|
К проблеме численной оценки уровня пассионарного напряжения суперэтносаЕрмолаев В.Ю.Опубликовано //Под уровнем пассионарного напряжения суперэтноса принято понимать количество имеющейся в системе энергии живого вещества (пассионарности), деленное на количество персон, составляющих суперэтнос [5]. В самом деле, для каждого момента времени Up=ΣP/N где Up √ пассионарное напряжение системы, Дж/чел; ΣP √ общая пассионарность системы, Дж; N √ численность всего населения в системе, чел. Но общая пассионарность системы есть ничто иное, как сумма пассионарности отдельный пассионарных индивидов, являющихся ее членами. Однако возможность измерить пассионарность отдельной особи экспериментально и выразить ее в энергетическом эквиваленте у нас нет. Поэтому примем за показатель пассионарности системы соотношение количества пассионариев к общей численности населения системы, то есть будем считать коэффициент пассионарного напряжения KUp=Np/N, - где Np абсолютная численность пассионариев. Но если так, то известная кривая, описывающая изменения уровня пассионарного напряжения этноса суперэтноса, предложенная Л.Н.Гумилевым [1], по определению отражает вовсе не уровень пассионарного напряжения, а изменения общего, интегрального количества пассионарности, имеющегося в суперэтнической системе. Такое поправочное соображение впервые высказывалось В.А.Мичуриным еще при жизни Л.Н.Гумилева, но, к сожалении, не было в должной мере учтено. Между тем соображение это представляется абсолютно верным. Ведь этногенез начинается в немногочисленных консорциях, где собираются по преимуществу люди весьма пассионарные, ставящие целью не больше не меньше как изменить окружающий мир. Лишь затем в эти консорции вовлекаются менее пассионарные карьеристы и спекулянты, гармоничные обыватели и субпассионарные жизнелюбы. Консорции превращаются в субэтносы, из субэтносов вырастают этносы, складывающиеся в суперэтнические миры, и все это происходит благодаря принудительному навязыванию пассионариями новых форм поведения окружающим их менее пассионарным или вовсе непассионарным людям. Крайне иллюстративна в этом плане история Византии. Проповедь Иоанна Крестителя и самого Христа привела к созданию крошечной консорции: будущих апостолов в многолюдной Иудее не набралось и полтора десятка. Нагорная проповедь, представляющая программу нового поведения в чистом виде (╚не убий╩, ╚не укради╩ и т.д. √ типичнее поведенческие запреты-ограничения), первоначально вызвало у ╚овец дома Израилева╩ лишь любопытство, смешанное с недоверием. Но будучи частным проявлением пассионарного толчка рубежа I в. до н.э., деятельность Христа и его последователей породила новую доминанту поведения (╚спасение души╩) для тех пассионарных людей, которые начали проявлять себя в среде разноплеменного населения Ближнего и Переднего Востока. Деяния Апостолов I в. в Иудее, Самарии, Сирии, Киликии, Малой Азии и самом Риме привели к собиранию этих пассионариев в рамках первых Церквей. Но уже в их состав входили не только свидетели Страстей Христовых. Конечно, поведение христиан изменялось, но нужно принять во внимание, каким именно образом достигались эти перемены. Апостол Петр постоянно призывал новообращенных помнить ╚┘заповедь Господа и Спасителя, переданную Апостолами вашими╩ (2 Петра, 3,2). Апостол Павел в первом послании убеждал коринфян оставить ╚┘блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего╩ (1 Кор., 5,1). Видимо, апостольская дидактика принесла результаты не сразу, ибо и во втором послании коринфянам Павел требовал от них вести себя так, чтобы ему не оплакивать ╚┘ многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали╩ (2 Кор., 12,21). Иоанн Богослов пугал неофитов тем, что ╚всякий, преступающий учение Христово, и не пребывающий в нем, не имеет Бога┘╩ (2 Иоанна, 1,9). Все Деяния Апостолов это, по сути, каталог мер по ╚исправлению нравов╩, то есть внесению новых стандартов поведения в формирующуюся этническую систему. Ко II в., когда христиане стали этносом (римляне во времена Антонина Пия уже не путали их с греками и даже евреями), состав общин еще более расширился. Ну а после Миланского эдикта и Никео-Халкидонского собора, обращения приняли столь массовый характер, что в состав суперэтноса включились целые народы, ╚просвещенные светом Христовой веры╩. И потому уровень пассионарного напряжения во вновь обращенных странах никак не мог быть выше, чем в первичной консорции христовых последователей. Да, кто-то из 12 апостолов оказался труслив (Петр) кто-то жаден и завистлив (Иуда), а кто-то художественно одарен (Лука). Одни фантазировали легко (Иоанн), другие с трудом мыслили абстрактно (Фома). Но все они в отношении иллюзорных целей вели себя как пассионарии. Побуждаемый жадностью и честолюбием Иуда предал ╚Царя Иудейского╩ за 30 серебряников, хотя это привело к гибели не только Христа, но и его самого. Преодолевая личный страх, Петр не переставал проповедовать, даже будучи в оковах. Иоанн написал Апокалипсис, а Лука √ не только одно из Евангелий, но и множество икон. Больше того. В соответствии со сформулированным Христом стереотипом поведения быть его учеником мог лишь тот, кто покинул родных, раздал свое имущество нищим и оставил дом свой, следуя за учителем. Иначе говоря, вхождение в новую пассионарную консорцию Христа предусматривало безусловное разрушение системных связей неофита с прежней этнической средой. Так было и позже. Представим, что во времена Нерона какой-нибудь сотник Корнилий примкнул к христианам ╚спасения души ради╩. Что для этого требовалось сделать Корнилию в поведенческом плане? Он порывал не только с привычными ему дотоле консорциями (кругом родных, собутыльников, цирковой партией), субэтносом (переставал быть легионером), этносом (не считался за своего другими римлянами), но и выпадал из суперэтнической системы ╚античного мира╩ в целом. Крещение превращало его из уважаемого слуги цезаря во врага императора и подвергало ╚опасного безумца╩ риску гонения от римлян, греков, сирийцев и любых других подданных принцепса. Совершить такого рода деяние без пассионарности просто невозможно, ибо затраты сил на радикальный разрыв со старым образом жизни и повторную адаптацию в гонимой секте всяко превосходят усилия, потребные для обыденного существования. Возьмите известную раннюю консорцию любого этногенеза: соратников Ромула, первых викингов, степных ╚людей длинной воли╩, дружинников Александра Невского, японских ╚бродячих самураев╩ или первых абреков чеченского имама Мансура. Пассионарии численно преобладают в такой группе именно потому, что никому другому в голову не придет ╚жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее╩. Значит уровень пассионарного напряжения принимает максимальное значение как раз в пусковой момент этнической истории, то есть KUp=Np/N→max при Аэ→0, Где при Аэ этнический возраст системы в годах. Понятно, что для пускового момента этногенеза уровень пассионарного напряжения стремится к минимальным значениям, поскольку за 1200-1500 лет пассионарии подчинили многочисленное непассионарное население, но сами почти все погибли: KUp=Np/N→min при Аэ→max, Соответственно, для конца этногенеза при количестве пассионариев равном 0 и независимо от численности мемориальной консорции N KUp=0 / N=0. Таким образом, даже из самых общих соображений следует, что зависимость уровня пассионарного напряжения системы от этнического времени (возраста) Up= ƒ ( Аэ) носит обратный характер, а параметр пассионарного напряжения всегда принимает значения в границах: KUp= ┬ [0;1]. Можно ли предложить методику для численной оценки этого уровня? Как представляется, основой для такой оценки может служить изменение населенности города, являющегося центром суперэтноса. Для России изменение населенности суперэтнического центра √ г. Москвы ранее подробно обсуждалось применительно к проблеме города в этногенезе [4, с. 32-74]. Потому здесь мы ограничимся лишь соображениями, ключевыми для задачи численной оценки уровня пассионарного напряжения. Рост численности населения суперэтнического центра весьма информативен для оценки уровня пассионарного напряжения. Как мы убедились, уровень пассионарного напряжения в данном суперэтносе тем ниже, чем большее количество населения системно связали пассионарии данной суперэтнической традицией. А увеличение численности ╚центра мира╩ как раз очень хорошо отражает статистически именно этот процесс ╚набора суперэтнической массы╩. Кроме того, рост численности населения суперэтнического центра четко связан с фазами этногенеза как по темпам роста, так и по значениям абсолютной численности. В начальных фазах √ подъеме и акматике √ суперэтнический центр растет медленно и является относительно немноголюдным. Резкий рост суперэтнического центра всегда начинается лишь в фазе надлома, а максимальная его людность достигается в конце инерционной фазы. Таким образом, зависимость между людностью суперэтнического центра и уровнем пассионарного напряжения с точностью до фазового перехода также носит обратный характер. То, что рост численности населения суперэтнического центра привязан к эпохам длительного спада пассионарности, хорош видно на примере Москвы. (статистика численности ее населения из [4, c. 53] приведена в таблице 1, значения численности для дат, помеченных тильдой, представляют собой авторские оценки, основанные на интерпретации исторических событий). По окончании 600-летнего периода фаз подъема и акматики (1200-1800 гг.), то есть в 1812 г., численность населения суперэтнического центра Росси насчитывала всего 250 тыс. чел. А только к концу неполных 120 лет инкубационного периода фазы надлома (1800-1917) она превысила 2 млн. чел. (1917), достигнув к концу явного периода надлома (1989) 8,8 млн. человек. Поэтому мы примем за коэффициент оценки уровня пассионарного напряжения суперэтноса величину, обратную населенности суперэтнического центра. Для удобства представления результатов введем также множитель 106, то есть будем считать KUp=(1/Nsc)* 106 Таблица 1 Nsc- Численность населения Москвы, тыс. человек. KUp √ Коэффициент уровня пассионарного напряжения российского суперэтноса.
Как видно из результатов расчета, также приведенных в таблице, к моментам пассионарного толчка (1200), перехода к явному периоду фазы подъема (1390), абсолютного пассионарного максимума (1550) и перехода к явному периоду фазы надлома (1897) привязаны краткие порядковые изменения предложенного нами коэффициента. Таким образом значение KUp по крайней мере позволяет численно оценивать достижение суперэтнической системой таких ключевых для этногенеза уровней пассионарности как этноландшафтный гомеоста, возникновение нового/раскол старого этнического поля и максимум пассионарности для данного этнического поля. Сложнее обстоит дело с оценкой уровня пассионарности в инерционной фазе. Логично предположить, что фазовый переход к инерции тоже должен вызвать очередное кратное порядковое уменьшение коэффициента KUp. Коль скоро так, то с учетом исторической динамики KUp должен принять значение меньше 100. И весьма похоже, что в настоящее время российский суперэтнос действительно находится в состоянии фазового перехода к инерции, поскольку расчетное значение KUp=114, полученное нами для 1989 года, уже находилось достаточно близко к критическому значению KUp=100. Однако сделать корректный вывод о переходе российского суперэтноса к уровню пассионарности инерционной фазы можно лишь на основе расчета коэффициента для KUp= 2002 года. К сожалению, для такого расчет потребны данные о численности населения г. Москвы по очередной Всероссийской переписи населения, которая на момент написания этой статьи планировалась, но еще не была проведена. Предложенная нам оценка уровня пассионарного напряжения суперэтноса через населенность его суперэтнического центра хорошо согласуется с диссипативной природой суперэтнической системы, отмечавшейся нами в [3]. Ранее также обсуждалась принципиальная аналогия поведения этнической системы и лазера [2, с. 242-244]. В энергетическом состоянии лазера есть четыре основных уровня: исходное невозбужденное состояние, максимальный потенциал активной среды, мета стабильный уровень и конечное невозбужденное состояние. В суперэтносе им соответствует стартовый гомеостаз, акматическая фаза, инерционная фаза и финальный гомеостаз. Как видим, значения коэффициента KUp маркируют именно эти основные качественно отличные пассионарные состояния суперэтнической системы, а значит, действительно отражают процесс самоорганизации в этнической среде. В заключение отметим, что порядковые изменения коэффициента KUp при подфазовых переходах к явным периодам подъема и надлома дают возможность говорить о равенстве (вернее, эквипотенциальности) уровней интегральной пассионарности, связанной с этими переходами. Таким образом. Применение оценки уровня пассионарного напряжения через коэффициент KUp открывает также и некоторые возможности в части уточнения меры эквипотенциальности между состояниями суперэтноса с противоположными трендами пассионарности.
1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли.- Л.: Гидрометеоиздат, 1990 2. Гумилев Л.Н., Ермолаев В.Ю. Проблемы предсказуемости в изучении процессов этногенеза//Пределы предсказуемости/Под ред. Ю.А. Кравцова.- М.: ЦентрКом, 1997. С.236-247. 3. Ермомлаев В.Ю. Самоорганизация в природе и этногенез//Изв. Всесоюзн. Геогр. о-ва. 1990. Т.121. Вып.1. С.16-19. 4. Ермолаев В.Ю. Этногенез и социальная география городов России.- Дисс. на соиск. уч. степени канд. геогр. наук. Л.: ЛГУ, 1990. 5. Толковый словарь понятий и терминов. √ Сост. В.Ю. Ермолаев // Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. С. 495-500.
|
|
|