Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа

А.П. Новосельцев

Глава четвертая. ХАЗАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

1. Территория и население

Проблема территории Хазарского каганата и (в меньшей мере) его населения всегда привлекала внимание исследователей уже потому, что источники содержат об этом много данных (хотя весьма сложных и противоречивых). Такой материал есть в письме царя Иосифа Хасдаю ибн Шафруту, значительный комплекс сведений этого рода находим у арабских географов.

Данные царя Иосифа крайне противоречивы. Это не случайно, так как Иосиф, последний (или предпоследний) царь Хазарии, рисовал своему далекому корреспонденту явно не современную ему Хазарию. а Хазарскую империю эпохи ее расцвета (VIII-IX вв.). Установить это можно в основных чертах при сопоставлении с другими источниками.

В советской историографии 40-50-х годов проявилось чрезмерно нигилистическое отношение и к этому источнику, и к хазарской проблеме в целом [1]. Подобные взгляды были подвергнуты справедливой критике М. И. Артамоновым [2], хотя последний со своей стороны допускал иногда неточности в сторону преувеличения роли Хазарии и ее территориальных размеров. В наши дни ряд ученых исследовали южную (кавказскую) границу Хазарии [3]. Весьма основательно эти вопросы изучались зарубежными специалистами [4].

Таким образом, проблема не нова; и для того чтобы как-то в ней разобраться, необходимо прежде всего выработать наиболее удобную и эффективную методику исследования. Чаще всего границы Хазарии пытаются определить вне времени, т. е. как какие-то стабильные, не изменявшиеся на протяжении трех веков. Но границы [5] этого государства, как и других, не были неизменными. К сожалению, сам характер наших источников не дает возможности достаточно четко установить их отдельно, скажем для VIII, IX, Х вв. Дело в том, что арабские источники (в основном географические сочинения) рисуют пределы Хазарии главным образом для IX - начала Х в. и только по Кавказу их информация более обширна и охватывает VII-VIII вв. Византийские источники вносят здесь важные коррективы для конца VII- начала VIII в. и кануна падения Хазарии (40-е годы Х в.). Для IX-Х вв. незаменимы известия русской летописи.

Ниже я разбираю сведения о территории и населения Хазарии в отдельных группах источников (хазарских, мусульманских, византийских, древнерусских). Это позволит показать, как представляли пределы Хазарии ее современники и сами хазары, и это лучший и наиболее надежный в наше время ответ на вопрос о границах Хазарского каганата.

С древнейших времен государства, контролировавшие Закавказье, имели заслон от вторжений с севера в районе Дербента. Здесь находилось самое узкое в Западном Прикаспии пространство между морем и горами. На одном из языков восточных иранцев, очевидно массагетском (маскутском), этот проход назывался Чора или Чола [6]. Позже у арабов мы встречаем его обозначение как Сол-Суд [7]. Установлено, что укрепления здесь появились еще в VIII-VII вв. до н. э. [8] Затем здесь держали гарнизоны персидские цари, позже сасанидские шахи. Арабская историческая традиция связывала эти укрепления с именем Искандера зу-л-Карнайн - Александра Македонского, которому на Востоке вообще приписывали все укрепления севера, в том числе и легендарную стену Йаджуджа и Маджуджа (Гога и Магога). Разумеется, это легенда: древнейшие укрепления воздвигало местное население, возможно, при царях Кавказской Албании, а самый мощный цикл стен, уходивший в горы одной стороной и в воды Каспия другой, воздвигался при Сасанидах в V-VI вв., т. е. в период после гуннского нашествия, когда угроза вторжения кочевников в Закавказье стала особенно реальной. В это же время была построена и Дербентская цитадель, господствовавшая над проходом Чора. Естественно, она и стала пограничной крепостью Сасанидов на севере.

Система укреплений Дербента слыла неприступной, но тем не менее известно, что и она не выдерживала ударов северных завоевателей. Трудно сказать, как это происходило: действовали ли враги измором, или помогала измена, переходили ли в руки "северных племен" только нижние укрепления у моря, или сдавалась сама цитадель. Очевидно, бывало по-разному. В период войны 20-х годов VII в., в год убийства Хосрова II (628 г.), хазары, согласно Мовсесу Каланкатваци, овладели Чора и даже разрушили его до основания [9]. Вероятно, они захватили нижний город, т. е. собственно город в проходе Чора, тогда как цитадель уцелела. Во всяком случае, она не была разрушена.

Вскоре, однако, при неясных обстоятельствах Сасаниды вернули Дербент. В сражении при Кадиссии (637 г.), где иранским войском командовал наместник северного кустака Сасанидской державы Рустам ал-Азари, участвовал и некий Хормуз, из царей Баб ва-л-абваба, т. е. Дербента, попавший в плен к арабам [10]. Трудно сказать, что это за "цари Дербента", но, скорее всего, речь идет о наследственных правителях крепости и ее округи.

Когда к Дербенту в 22 г. х. (642/643 гг.) подошли арабские войска, в городе сидел малик (царь), которого одни источники называют Шахрбараз [11], а другие - Шахриаяр [12]. Очевидно, правильно первое - Шахрбараз, встречающееся довольно часто среди имен сасанидскои знати [13], тогда как "шахрииар"-титул, новоперсидское "правитель страны", соответствующее среднеперсидскому "шатрдар". Этот титул можно признать идентичным арабскому "малик". Шахрбараз сдал Дербент Абд ар-Рахману ибн Раби'а на условиях освобождения от дани и обязанности защищать Дербент от северных врагов. В качестве последних у Бал'ами указаны русы [14], которых в оригинале труда ат-Табари нет [15].

Однако в том же или в следующем году халиф Омар передал управление Дербентом Абд ар-Рахману ибн Раби'а [16], который был "комендантом" крепости до 32 г. х. (652/653 гг.) [17]. В 652/653 гг. Абд ар-Рахман ибн Раби'а совершил неудачный поход против хазарского города Баланджар и был убит [18] (в некоторых источниках фигурирует и брат Абд ар-Рахмана Салман [19]). Поражение арабов в походе на Баланджар есть и у других историков [20], хотя порой оно обрастало легендарными подробностями [21].

После убийства третьего "праведного" халифа Османа (656 г.) в Арабском государстве начались смуты, особенно усилившиеся после гибели четвертого халифа Али (661 г.) [22]. В этих условиях князь (ишхан) Кавказской Албании Джуаншер сумел стать практически самостоятельным, хотя для этого ему пришлось лавировать между Халифатом и Византией [23]. В своей северной политике Джуаншер явно действовал на стороне арабов. В 42 г. х. (662/663 гг.), когда войска главного претендента на власть халифа Омейада Муавии воевали с византийцами и аланами [24], союзники последних - хазары вторглись в Албанию но были разбиты Джуаншером и прогнаны за ворота Чоры [25]. Следующий поход "гуннов" в Закавказье привел к их мирному договору с Албанией [26]. В 670 г. Джуаншер был убит при не вполне ясных обстоятельствах. Албанским князем стал его племянник Вараз-Трдат. Жена Джуаншера была дочерью правителя хазар [27], и это, очевидно, послужило поводом для "великого князя гуннов" Алп-Илутвера вмешаться в албанские дела, "как бы мстя за кровь Джуаншера" [28]. Очевидно, хазарские набеги на Албанию стали системой [29], и в конечном счете Вараз-Трдат направил к царю гуннов посольство во главе с епископом Исраэлом [30]. Согласно Мовсесу Каланкатваци, итогом явилось крещение Алп-Илутвера. Из текста сочинений Мовсеса Каланкатваци не всегда ясно, где проходила северная граница Албании [31], но в 80-х годах VII в. Дербент был во власти "гуннов" [32]. Очевидно, захвачен он был в 70-х годах, после гибели Джуаншера, когда Вараз-Трдат попал в столь стесненное положение, что одно время платил дань Хазарии, Византии и Халифату [33].

После стабилизации положения в Халифате при Абд ал-Малике (685-705 гг.) [34] наместник халифа, его брат Мухаммед ибн Мерван, покорил Армению и другие части Закавказья [35] и в 698 г. взял Чора [36]. В 705 г. албанский князь Шеро с частью азатов был увезен в Сирию [37], очевидно, из опасения, что албанцы присоединятся к восставшим армянам [38]. Княжеская власть в Албании была ликвидирована, и страна вошла в состав большого северного наместничества Халифата [39]. Дербент вновь стал пограничным пунктом между Халифатом и хазарскими владениями. И он оставался таковым в последующее время, хотя роль правителей этого пограничного города менялась. Случалось, что в период арабо-хазарских войн первой половины VIII в. армии хазар прорывались через Дербент, но переходил ли сам Дербент в руки хазар даже на короткое время - мы утверждать не можем.

Обычно Дербент входил в наместничество Армения, иногда в Азербайджан. Согласно дербентским хроникам конца XI в., самостоятельное правление эмиров Дербента началось в 869 г. [40] Территории, им подвластные, неизвестны, но они были невелики, и, кроме Дербента и его округи, включали область Маскут (небольшую территорию от Дербента до р. Самур на юге) и г. Шарабан, которые подчинились Дербенту в 833 г. [41] Северная граница Дербентского эмирата не менялась и в Х-XI вв.

Теперь следует рассмотреть вопрос о том, в каких отношениях с Хазарией находились горные области Дагестана. Ближайшими горскими соседями Дербента были Табасаран и страна лезгин ("ал-лакз" арабских источников). Табасаран (Табарсаран) - небольшая область в бассейне р. Рубас, на юго-запад от Дербента; табасаранцы - особый этнос, говорящий на языке лезгинской группы [42]. Название Таба+рсаран удивительно напоминает древнее наименование другой прикаспийской области, в пределах современного Ирана,- Табаристан (современный Мазандеран). В исторически обозримую эпоху мазандеранцы говорили на языке иранской группы [43], но в глубокой древности могло быть иначе и на южном берегу Каспийского моря могли бытовать другие языки, тем более что в древности дагестанские языки были распространены далеко на юг, в пределах Ирана [44], да и в раннем средневековье на них говорила большая часть населения Кавказской Албании [45]. Островки этих языков существуют и ныне в Азербайджане и Грузии [46].

Арабские писатели для раннего времени дают немного сведений о Табасаране. У ранних арабских географов есть рассказ о постройке Сасанидами в горах и предгорьях Кавказа 360 крепостей [47] или городов [48], среди которых указан и Баб табасараншах [49] (т. е. ворота табасараншаха). Табарсаран-шах упомянут среди горских правителей у ал-Белазури применительно к середине VII в. [50]; ал-Куфи пишет, что малик Табасарана вместе с правителем лезгин и другими подчинился Салману ибн Раби'а в 25 г. х. (643/644 г.) [51]. По-видимому, правитель Табасарана в последующее время держался определенной тактики: переходил на сторону сильного в зависимости от того, кто владел Дербентом. После решительной победы Мервана ибн Мухаммеда над хазарами в 737 г. арабам пришлось совершить экспедиции против горных владетелей. Правитель же Табасарана вместе с другими мелкими владетелями Южного Дагестана прибыл к арабскому наместнику [52], признав тем самым власть Халифата. В Х в. правители Табасарана лавировали между Ширваном и Дербентом [53]

Страна лезгин также имела своего правителя (малика), упоминаемого источниками, но он выглядит более самостоятельным. Согласно ал-Куфи, этот правитель признал власть арабов в 643/644 г. [54], но позже, во времена наместничества Джарраха, сотрудничал с хазарами [55]. Мервану же пришлось вести войну с царем лакзов Арбисом ибн Басбасом, и в течение года арабы совершили набеги на область последнего. Арбис был убит, и только после этого его подданные покорились Мервану [56]. В Х в. царство ал-Лакз являлось "оплотом Ширвана" [57], однако его маликам подчинялись не все лезгины.

Крупнейшим владетелем Горного Дагестана был "сахиб ас-сарир" ("владетель трона"), чья территория именовалась "мамлакат сахиб ас-сарир" [58]. Название связано с легендами о передаче Сасанидами этому владетелю золотого трона. Значимость "владетеля трона" подчеркивалась и тем, что его иногда именовали "хакан ал-джабал" ("хакан гор") [59]; ал-Белазури приводит и еще один титул - вхрарзан-шах [60]. Титул явно иранский, но хорошо до сих пор не объясненный. Если соглашаться с большинством исследователей, рассматривавших в качестве "страны" "владетеля трона" область аварцев [61], то некоторые соображения высказать можно. Сами аварцы, как известно, называют себя "ма'арурал", т. е. "горцы", аварцами же их именуют кумыки и даргинцы, их северо-восточные соседи, отделяющие аварцев от плоскостной территории (уже это наводит на мысль о случайном звуковом совпадении этномима аварцев Дагестана и раннесредневековых авар, которые, кстати, в этот район и не заходили). Близкое слово есть у раннесредневековых авторов. Ибн Русте пишет, что малик (он же "сахиб ас-сарир") зовется "авар" (у Гардизи "аваз") [62]. А армянский автор Х в. Товма Арцруни среди кавказских народов, принявших христианство, называет "аврhаз +к" [63] Позже "аухар" фигурируют в период походов Тимура в Дагестан. В. Ф. Минорский предложил объяснение титула "вхрарзан-шах" как "шах людей из Вахрар" [64], но "вхрарзан" можно понять и как "урожденный, происходящий из народа (рода?) Вахрар".

В данном случае важно установить отношения этого политического образования к Хазарскому каганату. Источники молчат о роли "сахиб ас-сарир" в событиях VII - начала VIII в., из чего можно заключить, что страна последнего оставалась в целом в стороне от арабо-хазарских конфликтов. Только в последний период наместничества Мервана ибн Мухаммеда роль этого владетеля вырисовывается более определенно. Вскоре после победоносной войны с хазарами Мерван в 121 г. х. (738/739 гг.) совершил поход в глубь территории "сахиб ас-сарир аз-захаб" ("владетеля золотого трона"), завоевал его крепость и разорил землю. Согласно ат-Табари, побежденный обязался платить джизию в виде 1 тыс. (рабов) и отдал заложников [65]. По ал-Куфи, горный владетель обязался поставлять в Дербент 500 рабов-мужчин и 500 "белокурых, с длинными ресницами, чувственных наложниц-девственниц", а также 10 тыс. динаров и более тысячи литров [66] провизии [67]. Однако нет оснований утверждать, что такое положение сохранялось долго. Смуты в Халифате в 40-50-х годах VIII в. несомненно, способствовали укреплению независимое "сахиб ас-сарир". В IX - первой половине Х в. он выглядиг как самостоятельный государь, проводящий независимую полигику в отношешии и эмиров Дербента, и хазар. Ал-Мас'уди для первсй половины Х в. пишет об успешных походах "владетеля трона" на хазар [68].

В Горном Дагестане и соседних районах Азербайджанской ССР раннесредневековые источники упоминают а инье политические объединения (филан-шаха, туман-шаха, Льйзан Шандан Хайтак и др.) [70]. Поэтому в данном случае нет смысла разбирать отношения этих труднолокализуемых "государств" [71] с хазарами, хотя, например, в отношении Шандана известно, что он был покорен Мерваном ибн Мухаммедом [72], а позже (в первой половине Х в.) являлся "злейшим врагом мусульман" и союзником хазар [73]. Главный же вывод - Горный Дагестан в состав Хазарского государства никогда не входил, как не являлся и частью Арабского халифата.

 

Примечания

[1] Рыбаков Б. А. Русь и Хазария (к исторической географии Хазарии) // Академику Б. Д. Грекову ко дню семидесятилетия. М., 1952; Он же. К. вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси//Сов. археология. 1953. Т. 18, С. 128-150.

[2] Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962. С. 37.

[3] Работы А. Я. Федорова и Г. С. Федорова, С. А. Плетневой, А. В. Гадло, В. А. Кузнецова и др.

[4] Труды Д. Данлопа, П. Голдена, Д. Людвига, Д. Немета, К. Цегледи и др.

[5] Понятие "государственная граница" в ту эпоху не совпадало с современным.Тогдашние границы не охранялись и не определялись столь тщательно, как сейчас. Но они существовали хотя бы потому, что определенная территория составляла объект налогового (даннического) обложения в пользу того или иного государства. Речь идет именно о государственной территории, поскольку существовали различные (сложные) виды зависимости одних государств от других. Трудность в том, что подобные виды зависимости в силу специфики эпохи или наших источников о ней не всегда определенны. Но понятие "государственная граница" существовало всегда с тех пор, как возникло государство.

+Особенности были и у кочевых политических объединений, когда на их рубежах с оседлыми обществами могли возникать своеобразные нейтральные территории, появление которых связано со спецификой кочевого хозяйства. См.: Егоров В. А. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. М└ 1985. С. 31.

[6] Название зафиксировано в двух вариантах, которые отражают разные иранские наречия.

[7] Ибн Хордадбех. Китаб ал-масалик ва-л-мамалик. Лейден, 1889. С. 123; Ат-Табари. Тарих ар-русуль ва-л-мулук. Сер. 1. С. 895.

[8] Кудрявцев А. А. Великий город на Каспии. Махачкала, 1982.

[9] Мовсес Каланкатваци. История страны алуанк. Ереван, 1984. С. 78.

[10] Ал-Мас'уди. Мурудж аэ-захаб. Париж, 1865. Т. 4. С. 208.

[11] Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2664. Официально он носил, очевидно, титул "марзпан" ("пограничный правитель").

[12] Бал'ами. Тарих-е Табари. Тегеран, 1958. С. 336.

[13] Имя это означает "вепрь страны".

[14] Бал'ами. Указ. соч. С. 336.

[15] Новосельцев А. П. и др. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 364-365.

[16] Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2667.

[17] События этих лет по-разному освещены в источниках.

[18] Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2667.

[19] Там же. С. 2890; Ибн ал-Асир. Ал-камиль фи-т-тарих. Каир, 1934. Т. 3. С. 66.

[20] Ал-Куфи. Книга завоеваний. Баку, 1981. С. 11; Ал-Белазури. Китаб футух ал-булдан. Лейден, 1866. С. 204.

[21] Особенно в изложении Бал'ами.

[22] Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966. С. 156-180.

[23] Мовсес Каланкатваци. История... С. 93-116.

[24] Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 16; Ибн ал-Асир. Указ. соч. Т- 3. С. 210.

[25] Мовсес Каланкатваци. История... С. 100-101.

[26] Там же. С. 102-103.

[27] Там же. С. 103.

[28] Там же. С. 120.

[29] Там же. С. 123 (набеги из года в год). О нашествии на Армению см. также; Левонд. Патмутюн. СПб., 1887. С. 16.

[30] Мовсес Каланкатваци. История... С. 123-134.

[31] Мовсес Каланкатваци (Там же. С. 123) описывает путь Исраэла от Пероз-Кавада (Партава) до р. Кура, после пересечения которой и начиналась тогда граница Албании.

[32] Там же. С. 124.

[33] Там же. С. 156.

[34] Беляев Е. А. Указ. соч. С. 187-188.

[35] Тер-Гевондян А. Н. Армения и Арабский халифат. Ереван, 1977. С. 73-74.

[36] Мовсес Каланкатваци. История... С. 160.

[37] Там же.

[38] Тер-Гевондян А. И. Указ. соч. С. 75-78.

[39] О нем см.: Там же. С. 85-92.

[40] Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963. С- 64.

[41] Там же.

[42] В наше время численность табасаранцев 85 тыс. человек. См.: Брук С. И. Население мира. М., 1986- С. 144-

[43] Основы иранского языкознания: Новоиранские языки. М., 1982. С. 447-554.

[44] Дьяков И. М. Языки древней Передней Азии. М., 1967. С. 88, 165.

[45] Климов Г. А. Введение в кавказское языкознание. М., 1986. С. 81-108.

[46] Там же. С. 81.

[47] Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 123.

[48] Ибн ал-Факих. Китаб ал-булдан. Лейден, 1885. С. 287.

[49] Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 124.

[50] Ал-Белазури. Указ. соч. С. 196.

[51] Ал-Куфи. Указ. соч. С. 9 (в переводе 3. М. Буниятова - Табаристан).

[52] Там же. С. 56,

[53] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 126.

[54] Ал-Куфи. Указ. соч. С. 9.

[55] Там же. С. 17.

[56] Там же. С. 56-57.

[57] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 191 (текст ал-Мас'уди).

[58] Ибн ал-Факих. Указ. соч. С. 291.

[59] Ал-Белазури. Указ. соч. С. 196.

[60] Там же.

[61] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 132-136; Бейлис В. М. Из истории Дагестана VI-XI вв. (Сарир) //Ист. зап. 1963. Т. 73. С. 249-266.

[62] Ибн Русте. Ал-А'лак ан-нафиса. Лейден, 1892. С. 147; Бартольд В. В. Соч. М., 1963. Т. 8. С. 40.

[63] Товма Арцруни. Патмутюн арцрунеац тан. Ереван, 1985. С. 274. На др.-арм. яз. В. Варданян в новоармянском переводе заменил "аврhаз[к]" на "апхазнер", т. е. абхазы (Там же. С. 275), хотя оснований для этого нет. Абхазы жили далеко от цанар, названных рядом, да к тому же христианство было в раннем средневековье и у аварцев. О христианстве части населения ас-Сарира пишут уже ранние арабские источники. См.: Ибн Русте. Указ. соч. С. 147.

[64] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 134.

[65] Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 1667.

[66] Более 400 кг.

[67] Ал-Куфи. Указ. соч. С. 55.

[68] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 204.

[69]

[69] О них см.: Там же. С. 137-142.

[70] О филан-шахе одни источники говорят как о самостоятельном владетеле, напр. Ибн Хордадбех (Указ. соч. С. 123), ал-Белазури (Указ. соч. С- 157); другие отмечают, что титул "филан-шах" принадлежал "сахиб ас-сарир" (ал-Мас'уди, см.: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 203).

[71] У нас нет доказательств, что все эти политические объединений можно рассматривать как государства.

[72] Ал-Куфи. Указ. соч. С. 56.

[73] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 48 (хроника Дербента).

 

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ] >> ]

Top