Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа

А.П. Новосельцев

Глава четвертая. ХАЗАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

2. Экономика и социальные отношения

Об экономике Хазарии мы пока можем говорить лишь в самых общих чертах, преимущественно на основании письменных источников. К сожалению, исключая некоторые стороны городского хозяйства, археологи еще не обеспечивают нас достаточным и, главное, комплексным материалом по этой проблеме.

Поэтому я остановлюсь лишь на самой общей характеристике хозяйства и его отраслей у разноплеменного и разноукладного населения Хазарского каганата.

Источники для VII в. рисуют хазар как полудиких кочевников, вполне сопоставимых с гуннами, с которыми их нередко отождествляли. Наиболее интересные и подробные сведения мы находим у Мовсеса Каланкатваци. Правда, этот автор, описывая хазарское войско, действовавшее в 20-х годах VII в. в Закавказье, отмечает, что в его составе были и кочевники, и оседлые жители [188]. Очевидно, под последним подразумевались вспомогательные контингенты из местного (иранского и кавказского) населения. Что же касаетеся самих хазар (хазир), то их описание сходно с тем, что мы читаем у авторов, рассказывавших о гуннах IV в. Они были необычного для жителя Закавказья вида - широкоскулые, без ресниц, с длинными волосами, прирожденные всадники [189]. Пища их являлась обычной для кочевников - мясо, а также кобылье и верблюжье молоко [190].

Примечателен портрет Джебу Хакана, который сделали из тыквы осаджденные в тбилисской цитадели: лицо голое, без ресниц, бороды, редкие усы, широкие ноздри [191]. Перед нами типичный портрет кочевника-монголоида, очевидно потомка племен, возглавивших хазарское объединение в VI-VII вв. [192]

Из арабских источников видно, что хазары и в последний период существования каганата во многом сохранили обычаи своих предков. Ибн Русте прямо указывает, что хазары зимой обитают в городах, а летом уходят в степь [193]. Ал-Истахри, а за ним Ибн Хаукаль, описывая хазарскую столицу Атиль, отмечают, что при этом городе (или в его окрестностях) нет селений, но пахотные поля разбросаны на расстоянии 20 фарсаигов в окружности, по реке и в степи ("сахра"). Хазары летом собирают урожай и перевозят его в Атиль на повозках. Это указывает на то, что в конце IX - начале Х в. хазары занимались земледелием. В качестве производимого злака указывается рис, который наряду с рыбой называется преимущественной пищей хазар [194].

Население коренной Хазарии разводило виноград (например, в Самандаре было до 4 тыс. виноградных лоз [195]).

Очень важные сведения содержат еврейско-хазарские документы. В письме Иосифа довольно четко раличаются кочевое и оседлое население. Собственно кочевниками изображены только б. ц. p. h. (предположительно печенеги) пространной редакции (в краткой этого этнонима нет). Согласно пространной редакции, "они живут в открытых поселениях ("фразот") без стен, они кочуют ("нос' им") и располагаются привалом ("хосим") в степи ("мидбар"), пока не доходят до пределов ha-hогриим (венгров)" [196]. В краткой редакции сказано, что они (т. е. не названные здесь по имени кочевники) "живут в открытых поселениях ("фразот") без стен и переходят ("hолхим") по всей степи, пока не достигают пределов ha-hиндиим" [197].

Прочее поселение Хазарии описывается иначе. Отмечается, что в стране много рек, богатых рыбой [198]. Сама страна (Хазария) плодородна, в ней много полей ("садот"), виноградников ("кармин"), садов ("ганот") и "пардасим", а также фруктовых деревьев [199].

Правда, ниже идет странная фраза о том, что все его (Иосифа) поля, виноградники, сады и └пардасим" располагаются на острове [200], где находилась столица, но выше написано, что поля и сады (хазарской знати) располагаются вне города [201], что, очевидно, точнее. Любопытно, что в отличие от арабских авторов (ал-Истахри) Иосиф пишет о деревнях ("па-кфарим") около хазарской столицы [202]. Данные ал-Истахри более ранние, и может быть, эти "деревни" возникли только в Х в.? Вообще в письме Иосифа фигурируют три типа поселений Хазарии: селения, деревни ("кфарим"), города ("ирим"); так называемые города, укрепленные (стенами) [203]. Последнее, скорее всего, относится к крепости типа Саркела, преимущественно в пограничной полосе. Весьма показательно замечание хазарского царя об орошении полей, виноградников из рек [204]. Здесь явно имеется в виду центр Хазарии - Нижнее Поволжье.

Общий вывод можно сделать такой: в IX-Х вв. в районах Хазарии, где имелись удобные условия для развития земледелия (в том числе и на основе орошения), значительная часть ранее кочевого населения перешла к оседлой (или полуоседлой) жизни и занятию земледелием. Вероятно, какая-то часть кочевников, особенно в местах, где условия для земледелия были менее благоприятны (Восточное Предкавказье, т. е. восточная часть современного Ставропольского края, территории нынешних Калмыцкой АССР и севера Дагестанской АССР), сохраняла прежний образ жизни, но четких данных об этом в наших источниках нет.

Хазарское государство с самого начала своего существования утвердило контроль над важнейшими торговыми путями [205] из Восточной Европы в страны Передней Азии. Уже это показывает, какую роль для Хазарии играла транзитная торговля. Первый вопрос, на который следует дать ответ, - что это были за пути. Одним из самых важных, если не важнейшим, был путь вдоль западного берега Каспийского моря, к устью Волги, затем вверх по этой реке. Приблизительно в районе нынешнего Волгограда он разветвлялся на два: один продолжался вверх по Волге, другой через Переволоку переходил на Дон. Оба пути в VII - первой половине Х в. контролировались хазарами. Вверх по Волге купцы должны были миновать страну буртасов и достигали Булгара Волжского, где уже, очевидно, в IX в. существовала торговая фактория и где встречались мусульманские купцы с русскими. Последних именно там видел в 921/922 г. Ибн Фадлан. Дальше Булгара мусульманские купцы, по-видимому, не ходили, отсюда возникли известные легенды о группе русов Арса, где убивали чужеземцев [206].

Уже в IX в. все большим становится присутствие русских воинов-торговцев на Волге. А в Х в. сама Волга получает у мусульманских авторов название Нахр ар-рус (Русская река) [207]. Это название закрепилось не потому, что русы обитали на Волге как иногда считали [208], а потому, что именно русские суда наиболее часто использовали Волжский путь. Через Внешнюю [209] (верхнюю) Русь он вел в Прибалтику и далее в страны, прилегающие к Балтийскому морю. Этот путь отмечен особенно обильными кладами арабских дирхемов, оседавших в виде сокровищ в северных странах, где собственно денежное обращение в VIII-Х вв. еще не получило должного развития.

Путь, выходивший на Волгу через Переволоку, описан арабскими географами [210]. Он начинался в отдаленных частях страны русов (славян), очевидно в Нижней Руси (Киеве), и проходил через византийские владения в Крыму, а затем хазарскую заставу Самкуш (Самкерц-Тмутаракань). И византийцы, и хазары взыскивали десятину в свою пользу. Потом путь шел по Славянской реке (Дону) [211], откуда через Переволоку купцы попадали на Волгу и мимо хазарской столицы следовали в Каспийское море. Далее маршруты могли быть различными, и то, что источники (Ибн Хордадбех, Ибн ал-Факих) называют Джурджан, скорее всего, связано с тем, что именно оттуда шел караванный путь в Багдад в IX в. Но, несомненно, русские купцы могли выходить и в Дербенте, и в Баку, и в Гиляне.

Занимая Крым (или часть его), господствуя на Таманском полуострове, хазары держали под своим контролем и значительную часть черноморской торговли. Центром последней на южном побережье Черного моря были Константинополь и Трапезунд. О последнем интересные сведения находим у ал-Мас'уди, который писал, что в Трапезунде всегда много купцов: греков, мусульман, армян, а также тех, кто приезжает сюда из страны кашаков (адыгов) [212], т. е. из района хазарской сферы влияния. Само Черное море долго называлось Хазарским, хотя в X в. это название было перенесено на Каспийское, а Черное море получило название Русского [213]. Впрочем, это не было его единственным названием [214].

Интересен вопрос, насколько далеко на запад простирались торговые связи Хазарии. Ответ на него дает переписка Хасдая ибн Шафрута и Иосифа. Испанский сановник, правоверный иудей в душе, описывает, как он добывал сведения о Хазарском государстве. И хотя еврейские купцы из Западной Европы еще в IX в. ездили в Восточную Европу, поиски эти оказались нелегкими. Хасдай ибн Шафрут расспрашивал купцов из Хорасана, византийских, германских (ашкенази), славянских (гблим) [215] послов и т. д. [216] В конце концов, свое письмо в Хазарию он отправил через страну славян, Венгрию, Русь и Булгарию (очевидно, Волжскую) [217]. Все это доказывает, что непосредственных связей Хазарии с Западной и даже Центральной Европой не было или почти не было. Очевидно, хазары замыкались здесь, как и на востоке, на посредниках, что определялось самим характером хазарской торговли.

Не совсем ясна ситуация с сухопутным (караванным) путем из Средней Азии на Волгу. Во всяком случае, когда посольство халифа направлялось из Хорезма в Поволжье, его участников предостерегали о трудностях этого пути [218]. Однако, по-видимому, так было не всегда, и данная ситуация, скорее всего, объяснялась напряженными в ту пору отношениями между Хазарией и мусульманскими странами, тем более что Волжская Булгария, стремясь сбросить хазарское иго, обратилась (через государство Саманидов) за помощью к халифу. Арабские географы Х в. много пишут о торговле Хорезма со странами Восточной Европы, откуда ввозились славянские и хазарские рабы, различные ценные меха и т.д. [219]

Судя по источникам, торговля Хазарии была по преимуществу транзитной. Арабские географы прямо пишут, что в стране хазар производится и вывозится только (рыбий) клей [220]. Возможно, это и не совсем точно, так как можно предполагать вывоз из Хазарии рабов. Но, по-видимому, эта статья торговли также не самих хазар (в основном), а их соседей - венгров [221], печенегов и т. д., которые перепродавали пленников, захваченных во время набегов на земли славян, адыгов и т. д., торговцам из Атиля.

Из стран буртасов, булгар, Руси через Хазарию вывозились мед, воск, бобровые, соболиные, лисьи шкуры и мех [222]. Все это пользовалось огромным спросом в странах Востока, и хазары получали большую прибыль в виде пошлин, которыми они облагали иностранных купцов. Для соседей хазар это было крайне обременительно, и поход войска Святослава против основных хазарских городов (968/969 гг. по Ибн Хаукалю) был вызван и данными экономическими причинами.

В связи с проблемой торговли через Хазарию важно обратить вниимание на одно обстоятельство: нам ничего не известно о хазарских купцах. Очевидно, в этом государстве торговля полностью находилась в руках еврейских купцов, живших во всех городах страны. В документах, вышедших из европейской среды в Х-XII вв., видна тенденция к стиранию различий между хазарами и евреями [223], поскольку часть хазар приняли иудаизм. Однако и арабские источники [224], и письмо Иосифа противоречат этому, показывая, что в период существования Хазарского каганата этнически это были разные народы. Но тот факт, что в стране, для которой международная транзитная торговля имела важнейшее значение, она оказалась в руках трансэтнического еврейского торгового капитала, имел решающее значение в истории Хазарии и, очевидно, стал важнейшей причиной принятия иудаизма в качестве государственной религии хазарским царем и его окружением.

Кроме еврейских купцов, в Атиле были и мусульманские торговцы, а также купцы славяне, русы [225] и др. Они составляли особые колонии, пользовавшиеся привилегиями и даже судебным иммунитетом [226].

В Хазарии, по-видимому, в основном имел хождение арабский дирхем с его разновидностями, чеканившимися в самостоятельных или полусамостоятельных государственных образованиях Северной Африки, Средней Азии и Ирана. Он получил (у еврейских купцов) название "шэлэг" ("белый", "серебряник"), и эта денежная единица упоминается в ПВЛ для хазарских владений в землях восточных славян [227]. В мусульманских государствах собственная чеканка монеты имела принципиальный характер, не случайно монеты стали уже в Х в. чеканить и в Волжской Булгарии, знать которой приняла ислам. Что касается Хазарии, то вопрос о хазарской монете остается пока открытым, хотя археологи находят монеты, принадлежность которых еще не ясна [228].

Общественный строй Хазарии изучать трудно ввиду крайней скудности источников по этому сюжету. К тому же в этнически и социально пестром конгломерате, каковым являлось это государство, существовали неодинаковые формы общественных связей. Я попробую дать хотя бы приблизительную характеристику таковых у собственно хазар, преимущественно в IX-Х вв., так как основной комплекс сведений относится к этому времени.

В более раннее время, когда хазары были исключительно кочевниками, их общественная структура представляла собой разновидность родовых отношений, которые у кочевников в силу специфики их хозяйственной организации существовали всегда [229]. Семья, род, племя, союз племен - вот ступеньки общественной структуры, присущие кочевому обществу. Конкретное содержание и соотношение этих элементов может меняться, но они существуют, пока сохраняется кочевой быт [230]. Более того, частично эти формы или их элементы оказываются очень живучими и сохраняются какое-то время даже тогда, когда само население оседает на землю [231].

Точно так же хазарские роды не исчезли и существовали до самого конца Хазарского государства. Царь Иосиф отмечает существование и численность этих родов (др.-евр. "мишпаxah") [232]. Царский род ("джине") у хазар фиксирует и ал-Мас'уди [233]. Конкретнее судить об этих родах мы не можем, но само их существование показывает, что хазарское общество Х в. было раннеклассовым, где процесс формирования феодальных отношений еще не зашел далеко. В то же время у хазар уже в VII в. выделилась знать, организационно объединенная в знатные роды. Категории этой знати лучше всего попытаться выявить путем анализа терминологии, к ней относящейся.

Одним из самых распространенных обозначений хазарской знати было слово "тархан". Ныне доказано, что оно иранского происхождения, из скифо-сарматских языков, означало в них "судья", "переводчик" [234], затем лицо, свободное от податей, привилегированное, и из этих языков перешло в тюркские и уже из последних - в русский [235] и т. д.

Кажется, самое раннее упоминание тарханов имеется у Мовсеса Каланкатваци. Повествуя о походе хазар, союзников императора Ираклия, в Закавказье, историк пишет, что командовавший их войском Шад направил посольство, во главе которого стояло лицо, носившее звание "туракан" [236]. Слово это оказалось непонятным для переводчиков. Новейший из них, Ш. В. Смбатян, оставил его в тексте в форме "туркан" [237], а в комментарии отметил, что это неизвестное слово, согласно Р. Ачаряну, турецкого происхождения означающее "гонец" [238]. Между тем это и есть, очевидно, тархан хотя и в искаженной форме.

Титул "тархан" (точнее, тарханное достоинство) упомянут в другой, более известной форме ("тарханутюн") у Каланкатваци по отношению к одному знатному хазарскому князю ("ишхан") - Авчи, который был направлен послом "гуннского" князя Алп-Илутвера в Албанию, после того как Алп-Илутвер принял христианство [239].

Обычно же Каланкатваци использует при характеристике социальных групп хазар древнеармянскую терминологию. Мы находим у него князей ("ишхан") [240], вельмож ("метсаметсы") [241], нахараров-азатов ("азатакоит нахарарак") [242]. Любопытно, что рядом с последними упомянуты рамики [243], т. е. простонародье. Разобраться по существу в этих терминах применительно к Хазарии нелегко, но можно предположить, что азаты-нахарары и были тарханами, тогда как ишханы, князья, - это более высокая категория хазарской (и подчиненных им племен) знати, главы племен, племенных ополчений и т. д.

Наконец, у Каланкатваци встречаем слово "тархан" в сочетании с собственным именем - Чорпан-Тархан, князь (ишхан) хазар [244]. Очевидно, титул "тархан" присоединялся к собственному имени, как в Турции к нему присоединялся титул "паша" (Синан-паша и т. д.), а в Сефевидском Иране соответственно титулы "хан", "султан", "бек" и т. д.

В мусульманских источниках тарханы нередко выступают как какая-то близкая к хакану довольно многочисленная категория населения. Ал-Мас'уди, правда в рассказе о легендарных временах, упоминает хазарское войско и тарханов [245]. Особенно интересны данные ал-Куфи, который для времени войны Масламы с хазарами отмечает, что в захваченном последними Дербенте находились 1 тыс. тарханов [246]. Описывая войну с хазарами Мервана ибн Мухаммеда, этот историк указывает, что хазарский полководец Хазар-Тархан (он же Тархан) выступил в поход во главе 4 тыс. детей [247] тарханов [248]. Наконец, ат-Табари под 182 г. х. (798/799 гг.) упоминает сына хакана с тарханами [249]. Вероятно, это привилегированная часть хазарского войска, состоявшая из знатных людей (наподобие армянской азатской конницы).

В арабских и персидских источниках встречаем и определения термина "тархан". Бируни присваивает этот титул царю Самандара [250], т. е., очевидно, местному правителю, поставленному хаканом. У ал-Йакуби тархан ("тархун") - царь ("малик") Согда [251]. Возможно, именно как "тархан" надо читать титул правителя буртасов, сохранившийся в искаженной форме т. р. у. в "Моджмал ат-таварих" [252]. И только ал-Хваризми четко определяет "тархан" как "благородный, знатный" ("аш-шариф") [253]. У других арабских авторов для обозначения хазарской знати используются иные (арабские) термины, например у ал-Мас'уди хасса [254].

Вместе с тем слово "тархан" нередко, по этим источникам, входило в состав имен хазарской знати, а иногда и просто являлось именем собственным. В рассказах о путешествии Саддама ат-Тарджумана через Хазарию к легендарной стране Йаджуджа и Маджуджа [255] хазарский царь носит имя Тархан [256]. Согласно Левонду, хазарский военачальник именовался Раж-Тархан. Есть о нем сведения и в мусульманских источниках. Ал-Йакуби называет этого Рас-Тархана царем (маликом) хазар [257]. У ат-Табари находим форму Ас-тархан [258], что дало основание В. Ф. Минорскому усматривать в этом лице алана (аса) [259], что, однако, сомнительно, учитывая, что в совершенно разных источниках (Левонд и ал-Йакуби) имя этого человека пишется как Рас (Раж)-Тархан.

Таким образом, есть все основания сделать вывод, что население Хазарии делилось на две части: знать (тарханы) и простой народ. Отличие между ними, очевидно, было в том, что тарханы не платили податей, но обязаны были нести военную службу, скорее всего в коннице. Однако и "простой народ", по-видимому, не попал еще в феодальную зависимость. Показательно, что когда в случае какого-либо бедствия, постигшего страну (в Х в.), требовалось убить хакана, то к царю приходили и знатные люди, и простой народ [260].

Сохранение реликтов родовой организации, свободы основным населением и в то же время выделение особого сословия знати (тарханов) свидетельствует о том, что Хазария может рассматриваться как раннеклассовое общество, где социальная дифференциация не достигла большой глубины, хотя и проявлялась в специфической форме. Приблизительно то же самое мы находим в древнем Закавказье [261].

Посмотрим, что дает по проблеме социального строя Хазарии переписка Хасдая ибн Шафрута с царем Иосифом. Сложность в том, что они пользуются библейской и талмудической терминологией, сущность которой очень нелегко понять. В письме Иосифа упоминаются хазарские "сарим" [262], что переводят как "князья" [263], хотя скорее это можно передать как "главы, начальники". Им противостоят "авадим" [264], буквально "рабы" царя, под которым следует понимать все подвластное царю хазар население. Кроме того, упоминаются и "мшарейт" [265], т. е. "слуги, служители", под которыми понимаются те, кто обслуживал царя и его двор. Но это очень неопределенный термин, в котором нельзя усматривать сколько-нибудь четкую социальную категорию. С некоторой долей приближенности можно предположить, что "сарим" - тарханы, а "авадим" - простой народ. Слово "cap" есть и в Кембриджском документе [266].

Подчиненные Хазарии народы находились на разных стадиях социального развития. Восточные славяне, волжские булгары и некоторые другие переживали ту же стадию раннеклассовых отношений, что и хазары. А вот буртасы не дошли до нее. Источники сообщают, что их страна была очень населенной [267], богатой пушниной, но у них не было ра'исов, т. е. глав, а в каждом месте управлял шейх, т. е. старейшина [268]. В то же время буртасы платили Хазарии большую дань и выставляли по требованию хазарского царя до 10 тыс. всадников [269].

Наконец, говоря о Хазарии, нельзя пройти мимо иностранцев, обитавших в этой стране и особенно в ее столице. Обычно больше всего пишут о евреях, колонии которых были во всех хазарских городах [270]. Но кроме них, в Атиле жило много мусульман (купцов и ремесленников), христиан, а также существовали колонии русов и славян. Важнее другое - все эти иноземцы были не просто подданными хазарского царя, но в своих внутренних делах пользовались судебным иммунитетом [271], который выглядит гораздо внушительнее, нежели право христиан и иудеев судиться по своим законам в Арабском халифате.

В первой половине Х в. особую роль в хазарской столице играла мусульманская гвардия, которая состояла из выходцев из окрестностей Хорезма и носила название ал-ларисийа (арсийа) [272]. Этимология этого названия не выяснена. В. Ф. Минорский усмотрел здесь алан, которые обитали и в Средней Азии [273], но это только гипотеза.

Сведений о земельной собственности в Хазарии почти нет. Кое-что дает еврейско-хазарская переписка. Из нее видно, что земля (поля - "садот" и сады - "ганот") находилась в распоряжении рода ("мишпахап") и рассматривалась как "ахузат авотейхем", т. е. владение (собственность?), полученное от предков [274], причем это по смыслу текста касалось и царского рода. Если это так, то в Хазарии существовало право рода на землю. Аналогичное положение мы знаем в древних Иране и Закавказье, где знатные роды владели землей и только в период раннего средневековья такая родовая собственность на землю стала разлагаться и из нее зародилась частная феодальная (безусловная) земельная собственность [275]. Однако в тех же закавказских странах и Иране была очень сильная царская власть и государство имело по крайней мере право контроля за земельным фондом. Было ли такое право у хазарских владык - нам неизвестно.

Значительную часть государственных доходов, которыми распоряжались сначала хакан, а потом царь, составляли торговые пошлины ("ал-арсад ва ушур ат-таджарат ала русум") на заставах в узловых пунктах сухопутных, речных и морских путей. [276] Кроме того, покоренные народы и племена платили дань (др.-евр. "мае" [277]) натурой и деньгами. Согласно ПВЛ, вятичи платили хазарам дань по щелагу (т. е. по серебряному дирхему) с сохи [278]. Кроме того, часть дани, особенно с таких племен, как буртасы, шла натурой - ценными мехами. Ал-Истахри и Ибн Хаукаль пишут, что жители городских кварталов ("махалл") и (городских) окрестностей ("ан-навахи") были обязаны доставлять царю и его двору продовольствие, напитки и т. д. [279] Стремление взимать, где возможно, дань в денежной форме было опять-таки связано с транзитной торговлей, в которой главной валютой в VIII-Х вв. был арабский серебряный дирхем.

В многоплеменной Хазарии, где население исповедовало разные религии (ислам, христианство, иудаизм и языческие культы), не сложилось единого государственного права и единой системы судопроизводства. Арабские авторы сообщают, что при царе в Атиле находились семь судей (кади): два для мусульман, судивших по шариату; два для иудеев (хазар, принявших иудаизм, и евреев), судивших в соответствии с Торой; два для христиан, которые вели суд по Евангелию, и один для язычников (славян, русов и других идолопоклонников), который судил согласно языческим обычаям, т. е. "по велениям разума" [280]. Ал-Мас'уди добавляет, что в случае особенно серьезных дел все эти судьи собирались у мусульманских кади и их решения по шариату перевешивали [281]. Другие арабские источники отмечают, что между этими судьями и царем имелся посредник ("сафир"), который передавал решения судей царю, и после утверждения их последним они приводились в исполнение [282]. Такая практика существовала в Хазарии IX-X вв., прежде ее, кажется, не было. Из весьма туманных и не всегда соответствующих истинному положению вещей сообщений Кембриджского документа можно заключить, что прежде верховным судьей был хакан, которого источник именует судьей ("шофет") [283].

В ранний период существования Хазарского государства его войско состояло из ополчений собственно хазар и подчиненных народов и племен. Мовсес Каланкатваци так описывает сбор хазарского войска: "И вот он (правитель хазар) распорядился, что-бы все, кто находился под его властью, все племена ("тохмы") и роды ("азг"), проживающие в горах или степях [284], живущие в крепостях или под открытым воздухом, на море и на суше, бреющие головы и носящие косы, чтобы все они были готовы (явиться) по его первому зову" [285].

В IX-Х вв. положение изменилось. Вспомогательные войска от подчиненных народов по-прежнему призывались (см. выше о буртасских воинах), но главную роль стало играть наемное войско, состоящее из мусульман, русов и славян [286]. По-видимому, оно и делилось на две части - мусульманскую и славяно-русскую. Согласно ал-Истахри, это войско было численностью в 12 тыс. человек [287], а по ал-Мас'уди, корпус мусульманских воинов ал-арсийа составлял около 7 тыс. всадников в кольчугах и панцирях, вооруженных луками [288]. Наемникам платилось жалованье (по ал-Мас'уди) [289], но ал-Истахри пишет, что постоянного жалованья не было [290]. В то же время этот автор отмечает, что после смерти одного из 12 тыс. наемников на его место брали нового воина [291].

Изменение состава хазарской армии, несомненно, является косвенным свидетельством социальных изменений в хазарском обществе в IX-Х вв. С аналогичной ситуацией мы сталкиваемся в Арабском халифате, где племенные ополчения в IX-Х вв. заменялись наемными войсками из дайлемитов [292] и тюрок [293]. Это говорит о том, что халифы уже не доверяли бедуинским ополчениям, а стремились опираться на оплачиваемые отряды иноземцев (в случае с тюрками - по происхождению невольников), которые не были связаны со странами Халифата и, казалось бы, полностью зависели от халифа. На деле халифы вскоре полностью попали под влияние этих наемников и их командиров. То же самое мы видим в Хазарии, где царь в Х в. вынужден был слушаться своих наемников, и прежде всего мусульманской гвардии.

Примечания

[188] Мовсес Каланкатваци. История... С. 78.

[189] Там же. С. 78, 81.

[190] Там же. С. 89.

[191] Там же. С. 80.

[192] Ничего подобного этому описанию в источниках IX-Х вв. о хазарских правителях нет.

[193] Ибн Русте. Указ. соч. С. 140.

[194] Ал-Истахри. Указ. соч. С. 221; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 392.

[195] Ал-Истахри. Указ. соч. С. 222; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 393.

[196] Коковцов П. К. Указ. соч. С. 32 (др.-евр. текст).

[197] Там же. С. 24 (др.-евр. текст). ha-hиндиим-индусы, ошибочно вместо ha-погриим.

[198] Там же. С. 25, 32 (др.-евр. текст).

[199] Там же. "Пардасим" (ед. число - "пардас") в современном иврите означает "цитрусовый или фруктовый сад". Слово происходит от греческого "охотничий заповедник", "рай". Это слово в эпоху эллинизма вошло в восточные языки в значении "сад, райский сад, рай" (перс. "фердоус"). П. К. Коковцов (Там же. С. 87) переводит его как "парк", однако это были, скорее всего, охотничьи заповедники царя и хазарской знати.

[200] Там же. С. 25, 32.

[201] Там же. С. 25.

[202] Там же.

[203] Там же. С. 24, 31.

[204] Там же. С. 25, 32.

[205] Роль торговли для Хазарии давно известна. П. Голден, например, считает Хазарию "торговым государством" (Golden P. Op. cit. Vol. I. P. 111).

[206] Новосельцев А. П. и др. Указ. соч. С. 412-413.

[207] Ибн Хаукаль. Указ. соч. Лейден, 1938. Т. 1. С. 13; Т. 2. С. 388.

[208] См.: Смирнов П. П. Волзький шлях i стародавнi руси. Киiв, 1929.

[209] Термин Константина Багрянородного (Новгород и его земля). См.: Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 56-57.

[210] Ибн Хордадбех и Ибн ал-Факих. См.: Новосельцев А. П.и др. Указ. соч. С. 384-387.

[211] Там же.

[212] Ал-Мас'уди. Мурудж аз-захаб. Т. 2. С. 3.

[213] Там же. Париж, 1861. Т. 1. С. 262.

[214] Там же. С. 261-262 (Нитос, Булгарскос, Баджгурское, Печенежское). В 60-70-х годах ХП в. Русским морем ("йам Руси") называл Черное море Вениамин Тудельский (Три еврейских путешественника... С. 26-27). Русское (Черное) море знал и египетский энциклопедист ан-Нувайри (1279-1332 гг.) См.: Ан-Нувайри. Китаб нихойат ал-араб фи фунун ал-адаб. Каир, 1923. Т. 1. С. 247.

[215] Коковцов П. К. Указ, соч. С. 62 - 65. Хасдай ибн Шафрут сам поясняет, что гблим - славяне. "Гблим" по-древнееврейски значит "пограничные жители" (от "гвул" - "граница"). Полагают, что речь идет в данном случае о чехах или поляках.

[216] Там же. С. 61-66.

[217] Там же. С. 65-66.

[218] Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. М.; Л., 1939. С. 57-58.

[219] Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 482; Ал-Мукаддаси. Указ. соч. С 324-325.

[220] Ал-Истахри. Указ. соч. С. 223.

[221] О набегах венгров на славян см.: Ибн Русте. Указ. соч. С. 142-143. Те же данные есть у Гардизи, Марвази.

[222] Ал-Исгахри. Указ. соч. С. 221; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 482. См. данные ал-Мас'уди о мехах "буртаси", весьма ценимых восточными владыками {Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 196).

[223] Это чувствуется уже в Кембриджском документе, где роль евреев в истории Хазарин преувеличивается. См.: Коковцов П. К. Указ. соч. С. I 114-116.

[224] См., напр., данные ал-Мас'уди {Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193) (к иудеям по вере принадлежали не все хазары, а только царь, его окружение и его род). У ал-Истахри (Указ. соч. С. 220) прямо сказано, что хазары исповедуют мусульманство, христианство и иудаизм, есть среди них и идолопоклонники, но иудеи составляют меньшинство, а мусульмане и христиане-большинство.

[225] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193-194.

[226] Там же. С. 194.

[227] ПСРЛ. Т. I. С. 65.

[228] О хазарской денежной системе см.: Быков А. А. Из истории денежного обращения Хазарин в VIII и IX вв. // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. М., 1974. Вып. 3.

[229] Известные дискуссии об общественном строе у кочевников не привели к единому решению этой проблемы. К тому же они по большей части сконцентрированы вокруг проблемы земли и земельной собственности (см.: Марков Г. Е. Кочевники Азии. М., 1976. С. 278 и след.; и др.). Относительно общественного строя у кочевников в литературе существуют два прогивоположпых взгляда: у кочевников господствовали либо недоразвитые патриархально-феодальные отношения, либо развитые феодальные (Там же. С. 305). Вопрос о родовом строе или его формах у кочевников как бы затушсвывастся.

[230] Любопытно, что племенные и родовые организации настолько присущи кочевым обществам, что в их формы облекаются даже некровнородственные объединения. Пример - так называемые казылбашские "племена" Ирана XV-XVII вв. Среди них были такие, как румлу и шамлу (первое букв. - ромеи, византийцы, второе - сирийцы), состоявшие на деле из объединения разных тюркских родов, ранее живших в Малой Азии и Сирии. Но объединены они были в "племя", а это "племя" уже делилось на роды.

[231] Классический пример - узбеки и казахи, которые, и оседая на землю, помнили к какому племени (жузу для казахов) или роду они принадлежали.

[232] См.: Коковцов П. К. Указ. соч. С. 25, 32 (др.-евр- текст).

[233] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193.

[234] Абаев В. И. Историке-этимологический словарь осетинского языка. М., 1979 Т. 3. С. 276.

[235] В Московской Руси его заимствовали из Золотой Орды. Тарханное право существовало в Грузии XIII-XVIII вв. и ряде других стран.

[236] Мовсес Каланкатваци. Патмутюн алваниц ашхарh. Ереван, 1983.

[237] Мовсес Каланкатваци. История... С. 82.

[238] Там же. С. 201.

[239] Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 260.

[240] Там же. С. 259.

[241] Там же. С. 160.

[242] Там же. С. 141, 242.

[243] О рамиках см.: Новосельцев А. П. Генезис феодализма в странах Закавказья. М., 1980. С. 187-189,

[244] Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 167.

[245] Ал-Мас'уди. Мурудж аз-захаб. Т. 2. С. 212.

[246] Ал-Куфи. Указ. соч. С. 41.

[247] Дети тарханов - здесь, очевидно, какая-то категория тарханного сословия. Ср. "детей боярских" на Руси XV-XVII вв.

[248] Там же. С. 50.

[249] Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 3. С. 647.

[250] Ал-Бируни. Асар ал-бакийа. Лейпциг, 1878. С. 101.

[251] Ал-Йакуби. Указ, соч. Т. 2. С. 344.

[252] Моджмал ат-таварих. С. 422.

[253] Ал-Хваризми. Китаб мофатих ал-улум. Лейден, 1895. С. 120. Далее автор добавляет: "...и совокупность (тарханов) -ал-тарахана". Этот термин встречается у ал-Мас'уди и других авторов.

[254] Ал-Мас'уди. Мурудж аз-забах. Т. 2. С. 13.

[255] Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 163,

[256] О путешествии Саддама см.: Крачковский И. Ю. Указ. соч. Т. 4. С. 138-141.

[257] Ал-Йакуби. Указ. соч. Т. 2. С. 446.

[258] Ат-Табири. Указ. соч. Сер. 3. С. 338.

[259] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193-194.

[260] Ал-Мас'уди. Мурудж аз-захаб. Т. 2. С. 13.

[261] Новосельцев А. П. Генезис феодализма в странах Закавказья.

[262] Коковцов П. К. Указ. соч. С. 25, 32.

[263] Там же. С. 85, 102.

[264] Там же.

[265] Там же.

[266] Там же. С. 33 (др.-евр. текст); Golb N., Pritsak О. Op, cit. P. 108-109. Голб переводит его как officer.

[267] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 196.

[268] Scharaf al-Zaman Marwazi...P. 15.

[269] Ibid.

[270] Dunlop D. Op. cit. P. 116-170.

[271] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 194.

[272] Там же. С. 193-194.

[273] Там же. С. 194.

[274] Коковцов П. К. Указ. соч. С. 25, 32 (др.-евр. текст).

[275] Новосельцев А. П. Генезис феодализма в странах Закавказья. С. 208-247.

[276] Ал-Истахри. Указ. соч. С. 221; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 390, В Х в. хазарский царь не брезговал и другими статьями дохода. Так, когда русы в 909 г. заручились его разрешением пройти в Каспийское море, они обязались отдать хазарам половину своей добычи. См.: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 199.

[277] Коковцов П. К. Указ. соч. С. 24 и др. (др.-евр. текст).

[278] ПСРЛ. Т. 1. С. 65.

[279] Ал-Истахри. Указ. соч. С. 221; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 390.

[280] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 194 (данные ал-Мас'уди).

[281] Там же.

[282] Ал-Истахри. Указ. соч. С. 221; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 390.

[283] Golb N., Pritsak 0. Op. cit P. 110-111.

[284] Ш. В. Смбатян переводит "дашт" как "долина". См.: Мовсес Каланкатваци. История... С. 78.

[285] Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 134-135. Мой перевод несколько отличается от перевода Ш, В. Смбатяна.

[286] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 193-194 (данные ал-Мас'уди).

[287] Ал-Истахри. Указ. соч. С. 221.

[288] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 194.

[289] Там же.

[290] Ал-Истахри. Указ. соч. С. 221.

[291] Там же.

[292] Жители области Дайлем на южном берегу Каспийского моря.

[293] Беляев Е. А. Указ. соч. С. 216-217.

 

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ] >> ]

Top