Полоса свободы
О. Г. Новикова,
зам. Председатель Фонда Л. Н. Гумилёва
Опубликовано // ╚Новая копейка╩,
июнь 1997 г.
╚Все зависимо от всех,
обособленность есть грех╩
Л. Гумилев
В 15 июня 1992 года, в разгар
Приднепровских событий уходил от нас Лев
Николаевич Гумилев, и, уходя, грустно
говорил, что умирает со своей страной... И
вот уже 5 лет нет его - непредсказуемого и
тем неудобного для ╚общего мнения╩
человека, непризнанного ╚высшими╩
инстанциями ученого-одиночки, любимца
идеалистов и нестяжателей. Он унес с собой
эпоху - эпоху Гумилева...
Роковые совпадения дат говорят
сами за себя: в день смерти Гумилева к
власти на территории бывшего СССР пришло
правительство ╚реформаторов╩ во главе с
Гайдаром. ╚Клячу истории загоним, левой,
левой, левой!...╩ История начала века
повторилась. Скорее, скорее, сломать все
старое, лишь бы не опомнились! Гумилев,
наблюдая эту новую ╚революцию╩ говорил: ╚Хорош
русский народ, но уж очень доверчив...╩.
МИФ ПЕРЕСТРОЙКИ
Ученый ожидал, что ╚перестройка╩
обернется выходом из фазы надлома, говоря,
что был ╚обречен╩ дожить до либерализации и
тощей демократизации правления. Он
надеялся, что от бесконечного насилия
произойдет поворот к мирной гражданской
жизни, к расцвету невзрачного нэпманства в
меценатство, когда у воротилы позади ничего
нет, а впереди - искусство. Но Гумилев
предупреждал, что если нарушить зыбкое
равновесие, то многонациональная русская
империя начнет разрушаться, разламываться.
Вот названия только нескольких газетных
публикаций, проясняющих его гражданскую
позицию, говорят сами за себя:
╚Корни нашего родства╩ (Труд,
12.4.1988); ╚Чем опасны мифы истории╩ (Смена,
4.12.1988); ╚Чтобы свеча не погасла╩ (Московская
правда, 24.5.1990); ╚Объединиться, чтобы не
исчезнуть╩ (Час Пик, 1991 ╧ 2,3); ╚Я старый
солдат╩ (На страже Родины, 3.10.1991).
В декабре 1991 года Лев Николаевич
с горечью констатировал, что Россия
потерпела не военное, а этническое
поражение - произошел раскол этноса,
порвались все связи. Народ, который стал сам
себе неинтересен, большинству которого
наплевать на наследие предков и будущеё
потомков быстро превращается, но не в
привлекательное и ╚цивилизованное╩
общество американского образца, а в
разобщенное население, по Гумилеву, в
деэтнизованную ╚кашу╩.
СВОБОДА ВЫБОРА
Гумилева знают как этнолога и
историка, создателя пассионарной теории
этногенеза, однако в его учении есть
разделы, незаслуженно обойденные вниманием.
Именно они и вызывают основные нападки
оппонентов ученого. Это законы и история
этнических контактов и вытекающая из них
теория антисистем.
Лев Николаевич показал, что
антисистема всегда построена на лжи.
Отрицательное отношение антисистемы к миру
и природе Гумилев проследил на протяжении
всей истории человечества. Вот как
описывает ученый схожий период этногенеза
римского этноса: ╚Места ответственных,
исполнительных, верных долгу людей заняли
беспринципные и продажные люди. Повсюду
раздавалось: ╚Не стремись ни к чему такому,
чего бы нельзя было выпить или съесть!╩ В
искусстве - снижение стиля, в науке -
компиляции, в общественной жизни
процветала коррупция. Все продажно, ничему
нельзя верить, ни на кого нельзя положиться.
Отбор таков - ценны не способности, а их
отсутствие, не стойкость во мнениях, а
беспринципность. Не каждый удовлетворял
этим требованиям, и большинство оказалось
неполноценным и, следовательно,
неравноправным. Численность страны падала,
унося волю к сопротивлению...╩.
Гумилев утверждал, что выбор
между Добром и Злом всегда лежит в полосе
свободы воли. ╚Зло действует не само по себе,
а через влияние на свободную волю людей, не
продумывающих свои поступки и следующих по
чужой указке, обольщая ложью и прельщая
иллюзиями╩. Проявив силу воли, человек
может войти в антисистему и служить силам
разрушения. Но может выйти из нее, и быть
созидателем.
Но не зная причин болезни, ее
можно загнать внутрь, и антисистема может
снова повторить удар, как всегда, под новыми
знаменами и лозунгами. Будущее, считал
ученый, не жестко предопределено и
составляется из поступков не только
лидеров, но и каждого в отдельности. Если мы
хотим, чтобы у нас Россия была нормальной
многонациональной процветающей страной,
надо знать и любить ее историю, знать свои
корни.
| |
|