|
То, что происходит сегодня французы пережили в XVI векеВ.Ю. Ермолаев, канд. геогр. наукОпубликовано // газета "Новый Петербургъ", 1991, No 9(10) Интервью Вячеслава Ермолаева - ученика Л.Н.Гумилева газете "Новый Петербург", состоявшееся сразу после развала СССР в декабре 1991 г., а точнее между 14 декабря, суббота (беловежская сходка Ельцина, Кравчука и Шушкевича - развал Союза) и 21 декабря, суббота (Алма-атинское совещание, на котором был официально распущен СССР и было учреждено СНГ). Поэтому мы просим читателей текста интервью помнить и учитывать ситуацию, которая разворачивалась в бывшем СССР в момент разговора корреспондента петербургской газеты с В.Ю.Ермолаевым, - а он состоялся в узком промежутке времени, сразу после развала СССР и до создания СНГ. До последней больницы Л.Н.Гумилеву оставалось три месяца, а до его смерти полгода, т.е. об интервью этом он знал и читал. Это обстоятельство повышает значимость этой публикации на нашем сайте. Просим учесть эти обстоятельства, т.к. при жизни Л.Н.Гумилев и его ученики чрезвычайно редко касались вопросов современной им политической жизни России Весной (1991 года - прим. ред.) по кооперативным книжным лоткам прошла книга Л.Н.Гумилева "Биосфера Земли и этногенез". Говорят, видели ее и в Доме книги. Судя по тому, как быстро она исчезла, можно предположить, что книгу купили многие интеллектуалы. Но все ли прочитали? А прочитать стоит сегодня, даже в дни информационного бума, потому что в ней найдутся ответы, которые мы ищем в море газетной информации на вопрос, что с нами происходит... Наш корреспондент ("НП" - прим. ред.) встретился с учеником Льва Николаевича, его референтом, кандидатом исторических наук Вячеславом Юрьевичем Ермолаевым (к сожалению, корреспондент "НП" допустил неточность, - В.Ю.Ермолаев - кандидат географических наук. Научным руководителем его диссертации являлся Л.Н.Гумилев - прим.ред.). Думается, разговор который получился, будет интересен и тем, кто прочитал книгу, и тем, кто с ней еще не знаком... - Мы все переживаем сильный, глубокий кризис(распада СССР - прим. ред.), и время, увы не добавляет оптимизма. Ситуация кажется все более и более безысходной. Но, может быть, такой взгляд на события - удел тех, кто учил историю по Марксу? Вы изучали историю по Гумилеву. Есть ли у Вас свой взгляд на сегодняшние события, отличный от общепринятого? - В том-то и дело: нет у нас сегодня общепринятого, разделяемого большинством общества взгляда на историю своей страны. Что такое 70 с лишним лет Советской власти для твердокаменных большевиков? "Новая эра в развитии человечества". А демократ совершенно верно охарактеризует Вам эти же 70 с лишним лет как "время господства тоталитарного режима, подавившего свободу, демократию и права человека, провозглашенные Февральской революцией. Однако патриот-почвенник резонно возразит: "Именно Февральская революция, направляемая руками инородцев, уничтожила традиционную российскую государственность и положила начало Большому террору". И так далее и тому подобное. Преимущество человека, учившегося этнологии науке об этносах - у Льва Николаевича Гумилева, заключается в понимании относительности всех без исключения политических, "партийных" взглядов. Конечно, у Вас сохраняются симпатии и антипатии, но с научной точки зрения для Вас становится одинаково неприемлема аргументация и "большевиков" и "демократов", и "патриотов". Неприемлема потому, что все они полагают, будто события - дело мыслей и рук человеческих, а для этнолога история - натуральный процесс, регулируемый на биосферном уровне. Разумеется, людские замыслы влияют на историю подчас очень сильно, создавая непредвиденные нарушения, но не замыслами людей определяется ход истории. Образно говоря, мы можем, подобно резвящимся глупым детям, переводить стрелки на часах истории, но возможности заводить эти часы мы лишены. А что делают политики? (Имеются в виду презеденты трех славянских республик СССР - прим. ред.) Они по собственному почину переводят стрелки с 3-х часов дня на 12 часов ночи, а потом страшно удивляются: "Отчего трудящиеся спать не ложатся?" (в марте 1991 г. в СССР было отменено так называемое декретное время - поясное время, переведённое на 1 ч вперёд. Введено постановлением СНК СССР от 16 июня 1930 в целях более рационального использования светлой части суток и перераспределения электроэнергии между бытовым и производственным потреблением, однако население России и Казахстана не смирилось с отменой сталинских нововведений и в январе 1992 года по просьбе трудящихся на большей части территории этих двух странах вновь ввели "декретное" время - прим. ред.). За ответом, на последний вопрос обращаются к тем самым академикам, которые научно обосновывали необходимость перевода стрелок. Воля Ваша, я лично удивляюсь не тому, что все плохо, - я удивляюсь тому, что мы еще существуем. Чтобы понять, что все-таки с нами происходит, необходимо прежде всего отрешиться от иллюзий. Можно, конечно, считать, будто история определяется социально-экономическими интересами и сознательными решениями. Но в жизни человеческой нет ничего более нестабильного, чем социальное положение и социальные отношения: так, сам Л.Н.Гумилев из бесправного государственного раба путем эатраты достаточно болъших усилий стал знаменитым ученым. Еще легче обратный переход - в "зека" (сокращение слова заключенный, то есть - "зек" или "зека", по-лагерному произносится с ударением на последнем слоге - прим.ред.) может превратиться и глава политической полиции, и глава новорожденного парламента - печальные примеры В.А.Крючкова и А.И.Лукьянова у нас перед глазами (в конце декабря 1991 года указанные коммунистические политики оказались в Лефортовской тюрьме - прим. ред.). Но никакими усилиями и желаниями не может человек сменить свою этническую принадлежность - каждый принадлежит к какому-нибудь этносу и только к одному. Л.Н.Гумилев блестяще показал в своих работах, что отличия одного этноса от другого определяются не "способом производства", "культурой" или "уровнем образования". Этносы отличаются друг от друга способами поведения их членов (стереотипами поведения). Эти стереотипы человек усваивает в первые годы жизни от родителей и сверстников, а затем использует их всю жизнь, чаще всего не осознавая стереотипности своего поведения. Здесь работают не сознательные решения, а ощущения и условные рефлексы. Грубо говоря, поведение каждого человека и каждого этноса - просто способ адаптации к своей географической и этнической среде. Но на то, чтобы по-новому приспособиться к своему окружению, то есть создать этнос, нужны силы, нужна какая-то потенциальная энергия. В этом - сердцевина открытия, сделанного Л.Н.Гумилевым. Он первым связал способность существования этносов как коллективов людей со способностью поглощать биохимическую энергию живого вещества биосферы. Допустим, популяция воспроизводит биохимическую энергию на уровне на уровне нормы (а биологической нормой считается приспособление ради воспроизведение потомства). Тогда мы видим людей трудолюбивых, спокойных, вполне довольных жизнью. Таковы, например, современные исландцы, монголы или манси. Но если в популяции вдруг появляется известное количество людей, энергия которых, превышает потребности инстинкта самосохранения, то картина поведения изменяется. Именно таких людей назвал Л.Н.Гумилев пассионариями. Когда появляется избыток биохимической энергии - люди поневоле должны на что-то этот избыток тратить. Вот тут-то и начинается этногенез, появляются на свет божий различные социальные идолы, то бишь, иллюзии комфорта, знаний, справедливости, победы и тому подобного. Стремясь к своему идеалу, люди, преисполненные энергией, часто жертвуют своей жизнью, но самое главное - они попутно, ради достижения практических целей, перестраивают саму этническую систему, меняют ее стереотипы поведения и цели развития. А когда все инициативные фигуры и их энергичные потомки оказываются, перебитыми в войнах и стычках, все возвращается на круги своя, и мы вновь видим народ трудолюбивый, спокойный довольный жизнью. При прочих равных условиях от момента пассионарного толчка (появления первых пассионариев в спокойной популяции) до возвращения в новое состояние равновесия (гомеостаз) проходит около 1200-1500 лет, в течение столь долгого времени пассионарное наполнение, этноса не остается стабильным. Вначале пассионарность устойчиво растет, это фаза пассионарного подъема, когда структура этнической системы постоянно усложняется, из разрозненных субэтносов (сословий) возникает единый новый этнос. Затем пассионарность достигает максимальных значений и наступает акматическая фаза этногенеза. Именно в этой фазе создается единый этнический мир - суперэтнос, состоящий из отдельных, близких друг к другу по поведению и культуре этносов. Вся последующая этническая история связана с обратным процессом - разрушением создавшегося суперэтноса вследствие спада пассионарности. Резкий спад пассионарности (фаза надлома) наступает вслед за перегревом акматической фазы и не несет ничего хорошего. Энергичных (пассионарных) людей с каждым поколением становится все меньше и меньше, но, увы, социальная система, созданная людьми, не успевает за этими переменами. Она всегда гораздо более инерционна и менее пластична, нежели, чем природная среда. И если предки когда-то создали государство и экономику в расчете на множество пассионариев акматической фазы, то теперь в условиях надлома приходится все постоянно перестраивать, приспосабливая жизнь к постоянно ухудшающимся условиям. Коль скоро этот процесс заканчивается благополучно, этнос имеет шанс дожить до следующей фазы этногенеза - инерционной. В ней пассионарность убывает медленно и плавно, а люди живут "без заморорочек", зато наслаждаются благами материальными и культурными. Однако, когда пассионарность падает еще ниже, - приходит деструктивная фаза обскурации, обманчивое благополучие гибнет от рук собственных субпассионариев, этнос исчезает, а отдельные люди либо инкорпорируются в новые этносы, либо остаются в виде этнических реликтов - осколков когда-то бушевавших страстей. Но самые тяжелые моменты в жизни этноса (а значит, и в жизни людей, его составляющих) - это смены фаз этногенеза, так называемые, фазовые переходы. Фазовый переход всегда является глубоким кризисом, вызванным не только резкими изменениями уровня пассионарности, но и необходимостью психологической ломки стереотипов поведения ради приспособления к новой фазе. Перечисленные фазы этногенеза и фазовые переходы проходит любой этнос, хотя и по-разному. Кроме того, любой процесс этногенеза может быть насильственно оборван извне в результате массовой гибели людей при агрессии иноплеменников или эпидемии вроде чумы или СПИДа. Именно изменения пассионарности в ходе этногенеза создают исторические события. Таким образом, история идет не вообще, а именно в конкретных этносах и суперэтносах, каждый из которых пассионарности своим стереотипом поведения, собственной системой ценностей - этнической доминантой. И потому говорить об истории всего человечества не имеет смысла. Так называемая всеобщая история есть лишь механическая совокупность знаний об истории всего различных суперэтносов, так как с этнической точки зрения никакой феноменологической общности человечество не представляет. (Предыдущие четыре абзаца, отмеченные темно-синим цветом и полужирным начертанием, помещены Куркчи А.И. без ссылок в статью-предисловие "Л.Н.Гумилев и его время" к изданной им книге - Л.Н.Гумилев "Поиски вымышленного царства". М. изд.Ди-Дик, 1994 г. Что по своей сути является плагиатом "великого гумилевца и евразийца" - прим. ред.) А теперь давайте произведем простой подсчет. Пассионарный толчок нашего суперэтноса, который раньше назывался Российской империей, затем Советским Союзом, а теперь, видимо будет именоваться как-либо совсем иначе, произошел на рубеже XIII века. Следовательно, сейчас наш возраст - 800 лет. Общая модель этногенеза, построенная Л.Н.Гумилевым, свидетельствует, что на этот возраст падает один из наиболее тяжелых моментов в жизни суперэтноса - фазовый переход от надлома к инерции. Так что переживаемый нами кризис вполне закономерен и происходящие события не противоречат такой интерпретации. Надлом в российском суперэтносе впервые обозначился после Отечественной войны 1812 года. Поскольку общая продолжительность финальной фазы надлома около 200 лет, становится понятным, что так называемый "советский период" нашей истории является наиболее тяжелой, финальной частью фазы надлома, в которой былое единство суперэтноса исчезает и сменяется кровавыми эксцессами гражданской войны. Следовательно, горбачевская перестройка в действительности представляет собой попытку перехода к новой фазе развития - инерционной. Перестройку часто называют последним шансом, но в этническом контексте ее правильнее было бы назвать единственным шансом на дальнейшую жизнь, ибо исторический опыт свидетельствует, что суперэтносы, не пережившие такого фазового перехода прекращали свое существование. - Значит ли это, что наша ситуация не уникальна? - Да, ничего уникального в нашей ситуации нет. Конечно, если мы сравниваем себя с современными западноевропейцами или американцами, то сравнение не в нашу пользу: мы огорчаемся, и совершенно напрасно. Сравнение имеет смысл лишь для равных возрастов этноса. Европейцы старше нас на 500 лет, и то, что, переживаем мы сегодня, Западная Европа переживала в конце XV- начале XII века . Мы почему-то легко забываем, что благосостояние, гражданский мир, уважение к правам ближнего, характерные для современной Европы, являются результатом очень длительного и не менее мучительного, чем наше, исторического развития. Современная тихая и спокойная Франция, для которой террористический акт - событие, в XY веке точно также, как Россия в XX веке, полыхала в огне гражданской войны, только сражались в ней не белые и красные, а сторонники герцога Орлеанского и герцога Бургундского. Повешенные на деревьях люди расценивались тогда французами как привычный элемент родного пейзажа. И потому, как бы мы ни стремились сегодня копировать народы Европы, мы не сможем быстро достичь их благосостояния и нравов, потому, что наш уровень пассионарности, наши императивы предполагают совсем иное поведение. И все же хочется думать, что нам удастся пережить свою возрастную болезнь и Россия не перестанет существовать (интервью состоялось в конце декабря 1991 года, после только что произошедшего развала Союза - прим. ред.). - В блаполучном исходе постоянно сомневаешься, видишь растущую национальную рознь в стране. Что же, парад суверенитетов - это естественное следствие фазы надлома? - И да и нет. Падение пассионарности в фазе надлома или в инерционной фазе, в принципе, всегда увеличивает стремление провинций к самостоятельности, и это вполне естественно. Ведь признак пассионарности в ходе этногенеза как бы дрейфует по территории страны от центра к окраинам. В итоге к финальным фазам этногенеза пассионарность окраин этнического ареала всегда выше, чем пассионарность исторического центра. Схема процесса очень проста: люди энергичные, стремясь избавиться от пристального внимания начальства и обрести побольше простора для деятельности, покидают столицы и едут осваивать новые земли. А затем начинается обратный процесс - их дети и внуки, сделав карьеру "на местах", едут в Москву хватать фортуну за волосы. Таким образом, и в центре власть оказывается в руках тех же провинциалов. Много ли среди политических лидеров последних лет коренных москвичей или петербуржцев? Н.И.Рыжков и Б.Н.Ельцин - уральцы, А.А.Собчак и Е.К.Лигачев - сибиряки, М.С.Горбачев и И.К.Полозков - выходцы с Северного Кавказа и так далее. Я (В.Ю.Ермолаев - прим. ред.) намеренно называю политиков с диаметрально противоположными программами, ибо суть не в лозунгах. Разумеется, если провинции чувствуют свою силу, они не слушают центральнув власть. Так, в античном Риме на рубеже века нашей эры провинциалы тоже были единственной реальной опорой трона. Провинция наполняла легионы, давая Империи защиту, провинция платила налоги, обеспечивая процветание Рима, который преимущественно потреблял. Но император Август, в отличие от М.С.Горбачева, понимал, что коль скоро провинции стали опорой его могущества, то расширять права провинциалов необходимо, однако не в ущерб целостности государства. Август последовательно защищал провинции от произвола своей собственной центральной бюрократии, на деле считался с мнением местных властей, всячески стремился компенсировать собираемые большие налоги установлением законности и поддержанием твердого экономического и правового порядка. Именно таким образом он обеспечил Империи процветание, а себе 44-х летнее правление. Конечно сепаратистские эксцессы случались и при Августе, но носили они локальный характер, и как правило, легко ли, тяжело ли, но улаживались. У нас же центр со времен Ленина и до самого последнего времени руководствовался не национальными интересами страны, а человеконенавистнической коммунистической идеологией. Красная Москва перекраивала в соответствии с директивами ЦК образ жизни всех без исключения народов, подгоняя под вымышленную вождями социальную схему. Реализуя политические утопии, власть насильственно перемещала ингушей и прибалтов - в Сибирь, а корейцев и калмыков - в Казахстан. Реализуя утопии экономические, та же большевисткая власть переместила русских и украинцев по оргнабору в Прибалтику. Да, налоги с провинций собирали твердо - за этим следили Минфин и Госплан, а вот решать местные проблемы кремлевские старцы чаще всего предоставляли "краям, областям, автономиям и союзным республикам". Стоит ли удивляться, что окраины, как только появилась возможность, захотели избавиться от такой опеки центра? А ведь еще в 1936 - 39 годах даже наиболее радикально настроенные литовцы ограничивали свои требования предоставлением большей хозяйственной и политической самостоятельности. Иначе говоря, были не прочь остаться в перестроенном Союзе Горбачева, если им дадут устроить свою жизнь так, как им нравится (интервью состоялось в конце декабря 1991 года, после произошедшего развала СССР - прим. ред.). Уверяю Вас: если бы возможность быть самими собой, жить по-своему была предоставлена всем - литовцам и чеченам, русским и азербайджанцам и армянам, гагаузам и молдаванам - не было бы сегодня десятков суверенных государств, не было бы прямой гражданской войны на Кавказе, не было бы гражданского противостояния в Прибалтике и Молдавии. Но центральное правительство продолжило безответственную интернациональную "политику социалистического выбора" и в результате не только не смогло удержать окраины, но и Москву потеряло окончательно. Таким образом, "парад суверенитетов" не был запрограмирован в ходе этногенеза. Его вполне можно было бы избежать, если бы не проводимая коммунистическим правительством политика. Оно вполне сознательно игнорировало сам факт существования в стране разных этносов со своими традициями и стереотипами поведения, тем самым провоцируя эти народы к отделению. Сегодня процесс распада, по-видимому, стал необратимым, и сделанного не вернуть. К сожалению, на окраинах дезинтеграция стала усугубляться и еще одним обстоятельством. Местными национальными движениями политика коммунистов воспринимается как русская национальная политика. Такая аберрация рождает величайшее заблуждение, ибо русские с октября 1917 года точно так же были лишены возможности проводить свою национальную политику, как и все другие народы. И даже в теоретическом смысле отождествление русских с коммунистами не правомочно. Ведь коммунисты изначально представляли собой специфический маргинальный субэтнос, комплектуемый выходцами из самых разных этносов. Роднило их всех не происхождение, а негивное, жизнеотрицающее мирощущение людей, сознательно порвавших всякие связи со своим народом. (Такие структуры известны в этнической истории со времен античности, их принято называть антисистемами). Вспомним знаменитое определение Л.Д.Троцкого (о коммунистах - прим.ред) :"кочевники революциии", и вполне искреннее высказывание идейного доносчика, человеконенавистника и убийцы Л.З.Мехлиса: "Я не еврей, я коммунист". Как русский человек - я (В.Ю.Ермолаев - прим. ред.) не хочу, а как ученый не могу считать русским В.И.Ленина, точно так же, как не могу считать поляком Ф.Э.Дзержинского, а латышом - Б.К.Пуго. Мне кажется одинаково неправомочным возлагать на русских ответственность за ленинскую национальную политику, на латышей - ответственность за террор "красных стрелков" в отношении семей русских офицеров. К сожалению, произошедшая подмена "коммунисты - русские" опасна в первую очередь тем, что она сильно сужает и без того малые возможности союза России с суверенными государствами. Представьте, насколько трудно, например, тому же лидеру Объединенного конгресса чеченского народа Джохару Дудаеву понять (интервью состоялось в конце декабря 1991 года - прим. ред.): чем же будет отличаться национальная политика бывшего первого секретаря Свердловского обкома КПСС Б.Н.Ельцина от политики бывшего первого секретаря Ставропольского обкома КПСС М.С.Горбачева? В одном можно быть уверенным "на все 100": если она вновь поставит своей целью построение очередной утопии - за развалом Союза последует развал Росии, а Б.Н.Ельцин вполне сможет превратиться в президента Московской области. Будем надеяться, что новое российское правительство сможет увидеть очевидное и сумеет считаться с реальностью. А уж на все остальное - воля Божья. Записала Алевтина Агеева
|
|
|