В чем феномен Льва Гумилёва
Лавров
C.Б.,
профессор Петербургского государственного
университета
Опубликовано в газете // "Санкт-Петербургские
ведомости", 9 апреля 1993 г.
Рейтинг гуманитарных наук в
последние годы повысился. Физики
проигрывают лирикам. Людям хочется знать,
какова все-таки реальная история страны,
учит она чему-нибудь или вообще не учит.
Может быть, поэтому Льва Гумилева читают,
пожалуй, больше, чем кого бы то ни было из
современных ученых. Книги его
расхватывались, разумеется, и в эпоху почти
полных табу (тогда они издавались в ВИНИТИ,
их надо было выписывать, но для этого надо
было еще и знать, что они существуют), а
сейчас они конкурируют по цене с самыми
популярными новинками ╚маскультуры╩, что,
как известно, не очень просто.
В чем же феномен Л. Гумилева? В его
происхождении (сын великих русских поэтов
Николая Гумилева и Анны Ахматовой), в его
трагичной судьбе или в его умении просто и
захватывающе излагать самые сложные сюжеты
истории? Или, наконец, в том, что сам он
говорил о себе: ╚Я всю жизнь писал то, что
думал, а не то, что велели╩, то есть в крайней
самобытности и неприятии конформизма?
Видимо, все это связано воедино, и
определить, что главнее, просто невозможно.
Л. Гумилев никогда не был
диссидентом. Он всегда был на каком-то
другом уровне.
Он был моим старшим другом. Мы 30
лет вместе проработали в ЛГУ - теперь
Петербургский университет - на геофаке,
который он называл своей ╚экологической
нишей╩. Здесь его любили, здесь он отдыхал
от сложностей и несправедливостей жизни. А
до этого были три срока - долгие 14 лет в
тюрьмах и лагерях, а между этими сроками -
путь до Берлина в рядах Советской Армии.
Идеи Л. Гумилева были оригинальны,
а иногда и парадоксальны. Они подавались им
нарочито заостренно, публицистично. Чего
стоит, например, утверждение, что ╚никакого
татарского ига не было╩, вызвавшее чуть ли
не истерику у многих историков? Но основой
заслугой ученого была теория этногенеза,
которой посвящены практически все книги и
статьи.
Сердцевина этой теории -
концепция пассионарности. Пассионарность -
это непреоборимое стремление человека к
деятельности ради отвлеченного идеала,
далекой цели, на пути к которой приходится
жертвовать и жизнью окружающих, и своей
собственной. Именно сила пассионарности
создает такие человеческие коллективы, как
этносы (народы), а изменение числа
пассионариев со временем определяет
возраст этноса, т.е. фазу этногенеза. Если
изложить это же попроще, используя слова
самого Л. Гумилева, то будет так: ╚Пассионарии
- это конкистадоры, устремлявшиеся вслед за
Колумбом за океан и погибавшие там.
Пассионарии - это Жанна д▓ Арк, Кутузов и
Суворов. А субпассионарии, у которых
перевешивает импульс инстинкта, - это почти
все чеховские персонажи. У них как будто все
хорошо, а чего-то все-таки не хватает;
порядочный, образованный человек, учитель,
но┘ в футляре; хороший врач, много работает,
но┘ Ионыч╩. И очень показательно, что
термин ╚пассионарии╩ уже вошел в наш
лексикон; надо полагать, войдет он и в
большую науку.
Еще одна любовь великого ученого
- тюркские народы, тюркско-монгольская
история. С Азией он столкнулся еще в начале
30-х годов, когда работал в Таджикистане
малярийным разведчиком. Потом лагерная
жизнь надолго прервала востоковедческие
исследования, но на титульном листе книги ╚Древние
тюрки╩ он поставил такие слова: ╚Посвящаю
эту книгу нашим братьям - тюркским народам
Советского Союза╩.
╚Называйте меня евразийцем╩, -
сказал он в одном из своих интервью. А
евразийство - теория, родившаяся в
послереволюционной эмиграции в Праге,
Софии, Париже, где работали тогда такие
блестящие русские ученые, как князь Николай
Трубецкой - филолог и историк, Петр Савицкий
- географ и геополитик, Георгий Вернадский -
сын великого русского ученого академика
Владимира Вернадского. Суть евразийства - в
общих судьбах, в неразрывной связи народов
континента Евразии. Николай Трубецкой в 1927
году писал: ╚Национальным субстратом того
государства, которое прежде называлось
Российской Империей, а теперь называется
СССР, может быть только вся совокупность
народов, населяющих это государство,
рассматриваемая как особая многонародная
нация и в качестве такой обладающая своим
национализмом. Эту нацию мы называем
евразийской, ее территорию - Евразией, ее
национализм - евразийством╩.
Об евразийстве мы узнали толком
лишь в 80 - 90-х годах, а Лев Гумилев на 30 лет
раньше. Он был тогда в Праге (хотя за границу
его не больно-то и пускали), встречался с П.
Савицким, переписывался с ним. Идея
евразийства была подхвачена и развита Л.
Гумилевым соображениями о ╚кормящем
ландшафте╩ - разном, но всегда родном для
данного этноса. ╚Разнообразие ландшафтов
Евразии благотворно влияло на этногенез ее
народов. Каждому находилось приемлемое и
милое место: русские осваивали речные
долины, финно-угорские народы -
водораздельные пространства, тюрки и
монголы - степную полосу. И при большом
разнообразии географических условий для
народов Евразии объединение всегда
оказывалось гораздо выгоднее разъединения╩.
Все эти сюжеты тесно сплетены между собой -
история этногенеза, география региона и
тема Евразии. Л. Гумилев был историком,
этнографом и географом. Он олицетворял
редкий в наше время энциклопедизм и
понимание синтеза наук, умение работать ни
их ╚стыках╩.
При жизни лучшим способом ╚отгородиться╩
от его работ было замалчивание опального
ученого. Каждая книжка выходила с боем. Были
долгие периоды писания ╚в стол╩; тогда и
статьи его проходили лишь в малотиражных
журналах. И только после смерти, в прошлом
году вышла одна из самых ярких его книг ╚От
Руси к России╩ - книга анализа и раздумий,
осмысления всей русской истории.
Об идеях Л. Гумилева можно
спорить, но как и об идеях любого крупного
ученого, спорить надо квалифицировано и
корректно. Таких споров очень ему не
хватало при жизни. Но вот читаю в журнале ╚Свободная
мысль (╧ 17, 1992) откровенно погромную статью
Александра Янова. Это типичная ╚проработка╩
в стиле недавних времен только со знаком
наоборот. Если раньше писали о
недостаточной патриотичности теории (как
же так - татарского ига не было?), то теперь
слово ╚патриот╩ А. Янов берет в кавычки.
Если раньше Л. Гумилева клеймили за
недостаточность марксистской аргументации,
то теперь Янов упрекает его за то, что он ╚при
всяком удобном случае клялся
диалектическим материализмом╩. В статье
есть и ярлыки совсем уж непристойные, типа:
╚Чего-то в учении Гумилева не хватает для
полной ╚коричневости╩.
Спорить с Яновым в научном плане
трудно, потому что он не владеет
достаточными знаниями по двум основным
вопросам: о корнях этногенеза и об
евразийстве. Владимира Вернадского он, судя
по всему, не читал - отсюда чудовищный
пассаж Янова: ╚Биосфера может
воздействовать на жизненные процессы как
геохимический фактор╩. С евразийством он
поступает еще проще, цитируя нескольких
второстепенных авторов 20-х годов и
утверждая, что ╚к революции 1917 года они
относились положительно╩, а ╚имперско-изоляционистская
установка привела их к фашизму╩. И то и
другое далеко от истины. Могли ли
положительно относиться к революции люди,
изгнанные с Родины, выброшенные в эмиграцию?
Вела ли их патриотическая установка к
фашизму, если Николай Трубецкой - один из
лидеров евразийства - только потому не
оказался в тюрьме при фашизме, что был
князем; неоднократные обыски оккупантов на
его квартире ускорили смерть ученого.
Возникает вопрос: существуют ли
какие-то моральные пределы в полемике?
Благополучный историк-марксист Янов,
выехавший в США (╚роняя по пути партбилеты╩
- писал о таких Солженицын), учит нас оттуда
╚русской идее╩, называет лагерника
Гумилева ╚эрудированным представителем
молчаливого большинства советской
интеллигенции╩. Здесь уже далеко и от науки,
и от морали, зато есть политика. Понятно, что
Янову, из ╚прекрасного далека╩ поучающему
нас, что надо долго терпеть, чтобы как-то
приобщиться к ╚цивилизованному Западу╩, и
другого пути у нас нет, глубоко неприятен
Лев Гумилев, всегда утверждавший, что ╚надо
быть самими собой╩.
В этом ╚самими собой╩ нет ни
антизападного, ни антивосточного акцента, о
чем лучше всего сказано в послесловии книги
╚От Руси к России╩ - как бы завещании
великого ученого. ╚Поскольку мы на 500 лет
моложе, то как бы мы ни изучали европейский
опыт, мы не сможем сейчас добиться
благосостояния и нравов, характерных для
Европы. Наш возраст, наш уровень
пассионарности предполагает совсем иные
императивы поведения. Это вовсе не значит,
что нужно с порога отвергать чужое. Изучать
иной опыт можно и должно, но стоит помнить,
что это именно чужой опыт.╩
И, пожалуй, лучшим свидетельством
жизненности евразийства стали события
последних лет и даже месяцев. Появилось
много статей о евразийстве и современности,
вышли из спецхранов труды 20 - 30-х годов. А
главное - уже и политики осознают
необходимость сплочения того пространства,
которое называют Евразией. Сплочения
прежде всего экономического,
информационного, военного. К этому зовет
вся история России, не 75-летняя, а ты
тысячелетняя, о которой писал Лев Гумилев.
| |
|