Кого победили на поле Куликовом?
О. Г. Новикова,
зам. Председатель Фонда Л. Н. Гумилёва
Впервые опубликовано на нашем
сайте.
Начались всероссийские
торжества по случаю 625-летнего юбилея
Куликовской битвы. Обращаясь к истории,
сегодня мы ищем в прошлом ответы на самые
острые вопросы современности.
Людское сознание таково, что
именно во времена бед и тяжких испытаний он
вспоминает победы, когда смогли пересилить
беду. И эту первую великую общенациональную
победу - разгром полчищ Мамая на поле
Куликовом - вспоминали солдаты не раз в
войнах прошлого столетия. Осенью 1941 года в
битве за Москву гитлеровцы обошли Тулу и
подошли к Куликову полю. Но все попытки
врага продвинуться дальше кончились
неудачей. На святыню Руси поле Куликово ≈
фашистов не пустили. Потом
зимнее контрнаступление нашей армии под
Москвой отбросило захватчиков на запад.
Каждое событие в истории, кроме
своего непосредственного, фактического
значения несет эмоциональный заряд. Этот-то
заряд исторической энергии и ощущали наши
воины Второй Мировой, вспоминая победы
минувших веков и эта память, укрепляя
сознание своей силы и правоты приносила им
новые победы.
Сегодня мы почти все забыли эту
древнюю истину, добытую кровью, а наши деды
и прадеды помнили. Сегодня одним - проще
поболтать на тему: нужно ли праздновать это
событие или нет. Сложнее отдать дань месту и
факту, увековечить героев в бронзе и
мраморе, соблюсти исторические детали при
проведении костюмированной баталии.
Многократ труднее следовать наследию.
Для этого надо не только подумать,
а передумать, осознать, значение этого
события. Что такое Куликовская битва? Когда
произошла, почему? Одни не знают, другие же
√ хуже того знают отдаленно или искаженно.
Дошло до того, что согласно опросам только
18% россиян знают, в каком веке состоялась
Куликовская битва. В революционных битвах
прошлых столетий историю использовали в
идеологических целях и переписывали,
теперь же когда наступило время осознания
истории России многие запутались, - что же
мы теперь празднуем, когда и почему.
Это не удивительно √ ведь даже
поколению 1960-х преподавали историю нашей
страны так, что она ⌠начиналась с 1917 года■.
А меж тем, именно в тот год система резко
пошла по пути этнического системного
упрощения √ в небытие отправляли целые
сословия, такие как дворянство и священство,
стирая даже саму память о них. Народы
перетасовывали и переселяли, выкорчевывая
национальное самосознание, причем самый
сильный удар прошел по
государствообразующему народу √ русским.
Затем была поставлена цель вырастить к 2000
году ⌠единую общность советский народ■.
Теперь же в смуте новой революции с помощью
поп-культуры вырастили поколение, которому
присвоили название ⌠пепси■. Оно лучше
разбирается в фамилиях лидеров групп и
футбольных команд других стран, чем в
истории своей страны. Этому поколению
творить историю будущего и каким оно будет?
За столетия советской
национальной политики унифицирования всех
мы утратили общие объединяющие символы. Чем
это закончилось, мы видим √ национальные
конфликты, развал государства, цветные
революции и толпы ⌠свободных атомов■ √
брошенные на произвол судьбы
соотечественники, превратившиеся в
незаконных мигрантов. Отсутствие
национального заменяется на эрзац √ на
националистическое, а по сути
денационализированное, поведение.
До сих пор еще Куликовская битва,
это великое историческое событие
некоторыми СМИ преподносится
исключительно как столкновение окрепшей
Московской Руси с татарским миром. В
исторической науке до сих пор тоже часто
оценка этого события однобоко и
тенденциозно. Ведь из дореволюционной
истории нигилистическая идеология
советской страны не только старательно вымарывала страницы славного прошлого
России, но и извращала в угоду историкам-европоцентристам.
Исторические клеветы о раздувались и
множились. Примером этому √ обучение
нескольких поколений ⌠черной
легенде■ о татаро-монгольском
иге [Л. Н. Гумилёв. "Черная легенда"
(историко-психологический этюд)]. За что был так обижаемы и поругаемы
эти народы? Ведь предки современных татар и
монголов не только известны по кровавым
битвам, но своей верной и честной службой
России.
Поэтому, прежде всего, стоит
прояснить крайне запутанную историческую
коллизию, именуемую еще иногда в
отечественной историографии ╚монголо-татарское
иго╩ [Л. Н. Гумилёв. "Эхо Куликовской
битвы"]. Причем даже в дореволюционной
России Куликовскую битву некоторые считали
(Соловьев С.М.), как победу этническую,
победу русского воинства над татарами,
упуская важные исторические детали. Эта
победа совсем не победа одного российского
народа над другим, а имеет другие смыслы.
Для исторической истина в том, что эта битва
принадлежит именно объединительным
моментам истории нашего
многонационального государства.
К уликовская битва произошла
в 1380 году в праздник Рождества Пресвятой
Богородицы (по старому стилю 8 сентября, а по
новому стилю 21 сентября). В этот праздник
явления миру Богоматери была одержана
историческая воинская победа, заложившая
духовные начала новой России. Событие это
Законом Российской Федерации внесено в
реестр Дней воинской славы России.
Тринадцатый век стал переломным
в истории Российского государства, потому,
что, как пишет Лев Гумилев ╚на территории
Древней Руси столкнулись две силы - вихрь с
Запада и ураган с Востока╩. То есть почти
одновременно с разных сторон древнерусская
этносистема вступила в сложный контакт с
двумя другими молодыми в этническом смысле
этносистемами.
С запада на Русь обрушилась
мощная католическая экспансия, а с востока
в 1237-1241 годах сравнительно небольшой конный
корпус монголов, возглавляемый внуком
Чингис-хана Бату (Батыем) прошел ее
территорию насквозь. Лев Гумилев образно
говорил об этом так ⌠монголы прошли как
иголка сквозь стог сена⌠, не оставив после
себя ⌠огромных орд■. У Батыя в этом походе
было не более 30-40 тысяч воинов √ больше
лошадей невозможно было бы прокормить в
таком долгом походе. Если бы тогда все
русские удельные князья собрали единое
войско, этот отряд был бы попросту
раздавлен. Но такой возможности уже не было
- в результате распрей Киевская Русь
перестала существовать как единое
государство, Фактически, набег
Батыя пришелся, по существу, на несколько
разных стран-княжеств, враждующих друг с
другом. Потому и сопротивление агрессору
было оказано слабое. Но были такие города,
как, Углич, где горожане открывали ворота
монголам, снабжали их продовольствием и √
оставались не разграбленными.
Собственно говоря, Русь монголов
не очень интересовала: целью их ╚великого
западного похода╩ было уничтожить своих
старых врагов √ половцев, которых
поддерживали некоторые русские князья. Эту
задачу Батый успешно выполнил, загнав
остатки половцев в Венгрию и выйдя к
Адриатическому морю. Больше в Европе
монголам делать было нечего, их претензии
на ╚мировое господство╩ были выдуманы
позднейшими историками-европоцентристами.
Рейд Батыя ускорил конец
умиравшей в распрях этнической депрессии
Киевской Руси и содействовал
окончательному разделению Руси на две
половины: на северо-восточную и юго-западную.
На Волге Батый создал свое государство √
Золотую Орду, в которую русские княжества
территориально не входили. Монголы не
оставили на Руси гарнизонов, не установили
никакого оккупационного режима, сохранили
прежнее правительство. Всё так называемое ⌠подчинение■ Руси
ограничилось выплатой дани, причем в
течение 20 лет монголы не облагали податью
северные княжества.
Конечно, для Руси все случившееся
было несчастьем √ на пути агрессоров
оставались пепелища и горы трупов. Но могло
быть гораздо хуже. Монголов интересовали
только деньги на содержание войска. На Руси
они, в отличие от католиков, не
задерживались и уходили в степь. Выдав
князьям ярлык, удостоверяющий их статус,
позже ханы позволяли им самим собирать для
Орды дань и править вполне самостоятельно.
При этом не покушались на веру √
православие, которое и держало тень
единства размытой, исчезающей
древнерусской системы.
Но с запада Руси грозила сила
гораздо более опасная, победа которой была
чревата уже не данью, а этнической смертью.
Для тогдашних католиков православные были
еретиками, причем такими, ╚что самого Бога
тошнит╩. Именно поэтому европейцы намерены
были распространить власть папы до
пределов мира. В 1204 году крестоносцы
захватили оплот православия √
Константинополь. Потом вторглись в
Прибалтику, создав плацдарм для
наступления на Русь.
В результате военных
столкновений на Руси образовывались партии
различных ориентаций √ первые западники и
монголофилы. Первым князем на Руси, кто
сделал геостатегический выбор в пользу
союза с монголами был князь Александр
Невский. Он заключил не сепаратный мир (как
начали сейчас говорить европоцентристы) -
так княжеской коалиции не было. Он сделал
большéе и им
руководил не расчет, а чувство симпатии - он
побратался с сыном хана. Верно он поступил
или нет судить потомкам, выбирающим в XXI
веке ориентиры и приоритеты.
Но √ там где прошли монгольские
отряды √ сохранились до наших времен храмы
и монастыри, сохранилась и приумножилась
русская культура. За два столетия так
называемого ⌠монгольского владычества■
возникло более 180 монастырей. Там же, где
прошел Орден повсеместное окатоличивание,
а на месте Колывани √ Ревель (Таллинн),
славянский город Юрьев стал Тарту...
Выбор князя Александра против
крестоносной агрессии сплотил вокруг него
новых людей, ставшим ядром новой общности.
Их жизненным принципом лозунгом их было - ⌠вместе
- против ╚латинян╩■. Восточный военный союз
русичей с монголами позволил собрать силы и
дать отпор Ордену. Именно эти новые люди √
⌠пассионарии■ Льва Гумилева, отринули
прочие интересы ради высшего идеала. Они
стали центром притяжения, его ядром.
Этнически они были весьма разнородны.
Москва ведь принимала всех: православных
литовцев, бежавших от окатоличивания, татар
√ язычников и христиан-несториан, которым
стало неуютно в Орде с тех пор, как ханы
изменили вере Чингиса, приняли ислам и в
приказном порядке заставляли это делать
всех своих подданных.
То есть, так же как и на
территории бывшей Киевской Руси, в Орде шли
политические процессы, отражавшие ход
этногенеза. В Орде началась политическая
борьба за власть, казни и смерти. За два-три
поколения, за век небольшое количество
собственно монголов растворилось среди
покоренных народов, которые скоро стали
доминировать в Орде. Со времен Александра
Невского Орда качественно изменилась.
Вследствие борьбы за власть огромная
империя Золотой Орды начала распадаться на
части. Причерноморьем овладел не потомок
хана, не природный Чингизид, а вельможа-сепаратист
Мамай. Этнические поведенческие устои у
многих в Орде так порушились, что Мамай
опирался на бывших врагов монголов √
половцев.
Но изменили вере и старым законам
Ясы не все. Многие несториане-ордынцы
выбирали для себя службу московскому князю.
Они женились на русских девушках, за свою
доблесть, получали награды и именно они
стали родоначальниками многих русских
дворянских родов - Юсуповых, Урусовых,
Шереметьевых, Строгановых, Сабуровых,
Годуновых┘ Митрополит Макарий в своей
История Русской Православной церкви
приводит большой список татар, знатных и
незнатных, принявших в России святую веру.
Среди них дед преподобного Пафнутия
Боровского, в святом крещении Мартин,
бывший баскаком в Боровске в дни Батыя. Эти
люди не просто сливались с русскими, но и
привносили в новую среду свое военское
умение, нормы поведения чести и верности
князю, основанные на законах Ясы Чингисхана.
Так из смешения разных этносов, на почве
взаимной комплиментарности и
веротерпимости начал складываться новый
этнос √ и это были уже этнически не славяне,
а - русские.
Темник Мамай (военачальник
высокого ранга) был тогда в такой силе, что
мог менять ханов Золотой Орды как
марионеток. Законного хана, Тохтамыша,
поддерживала Москва и Темирлан. Однако к 1380
году времена былого военного союза с Ордой
времен Александра Невского уходили в
прошлое. Московское государство достаточно
окрепло, а восточный
союзник все больше
подвергался внутренним изменениям и
становился менее предсказуем. Приняв
ислам, татарские ханы еще более отдалялись
от своего православного вассала, менялись
их геостратегические приоритеты. Но речь о
разрыве отношений еще не шла. Потому что
сохранялась и даже усилилась опасность с
Запада, причем ее проводники политики
Ордена были и в Орде. Одним из них был Мамай.
Его союзниками стали князь
литовский Ягайло (предатель, казнивший
родного дядю) и генуэзские купцы, на чьи
деньги он навербовал войско из самых
разнообразных народов √ осетин, черкесов,
крымских караимов. Генуэзцы рассчитывали
на выгодные концессии в России, что
превратило бы ее в торговую колонию.
Собственно, отказ князя Дмитрия в
концессиях генуэзцам и был одной из причин
похода Мамая, который был должен им большие
деньги и был вынужден их отрабатывать.
Поэтому главной целью Мамая стало
изменение соотношения политических сил на
тогдашней карте мира √ он намеревался
свалить нарождающееся могущество Москвы,
отдав ее земли под протекторат Литвы. Тогда
он спокойно бы смог объединить Золотую Орду
под своей властью. Но главным рычагом
подчинения Восточной Европы Западу была духовная
экспансия католичества, подаваемая под
благопристойным видом церковного
объединения.
С точки зрения простых русских
людей, события 1380 года были таковы: Мамаева
нашествия со страхом ждала вся северная
Русь. Рязанский князь, боясь за себя, "изменил",
войдя в соглашение с врагом. Другие крупные
князья (суздальско-нижегородские, тверской)
притаились, выжидая исхода событий. Великий
Новгород не спешил со своей помощью. (Через
шесть лет, в 1386 г., когда великий князь
Димитрий Иоаннович Донской подошел с
войском к Новгороду, новгородцы сами сожгли
вокруг города 24 монастыря). Шел отбор по
пассионарному признаку - к Дмитрию Донскому
стекались пассионарии-идеалисты, остальные
православные предпочли спасть тело и душу
по домам.
Огромна роль Церкви в
Куликовской победе. Поход Дмитрия начался
после благословления коломенского
епископа Герасима идти против "окаянного
сыроядца Мамая, нечестивого Ягелла и
отступника Олега". На пути прискакал
гонец от преподобного Сергия, чей духовный
авторитет был в ту пору на Руси непререкаем
с благословенной грамотой: "чтоб еси,
господине, таки пошел, а поможет ти Бог и
святая Богородица". Но Сергий
Радонежский, игумен Свято-Троицкой обители
не только благословил князя Дмитрия, он
послал в его войско помощь √ но не простых
монахов, а схимников Лавры √ Пересвета
и Ослябю. Это показывает, что сражение
воспринималось не как важное военное
столкновение, а как духовная битва.
Преподобный Сергий благословил войско не
на войну с ордой Мамая, а на сопротивление
католической экспансии. Католики
уничтожали саму жизнь, а монголы оставили
русским веру и надежду. Надежду, что придет
время, когда Россия будет жить по-своему. И
это время пришло - наступило время
Куликовской битвы.
Русь тогда была разобщена
политически, но между людьми оставалась
духовная связь, и это незримый духовный
монолит держал страну. Противник был для
воинов князя Дмитрия был нечестивцем,
иноверцем. Единый настрой √ православие
сплотило многонациональное войско князя
Дмитрия, тогда как войско Мамая, состоявшее
из наемников, (а это говорит о том, что
оно лишь по форме и отчасти было религиозно),
и держалось на железной дисциплине и страхе.
Для войска Дмитрия это была духовная
битва, для противника √ военная.
В битве и ее подготовке были
применены и тактические решения (засадной
полк) и стратегические. Но дух Куликовской
битвы передают не нюансы батальной тактики,
а такие слова: ╚Если Бог за нас, то кто
против нас?╩ Д.М.Балашов пишет так : ⌠тайная
дипломатия Рима и Генуи, развязавшая эту
войну, не учла суровой решимости русичей в
любом случае воевать за свою землю и
отстаивать духовные идеалы Родины. Ожидали,
что все пойдет так же, как в Византии■.
⌠Тайная политика государств и
государей, то, о чем написаны тома
литературы, большей частью, впрочем, ровно
ничего не объясняющей, все эти подкупы,
доносы, зловещие убийства, выкраденные
секретные бумаги, клевета и шпионаж и
прочее √ были всегда. Но далеко не всегда и
не в одинаковой мере оказывались
эффективны. И дело здесь вовсе не в том, что
не находилось умного предателя, или не был
вовремя сделан донос, или кого-то успели
перекупить. Есть иная мера времени и иные
измерения возможностей тайной дипломатии.
Проще сказать √ иная пора этнического
возраста наций■. В эпоху Куликовской
битвы все были православные √ изменник -
князь Олег рязанский и дружинники его и
победители - соратники князя Дмитрия тоже, а
вот ⌠качество■ веры, мера стяжания Святого
Духа у них было разным. На поле Куликовской
битвы православные князя Дмитрия вышли,
чтобы победить или умереть.
Духовный подвиг на Куликовом
поле князя Дмитрия в готовности соотнести
себя с Промыслом, в тяжелейших исторических
обстоятельствах решиться на по-настоящему
духовный шаг. Он повел народ к жертвенному
алтарю, но сделал это по благословению
Божию.
Ныне во времена ⌠все на продажу■,
политикам будущей России полезно почитать,
как Дмитрий Донской написал о себе в
завещании: "Вы знаете, каков мой обычай
и нрав, родился я перед вами, при вас вырос, с
вами царствовал; воевал вместе с вами на
многие страны, противникам был страшен, поганых
низложил с Божиею помощию и врагов
покорил, великое княжение свое сильно
укрепил, мир и тишину дал Русской земле,
Отчину свою с вами сохранил, вам честь и
любовь оказывал, под вами города держал и
большие волости, детей ваших любил, никому
зла не сделал, не отнял ничего силою, не
досадил, не укорил, не ограбил, не
обесчестил, но всех любил, в чести держал,
веселился с вами, с вами и скорбел■.
Ратники князя Дмитрия ⌠вышли на
защиту не просто территории, а принципа, на
котором строилось всё
- быт и этика, мировоззрение и эстетика, ⌠всё,
что ныне называется оригинальным
культурным типом■. На Куликово Поле вышли
православные против наемников ╚латинян╩, а
не русские против татар. Собственно
этнических татар в войске Мамая было
незначительное меньшинство (зато были
рязанцы и другие наемники), а вот в войске
Димитрия Донского татары составляли
многочисленную и самую боеспособную часть
√ конницу, которая и решила исход битвы. В
документах Куликовской битвы упоминаются
их предводитель переяславский Андрей
Серкизович, об отце которого в родословных
книгах записано - ⌠к великому князю
Димитрию выехал из Орды царевич Серкиз■.
В составе войска князя Дмитрия были воины и
других национальностей, например, в бою
отличился ⌠боярин и крепкий воевода
Семен Мелик■ и еще - "Семен Мелик да
Василий: оба из немец пришли".
╚Суздальцы, владимирцы, ростовцы,
псковичи пошли сражаться на Куликово поле
как представители своих княжеств, но
вернулись оттуда русскими, хотя и живущими
в разных городах╩, - писал Лев Гумилев.
Именно отсюда, с Куликова Поля, берет начало
Великая Россия, в которую неотъемлемой
частью входит и татарский народ.
Ценой страшных потерь - из 150
тысяч воинов в строю оставалось не более 30
тысяч √ совершилась эта первая победа
новой России. Восемь дней погребали русские
воины своих собратьев, и с той поры навечно
установлено празднование памяти павших в
Куликовской битве (Димитриева поминальная
суббота).
Значение битвы в том, что на поле
вышли рати многих княжеств единым строем.
Не все княжества вышли, но главное, что
тенденция прежних разладов и междуусобных
раздоров была впервые преодолена.
Усобицы в последующее время были, но
основной тенденцией после победы на
Куликовом поле стали центробежные силы -
собирание земель вокруг Москвы. Начало
развиваться единое государство.
Согласно Льву Гумилеву военные
конфликты бывают этнические (война Белой и
Алой Роз), в которых идет вопрос борьбы за
власть правящих элит. Людские потери в
таких войнах не сравнимы с потерями в
суперэтнических (цивилизационных или
мировых) войнах. Военные сражения войн на
уровне суперэтносов приносят не просто
победу одному князю над другим, а имеют
более значимый и многоуровневый смысл и
геополитические последствия. Такие войны
изменяют картину мира. Битву, решающую
исход такой войны можно сравнить со
знаменитым морским ⌠девятым валом■. Волна
доходит до какого-то предела, с силой
ударяется и стремительно уходит назад,
изменяя все вокруг, унося пену и шепки.
Такая битва √ защита жизненного принципа,
без которого нельзя жить, битва √ насмерть,
когда только или жизнь или смерть. Это битва
- последний предел старой жизни, и - начало
новой.
Таково было Каталунское поле, где
была Западная Европа остановила гуннов. С.М.Соловьев
считал, и Куликовской битвой ⌠Западная
Европа была спасена от азиятцев■ и даже,
что ⌠Куликовская победа была знаком
торжества Европы над Азиею■. А вот веком
ранее историк Н.М.Карамзин наоборот полагал,
что "Москва обязана своим величием ханам".
Лев Гумилев видел в Куликовской битве √ перелом,
измененивший всю геополитическую
картину мира XIV и XV
веков.
Да, действительно, Западная
Европа впоследствии все же смогла
несколько веков пользоваться плодами чужой
победы. Но для нас важно то, именно с
Куликовской битвы начался новый этап
российского этногенеза. Это сражение
положило начало зарождения у населения
чувства единства. Важно то, что это чувство
общности было уже не столько этническим, а
началом суперэтнического сознания; и
основано оно было не на расовой
принадлежности, а чувстве общей судьбы. ⌠Мы
были вместе, с нами Бог и мы √ победили■,
возможно так говорили о себе выжившие в
этой сече. Настой победы был настолько
силен, что они смогли убеждать и других, что
если поступать так - вместе, то будет √
победа.
Когда монгольские войска
встретились впервые с русскими князьями в
степи, на берегах Калки там было много
храбрых князей и богатырей Южной Руси. Но
распря братьев погубила войска. Через
полтораста лет на севере исполнилось так -
младшие братья-князья подчинились ему и
стали его подручниками, и когда этот
князь вывел их против врага на берега Дона,
то не было между ними никаких ссор и победа
осталась за Северной Русью. Так же как
замыслы Мамая о подчинении Руси католикам
погибли на поле Куликовом, так и замыслы
современных корыстных его последователей и
древняя ⌠черная геополитическая легенда■
- клевета о пресловутом ⌠иге■ останутся в
прошлом.
В день Рождества Божией Матери,
почитаемой и православными и мусульманами,
в 14 веке произошло отречение ⌠от злых дел■
эгоизма и гордыни индивидуализма и - пришла
победа над разрозненностью и
раздробленностью. Куликовская битва
показала, что СИЛА - В ЕДИНСТВЕ. И именно это
должно и будет сохраняться в народной
памяти.
Победа на Куликовом поле 21
сентября 1380 года - положила начало
образованию единой Руси, это и празднуем.
| |
|