|
Любовь как принципО. НовиковаОпубликовано впервые на нашем сайте. 1 октября 2007 г. ≈ 95-лет со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва.
Замечательно, что фильм о молодости одного из любимых героев Льва Гумилева - Чингисхана, вышел на экраны в преддверии 95-летнетия ученого [*1] которое исполняется 1 октября. Начну с того, что призываю не искать в этом фильме историческую точность. Это произведение искусства, а художник имеет право на творческую фантазию. Обычно так отвечал Лев Николаевич, когда ему говорили: вот художник такой-то что-то очень на вас нападает из-за вашего отрицания ига. Главное, чтобы художественное полотно отразило дух времени, эмоцию, будило желание постигать и разобраться. К тому же, все сведения о тех далеких временах или предвзяты или легендарны, а зачастую спорят между собой - ведь их писали люди. А люди-современники Темуджина тогда пытались по-своему осознать и отразить его личность, а не только записать хронологию событий. Но отражение через свое суждение необъективно и эмоционально, а возможно и ангажированно. Именно об этом и писал Гумилев, пытаясь раскрыть личность будущего властителя мира по сохранившимся документам. В этом кино не факты биографии, а черты характера совпадают с тем образом Темуджина, который восстает со страниц гумилевских книг. С раннего детства все поступки Темуджина были не просто немного другие, а противоположны бытующим у его современников и соплеменников. По Гумилеву, этот человек принес с собой новый стереотип поведения, смог его отстоять и сделать его необходимым другим. Против воли отца, желавшего замирения с врагами, выбрал невесту. Смог убедить других, что надо освобождать Борте. Вернул жену, ребенка объявил своим √ все это было ново. Это фильм не только о чести, верности, великодушии этих ╚новых╩ монголов - "людей длинной воли". Он очень многослойный, многое авторы предлагают зрителю домыслить самому. Так, деликатно, на нюансах крупного плана, показаны сцены 11-летнего плена, который предположил на основе анализа источников Гумилев. Как - на месте вечно ссорящейся и тут же мирящейся, беспринципной этнической "каши" родился народ-войско? Народ, спаянный в единое целое. Как будущий Чингисхан выбирал себе людей? Среди невест он выбрал не просто красивую, но и дерзавшую с ним спорить. И именно она и спасла, по версии авторов фильма, его из плена. Смелые, но предавшие своего хана ему не нужны. Храбры были их соперники, но не бесстрашны. Победа досталась переступившим страх смерти. Что же было больше страха, что было первопричиной? Авторы фильма отвечают - любовь и справедливость. (По Гумилеву, - иллюзорные цели пассионария, ради стремления к которым он готов жертвовать жизнью). И показывают художественными средствами - любовь как принцип. Маленький мальчик из личной трагедии вынес урок: любовь надо защищать; не должен жить тот, кто бросил в беде, обидел детей и женщин. (Разглядит ли это все и поймет ли это зритель, - это будет уже оценкой его уровня пассионарности. Вот - поделился Темуджин богатством с нухерами, а Джамуха этого не сделал, значит - купил, так рассуждает обыватель во все времена). Темуджин смог доказать будущим соратникам, что жизнь без закона - поле для распрей и смерти; что любовь и мир могут быть только, если на земле торжествует Небесный закон. Закон трудный и жестокий, но которому подчиняться надо всем, для того, чтобы был мир. Именно понял еще мальчиком Темуджин. Названный именем убитого отцом врага он стал непреклонным Монголом, восстанавливающим мир.
[*1] Фильма ╚
|
|
|