининского парка (родного ему с детства), вспоминал сделанное за год. Подводил итоги и намечал новые рубежи. Поступим так же в этот его юбилей.

Пройдя вместе со страной через ужасы российского надлома ГУЛАГ и пожары Великой Отечественной войны, открыв миру свою теорию и донеся ее до читателей, Лев Гумилев считал себя счастливым человеком. Живя по принципу: ╚личная судьба ≈ малое дело, только бы жила и шла вверх Россия╩, он перелил свою кровь в книжные строки. Ему ничего не надо было для себя лично, лишь истина, которой он посвятил свою жизнь. Лев Гумилев ныне ≈ один из читаемых историков. Массовыми тиражами издаются не только его научные труды, но и его поэзия. Спустя двадцать лет тяжелейших для страны ученого помнят и любят, легендой стали его лекции и выступления. Люди гордятся, что им посчастливилось побывать на них или даже просто увидеть по телевизору цикл его лекций ╚Этносы Земли╩ (1993≈1995). Благодаря его трудам в условиях деидеологизации общества появилась возможность переосмысления искаженной истории страны и ее народов.

Размышляя о будущем нашей страны Лев Гумилев говорил, что знание прошлого необходимо политикам для принятия верных решений. В 90-е годы ученый предупреждал людей, не думающих о последствиях своих решений, о грозящих стране угрозах. И вот: развал СССР, разгон Верховного Совета, войны в Чечне. Расстрел парламента ≈ событие, равное захвату Киева в 1203 г. древнерусскими войсками, бравшими столицу как иноземный город.

В консорции Льва Гумилева потери были также ощутимы. Через полгода после его смерти был убит его ученик К. П. Иванова, а он вел научные исследования области этнологии. Следующее десятилетие для гумилевцев было не менее трагичным. В 2000 г. спустя несколько дней после выхода своей книги о Льве Гумилеве скончался С. Б. Лавров. На утро следующего дня был убит Дмитрий Михайлович Балашов, русский писатель и друг Льва Гумилева. В 2002 г. умер академик А. М. Панченко, в 2004 г. ушла из жизни Н. В. Гумилева, в 2006 г. скоропостижно скончался на 42-году жизни исследователь ПТЭ В. А. Мичурин (ученик Льва Гумилева), в 2009 г. ≈ С. В. Ямщиков (друг ученого). Они искренно полагали, что труды Льва Гумилева необходимы Родине и силой своего таланта развивали его идеи. Благодаря и им в том числе ≈ цвет времени изменился. Через десятилетие это очевидно. Да, СМИ создают безрадостную картину, а вокруг имени Льва Гумилева идет политтехнологический информационный шум, но жизнь-то идет своим чередом. Мегаполисы стоят в пробках, но провинция поднимается.

1993-ий год был крайней точкой падения на пассионарной кривой Российского этногенеза, который, тем не менее, длится. Ход его зависит от того, как захотят жить люди. В яме обскурации или в инерционной фазе развития с ее тягой благополучию, к культуре и искусству? Мы видим, ≈ созидательные процессы в стране идут, без пиара и помпы, спокойно и уверенно преодолевая яростное сопротивление прошлого. Будущее приближают люди, которые не привыкли развлекаться (в ╚куршавелях╩ на лихие деньги), они хотят жить и работать на своей земле. Уровень пассионарности по территории страны различен, поэтому картина будет неполной, если не упомянуть, что все же, ╚где-то кто-то у нас порой ведет неравный бой╩. Негатив тоже есть в большой разноязыкой России, но тренд века прошлого (разрушение всего и вся) поменялся. Рейтинг мыльно-убийственных сериалов и ток-шоу падает, ╚поп-корн╩ приелся, растет интерес к серьезной литературе и искусству. Стремление к гедонизму уже претит, недавний идеал изнеженного сексуального партнера уступает идеалу крепкого домовитого супруга. ╚Нагулявшись по Европам╩, соотечественники наводят порядок (в разных регионах по-разному), потому что хотят у себя дома жить чисто и хорошо. Но самое главное, люди научились отличать истинное от подделки (в политике, в отношениях, в рекламе и пр.). Они хотят знать не только западно-европейскую историю и культуру, но историю и культуру своего Отечества, соблюдать свои традиции и исповедовать религию предков. Для того, чтобы власть слышала их голос, они научились объединяться, и соблюдая законы, добиваться диалога с нею. Вдали от субпассионарных истерик ╚оранжистов╩ идет процесс восстановления естественного хода российского этногенеза после пассионарной депрессии.

Да, прошлое, еще мстит будущему, но его время неумолимо отступает. Страна пробуждается и обретает иммунитет и выздоравливает. Лев Гумилев внес свою лепту в ее лечение, его идеи полновластно живут и работают на ее благо. Именно это и было для Льва Николаевича подлинным счастьем, ≈ когда его труды идут в дело. Налаживаются разрушенные бездумно, проверенные веками связи, создается Евразийский Экономический Союз. Россия помнит патриотизм и гордится научным подвигом бывшего изгоя, ученого Льва Гумилева.

Заметка 12 [176] (12 октября 2012 г.)

Память.

Введена почтовая марка в честь 100-летия Льва Гумилёва

Марка в честь 100-летия Льва Гумилёва, заказчиком которой является Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилёва, введена Акционерным обществом ╚Казпочта╩ в почтовое обращение 11 октября 2012 года.

Торжественное гашение марки состоялось в стенах вуза, носящего имя ученого.

Марка, разработанная художником Данияром Мухамеджановым, посвящена 100-летию со дня рождения ученого, историка, географа, автора знаменитой теории пассионарности Льва Николаевича Гумилёва. Она издана тиражом в 30 000 штук.

Номинал марки 100 тенге (около 20 российских рублей). Надпись на казахском языке гласит: "этнолог-историк, доктор географических и исторических наук, поэт, переводчик".

В церемонии гашения приняли участие первый заместитель председателя правления АО ╚Казпочта╩ Ермек Примбетов и доктор исторических наук, профессор, директор научно-гуманитарного исследовательского центра ╚Евразия╩ Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилёва Зиябек Кабульдинов.

Е. Примбетов отметил особую ценность и значимость изготавливаемой марки, ибо идея евразийства Льва Гумилёва - это учение о человечестве, толерантности, это идея созидания, являющаяся самой гуманной теорией закономерности развития человечества.

Уникальность марки состоит в том, что она единственная не только на всем пространстве СНГ, но и в мире. Идея разработки принадлежала ректору вуза Ерлану Сыдыкову.

Участники IX Евразийского международного научного форума из более чем 15 государств стали свидетелями презентации марки.

Заметка 13 [177] (6 декабря 2012 г.)

Память.

Достойным завершением юбилейного года стало дополненное и переработанное переиздание книги "Лев Гумилёв: судьба и идеи" М.: Айрис-пресс, 2013 - 640 с.

Книга посвящена драматичной судьбе и научным открытиям выдающегося отечественного историка, этнолога и географа Льва Николаевича Гумилёва. Центральную часть ее занимает работа президента Русского Географического Общества профессора С. Б. Лаврова.

В книгу также включены автобиография Л. Н. Гумилёва и его воспоминания о знаменитых родителях Николае Гумилёве и Анне Ахматовой, воспоминания близких ученому людей, уникальные материалы Центрального архива Министерства обороны РФ о фронтовом пути рядового Л. Гумилева.

Прошедшие двадцать лет после смерти ученого были омрачены бесцеремонным вторжением в его личную жизнь. Редакция посчитала необходимым дополнить книгу двумя статьями: "Майская песнь" (о Н.В. Варбанец) и "Наталья, жена моя" (о родословной жены Л.Н. Гумилёва Натальи Викторовны Гумилевой).

В настоящее издание, посвященное 100-летию со дня рождения ученого, впервые включена синхронистическая таблица "Хроника жизни и творчества Н. С. Гумилёва, А. А. Ахматовой и Л. Н. Гумилёва". Новыми сведениями дополнено родословное древо А. А. Ахматовой и Н. С. Гумилёва. На форзаце карта мест Евразии, связанных с жизнью и творчеством ученого (вып. В. Булатом).

 

Эта страница была последний раз обновлена 31.01.13

 

Stolica.ru

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ]

Top