Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

ТЕРРАКОТОВЫЕ ФИГУРКИ ОБЕЗЬЯН ИЗ ХОТАНА

(опыт интерпретации)

Л. Н. Гумилев

Опубликовано в //  Сообщения Государственного Эрмитажа. - 1959. - Т. 16 - С 55-57.

(ответственный редактор М.И. Артамонов)

Материал любезно предоставлен Общественной организацией "Фонд Л. Н. Гумилева".

Хотан, город в центре оазиса в Северо-Западном Китае, на юго-западе Синьцзян-Уйгурского автономного района, на р. Юрункаш (бассейн Тарима). Административный центр префектура Хотан, который включает нить оазисов по южному краю пустыня Такла Макан.  Реки, реки текущие на север в пустыню с гор Куэнь-Луня имеют максимальный сток в летние месяцы и практически пересыхают в остальные сезоны года.

Хотан первоначально вошел в контакт с Китаем во времена военных экспедиций династии Поздняя (Младшая) Хань (23-220 гг. н.э.) в Центральную Азию, которые во главе с полководцем Бань Чао (32-102) захватили Хотан в 70 г. н.э. В начале первого тысячелетия оазисы были заселены западно-арийскими этносами, находившимися под культурным влиянием северной Индии и Афганистана. Их царство представило важный пункт на Великом Шелковом Пути из Китая на запада (через Памир), и также в Индию. Он был главным коммерческим центром и одним из основных мест, через которые буддизм проник в северной Китай. Китайцы снова захватили Хотан, когда экспансия империи Тан достигла бассейна р. Тарим в 630-х гг. Захваченный пришедшими с юга тибетцами Хотан вновь вернулся под власть империи Тан. Город был разрушен во время отступления имперцев из Центральной Азии после их поражения от арабов на р. Талас (теперь в Казахстане) в 752.

В X столетии Хотан был побежден соседним государством Кашгаром, частью Уйгурского каганата, а в XII веке включен в состав державы Си Ся (государство Тангутов). В 1219 оазисы были захвачены монголами. Оазис - древний центр тщательно культивируемого орошения, в котром выращиваются пшеница, рис, просо и хлопок интенсивно вырастает. Область место добычи некоторого количества аллювиального золота и известна повсюду на Дальнем Востока как главный источник нефрита. Население 50 тыс. жителей (1958) - Создатели сайта.


В материалах собраний Эрмитажа из окрестностей Хотана, выставленных в галерее Синцзяна, есть чрезвычайно любопытные терракотовые фигурки: обезьяна сидит верхом на коне, две обезьяны сидят на двугорбом верблюде, обезьяны играют на музыкальных инструментах, две борющиеся обезьяны, причем один из борцов перегибает другого, а тот его отжимает, упираясь руками в лицо. Некоторые обезьянки сидят, согнув колени, но не по-татарски [+1].

Китайского влияния в выполнении фигурок не заметно: грива лошадей трактована не зубцами, а в виде возвышения с условно прочерченными волосами, посадка всадников похожа на казачью, стремена низко опущены. Размеры фигурок от 4,5 см - всадники, до 2,5 см - борцы и 2,0 см - музыканты.

Аналогичные фигурки были найдены в Хотане экспедицией Ауреля Стейна и опубликованы им [+2].

Кого же они изображали?

Формальный анализ в данном случае не может помочь исследователю, так как ни в Китае, ни в Индии мотив обезьяны верхом на коне не отмечен; нет его и на Западе, влияние которого, иранское или эллинское, абсолютно не заметно. Не встречается этот мотив и в самой Центральной Азии, поэтому корни его надо искать на месте находки, т.е. в окрестностях Хотана, но там, как известно, обезьян нет.

Однако, отметая китайские, персидские и индийские влияния, мы можем сдвинуть границы бытования интересующего нас мотива не только в пространстве, но и во времени. Известно, что Хотан со II в.н. стал цитаделью махаянического буддизма [+3], крайне нетерпимого в то время к иным идеологическим системам. Поэтому мы вправе предположить, что статуэтки обезьян изготовлялись до торжества буддизма, т.е. в I тысячелетии до н.э. Тем самым, мы должны искать возможность связать их с мифами или литературными сюжетами древнейшего местного населения.

Чрезвычайно существенно для нашей проблемы, что народы Центральной Азии в древности имели легенды о предках-животных. Так, тюрки производили себя от волчицы и мальчика [+4], уйгуры - от волка и девушки [+5], монголы - от волка и пятнистой лани [+6], а тибетцы - от самки ракшаса и самки обезьяны [+7]. Не здесь ли разгадка?

Прежде чем принимать эту догадку за установленный факт, мы должны констатировать наличие тибетцев к северу от Куэнь-Луня в добуддийский период, т.е. до I-II вв. н.э.

Апполодор сообщает, что в период максимального расцвета Греко-Бактрийского царства в 190-180 гг. до н.э.его границы доходили до серов и фаунов [+8], или фринов. Серы - это оседлое население Северного Китая и восточной части бассейна Тарима, поставщики шелка в Европу, а фрины обычно сопоставлялись с хуннами [+9]. Ныне это сопоставление оспорено О.Мэнчен-Хелфеном и У.У.Тарном. Первый отмечает лингвистическую возможность отождествления [+10], а второй указывает на хронологическую неувязку: хунны захватили оазис в бассейне Тарима лишь в 174 г. до н.э., и поэтому греки не могли соприкоснуться с ними в 180-190 гг. [+11] По мнению обоих ученых, греки столкнулись с тибетцами, северную ветвь которых китайцы называли кяны. Тари предполагает, что кян могло быть общим названием для всех племен юго-западного угла бассейна Тарима [+12]. Но китайская география позволяет внести в гипотезу такие уточнения, которые полностью проясняют вопрос. В 1800 ли [+13] к юго-западу от крепости Янгуань и к югу от Хотана [+14] лежало в I-II вв. до н.э. владение Жокян, как показывает самое название - тибетское. Жокяны были кочевники. Подобно им мелкие племена, жившие на склонах Куэньлуньской дуги: сийе, пули, инай и улэй - "подходят (по происхождению к кянам и ди и составляют кочевое владение" [+15]. Итак, мы находим в древности тибетские кочевые племена, которые являлись соседями культурного Хотана с юга и с запада.

Нет никаких оснований считать кянов аборигенами предгорий Куэнь-Луня. Наоборот, все говорит против этого. Первоначальным их местопребыванием был Западный Китай от верховьев Желтой реки до джунглей Юннани, где, вероятно, и возникла легенда о предке-обезяне [+16]. Совместно с племенами жунов, кяны долгие века выдерживали борьбу с китайцами, которая, наконец, свелась к истребительной войне.

Под давлением, китайского княжества Цинь- кяны вынуждены были отступать на запад. Юго-западная ветвь их достигала среднего течения Брахмапутры, и современные тибетцы - их потомки. Северо-западная ветвь распространялась по северным склонам Нань-Шаня, Алтын-Тага,и Куэнь-Луня до Памира, где эпизодически соприкасалась с бактрийскими греками. Таким образом, естественно, что хотанцы и их соседи изображали тибетцев в обезьяньем обличии, согласно представлениям самих тибетцев об их предках.

В пользу предполагаемого отождествления говорит отмеченная выше ⌠казачья■ посадка у обезьян. Это посадка людей, сражающихся пиками, как бились в древности кяны [+17], а не стреляющих с коня из лука как хунны и другие степняки. О связи с Тибетом говорит также мотив двугорбого верблюда, применение которого в качестве вьючного животного распространилось из Амдо в историческое время.

Попав в бассейн Тарима, кяны нашли все удобные земли занятыми и поэтому были принуждены ютиться на окраине пустыни, в предгорьях, между утесами и песками. Скудность окружающей природы лишила эту ветвь кянов, возможности интенсивного развития, и они попали в зависимость от своих экономически преуспевающих соседей - обитателей Кашгара, Яркенда, Хотана. Еще в пятом веке существовало самостоятельное тибетское княжество - Сигюйбань [+18], а в шестом веке предгорья Куэнь-Луня были поделены между Кашгаром и Хотаном [+19]. Народ, потеряв политическую самостоятельность, рассеялся, смешался с победителями и исчез как самостоятельная целостность.

Из скупых сведений китайских хроник мы узнали только имя народа, которое не будит в нас никаких ассоциаций. Но искусство хотанских мастеров сохранило серию типов, которые, несмотря на свои ⌠обезьяньи■ черты, являющиеся символом этнической принадлежности, поражают богатством самых разнообразных чувств [+20]; мы видим людей грустных, веселых, задумчивых, увлеченных игрой на лютне, подобострастных и т.п. Это люди в зверином облике.

Литература:

[+1] Всего в коллекции имеется 157 фигур и фрагментов. См. каталог Н.В. Дьяконовой и С.С.Сорокина (рукопись). Сборы подъемного материала; экспедиция С.Ф. Ольденбурга.

[+2] A.Stein. Ansient Khotan, т.2., Oxford, 1907, табл. XLYI; описание см. т. 1, стр. 208.

[+3] Н.Я.Бичурин. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена, т. 2. М. - Л., 1950, стр. 246; A.Stein, ук. соч. т.1, стр. 169; В.В.Григорьев. Восточный или Китайский Туркестан. СПб, 1873, стр. 93, 94.

[+4] Н.Я.Бичурин, ук. соч., т. 1, стр. 220, 221.

[+5] Там же, стр. 215.

[+6] С.А.Козин. Сокровенное сказание. М. - Л., 1941, стр. 79.

[+7] L.A.Waddel. The Buddhism of Tibet or Lamaism. London, 1895, стр. 19.

[+8] W.W.Tarn. The Greeks in Bactria and India. Cambridge, 1951, стр. 84, 85.

[+9] История Узбекистана, т. 1. Ташкент, 1950, стр. 93.

[+10] O. Maenchen-Helfen. Pseudohuns. ╚Central Asiatic Journal╩, 1955, т. 1, ╧2, стр. 102, 103.

[+11] W.W.Tarn, ук.соч.

[+12] Там же.

[+13] Н.Я.Бичурин, ук. соч., т. 2, стр. 172.

[+14] Там же, стр. 177.

[+15] Там же, стр. 178.

[+16] Ныне кяны, в современном произношении, цяны, живут в тропических лесах Сычуани и, по-видимому, являются аборигенным населением этого района. Их всего 36000 человек.

См.: С.И.Брук. Расселение национальных меньшинств Китайской Народной Республики. ⌠Советская этнография■, 1958, т. 1, стр. 82.

[+17] Ло Гуань Чжун. Троецарствие, т. 1. М., 1954, стр. 722.

[+18] Н.Я.Бичурин, ук. соч., т. 2, стр. 248.

[+19] Там же, стр. 301.

[+20] A.Stein, ук. соч., табл. XLVI.

 

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ] >> ]

Top