Снова ╚герои╩ и ╚толпа╩
М. И. Артамонов,
Профессор
Ленинградский государственный университет
им. А. А. Жданова
Опубликовано // Природа. ≈ 1971. ≈ N 2.- С. 75-77.
Опубликованные в ╧ 1 и 2 ╚Природы╩ за 1970 г.
статьи Л. Н. Гумилева и Ю. В. Бромлея по
определению понятия ╚этнос╩ и проблем
этногенеза вызвали большой интерес у
читателей. Дискуссия по этим вопросам была
продолжена в ╧ 8 нашего журнала за тот же
год. Ниже публикуются другие поступившие в
╚Природу╩ статьи, а также заключительные
выступления Л. Н. Гумилева и Ю. В. Бромлея.
В ходе дискуссии выявились два основных
подхода к затронутым проблемам, в одном из
которых делается акцент на биологические и
психологические факторы, в другом ≈ на
социальные. Расхождения между этими
подходами частично объясняются различным
употреблением самого термина ╚этнос╩ и
отражают большую сложность и недостаточную
разработанность некоторых проблем. В то же
время дискуссия показала возможность и
плодотворность комплексного,
социобиологического подхода к решению
отдельных вопросов.
В целом воздействие биологических
факторов на этнические процессы (особенно
на этногенез народов), очевидно, не вызывает
сомнений. Однако рассмотрение этого
вопроса требует осторожности, непременного
учета определяющего влияния социально-экономических
факторов. Рассмотрение этнической истории
вне связи с социально-общественным
развитием человечества не только не
помогает решению вопроса, но, напротив,
затрудняет ее правильное понимание.
В своей статье ╚Этногенез и этносфера╩ Л.
Н. Гумилев высказал мысль о том, что
этническая общность возникает в процессе
взаимодействия внутри человеческого
коллектива, что совокупность
унаследованных от предков и выработанных
житейской практикой признаков такой
общности передается путем воспитания и
обучения. Поскольку дело касается более или
менее замкнутых коллективов, свойственная
им традиция обладает особенностями,
отличающими членов одного коллектива от
другого. Этническая традиция обладает
также некоторой ограниченной
изменчивостью в разных подразделениях и
группах охваченного ею общества. К этому
следует добавить, что этническая традиция
не остается неизменной и во времени, причем
в стереотипе поведения данного коллектива
имеются два рода признаков: динамические и
консервативные, одни изменчивые, а другие
устойчивые, связывающие различные его
поколения в течение длительного времени.
Преимущественно в числе последних и
заключаются особенности, отличающие один
этнос от другого. Таким образом, этнос не
имеет ничего общего с видом или породой в
животном или растительном мире, т. е. этнос
не биологическая, а социальная категория.
Этнос ≈ аморфная структура и не может
иметь четких очертаний; соседние народы
нередко смешиваются между собой. Однако при
смешивании роль компонентов неодинаковая,
определяющее значение получает один из них
(самый многочисленный или главенствующий),
в результате чего его этнические признаки
становятся особенностями другого, хотя и с
некоторыми элементами субстрата. Путем
смешивания иногда возникают новые народы.
Так, например, русский народ возник из
смешивания древних славян с балтами и
финнами с преобладающей ролью славян в этом
процессе. Отличие русского народа от
белорусского находится в зависимости от
того, что субстратом первого из них были
главным образом финны, а второго ≈ балты.
Биологическим путем люди наследуют от
своих предков расовые черты и психические
свойства, или темперамент, но то и другое не
входит в число собственно этнических
признаков. Одна и та же раса представлена
многими этносами (народами), а один и тот же
народ состоит из представителей различных
расовых типов, особенно если дело касается
рас второго и третьего порядка. Люди
различных расовых типов и разных
темпераментов имеются во всех этносах, и в
этом отношении последние могут различаться
меджу собой только преобладанием тех или
других в своем составе. Все признаки
этнического характера прививаются
воспитанием и обучением, усвоением понятий
и порядков, существующих в данной
этнической среде.
Самый важный способ связи между людьми √
язык. Посредством его они усваивают знания
и опыт своих предков и современников.
Казалось бы, язык должен быть основным
признаком этноса. На самом деле это не
совсем так. Существуют разные народы с
одним и тем же языком (англичане, янки,
новозеландцы и др.) и, что самое
удивительное, известны этносы с разными
языками. Тем не менее, язык ≈ важнейший
признак этноса. Без общего языка как
средства коммуникации возникновение
этноса невозможно, но в дальнейшем своем
существовании части уже сложившегося
этноса могут усвоить разные языки и вместе
с тем сохранить другие черты этнической
общности.
Верно, что природа накладывает особый
отпечаток на организмы, что люди
приспосабливаются к определенному
ландшафту, но при чем здесь этнос? В одном и
том же, во всяком случае ≈ в сходных
ландшафтах существуют различные этносы (немцы,
поляки, чехи), и наоборот ≈ один и тот же
этнос занимает страны с разными
географическими условиями (русские ≈ лес,
степь).
Что касается формирования этносов, то оно
происходит, конечно, во взаимодействии с
географической средой, прежде всего √
через хозяйство данного человеческого
коллектива, но сводить возникновение
этносов к различиям в ландшафтах столь же
неправильно, как и относить этнос к
биологическому типу. Человек тем и
отличается от животного, что он способен не
только пассивно приспосабливаться к
природе, но и приспосабливать природу к
своим нуждам. Зависимость человека от
природы тем меньше, чем выше его культурный
уровень. Это прописная истина, но в данном
случае важно подчеркнуть все возрастающую
активность человечества по отношению к
природе. Разные группы людей, связанных
между собой в процессе борьбы за
существование, вырабатывали различные (хотя
бы только в деталях) способы использования
одной и той же природной среды и тем самым
создавали различные этносы. Люди ╚вписываются╩
в природу по-разному и вовсе не только
потому, что природные условия, с которыми
они имеют дело, различные, но и потому, что
они сами разные.
Самое слабое место в построении Л. Н.
Гумилева ≈ его теория пассионарности.
Этнические трансформации он объясняет
появлением людей с сильной страстью к
целенаправленной деятельности. Увлекая за
собой менее активных (╚субпассионариев╩),
они ломают инертные традиции и создают
новые этносы. Как бы ни открещивался автор
этой теории от старого учения о героях и
толпе, в ней нет ничего нового, кроме, разве,
названия героя ╚пассионарием╩. Нет
надобности поэтому вновь обсуждать этот
вопрос и достаточно только напомнить, что
деятельность пассионариев встречает
поддержку и активное содействие только в
тех случаях, когда идет навстречу созревшим
стремлениям ╚толпы╩, и увенчивается
успехом лишь при наличии соответствующих
условий. Нет надобности отрицать роль
личности в истории, но и преувеличивать ее
значение тоже не приходится.
К тому же не следует путать этнические
изменения с переменами другого порядка,
например с политическими, хотя эти
последние также относятся к числу факторов
этнической изменчивости. Все же связь их с
этническими признаками настолько
опосредственная, что прямой зависимости
между ними усмотреть невозможно. Этногенез
связан со всеми сторонами жизни общества,
но он не совпадает ни с одной из них и
обладает своей собственной линией развития.
Этнос остается одним и тем же, несмотря на
революционные перевороты в области техники,
политики, идеологии и т. д., и вместе с тем
изменяется, казалось бы, без всяких видимых
причин. Причины конечно есть, но они в
большинстве случаев не прямого, а
косвенного действия и сказываются далеко
не сразу после своего возникновения. Народ
можно истребить или ассимилировать, но в
других случаях его изменение идет своим
собственным, не поддающимся внешнему
контролю путем. Экономические, культурные и
политические связи приводят к этническому
сближению и даже к слиянию народов путем
ассимиляции одного другим, и наоборот,
разобщение способствует превращению
отделившихся частей одного народ в разные
народы, но это процессы длительного
действия и тоже не поддающиеся
регулированию.
Свои суждения Л. Н. Гумилев подкрепляет
многочисленными и разнообразными
примерами, делающими честь его
эрудированности, но, как правило, бьющими
мимо цели, так как этнические изменения он
отождествляет с историческими событиями
совершенно иного порядка. Римский народ
действительно формировался в процессе
истории Римского государства, но его
распространение никогда не совпадало с
границами этого государства, и римское
гражданство далеко не всегда означало
принадлежность облеченного его правами к
римскому этносу. Точно так же и этническое
становление византийцев нельзя
отождествлять с историей Византийской
империи, ядро которой составляли греки. Но
византийская культура была распространена
среди ряда других народов, как входивших,
так и не входивших в состав этой империи. И
римская и византийская культуры играли
важную роль в формировании и
распространении римского и византийского (греческого)
этносов, но и та и другая, наслаиваясь на
другие этнические культуры, далеко не
всегда оказывались в состоянии погасить их
своеобразие и объединить в этническом
отношении все население даже только в
границах Римского или Византийского
государств. Л. Н. Гумилев сам вынужден
ввести понятие ╚суперэтнической культуры╩
для обозначения тех общностей, которые
охватывали различные этнические
образования с общими элементами культуры,
например с одной религией, но в остальном
сохранявшие свою этническую
обособленность.
Формирование нового этноса начинается не
со стремления небольшого числа ╚пассионариев╩
к целенаправленной деятельности, а с
радикального изменения условий
существования или, что чаще, со смешивания
одного этноса с другим. Что же касается
повышенной активности представителей того
или другого этноса, то она ≈ результат не
каких-то неведомых, чуть ли не космических
причин, а обострения внешних или внутренних
противоречий данного общества. Периоды
простого воспроизводства и равновесия в
жизни общества сменяются бурной
перестройкой, получающей выражение то в
переходе к новым формам хозяйственной
деятельности, каким был, например, переход
степняков от комплексного скотоводческо-земледельческого
хозяйства к кочевому скотоводству; то в
переселениях; то в войнах с соседями; то в
революциях; то в появлении новой религии и т.
д. Возглавлявшие эти перевороты вожди, по
терминологии Л. Н. Гумилева ≈ пассионарии,
не вызывают их из ничего, а чутко улавливают
уже существующие помимо их тенденции и
направляют их развитие.
Из определения этноса, данного Ю. В.
Бромлеем, без всякого ущерба можно
отбросить всю его последнюю часть, где
говорится о психическом складе, создании
этнического единства и об эндогамии. Вполне
достаточно оставить в этом определении
только начало, а именно, что этнос, не в
узком, а в любом смысле слова ╚представляет
собой совокупность людей, обладающих
относительно стабильными особенностями
культуры╩. Ничего другого он в себе не
заключает и, что особенно важно,
представляет собой не социальную
организацию (╚социальный организм╩), а
аморфное состояние, принимающее любую
социальную форму ≈ племени, союза племен,
государства, церкви, партии и т. д., и не одну,
а одновременно нескольких. Что касается
племени, народности, народа и
национальности, то это не формы этноса, а
всего только его синонимические
обозначения.
Этнические отношения играют важную роль в
истории. В этом мы убеждаемся на каждом шагу.
Нет ничего опаснее этнической вражды
внутри государства или между народами в
разных государствах: она приводит к
кровопролитным столкновениям, нередко √
без очевидного повода. Практически
существование этносов известного каждому,
но оценка этого явления нередко бывает
ошибочной из-за непонимания его сущности.
Тем более важно поэтому уяснить
теоретическое содержание этноса.
Заблуждения в этом вопросе слишком дорого
обходятся. Следует поэтому приветствовать
научную дискуссию об этносе и надеяться,
что она приведет к правильному решению
назревшей проблемы. На мой взгляд, самое
главное заключается в том, чтобы не
смешивать этнос с биологическими
категориями, какими являются расы, и с
различными видами социальной организации,
в чем прежде всего коренятся ошибки, в том
числе и Л. Н. Гумилева.
| |
|