Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

История требует справедливости...

Лев Николаевич Гумилев

Впервые опубликовано // Книга Монголии. Альманах библиофила. Выпуск 24. М., 1988, с. 341√351.

Текст беседы любезно предоставлен Общественной организацией "Фонд Л. Н. Гумилева".

Как-то Лев Толстой сказал, что на детях великих людей природа отдыхает... Вероятно, чаще всего это бывает именно так. Тем поразительнее исключения. Талант Анны Андреевны Ахматовой и Николая Степановича Гумилева не помешал осуществиться дару Льва Николаевича Гумилева. Не просто сложилась его судьба, и тем более не просто ≈ судьба его книг. Некоторые из них увидели свет, иные изданы на правах рукописи, а написанные в последние годы ≈ лежат в письменном столе. Все они связаны с Монголией. В книге ╚Поиски вымышленного царства╩, вышедшей в 1970 году и давно ставшей библиофильской редкостью, отдельная глава посвящена литературному памятнику монголов ≈ ╚Сокровенному сказанию╩. Книга, над которой сейчас работает Лев Николаевич, ≈ ╚Деяния монголов╩ ≈ продолжает основную тему, исследуемую ученым в течение многих лет.

Невольно возникает вопрос: почему именно Монголия? Чем продиктован интерес именно к ней? Мне как переводчику монгольской поэзии нередко приходилось отвечать на этот недоуменный, удивленный вопрос: потому, что в Монголии сосредоточена первозданная, космическая сила, и, чем больше стремишься ее постичь, тем отчетливее понимаешь всю глубину и загадочность этой страны.

╚Почему именно Монголия?╩ ≈ теперь спрашиваю я у Льва Николаевича Гумилева, мысленно пытаясь предвосхитить ответ: интерес к Азии, Востоку, всему ╚иному╩, ╚далекому╩ мог передаться генетически от Николая Степановича Гумилева.

Л. Г. Никакой генетической связи здесь нет. Востоком я увлекся потому, что в детстве читал книги про индейцев, но так как попасть к индейцам не мог, то нашел их эквивалент ≈ народы Сибири и Азии.

Л. Б. Когда Вы написали первую работу, связанную с Монголией?

Л. Г. В 1936 году, на втором курсе исторического факультета. Это была статья по орхонским тюркам, опубликованная только в 1959 году в журнале ╚Советская этнография╩, ╧ 3.

Л. Б. Толкованию ╚Сокровенного сказания монголов╩ посвящена глава ╚Трилистник мышиной норы╩, вошедшая в Вашу книгу ╚Поиски вымышленного царства╩. Нетрадиционный взгляд вызвал традиционную полемику...

Л. Г. Итогом которой стало пятнадцатилетнее молчание ≈ у меня с тех пор не было ни одной публикации, если не считать работ, вышедших на правах рукописи...

╚Сокровенное сказание╩ содержит предание о происхождении монголов: они появились от внебрачных связей матери Алан-гоа и небесного мужа. Кстати, об этом ≈ о происхождении человека ≈ я говорил в докладе, сделанном в 1985 году на конгрессе, посвященном исследованию атмосферы и космоса. Согласно моей теории, космические лучи, проникая через земную атмосферу, становятся причиной своего рода мутаций, в результате одной из них и появились монголы.

Л. Б. Принято считать, что ╚Сокровенное сказание╩ ≈ своего рода свод фольклора, вобравший в себя лучшее из того, что было накоплено монголами к 1240 году. Основания для такого толкования весьма серьезны: не может первый письменный памятник быть столь совершенным. Вероятно, до него существовала словесность, которая либо не была зафиксирована письменно, либо не сохранилась в записях.

Л. Г. Твердо убежден, что ╚Сокровенное сказание╩ принадлежит одному автору ≈ не менее гениальному, чем автор ╚Слова о полку Игореве╩. Автор, судя по всему, примкнул к Чингисхану после похода 1182 года. Вначале он ведет повествование от третьего лица, а далее говорит ╚мы╩. Полагаю, фольклора в памятнике нет. Это политический памфлет, и симпатии автора обращены к монгольскому войску, а не лично к Чингисхану. Кстати, в венгерском и польском переводах и в переводе Пеллио название памятника звучит более адекватно оригиналу ≈ ╚Тайная история монголов╩. ╚Сокровенное сказание╩ ≈ перевод, сделанный в свое время С. А. Козиным, имеет сусальную тональность.

После смерти Угедея монгольских ветеранов стали оттеснять представители завоеванных племен, включенные в армию, а в 1242 году ветераны были уничтожены как политическая сила. Написанное в 1240 году ╚Сказание╩ чудом уцелело.

Л. Б. Может быть, благодаря тому, что монгольский текст был затранскрибирован китайскими иероглифами...

Л. Г. В таком виде оно служило учебником монгольского языка для китайских разведчиков.

Убежден, что ╚Сказание╩, так же как и ╚Слово о полку Игореве╩, создано не прямо по следам описываемых событий. Поэмы пишутся после того, как все утряслось, когда появляется возможность осмыслить происшедшее с временного расстояния. Написать, чтобы заставить людей думать так, как думаешь ты, ≈ это и есть литература.

Работая над книгой ╚Деяния монголов╩, половина которой ≈ десять листов ≈ уже готова, рассматривая исторические события с точки зрения пассионарной теории этногенеза, я пришел к фантастическому выводу: войны монголов были оборонительными. Их все время трогали и вынуждали обороняться. А они давали сдачи так сильно, что побеждали. Ведь поводом для битвы под Козельском послужило убийство монгольских послов князем Мстиславом Черниговским. Войны с Венгрией, Хорезмом, Южным Китаем были вызваны теми же причинами, а не тягой к грабежу.

Вы молоды и войны не знаете. Я же участвовал во взятии Берлина, и наблюдения, сделанные в те годы, относятся к любому времени.

Добычу взять легко, а увезти ее невозможно.

Поэтому войны монголов не обогащали. Как народу пассионарному монголам были присущи сильные товарищеские чувства. Предать доверившегося тебе человека ≈ худшее из преступлений. Они отвечали на убийства послов набегами и победами. В этом ≈ чувство коллективной ответственности за друга, за своего хана.

Л. Б. Согласно Вашей теории этногенеза норманны ≈ тоже народ пассионарный? С какой легкостью они снимались с места, завоевывали города┘

Л. Г. Норманны ≈ викинги (от слова ╚вик╩ ≈ укрепленный поселок) вынуждены были уходить из дому, так как дома их не терпели оседлые обыватели. Точно так же вели себя арабы эпохи Мухаммеда.

Л. Б. Вероятно, теорию пассионарности можно отнести не только к народам, но и к отдельным людям? Человек одаренный, гениальный ≈ тоже пассионарий?

Л. Г. Еще бы! Знаете, я видел, как моя мать писала стихи ≈ это страшный труд, и никакой нормальный человек не согласился бы на это. А я сам?!..

Л. Б. Вы годами пишете в стол, безо всяких надежд на издание. Ведь основные Ваши работы ≈ ╚Этногенез и биосфера Земли╩, ╚Тысячелетие вокруг Каспия╩ ≈ существуют только на правах рукописи... Когда читаешь Ваши работы, удивляет язык, которым они написаны, ≈ отнюдь не сухой и наукообразный: живые, разговорные интонации слышны, даже когда поясняются сугубо теоретические вещи.

Л. Г. Я слишком люблю свою работу, чтобы делать ее наукообразной. У нас на факультете один геолог сделал доклад таким образом, что никто ничего не понял. Я излагаю своим студентам совершенно новую концепцию простыми и понятными словами.

Л. Б. Можете ли Вы кратко сформулировать Вашу теорию пассионарности?

Л. Г. Пассионарность ≈ непреоборимое желание производить работу, часто бессмысленную, и стремиться к цели, часто иллюзорной. Само по себе такое желание ≈ ненормальность. Естественный отбор устраняет пассионариев; остается обыкновенный, средний, успокоенный человек.

Л. Б. Как Вы относитесь к описанию Чингисхана, которое дал Калашников в романе ╚Жестокий век╩? Светловолосый, голубоглазый Чингисхан... Возможно ли это? Монголы отвечают с неприязнью, что мы, европейцы, слишком большое значение придаем внешнему, форме.

Л. Г. Он ведь был мутант-пассионарий ≈ все могло быть. В некоторых случаях ультрафиолетовые лучи пробивают атмосферу и доходят до поверхности земли, и в результате жесткого облучения происходит мутация.

Л. Б. А нынешнее радиоактивное облучение действует так же?

Л. Г. Получаются уроды. Но пассионарии ≈ тоже в определенном смысле уроды. Им не сидится дома, и вместо того, чтобы наслаждаться уютом, они устремляются в мир, перекраивают его, живут в дискомфортных условиях.

Л. Б. Эту особенную силу мне удалось ощутить во время пребывания в Хара-Хорине, древней столице Монголии. Видимо, пассивную энергию сохраняют предметы в храме Эрдэни Дзуу, крепостные стены, ступы, в которых замурованы священные книги, мощи святых, культовые вещи. От самой земли идет эта сила ≈ под ее слоями лежит никем не тронутый древний город.

Л. Г. Пусть лежит, целее будет.

Л. Б. То же самое говорят и монгольские коллеги. Оттуда, из далекого Хара-Хорина, тянулись нити ко всему миру... Вам приходилось там бывать?

Л. Г. Когда был молодым ≈ не пускали, а теперь я и сам бы не смог поехать.

Л. Б. Как Вы полагаете, Лев Николаевич, существует ли сейчас пассионарный толчок?

Л. Г. Аберрация близости ≈ не менее ста лет. Это то же самое, что рассматривать комнату под микроскопом. Пройдет триста лет, прежде чем станет все понятно. Так же существует и аберрация дальности. Что было в палеолите, мы тоже не знаем.

Л. Б. Когда, согласно Вашей теории, были сильные пассионарные взрывы?

Л. Г. Сильный толчок был около 1000 года. Он прошел через Маньчжурию, Монголию и выклинился где-то на меридиане Байкала, Последний такой взрыв ≈ начало XIII века. Он дал одновременно Россию, Литву, Османскую Турцию и Эфиопию. Мы не отстали от Европы, мы просто моложе на пятьсот лет. Все это видно на моем графике развития этнокультурных систем Евразии I ≈ IV вв. Монголы в XIII веке испытали подъем, в течение века держались, и затем, в XIV веке, наступил спад.

Пассионарный толчок ≈ это неэнтропийный импульс, не слишком сильный, потому что не дает летальных последствий для затронутых им организмов. Мутация! Возникает новый признак, проявляющийся в поведении и обнаруживаемый на популяционном уровне. Это и есть процессы этногенезов у людей, но, вероятно, аналогичные феномены есть у животных и растений, а также у микроорганизмов. Но эти сюжеты нас пока не интересуют. У. людей возникший признак, в данном случае ≈ пассионарность, устраняется естественным отбором, но оставляет после себя реликтовый этнос, живущий в состоянии гомеостаза так долго, как позволит устойчивость вмещающей среды. Эти реликты не примитивы, а финальные фазы миновавших этногенезов или предельно упрощенные системы.

Все известные этногенезы развиваются по описанной схеме, но, разумеется, в любой фазе развитие может быть оборвано вмешательством соседей. Впрочем, начало процесса ≈ мутацию, порождающую некоторое количество пассионариев в гомеостатической популяции и тем самым превращающую ее в системную целостность ≈ этнос, тоже можно рассматривать как экзогенное вмешательство, а не как эволюцию этнических субстратов. Мы не одиноки в монотонной Вселенной. Потоки энергии пронизывают наши тела и окружающую среду, что дает нам право рассматривать этногенезы как частный случай видообразования. То, что они протекают в обозримое время и имеют абсолютную хронологию, позволяет трактовать их как модель аналогичных процессов на клеточном и молекулярном уровнях, а равно на видовом и даже планетарном. Различие здесь только в сроках протекания, что в каждом случае требует своеобразного подхода. Однако дальнейшее развитие теории ≈ дело поколения. С меня довольно того, что мне удалось сделать.

Л. Б. Ваша теория как-то связана с теорией Вернадского о ноосфере?

Л. Г. Она связана с 1-м биохимическим принципом Вернадского: ╚Биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению╩.

Л. Б. А с работами Чижевского?

Л. Г. Он был на верном пути, но не умел отбирать исторические факты. История требует точности и масштабности.

Л. Б. Судя по тому, что книга В. Вернадского ╚Химическое строение биосферы Земли и ее окружения╩ у Вас под рукой, Вы к ней обращаетесь довольно часто?

Л. Г. Постоянно. И в Ленинграде тоже есть экземпляр.

В. И. Вернадский, открывший биохимическую энергию живого вещества биосферы, отметил еще один феномен, как бы энергию с обратным знаком ≈ ╚разум╩, точнее, ╚мысль╩, которая, не являясь определенной формой энергии, тем не менее может совершать работу. Может-то она безусловно, но какова совершаемая ею работа? Что она создает? Каковы ее результаты? И, наконец, каково ее соотношение с уровнем пассионарного напряжения системы, в которой она проявляется?

Ответить на это можно только посредством этнологии, оперирующей понятиями суперэтносов и их контактов при изучении законченных процессов этнической истории...

Л. Б. Какие книги, связанные с Монголией, есть в Вашей библиотеке?

Л. Г. Те, что всегда держу под рукой: R. Grusse. ╚L▓Empire des Steppes╩; ╚Mongols and Russian╩ Г. В. Вернадского; ╚Сокровенное сказание╩, переведенное на польский язык Станиславом Калужинским; Рашид-ад-Дин; старое издание Г. Цыбикова. И, разумеется, целая полка специальной литературы.

Л. Б. На столе я вижу и Ваши основные труды, депонированные в Люберцах. Чему посвящен том ╚Тысячелетие вокруг Каспия╩?

Л. Г. Здесь показан принцип пассионарной теории этногенеза на неизвестном историческом материале. Объясняется, почему немногочисленные хунны (около 300 тысяч) не пустили китайцев в Европу, почему монголы побеждали противников многочисленных, технически оснащенных и прекрасно организованных.

Л. Б. Для работы Вы используете материалы из летописей?

Л. Г. Летописец был человек живой и пристрастный. Верить надо средневековым немецким хронистам ≈ только в отношении генеалогий.

Л. Б. Над чем Вы работаете сейчас?

Л. Г. Недавно я закончил очередной том ╚Древняя Русь и Великая степь╩, охватывающий период с IX по XIV век. Работа посвящена не Руси и Степи, а границе между ними. Это новый подход в истории, когда изучается не сам предмет, а соотношение его с соседним. Повторять историю Руси нет смысла. Великая степь мной описана в Степной трилогии. На эту книгу и ╚Деяния монголов╩ ушли последние двенадцать лет, когда меня никуда не звали и нигде не печатали.

Л. Б. Наверное, прочие Ваши работы можно будет издать.

Л. Г. У меня много написано про монголов, но я не даю в печать. Чтобы не умереть. Пока в столе лежит незаконченная рукопись, требующая работы, она спасает меня от смерти. А гонорары меня не интересуют. На что их тратить в моем возрасте?..

Л. Б. Вопреки всему, что довелось Вам перенести, в Вас нет никакого ожесточения...

Л. Г. А против кого мне ожесточаться? Где эти люди теперь? От старости же меня защищает великолепный экран ≈ это история кочевников Центральной Азии. Она мне давала силы и в самые тяжелые годы. С 1938 по 1956 год я провел в лагерях. В промежутке, с 1945 по 1949, воевал, брал Берлин, потом быстро сдал экзамены... И тут началась опала матери ≈ после известного постановления о журналах ╚Звезда╩ и ╚Ленинград╩. (По странному совпадению первый музей Анны Ахматовой в Ленинграде образован при ПТУ имени Жданова.) Но я все же успел защитить кандидатскую диссертацию, а докторскую ≈ уже после освобождения. Что делать, надо уметь выбирать родителей.

Л. Б. Годы заключения пришлось провести без книг?

Л. Г. Книги присылали. В частности, работы Бичурина, помогшие мне написать книгу о древних тюрках, ставшую впоследствии докторской диссертацией. Книги ╚Хунну╩ и ╚Хунны в Китае╩ я написал там же, привез домой в чемодане. Потом только дополнил ссылками на иностранные источники. Во время пятнадцатилетней опалы, начавшейся после выхода книги ╚Поиски вымышленного царства╩, тоже беспрерывно работал. Вообще, за последние двадцать пять лет только раз ≈ одну неделю ≈ отдыхал (после женитьбы, совпавшей по времени с выходом книги).

Л. Б. Книга, послужившая поводом для Вашего отчуждения, стала теперь не просто редкой ≈ недоступной. В 1973 году она была издана в Польше ≈ иллюстрации тщательно подобраны Стефаном Михальски, научный консультант ≈ крупный монголовед Станислав Калужинский. В 1974 году книга переведена на чешский язык... Идея отрицания монгольского ига, выдвинутая Вами, видимо, вызывает научный интерес, а не только встречается в штыки.

Л. Г. Именно об этом подробно говорится в главе ╚Недоумение по поводу монголов╩ из книги ╚Деяния монголов╩. Эта глава ≈ своего рода апокриф, написанный в форме обсуждения доклада, который на самом деле никогда не был прочитан. В ней собраны разного рода мнения, с которыми мне приходилось сталкиваться за последние полвека, и даны ответы на них.

Почему к монголам во всем мире принято относиться плохо? Распространили этот навет тамплиеры в XIII веке, когда они предали монголов. В XIII веке в Европе были паписты-гвельфы и сторонники императора ≈ гибеллины. К числу гвельфов принадлежали юго-западные французы ≈ Анжуйский дом, северо-восточные немцы ≈ саксонская династия герцогов Вельфов, половина Италии и орден Тамплиеров. Гибеллинами были швабские герцоги Гогенштауфены, которых поддерживали французские Капетинги. Гибеллины искали поддержки у восточных христиан: Никейской империи, Армянского царства в Киликии и у монгольских несториан. Папы за это отлучали их от Церкви.

А монголы об этой борьбе ничего не знали, вернее, не могли представить себе размаха ненависти и предательства. Поэтому, двинувшись в 1260 году, после взятия Багдада, на освобождение Иерусалима, они рассчитывали на поддержку палестинских христиан и крестоносцев и были уверены в победе. Гетум, царь Киликии, и его зять Боэмунд Антиохийский поддержали монголов, но крестоносцы Акры пропустили войско египетских мамлюков через свои владения и даже снабдили их провиантом. Монголы были разбиты, после чего разъяренные мамлюки вырезали христианское население Сирии и взяли все крепости крестоносцев в Палестине. Вина за разгром и кровь невинных лежала на тамплиерах, но те распустили слух, что монголы хуже черта. Тенденциозность версии несомненна, но для специалиста, а не для большинства. Так она и закрепилась, сначала в Европе, а потом в России, ибо реальность всегда воспринимается труднее, чем миф.

В XIII веке западноевропейская географическая наука, имевшая в то время громадное практическое значение, представляла бушующий фонтан мифов, легенд, сознательной лжи и безудержной фантазии. Это был доступный в то время уровень науки, которая базировалась не на опыте и наблюдении, а на деятельности свободной мысли или разума, питаемой легковерием народных масс и высших сословий. Уже одна басня о царстве пресвитера Иоанна унесла в ад несколько тысяч французов и немцев, пошедших во второй крестовый поход навстречу мнимому союзнику, А когда христианский союзник действительно появился из глубин Азии, была проведена очередная дезинформация, причем столь сознательно и гнусно. Но изреченная ложь ≈ произведение свободной мысли или разума, т. е., если быть последовательным, ≈ ноосферы XIII века, стала привычной, т. е. фактом, формирующим стереотип поведения и, как таковой, дожила до нашего времени. Предвзятое мнение превратилось в переходящую ошибку, исправить которую средневековая наука была бессильна.

Неисчислимы беды, происходящие от предвзятых мнений и переходящих ошибок. Заслуга науки в том, что она часто вскрывает застарелые предубеждения, никогда не доказанные и как будто не требующие доказательств. Чтобы опровергнуть ложное суждение, нужно вскрыть его корни, зачастую болезненные и застарелые.

Наши предки, жившие в Московской Руси и в Петербургской Империи, нисколько не сомневались в том, что их восточные соседи ≈ татары, мордва, черемисы, остяки, тунгусы, казахи, якуты ≈ такие же люди, как и тверичи, рязанцы, владимирцы, новгородцы и устюжане. Идея национальной исключительности была чужда русским людям, и их не шокировало, что, например, на патриаршем престоле сидел мордвин Никон, а русскими армиями руководили потомки черемисов ≈ Шереметевы, и татар ≈ Кутузов.

В странах же Западной Европы предубеждение против неевропейских народов родилось давно. Считалось, что азиатская степь, которую некоторые начинали от Венгрии, другие ≈ от Карпат, ≈ обиталище дикости, варварства, свирепых нравов и ханского произвола. Взгляды эти были закреплены авторами XIII века, создателями универсальных концепций истории, философии, морали и политики. При этом самым существенным было то, что авторы эти имели об Азии крайне поверхностное и часто превратное представление. Все же это их не смущало, и их взглядов не опровергали французские или немецкие путешественники, побывавшие в городах Передней Азии или Индии и Китая.

К числу дикарей, угрожавших единственно ценной, по их мнению, европейской культуре, они причисляли и русских, основываясь на том, что 240 лет Россия входила в состав сначала великого Монгольского улуса, а потом Золотой орды. Эта концепция была по-своему логична, но отнюдь не верна.

Корни болезни, которую мы называем монголофобией, следует искать в том же XIII веке, когда и происходили войны монголов. Могут возразить, что европейцы, а до них римляне и греки недолюбливали степных варваров ≈ скифов, гуннов ≈ и раньше. Но раз речь идет о монголах, а не о гуннах, туркменах-сельджуках и даже туарегах Сахары, которые на время завоевали большую часть Испании, то причины монголофобии надо искать именно в XIII в. Ибо до этого времени о монголах не было слышно и их не было на исторической арене.

Каждое явление, наблюдаемое в современности, имеет свое начало в прошлом, иногда близком, иногда далеком, но никогда не бесконечном, якобы характерном для всех тысячелетий существования человечества. Но ведь любое описание прошлого ≈ история. Следовательно, история любого процесса, бытующего в настоящее время, ≈ это продолжение того мгновения, когда, в силу тех или иных причин, этот процесс начался. Именно поискам начала, т. е. происхождения ╚черной легенды╩, посвящена книга ╚Деяния монголов╩. Эта работа похожа на диагноз грандиозной болезни, заблуждения, унесшего много жизней и породившего много ненужного и бессмысленного горя.

Надо отдать должное уму и такту наших предков. Они не создали обратную человекоубийственную систему мироощущения. Они относились к окрестным народам как к равным, пусть даже непохожим на них. И благодаря этому они устояли в вековой борьбе, утвердив как принцип не истребление соседей, а дружбу народов. Вот почему для русского читателя важно понять, с кем и как нашим предкам пришлось воевать и на Востоке, и на Западе.

Беседу вела Л. Букина (1986-1988 гг.)

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ] >> ]

Top