Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

СТАРОБУРЯТСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Иллюстрации

1. Будда Шакьямуни в образе 1000 будд

XIII чудо Будды. а голове-синий монашеский колпак, перехваченный у темени, с золоченой копьеобразной вершиной, а лбу, между бровями,-бугорок мудрости, мочки ушей оттянуты книзу до челюсти. Глаза и губы покрашены. Одежда-золоченая, с геометрическим орнаментом. Рубашка, подпоясанная веревкой, закрывает тело Будды до сосков, через левое плечо перекинут плащ. Поза: алмазное сиденье, то есть ноги подогнуты и пятки вывернуты кверху. Руки-перед животом, правая, ладонью вверх, лежит на левой. Пьедестал обернут шелковым хадаком.
Бронза. Высота 38 см.
Инв. N 21

Дхьяни-будда Амитабха (58 Kb)

Бронза, литье, чеканка, позолота, роспись.
Бурятия, 1-я пол. XIX в. (См. также NN 12, 13, 18.).
Дхьяни-будда Амитабха-четвертый из пяти будд созерцания, чье имя означает "Неизмеримый свет". Его характерными признаками являются поза "ваджрапарьянка" и положение рук, сложенных на лоне в жесте "дхьяна-мудра". Он представлен облаченным в монашескую одежду, состоящую из длинной юбки, подвязанной под грудью, и плаща, наброшенного на левое плечо, оставляющего правое открытым и окутывающего бедра и ноги. Амитабха часто изображается со своим атрибутом-патрой (чашей). Здесь этот атрибут отсутствует.

2. Будда Шакьямуни

Руки-в положении бхумиспарша-мудра-букв. "касающийся земли". Правая рука опущена на колено, пальцами касается престола, левая-у лона, ладонью вверх. Призвание Земли в свидетели во время мара (искушения).
Бронза. Высота 38 см.
Инв. N 65

Будда Шакьямуни (59 Kb)

Бронза, литье, чеканка, позолота, роспись.
Бурятия, сер. XIX в. (См. NN 5 и 11).

3. Будда Шакьямуни, учащий

Руки согнуты в локтях и сложены перед грудью; большие и указательные пальцы соприкасаются символизируя соединение духа и материи - дхармачакра-мудра.
Бронза. Высота 44 см.
Инв N 62

Будда Дипамкара (43 Kb)

Бронза, литье, чеканка, позолота, роспись.
Бурятия, 1-я пол. XIX в.
Дипамкара является одним из многих будд-предшественников Будды Шакьямуни. Он предстает в позе "ваджрапарьянка", сидящим на лотосовом троне с двойным рядом лепестков, с руками, сложенными перед грудью в жесте "дхармачакра-мудра". Это характерное положение рук для данного образа. Он одет, как и другие будды, в монашескую одежду, но украшенную по кайме орнаментом.

4. Архат, ученик Будды

Круглая голова, оттянутые мочки ушей. Смуглый. Монашеская одежда - лиловая туника, подпоясанная веревкой, золотой плащ. Алмазное сиденье. Витарка-мудра - мудра доказательства. Правая рука, согнутая в локте, - перед грудью, большой и указательный пальцы сложены. Левая, у лона, держит патру. Пьедестал - книги, покрытые ковром.
Дерево. Высота 34 см.
Инв. N 70

Архат Пантхака (?) (53 Kb)

Дерево, резьба, роспись.
Бурятия, нач. XIX в.
Архатами называли древних мудрецов, среди которых были как легендарные, так и исторические лица. Пантхака был знаменит своими знаниями "Трипитаки", т.е. буддийского канона, сохранившегося на палийском языке, поэтому в мире богов он обучает их детей священным знаниям. Пантхака изображен в позе "ваджрапарьянка", сидящим на специальных прямоугольных подушках - олбок. Он в монашеском платье. Правая рука Пантхаки - перед грудью в жесте "витарка-мудра", а левая лежит на лоне ладонью вверх. Изображенная на фото чаша-патра в левой ладони архата не принадлежит данной скульптуре: вместо нее в ладони святого должна лежать книга.

5. Бодхисатва

В ушах - серьги, на правой руке - запястье и браслет с драгоценными камнями. Плечи и грудь покрыты накидкой с драгоценными камнями и вышивкой. Дхармачакра-Мудра; в левой руке - патра (утеряна). Бронза.
Высота 38 см.
Инв. N 68.

Будда Сиддхартха Гаутама (56 Kb)

Бронза, литье, чеканка, позолота, роспись, инкрустация цветными пастами.
Бурятия, нач. XIX в. (См. NN 2, 11.)
Редкий образ Будды Шакьямуни в виде принца Сиддхартхи Гаутамы. Иконография повторяет канонический облик Будды, отличаясь лишь украшениями: серьгами в ушах, драгоценным оплечьем, браслетами на руках и ногах. Непременный атрибут Будды - чаша - отсутствует.

6. Цзонхава

Архат, реформатор тибетского буддизма, включен в буддийский пантеон, где следует за Майтрейей. Монашеская одежда; высокий колпак с наушниками. Дхармачакра-мудра; алмазное сиденье на лотосе.
Бронза. Высота 41 см.
Инв. N 69

Цзонхава (61 Kb)

Бронза, литье, чеканка, позолота, роспись.
Бурятия, нач. XIX в. (См. NN 27, 28, 29.)
Цзонхава (1357-1419 гг.) - известный деятель буддизма, основатель школы гелук. Он родился в местечке Цзонха - "Падь дикого лука" в провинции Амдо в Тибете. Отсюда его имя. Цзонхава сделал так много для укрепления буддизма, что его почитали наравне с самим Буддой Шакьямуни и часто изображали с двумя ближайшими учениками - Кхайдубом-дже и Гьялцабом-дже.

7. Авалокитешвара одиннадцатиликий, восьмирукий

Одежда бодхисатвы. Верхняя пара рук - в намахкара-мудра (мудра молитвы); средние руки держат лотос и змею, нижние опущены; пьедестал - лотос.
Бронза. Высота 40 см.
Инв. N 97

Бодхисатва Авалокитешвара Экадашамукха (42 Kb)

Бронза, литье, чеканка, позолота, роспись.
Монголия, 1-я пол. XIX в. (См. NN 15, 16, а также N 30.)
Авалокитешвара представлен стоящим в позе "самапада" на лотосовом троне. Его девять голов расположены в три ряда друг над другом и увенчаны коронами (над вторым рядом короны отсутствуют, а над третьим - перевернуты зубцами вниз). Над девятью головами Авалокитешвары возвышается гневный лик дхармапалы Махакалы, а над ним - голова дхьяни-будды Амитабхи. Из принадлежащих Авалокитешваре атрибутов сохранились всего три: в двух правых - колесо-чакра и четки, а в левой - стебель цветка.

8. Белая Тара - избавительница от бед

В чине бодхисатвы. Слеза, выкатившаяся из правого глаза Авалокитешвары. Лицо - монголоидное, с тонкими бровями и ярко-красным ртом. Цвет - розоватый. а голове - синий колпак, с лентами, спускающимися на плечи и руки; на лентах - золотые полумесяцы; на темени под колпаком - вертикально поставленная прическа, охваченная золотым обручем с украшением, орнаментированным спиралью. а колпаке - золотой пятиглавый венец с растительным и спиральным орнаментом, с развевающимися сзади лентами. а венце - два изумруда; за венцом, от затылка, вокруг головы - красный лотос. В ушах - изумрудные серьги. а шее - три золотых ожерелья, с рубинами и изумрудами. а плечах - золотой шарф. Пояс зеленый, широкий, с золотыми украшениями в виде роз на боках. От пояса идет короткая юбка с золотым шитьем и золотой каймой. Богиня сидит на лотосе, поджав ноги ступнями вверх. Руки, согнутые в локтях, - перед грудью.
Дерево. Высота 36 см.
Инв. N 98

Мандарава (?) (68 Kb)

Дерево, металл, резьба, чеканка, роспись.
Бурятия, нач. XIX в.
Мандарава - лицо историческое. Она была дочерью индийского царя Аршадхары, правившего в VII в. в Пенджабе (северо-западная Индия), и сестрой известного проповедника буддизма Шантиракшиты. Сама Мандарава была ученицей и постоянной спутницей знаменитого индийского проповедника тантризма Падмасамбхавы.
Мандарава изображена подобно индийской принцессе сидящей на лотосовом троне, закинув ступню левой ноги за колено правой. Ее голову украшает царская корона, на шее и плечах - ожерелья, на руках и ногах - браслеты. Ее правая рука в жесте "витарка-мудра" перед грудью, а в левой она по канону должна держать чашу из черепа - габалу.

9. Золотая Тара (разновидность Зеленой Тары)

Слеза из левого глаза Авалокитешвары. Тара, борющаяся с несправедливостью. Желтая; венец - семиглавый. Пояс - с драгоценными камнями; юбка вышита золотом. Правая рука на правом колене, левая - у груди. Пальцы, большой и указательный, сложены. Правая нога спущена с лотоса, левая подогнута.
Дерево. Высота 23 см.
Инв.N 111

Бодхисатва Сьяматара (Зеленая Тара) (53 Kb)

Дерево, резьба, роспись.
Монголия, нач. XIX в. (См. N 17.)

10. Ямантака, аватара бодхисатвы Манджушри

Рельефное изображение. Темно-синий, трехглазый, голубые рога, венец - из черепов. Шестнадцать пар рук, восемь пар ног. Пояса - из черепов и отрубленных голов. Над основным, синим лицом - красное, также свирепое, выше - желтое, спокойное. По бокам - по три лица: налево - черное, белое, черное; направо - желтое, синее, красное. Шакти - голубая, в венце из черепов. Ямантака попирает йогами врагов веры: птиц, животных, людей. имб - золотой с красным, в форме пламени. Пьедестал - листья лотоса.
Папье-маше. имб железный. Высота 40 см.
Инв. N 197

Идам Ваджрабхайрава (Ямантака с шакти) (118 Kb)

Папье-маше, роспись.
Бурятия, нач. XIX в. (См. N 44.)
Бхайрава изображен вместе со своей праджней Видьядхарой.

11. Ваджрасана - Алмазнопрестольный Будда

Золотой, оба плеча покрыты; правая рука - в бхумиспарша-мудра, левая у лона держит патру. имб зеленый. Одежда красная. У подножия престола два архата в красных одеждах.
Размеры: 65х35 см.
Инв. N 208

Будда Шакьямуни с двумя учениками (142 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, сер. XIX в.
У подножия трона справа - Маутгальяяна, слева - Шарипутра.

12. Амитаюс

Красный; нимб - зеленый; алмазное сиденье; в руках сосуд. Золотые серьги; два ожерелья; запястья и браслеты. Зеленый шарф на плечах. Пьедестал - на листьях лотоса. Амитаюс - "будда бесконечной жизни", или "вечный"; эманация Амитабхи. Это главный "бог" ламаистского причастия - церемонии получения долгой жизни, во время которой каждый поклонник получает по капле освященного вина и по три освященных пилюли, которые должны быть немедленно проглочены. В Тибете, где культ Амитаюса весьма распространен, его изображение часто высекается на придорожных скалах. Изображается он не как обычный Будда, то есть не в монашеском плаще, а в богатой одежде индийского принца и вместо патры держит чашу с живительной амброзией и цветком миробалана. Вокруг головы и вокруг тела его - сияние, причем последний светлый круг пронизан золотыми полосками божественной эманации.
Размеры: 48х30 см.
Инв. N 200

Амитаюс (117 Kb)

X., мин. краски.
Бурятия, 2-я пол. XIX в.

13. Амитабха в раю Сукавати (Западный рай)

Из пруда, окруженного оградой, растет дерево с золотыми цветами. а ветвях его сидит красный Амитабха в красной одежде (оба плеча покрыты). Руки - в дхяна-мудра (мудра созерцания). имб у головы - зеленый, окруженный узкой красной и широкой белой полосами. Большой нимб - сине-красно-золотой. Изображение Амитабхи повторено в меньшем размере на вершине дерева. С боков два бодхисатвы: белый - Авалокитешвара - и синий (?). а стволе дерева (под Амитабхой) - три человеческих фигуры, не поддающиеся определению, и два журавля. В верхних углах - алоранты, стремящиеся в рай; внизу донаторы, приносящие дары.
Размеры: 107х55 см.
Инв. N 251

Дхьяни-будда Амитабха в своем небесном царстве Сукхавати (136 Kb)

X., мин. краски.
Бурятия, сер. XIX в.

14. Авалокитешвара четырехликий

Наверху - Алмазнопрестольный Будда и два архата; внизу - Амитаюс (в центре), Белая и Зеленая Тары.
Размеры: 53х42 см.
Инв. N 212

Бодхисатва Ситатапатраапараджита (126 Kb)

X., мин. краски.
Бурятия, 1-я пол. XIX в.
Имя этой богини означает "Непобедимая с белым зонтом", что указывает на один из главных атрибутов в ее руках. Когда-то белый зонт был символом царской власти. Богиня представлена сидящей в позе "ваджрапарьянка" на лотосовом троне. У нее три лика: правый - синий, центральный - белый и левый - красный. Тело - белого цвета.
Изображена наиболее популярная форма этой богини - восьмирукая.
В верхней части иконы в центре -Цзонхава, по сторонам от него два его ученика: Кхайдуб-дже и Гьялцаб-дже. У подножия трона справа - Ситатара, в центре - Пита Ямбхала, слева - Сьяматара.

15. Авалокитешвара - бодхисатва сострадания

Одиннадцатиликий; нимб - синий и оранжевый, по краям нимба - цветы лотоса. Наверху изображен Будда в облаках, внизу - Тары и бодхисатва. Пейзаж горный.
Размеры: 62х37 см.
Инв. N 219

Бодхисатва Авалокитешвара Экадашамукха (148 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, сер. XIX в.
Над головой центрального персонажа изображен Цзонхава, по сторонам от него - два монаха. Внизу, у подножия лотосового трона Авалокитешвары, изображены: справа - Сьяматара, в центре - Пита Ямбхала, слева - Ситатара.

16. Одиннадцатиликий Авалокитешвара

Наверху - три изображения Цзонхавы. Внизу, у ног, - Махакала, а в углах - Белая и Зеленая Тары. Фон - зеленый; цветы и листья.
Размеры: 56х32 см.
Инв. N 203

Бодхисатва Авлокитешвара Сахасрабхуджа (163 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, сер. XIX в.
Этот образ отличается от предыдущего лишь ореолом вокруг тела из многих сотен рук божества, на каждой ладони которых изображен всевидящий глаз. В верхней части иконы в центре изображен Цзонхава, по сторонам - два его ученика. В нижней части иконы справа - Ситатара (Белая Тара), в центре - Махакала, слева - Сьяматара (Зеленая Тара).

17. Белая Тара, семиглазая

Один глаз во лбу, два - на ладонях и два - на ступнях. Правая рука - в вара-мудре, левая - перед грудью. У левого плеча - лотос. имб у головы - зеленый, вокруг тела - синий, переходит в оранжевый. По нимбу - золотые струйки.
Размеры: 53х35 см.
Инв. N 207

Бодхисатва Ситатара (Белая Тара) (94 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, 1-я пол. XIX в.

18. Амитабха - "будда Западного рая" с патрой в руках

Оба плеча покрыты; нимб - зеленый; большой нимб (вокруг тела) - синий, переходит в красный и желтый. а престоле приношения - плоды, цветы. Внизу - Тары.
Размеры: 62х37 см.
Инв. N 221

Дхьяни-будда Амитабха (148 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, сер. XIX в.
У подножия трона Амитабхи справа - соответствующий ему по канону ваджраяны бодхисатва Авалокитешвара, слева - праджня Амитабхи Пандарашвари.

19. Манджушри желтый

В богатом венце, ожерельях и браслетах. В правой руке - меч, в левой - лотос, на котором лежит книга Праджняпарамита. имб - зеленый, большой нимб - синий и розовый; сидит на лотосе. Пейзаж горный. Наверху - Алмазнопрестольный Будда. По углам - бодхисатвы.
Размеры: 95х44 см.
Инв. N 227

Бодхисатва Манджушри (126 Kb)

Х., мин. краски.
Монголия, нач. XIX в. (См. NN 20, 21, 25)
Над головой Манджушри изображен Цзонхава, а по четырем углам иконы - четыре манифестации Манджушри.

20. Манджушри

Внизу: справа - Белая Тара, слева - Ваджрапани.
Размеры: 52х32 см.
Инв. N 232

Бодхисатва Манджушри (132 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, 2-я пол. XIX в.
У нижнего края иконы справа изображен Авалокитешвара Чатурбхуджа, слева - Ваджрапани.

21. Манджушри двурукий, желтый

В правой руке - жезл; левая - в абхая-мудра (мудра бесстрастия). имб - зеленый. Наверху - Алмазнопрестольный (в середине), красный Амитабха и синий Манлэ. Внизу (слева направо) Симханада - одна из форм бодхисатвы Падмапани, Яма с Ями и Зеленая Тара.
Размеры: 57х39 см.
Инв. N 218

Бодхисатва Манджушри (117 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, сер. XIX в.
В верхней части иконы изображен в центре будда Ваджрадхара; внизу, в центре - Самайядхармараджа; по четырем углам иконы - четыре манифестации Манджушри.

22. Манлэ - будда врачевания

Синий; в правой руке - цветок миробалана, в левой - патра, нимб - зеленый; сидит на лотосе. Кругом (сверху и с боков) - семь фигур будд, внизу - дхармапала.
Размеры: 63х37 см.
Инв. N 222

Будда Бхайшаджагуру Вайдурьяпрабхараджа (Манлэ) (117 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, сер. XIX в.
а полях иконы представлены семь других манифестаций будды медицины, внизу, под лотосовым троном центрального персонажа, изображено божество из разряда дхармапал.

23. Майтрея (монг. - Майдар)

Бодхисатва, будущий будда. В верхнем ряду - пагода Будды Алмазнопрестольного; в нижнем ряду - Яма (царь ада) и адорангы.
Размеры: 65х50 см.
Инв. N 245

Майтрея, будда будущего, в ипостаси бодхисатвы на небе Тушита (113 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, нач. XIX в. (См. N 24.)

24. Майтрея - бодхисатва в центре золотого круга

а нем богатый венец, зеленая одежда, прикрывающая оба плеча, чулки и золотые туфли. Цвет - золотой; мудра молитвы. Вокруг него - адоранты и архаты, среди которых Цзонхава. Рядом с ним - дхармапала, по-видимому, Махакала. С другой стороны, за пределами круга, - Яма. Наверху - Алмазнопрестольный Будда в пагоде. У трона - две женские фигуры, золотая и черная. Кругом - облака, на коих сидят адоранты. Внизу - Майтрейя в виде будды, окруженный адорантами.
Размеры: 55х52 см.

Майтрея на небе Тушита (164 Kb)

X., мин. краски.
Тибет, нач. XIX в.

25. Цаган Эбуген

Буддийский отшельник с посохом. Сидит под сенью большого дерева. Он лыс, имеет монгольские усы и длинную бороду. Одет в красную, нижнюю, и светло-серую, верхнюю, одежду и желтые туфли. Справа от него - узелок с пищей. Перед ним - блюдо, к которому пришли кормиться чета фазанов и чета оленей. а фоне неба - Алмазнопрестольный Будда.
Размеры: 52х37 см.
Инв. N 206

Цаган Эбуген (113 Kb)

X., мин. краски.
Бурятия, сер. XIX в. (См. также NN 19, 20, 21.)
Цаган Эбуген - одна из манифестаций бодхисатвы Манджушри. Он изображен сидящим у входа в пещеру, над его головой - Амитаюс.

26. "Путь избавления от страстей" на фоне горного пейзажа

"Страсти" изображены в образе черного слона, которого погонщик, стремящийся к "освобождению от сансары", гонит по "пути учения". Слон постепенно белеет и наконец полностью очищенным приходит к Будде, сидящему у входа в пещеру.
Размеры: 60х36 см.
Инв. N 259

"Путь избавления от страстей" (70 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, нач. XIX в.

27. Цзонхава в желтой шапке и красной с золотом одежде

Руки на груди - мудра молитвы. Зеленый нимб - у головы, синий и красный с золотыми прожилками - у тела. За плечами и за нимбом - цветы. Сидит на лотосовом троне. Перед престолом - столик с приношениями и две фигуры адорантов.
Размеры: 61х44 см.
Инв. N 226

Цзонхава с двумя учениками (155 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, 1-я пол. XIX в.
У подножия лотосового трона Цзонхавы изображены два его ученика - Кхайдуб-дже и Гьялцаб-дже. Это были высокообразованные люди, много сделавшие для укрепления буддизма в Тибете и за его пределами. После кончины Цзонхавы они поочередно стали его преемниками.

28. Цзонхава с атрибутами Манджушри на лотосовом престоле

Внизу - занавешенная буддийская божница с приношениями, а по бокам - два ламы.
Размеры: 34х24 см.
Инв. N 314

Цзонхава с двумя учениками (132 Kb)

X., мин. Краски.
Монголия, сер. XIX в.
По сторонам от Цзонхавы - два цветка лотоса, в венчиках которых находятся атрибуты его духовного патрона Манджушри: меч и книга. У подножия его трона изображены два его ученика, облаченные в монашеские одежды, сидящие на специальных дамских сидениях. Правые руки их подняты к груди и сложены в жесте витаркамудра, а левые лежат на лоне, держа книги. Между ними стоит ритуальный столик с драгоценными волшебными жемчужинами.

29. Цзонхава и ламаистский пантеон

а земле синего цвета растет дерево, на ветвях которого расположен треугольником ламайский пантеон. В вершине - Цзонхава, обычный, и под ним изображено больше 100 божеств: бодхисатвы и дхармапалы. В центре группы - Авалокитешвара. Наверху, в облаках, в центре, - пятнадцать изображений Будды; справа и слева - сцены из жизни Цзонхавы, по краям - толпы адорантов. Изображения на углах: верхних - Будда на фоне пагоды и ученики; нижнем правом - монахи, принимающие дар; нижнем левом - пагода на фоне сада и принц, едущий на слоне.
Размеры: 80х50 см.
Инв. N 238

Цогшин Цзонхавы (212 Kb)

X., мин. Краски.
Тибет, сер. XIX в.
Композиция иконы представляет собою заполняющее всеобщее пространство мировое дерево, в лоне которого в строгом порядке находятся все причастные к пантеону школы гелук мифические и реальные персонажи. Дерево своими корнями уходит в воды мирового океана. Композиция читается по вертикали - от изображения Ади-будды - изначального будды - до защитников веры, представленных в определенном порядке. Формально икона делится на три части, каждая из которых соответствует трем мирам буддийской космологии. Верхняя часть иконы фиксирует сферу высшей духовной деятельности - чистое знание, которое соответствует высшей сфере вселенной - месту пребывания Ади-будды. Это - мир высших существ, "бесформенный мир". Средняя часть образует "сферу форм", куда проецируются эманации Ади-будды. Космические воды отграничивают сферу духовной чистоты от материального мира. ижняя часть иконы - "сфера желаний", это низшая из трех сфер, она включает в себя и Землю.

30. Мироздание

Особняком от персоналий стоит изображение мироздания. Обращаясь непосредственно к рассмотрению иконы, мы прежде всего отмечаем, что она разделена горизонтальными линиями на четыре отделения. Внизу десять искушений в виде символических предметов (цимбалы, вино и т.п.). Этот ряд непосредственно связан с усеченным треугольником, внутри которого сидит дракон, по-видимому демон Мара - древний символ искушения Будды. По обе стороны дракона - весьма стилизованный индийский пейзаж, со слонами и львами. Над этим дольним миром - три ступени лестницы, ведущие к бодхисатве. а нижних ступенях - пагоды, по бокам - субурганы, а на верхней ступени - будды и бодхисатвы. Над ними, в центре светлого полукруга, - центральная фигура иконы, страдалец за человечество милосердный бодхисатва Авалокитешвара. От него поднимается лестница на небо Тушита, где разместились: слева три перерождения Чжебцзун-дамба (ургинского) хутухты - второе, четвертое и пятое, а справа - обе Тары и Ситатапатра апарджита, богиня Белого Зонта. ебо, сверху, охвачено радугой, за пределами которой - облака, солнце и луна.
Размеры: 90х54 см,
Инв. N 473

Чортен Авалокитешвары (127 Kb)

X., ксилография, роспись.
Монголия, нач. XIX в.
Данная композиция примыкает к серии икон с изображениями восьми священных чортенов (субурганов или ступ) Будды Шакьямуни. а месте реликвария субургана изображен Авалокитешвара Экадашамукха. Над его головой слева - Ситатапатрапараджита, у подножия лотосового трона которой справа - Ситатара, слева - Сьяматара. В правом верхнем углу композиции представлены Цзонхава и два его ученика. иже, на фоне иконы изображены восемь священных знаков буддизма. У нижнего края иконы, у подножия субургана представлены дары - подношения, которые следует предлагать Авалокитешваре, а также шесть дхьяни-будд и соответствующие им дхьяни-бодхисатвы.

31. Изображение лица Дакини на бумажной материи

Синяя, трехглазая, гневная, в венце из черепов. В пасти - фигура нагой распростертой женщины. атянута на восьмиконечную раму. Фон - из нитей разноцветного шелка, натянутого на ту же раму. Украшена шелковыми хадаками (приношениями).
Инв. N 198

Лик дхармапалы (140 Kb)

X., мин. Краски, дерево, шелк.
Монголия, сер. XIX в.

32. Дакини с мечом

Попирает поверженную лошадь, окружена демонами-помощниками. Наверху - Алмазнопрестольный Будда.
Размеры: 33х22 см.
Инв. N 312

Джамсрин (Бегдзе) (145 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, 2-я пол. XIX в. (См. NN 47, 48.)
Имя Бегдзе означает "Одетый в панцирь". Он является дхармапалой и входит в число восьми самых грозных и могущественных божеств. Он представлен в позе "пратьялидха", облаченным в воинские доспехи, попирая ногами. Распростертую на лотосовом троне лошадь. В правой руке держит меч, левой подносит ко рту сердце побежденного врага и держит древко знамени. Над его головой изображен дхьяни-будда Амитабха. Справа от Бегдзе на верблюде, а слева - на медведе изображены два божества-спутника Бегдзе. Кроме них на иконе представлены еще восемь кровожадных карликов-даков, составляющих свиту Бегдзе.

33. Дакини, окруженная пламенем

В венце и ожерелье из черепов, попирает двух женщин - белую и синюю. Наверху, в центре, - Алмазнопрестольный Будда, по бокам - архаты в желтых одеждах. Внизу - Белая и Зеленая Тары.
Размеры: 23х29 см.
Инв. N 313

Дакиня Сарвабудха (137 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, нач. XIX в.
Дакиня Сарвабудха известна также под именем Кхадема и является одной из манифестаций знаменитой своей мистической силой дакини Ваджраварахи. "Дакинями", что значит "передвигающиеся по воздуху", в Тибете называли мифические женские божества, способные оказывать помощь и защиту приверженцам буддизма и посвящать в таинства Учения. В то же время они яростно преследуют все, что может удержать верующих в пределах сансары. Сарвабудха - одна из самых известных и почитаемых персонажей буддийского пантеона Центральной Азии. Она представлена в позе "алидха", обнаженной, держащей в поднятой левой руке ритуальную чашу-габалу, а в правой нож - григуг. а ее левом плече лежит атрибут дакинь - жезл кхатванга. Над головой дакини изображены Цзонхава и два его ученика. У подножия справа - Ситатара, слева - Сьяматара.

34. Ваджрадакини

Синяя, с белым лицом, в пляшущей позе, на фоне пламени, одной ногой попирает нагую женщину. Волосы - в космическом вихре. Над головой - Алмазнопрестольный Будда; по углам - гневные дхармапалы. Тело попираемой женщины заключено в треугольник (вершина коего обращена вниз), украшенный изображениями ваджры (молнии). Смысл иконы - преодоление женского начала с помощью буддийского закона.
Размеры: 74х44 см.
Инв. N 263

Дакиня Симхамукха (122 Kb)

X., мин. краски.
Тибет, 1-я пол. XIX в.
Дакиня представлена в позе "ардхапарьянка", в правой руке держит нож - григуг, в левой - габалу и кхатвангу. Над ее головой изображен Падмасамбхава, а по четырем углам иконы - четыре спутницы дакини: вверху справа на
лево - Дзетуг и Цогпа; внизу - Чагмелуг и Ямари Симхамукха.

35. Самвара, идам

Синий, трехглазый, трехликий (лицо справа - белое, слева - красное), шестирукий. Правой верхней рукой держит жезл, средними - нага, нижними - свою шакти. В венце из черепов, опоясан шкурой тигра; шакти - также в венце из черепов, опоясана шкурой пантеры; он попирает ногами нагих грешников. Фон - пламя. Внизу - Белая и Зеленая Тары.
Размеры: 94х67 см.
Инв. N 224

Дхармапала Махакала-Ваджрапани (129 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, 1-я пол. XIX в. (См. NN 45, 46.)
Шестирукий и двуногий Махакала изображен вместе со своей праджней в позе "пратьялидха". Махакала держит перед собою габалу и григуг, а в других руках - секиру, удавку и змею, тело которой, подобно ореолу, окружает дхармапалу и его праджню. Праджня Махакалы одной рукой обнимает его, а в другой держит габалу. У подножия лотосового трона главных персонажей представлены Ситатара и Сьяматара.

36. Ваджраварахи - богиня зари, чин бодхисатвы

"Алмазная свинья" вокруг шеи - наг (змей). Основные подножия - свиньи. Фон: земля - зеленая, небо - темно-синее с белыми облаками с солнцем и луной.
Размеры: 56x34 см.
Инв. N 202

Ваджрапани Алпачандра (145 Kb)

X., мин. краски.
Тибет, нач. XIX в. (См. N 43.)
Ваджрапани относится к классу божеств-охранителей, идамов. Главным его атрибутом является ваджра - символ молнии, боевое оружие в Древней Индии. Имя божества означает "держащий ваджру". Оно изображено в позе "пратьялидха", в переднике из тигровой шкуры - принадлежности мифических богатырей. В образе Алпачандры Ваджрапани имеет свой персональный атрибут - веревку-удавку в левой руке. Стоит на лотосовом троне, в основании которого - солнечный диск, что соответствует изображениям всех гневных божеств. У подножия трона - габала с символическими изображениями пяти органов чувств.

37. Ушнишавиджая

Букв. "Победоносная, украшенная диадемой из волос". В чине бодхисатвы. Желтая, трехликая, трехглазая, шестирукая; боковые лица - белое и красное. Атрибуты - лук и стрела. Зеленый шарф, воротничок - вокруг шеи; набедренная повязка. Нимб синий и красный с золотыми прожилками.
Размеры: 48х31 см.
Инв. N 237

Бодхисатва Парнашабари (115 Kb)

X., мин. краски.
Бурятия, нач. XIX в.
Парнашабари чтут как спасительницу от смертельных болезней и эпидемий. Ее изображают коленопреклоненной трехликой: правый лик - белый, центральный - желтый, как и все ее тело, левый - красный. Она одета в короткую юбку из листьев, иногда в такое же оплечье. В ее трех правых руках - топор, стрела и важдра, а в левых - цветок, лук и веревка, атрибуты этого божества.

38. Дзамбала

Владычица богатства, управляет сумерками, в чине бодхисатвы. Белая, трехглазая, гневная, с огненными волосами. Зеленый шарф, красная с золотом юбка. имб у головы - зеленый, вокруг тела - синий и розовый, с золотыми прожилками; сидит на драконе. По углам - фигуры Золотой Тары: зеленая, красная, желтая и синяя.
Размеры: 55х34 см.
Инв. N 230

Ситаямбхала (138 Kb)

X., мин. краски.
Тибет, сер. XIX в.
Ситаямбхала относится к группе божеств - стражей мирового порядка и охранителей сокровищ. Он изображен с телом и ликом белого цвета, сидящим на спине дракона. Его атрибуты: трезубец - в правой руке и жезл, увенчанный черепом - в левой. По углам иконы изображены четыре манифестации Ситаямбхалы, разных цветов, каждая из них держит в руках волшебный камень, исполняющий желания.

39. Лхамо, дхармапала в чине бодхисатвы

Трехглазая, черная, гневная, на муле. а узде мула - отрубленная голова ее сына. Дакини - Махаравактра, с головой слона, держит поводья мула, и Симхавактра, с головой льва, держит мула за хвост. Над головой Лхамо, между солнцем и луной, - бодхисатва, играющий на лютне. По углам - богини: весны - черная на желтом муле; лета - красная на синем яке; осени - желтая на зеленом олене и зимы - синяя на красном верблюде.
Размеры: 59х35 см.
Инв. N 201

Шридеви (Лхамо) (159 Kb)

X., мин. краски.
Тибет, нач. XIX в. (См. NN 40, 41, 42.)
Вверху изображена богиня мудрости и красноречия Сарасвати, а в четырех углах иконы - повелительницы времен года: весны - Васанта Раджни; лета - Варша Раджни; осени - Шарад Раджни и зимы - Хеманта Раджни. (Порядок перечисления спутниц Шридеви сохранен по Л.. Гумилеву.)

40. Лхамо

Размеры: 33х26 см.
Инв. N 225

Шридеви (Лхамо) (110 Kb)

X., мин. краски.
Бурятия, сер. XIX в.

41. Лхамо

Размеры: 31х24 см.
Инв. N 281

Шридеви (Лхамо) (140 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, 2-я пол. XIX в.

42. Лхамо

Размеры: 31х24 см.
Инв. N 282

Шридеви (Лхамо) (128 Kb)

X., мин. краски.
Тибет, XVIII в.
Икона написана в технике "нагтан": по плотному грунту черного цвета золотом прописывается контур изображения с последующей раскраской отдельных деталей изображения. Подобные иконы чрезвычайно редки, так как предназначались для особых тантрийских ритуалов.

43. Ваджрапани - хозяин молний и дождей

Дхармапала в чине бодхисатвы. Синий, трехглазый, двурукий. Опоясан шкурой тигра, вокруг шеи - наг. Фон - пламя. Наверху - Будда в бхумиспарша-мудра.
Размеры: 61х41 см.
Инв. N 215

Ваджрапани (126 Kb)

X., мин. краски.
Тибет, 1-я пол. XIX в.

44. Ямантака - гневное воплощение бодхисатвы Манджушри

Дхармапала в чине бодхисатвы, семиликий, двадцатирукий, попирает врагов веры. Наверху - Будда Алмазнопрестольный. По бокам - божества, определить которые затруднительно, за исключением Мавджушри. Внизу - Лхамо, Ваджрапани и Яма.
Размеры: 85х40 см.

Ваджрабхайрава (Ямантака с шакти) (117 Kb)

X., мин. краски.
Бурятия, XVIII в.
а полях иконы изображены (сверху вниз, справа налево): в первом ряду Бегдзе, лама школы сакья (?), Пехара; во втором - Махакала, Херука; в третьем - Сита Махакала, Ракташула Вайшравана; в четвертом - Шридеви, Махакала, Самайя-дхармараджа.

45. Махакала, устрашающее божество в чине дхармапалы

Наиболее популярен и широко представлен в нашей коллекции. Он изображается темно-синим, устрашающего вида, в венце из черепов. Он попирает ногами индуистское божество Ганешу, сына Шивы и Парвати. Ганеша изображается с головой слона, так как бог Сапи, стремящийся уничтожить все, что он видит, оторвал ему голову и забросил на небо; тогда Вишну прикрепил ему голову слона. Ганеша считается богом препятствий, и потому попирание его Махакалой, по-видимому, можно рассматривать как преодоление препятствий. Синий, трехглазый, шестирукий, в венце из черепов и ожерелье из отрубленных голов. Ганеша белый, с головой слона, в левой руке держит морковь (атрибут). Фон - пламя. Наверху - синяя фигура Будды в ваджрахумнара-мудра (мудра будды вечного и высшего). По бокам - два дхармапалы. Внизу (справа налево) - Лхамо, Кубера и Хаягрива[1].
Размеры: 65х40 см.
Инв. N 220

Махакала Садбахунатха (125 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, 1-я пол. XIX в.

46. Махакала

Махакала Садбахунатха  (156 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, 1-я пол. XIX в.
Шестирукий Махакала является одной из 75 манифестаций этого дхармапалы. В этом виде он изображается со следующими атрибутами: в двух руках, скрещенных перед грудью, он держит григуг и габалу; в правых руках - венок из черепов - мала, двойной барабан - дамару; в левых руках - трезубец-кхатванга и удавка. Он стоит в позе "пратьялидха" на теле Ганеши. В верхней части иконы изображены справа налево: спутник Махакалы Таккираджа со своим атрибутом - двойным барабанчиком в правой руке; над головой центрального персонажа иконы - Ваджрадхара, в скрещенных руках которого должны находиться его атрибуты - ваджра и колокольчик; Джинамитра, спутник Махакалы, изображен в позе "ардхапарьянка", со своими атрибутами - двойным барабаном-дамару в правой руке и чашей-габалой в левой. У подножия лотосового трона Махакалы изображены справа налево: Траксхад, скачущий верхом на коне, держа в руках меч и габалу; Кшетрапала сидит верхом на медведе, держа в руках григуг и габалу; Шридеви.

47. Бегдзе

Букв. - "скрытая кольчуга", так как на его кольчуге надет широкий халат с рукавами. Покровитель войны и лошадей. По монгольской легенде, Бегдзе, пытаясь помешать обращению монголов в буддизм, предстал перед Далай-ламой, прибывшим к Алтан-хану в 1577 г., во главе войска из демонов в виде разных зверей, но благодаря встрече сам принял буддизм. В более древние времена Бегдзе упомянут в числе демонов, побежденных Гэсэром. Спутники Бегдзе изображаются разрубающими груди поверженных врагов и достающими сердца - старинный монгольский обычай, доживший до начала XX века.
Размеры: 59х34 см.
Инв. N 261

Джамсрин (Бегдзе) (129 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, 1-я пол. XIX в.

48. Бегдзе

Размеры: 39х38 см.
Инв. N 262

Джамсрин (Бегдзе) (104 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, 1-я пол. XIX в.

49. Дхармараджа, или "Царь веры", глава "пяти царей"

Дхармарадже подчинены локапалы севера, юга, востока и запада. Воплощается в монастыре Самъе в Тибете как глава волшебников. Культ его введен в Тибет Падмасамбхавой в VIII в. Двумя руками натягивает лук, прочие держат секиру, меч, кинжал и палицу. а голове - китайская шапка, на бедрах - тигровая шкура. Сидит на льве, с зеленой гривой, попирающем нагого человека. Престол - лотос. Фон - пламя. Над головой - красное, гневное шестирукое божество, по углам - дхармапалы на коне, муле, льве и слоне.
Размеры: 50х30 см.
Инв. N 236

Пехара Кунга (145 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, 2-я пол. XIX в.
Пехара считается защитником Тибета и духовным покровителем монастыря Самъе. Он изображается с телом белого цвета, трехликим, сидящим на спине своего ездового животного - белого льва с зеленой гривой. а голове Пехары - шляпа с широкими полями, которая делает этот персонаж легко узнаваемым. Над головой Пехара изображен Хаягрива, а в четырех углах иконы - спутники Пехары: вверху слева - владыка дела; вверху справа - владыка речи; слева внизу - владыка силы, справа внизу - владыка внешнего проявления.

50. Кубера, сидящий на льве

Золотой, в красной с золотом одежде. Правой рукой благословляет, левой держит мангусту. имб у головы - зеленый, большой нимб - красный с золотыми прожилками. Престол - красный, обрамлен лепестками лотоса. Над головой, на фоне пагоды, - синий Махакала. Внизу - Золотая Тара. С боков - по четыре всадника.
Кубера (монг. амсарай) был известен в Индии, но там своего культа не имел. Выступает как идам, дхармапала и покапала. Какдхармапала изображается сидящим на льве, со знаменем в правой руке и мангустой - в левой. Как докапала он живет в северной части неба, храня свою область от асуров; имеет своего бессмертного слона, восемь генералов и армию демонов. Будучи покровителем богатства, весьма чтится как народом, так и ламами. Почитание Куберы наблюдал Уоддель во время экспедиции 1904 г. Около монастыря жил предсказатель, считавшийся воплощением Куберы и имевший чин дхармапалы. При обращении его именовали: "Возвышенное подножие, состоящее из мертвых тел неверных, на котором покоится нога Великого Защитника Веры, главное воплощение Всемогущего Победителя врагов в трех мирах, светоч Премудрости".
Размеры: 65х45 см.
Инв. ╧ 242

Вайшраваиа Ракташула (Кубера) (170 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, сер. XIX в.
Над толовой центрального персонажа изображен Ваджрапани; по сторонам от Вайшраваны - восемь всадников, составляющих его свиту. У подножия трона - одна из манифестаций Вайшраваны.

51. Вирудхана, локапала

Хранитесь юга, царь демонов-великанов. Его атрибут - меч.
Размеры: 61х35 см.
Инв. N 265

Далха (119 Kb)

X., мин. краски.
Бурятия, 2-я пол. XIX в.
Далха - воинственное божество, о чем свидетельствуют его облачение и атрибуты: жезл в правой руке, меч - за поясом, лук и колчан - за спиной. Вокруг Далхи - восемь спутников-всадников. Они, как и Далха, облачены в воинские доспехи и вооружены. В верхней части иконы изображен Ваджрапани, а в нижней - дары, которые следует подносить Далхе, чтобы получить его поддержку.

52. Гандхарва, локапала

Хранитель востока. Царь демонов. Атрибут - перо с лентами.
Размеры: 63х44 см.
Инв. N 266

Юха Согчигма (113 Kb)

X., мин. краски.
Монголия, нач. XIX в. (См. NN 53, 54.)
Юха - божество гор. Она изображается одноликой, белотелой, скачущей на своем ездовом животном - оленухе. В правой руке держит один из главных атрибутов - стрелу, обращенную навершием вниз, к оперению которой прикреплены цветные развевающиеся ленты. В другой руке держит зеркало. Над головой Юхи изображен Ваджрапани, а по четырем углам иконы - спутники богини.

53. Гандхарва

Размеры: 31х21 см.
Инв. N 311

Юха Согчигма (102 Kb)

X., мин. краски.
Бурятия, сер. XIX в.

54. Гандхарва

Размеры: 22х29 см.
Инв. N 315

Юха Согчигма (109 Kb)

X., мин. краски.
Тибет, сер. XIX в.

Примечания

[1] Хаягрива - букв. "с голосом лошади", дхармапала в чине бодхисатвы. Почитается торговцами лошадьми, так как ржанием отпугивает демонов. Культ Хаягривы введен в Тибет Падмасамбхавой в VIII в. и потом Атишей в XI в. Монголы принимают его за покровителя лошадей и по этой причине смешивают с Бегдзе.


Иллюстрации для публикации в Интернете подготовлены Поскачевой И.В.  (Государственный. Эрмитаж, г. Санкт-Петербург) по организации Шевченко Ю.Ю. (Музей Антропологии и Этнографии РАН, г. Санкт-Петербург) по благословению архимандрита Димитрия (Попружного).

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ]

Top