Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @
Stolica.ru
Реклама в Интернет

Павел (1.12.2001 12:11:29):

Владимиру Янцену:

К сожалению я не сохранил ссылку, собственно как и сам документ, просто мне показались интересными сделанные автором наблюдения.

Интересная публикация в "Аккумуляторе новостей":

США: похолодание на Земле зависит от влияния Солнца Исследования льда северной Атлантики позволяют предположить, что периоды уменьшения и усиления яркости солнца связаны с 1500-летними циклами охлаждения и нагревания некоторых областей Земли. Исследователи обнаружили, что небольшое различие в количестве солнечной энергии, достигающей Земли способно оказать мощное охлаждающее влияние: вокруг северной Атлантики начинают образовываться льды, при этом средняя температура Европы и Северной Америки снижается. Циклы интенсивности солнечного света имеют продолжительность в 1500 лет. В тоже время разница между максимумом и минимумом такого цикла не превышает 0,1 процента. Тем не менее, ученые считают, что даже этого хватило, чтобы небольшой "Ледниковый период", начавшийся в 1400 году и продлившийся 490 лет, привел к похолоданию в Европе и северной Атлантике.

Столь важные выводы специалисты сделали после анализа небольших камней на дней Атлантического океана, появившихся после того, как от ледников Исландии и других северных островов откололись айсберги и, попав в море, растаяли. Чем южнее удавалось обнаружить камень, тем южнее мог доплыть айсберг - столь простая методика дала возможность измерить температуру океана. Чтобы узнать возраст камней, исследователи определяли время появления в этом месте слоя из раковин моллюсков. Существование 1500-летних циклов было также подтверждено в ходе изучений колец на деревьях. Влияние Солнца на магнитное поле Земли невероятно велико, в его силах увеличить или уменьшить количество космических лучей, достигающих поверхности планеты. При контакте этого излучения с растениями, выделяются некоторые типы изотопов, которые можно исследовать в кольцах и определить состояние нашего светила на тот момент. По словам ученых, следующий "Ледниковый период" может случиться в ближайшие 3100 плюс-минус 500 лет.

Аккумулятор Новостей, 22.11.2001


Павел (1.12.2001 21:26:22):

Относительно китайцев и "голодной земли" - это классический

пример грамотной национальной пропаганды. Хорошо эта проблема изложена в http://www.russ.ru/politics/20011129-lan.html.


Элез А.Й., ajelez@online.ru (4.12.2001 10:08:18):

Издана монография:

Элез А.Й. Критика этнологии. - М.: Наука/Интерпериодика, 2001. - 20 л. - В перепл. - Тираж: 500. - Цена (с пересылкой): 120 руб.

Рассматриваются общие теоретические положения современной этнологии. Анализ этих положений осуществляется на материале работ Ю.В.Бромлея, В.И.Козлова, А.И.Куузнецова, В.В.Пименова, Л.Н.Гумилева, а также этнографической литературы. Использованы советские и зарубежные источники.

Автор с позиций диалектического и исторического материализма раскрывает социальные основания этнологического образа мышления, дает ответы на вопросы о соотношении этнологии и этнографии, этнологии и логики, этнологии и науки, а также о теоретической значимости и практических перспективах этнологического подхода к классификации людей. Автор - кандидат философских наук, в 1992-1998 гг. читал курс лекций по этносоциологии на историческом факультете МГУ.

Для этнографов, этнологов, историков, социологов, антропологов, специалистов по межнациональным отношениям.

╜Переводы адресовать: 121 248, Москва, а/я 61. Элезу Андрею Йововичу.

Возможна пересылка наложенным платежом (заявку посылать по указанному адресу или по электронной почте: ajelez@online.ru; в заявке указать свой почтовый адрес).


Глеб (3.12.2001 10:46:30):

Сергею Белозёрову на постинг от 20-го числа:

Как-то не могу согласиться с двумя утверждениями.

1. Несмотря на прелести своего географического положения, Европа испытала по крайней мере три вторжения, грозивших смещением: арабское турецкое и русское. Не мало.

2. Фраза "и это тоже неплохо" является либо органическим развитием, либо извращением идеи "прав человека" возникшей в Европе в эпоху Возрождения (т.е. надлома). Органическое развитие идей, возникших в фазу надлома, характерно для инерционной фазы, извращение - для обскурации.


Сергей Белозеров (11.12.2001 14:46:41):

Глебу Денисову,

Действительно, Вы правы утверждая, что западноевропейский суперэтнос "испытал по крайней мере три вторжения, грозивших смещением: арабское, турецкое и русское". Однако именно ГРОЗИВШИХ, но в полном мере так и не реализованных.

Конкретный разбор этих вторжений с позиций ПТЭ мог бы стать темой для отдельной статьи или даже книги, но дефицит времени не дает возможности разобрать мне ситуацию досконально.

Возможно это сделает это кто-то из студентов, которые активно посещают в предсессионные дни сайт в поисках материалов для своих курсовых работ. Благо Фондом Л.Н Гумилева объявлен юбилейный конкурс подобных работ с приличным для студенчества призовым фондом.

От себя лишь добавлю, что Вы забыли упомянуть "еврейское" смещение, как один из составляющих так называемой протестантской этики согласно М. Веберу (1884-1920 ) в книге "Протестантская этика и дух капитализма" (1904 - 05) - http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000297/ или по В.Зомбарту (1863-1941): "Буржуа", "Евреи и хозяйственная жизнь".

Что касается Вашей идеи о том, что "органическое развитие идей, возникших в фазу надлома, характерно для инерционной фазы, извращение - для обскурации", то и ее я поддерживаю. Это по всей видимости закономерность для суперэтносов, не претерпевших существенного этнического смещения. У тех, кто такое смещения претерпевал разворачивались совсем иные процессы с привлечением чужих идеологем, зачастую антисистемного происхождения.


janus januss99@mail.ru (12.12.2001 19:23:11):

Привет всем!

Мне кажется положения о пассионариях - определяющих пассионарность этноса, мягко говоря несколько натянуты.

Теория Гумилева прежде всего изучает не психологические и химические типы личности. Этим занимаются другие науки.

Эта теория прежде всего изучает общности людей - этносы, как живой организм.

По моему мнению возраст этноса зависит от общности (сплоченности) людей. Подчинения его одной цели, одним "национальным" стереотипам поведения, языка, культуры, образа жизни, обрядов и т.д. Насколько сильна эта связывающая сила единства, настолько и молод этнос. Мне кажется, увеличение количества пассионариев не ведет к его усилению, а ведет к разрушению этноса. Ибо пассионарии - великие честолюбцы, они все тянут одеяло на себя и разрывают этнос на части. Поэтому к концу жизни этноса остаются лишь одни эгоисты и честолюбцы, которых ничего не объединяет. Поэтому измерять пассионарность этноса количеством пассионариев, является ошибкой. Скорее, чем больше пассионариев на душу населения, тем старее этнос.

Если посмотреть всю историю (жизнь) этносов, эта история от единства до разобщения и распада. Подъем в полном единстве. Нагрев - назревание распада, но он проходит на верху, не задевая основной части этноса. Надлом - распад на две или несколько больших частей и уничтожение части этноса. Далее распад на множество консорций, которые не могут друг друга уничтожить. Ибо их все-таки с одной стороны объединяет близость по происхождению, а с другой стороны заставляет считаться с друг другом невозможность уничтожить друг друга из-за слабости объединений.

Но постепенно нематериальные основы единства (вера, национальные традиции, родовое происхождение, национальные обряды и даже язык) заменяется механикой, расчетом и деньгами. А далее остается только скелет системы (государственный аппарат и административное устройство), который сохраняет вид единства госдарства. А население окончательно теряет свое единство и превращается в свободные атомы. Свободные от веры, традиций, общности национальной культуры и т.п. Как индивидуумы они сильны, подвижны, умны, образованны, энергичны. Но они одиноки. И когда наступает час положиться на друг друга не за деньги, не за страх или не по служебной необходимости, а просто потому что они "свои". То положиться уже не на кого, ибо все уже чужие. Все считают, что права человека (меня самого), индивидуума, человека без национальности, превыше всего. Ну а дальше сами понимаете что произойдет.

Поэтому я думаю этнос измеряется не количеством энергичных людей, а другим качеством - этнической сплоченностью. Но я не знаю как это измерить.

Кстати, насчет Китая. У них сейчас заканчивается химера (или антисистема), как у нас был Советский режим. У химеры тоже есть возрасты, как у этноса, но более короткие. У них сейчас примерно с начала 90-х наступил застой (как у нас был застой в 70-е). А в ближайшие 5 или 15 лет наступит тоже перестройка. Но Китайская перестройка не будет такой мирной, как у нас. Она будет весьма кровавой и ужасной. И в Китае закончатся все этим экономические "чудеса" и воцарится хаос.

Насчет обскурации на Западе. Проснитесь ребята. Обскурация у них идет полным ходом. Во Франции она наступила еще в конце 19 века, когда ее завоевали немцы. В Германии в 50-х годах, после окончания войны. В Англии и США (как наиболее пассионарных из европейцев) в 70-х, после всех сексуальных революций, борьбы за права цветных и поражения во Вьетнаме. Где это видано, чтобы запретили неграм говорить что они негры. Цветные качают свои права в Англии. А в Америке - в ВАСПовской стране, белые уже бояться быть белыми. Всюду понтуются цветные, голубые, розовые и пр. В стране запрещено уже быть национальной страной. Все что угодно, кроме национальных движений.

Поэтому сумерки уже давно надвинулись на Запад. Вы может будете смеяться, но Россия действительно в ближайшие 300 лет будет может быть единственным местом благополучия и спокойствия на Земле. Ибо в остальных местах будет сумрачно от недостатка пассионарности, либо жарко от ее избытка.


Wladimir, shplind@mail.ru (18.12.2001 11:24:49):

ОТП - великая вещь. Сама по себе она безукоризненна.

Но она расматривает только поведение и развитие этнических индивидов( от простейшего - человека- до самого сложного - суперэтноса). Однако субъектом истории выступает и социальный индивид ,причём простейшим является опять-таки человек ! Такой вот дуализм. Факт, конечно, банальный ,но последствия важные. Вот, например, почему в фазе инерции уровень пассионарности бывает стабильным,остаётся на оптимуме веками?

Социум всегда "тормозит" бег этногенеза ,организует людей на основе их стремления сохранить свою шкуру. К фазе инерции наступает просто буйство социальности, возможности для объединения оставшихся пассионариев в консорции очень малы. Этногенез подменяется социогенезом. Этническое самосознание извращается идеологией - мотивация поступков становится чисто социальной. В общем - этнодеградация.

Мне кажется, что если у Истории есть какая-то телеология, то это - наступление эпохи Вечной Инерции. Глобализация - разве не конец истории?

А.Зиновьев :"Конница Чапаева полегла в атаке, а канцелярия чапаевской дивизии расширилась".

Наступает эпоха сверхобществ, там не будет места этногенезу. Бедные талибы, такая тоска!


Сергей Белозеров (26.12.2001 07:33:17):

В конце декабря 2001 г. в Интернете появилось официальное издание полного текста энциклопедии, выпущенной издательством в 1998 году. Общее количество статей - 2634. Естественно она содержит квинтиссенцию именно "бромлеевской этнографии" - http://www.rubricon.com/nir_1.asp.

Энциклопедия подготовлена к изданию большим коллективом авторов, в основном специалистов Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая (ИЭА) РАН, в издательстве. Главный редактор издания и научный руководитель проекта - директор ИЭА, доктор исторических наук В. А. Тишков. Он является автором ряда статей энциклопедии, Предисловия и вступительной статьи.

Книга* вышла в свет в 1998 году. Примерно тогда же началась работа над электронной версией энциклопедии, дополнительные материалы для которой были предоставлены сотрудниками уже упоминавшегося ИЭА, а также Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) и других научных учреждений. Пилотная публикация в интернете некоторых из этих материалов была осуществлена на сайте мультимедиа-издательства при поддержке Института.

Предлагаемая вниманию пользователей интернет-публикация энциклопедии на РУБРИКОНЕ содержит, прежде всего, полный текст книжного варианта, дополненный в разделе статьей (автор С. И. Вайнштейн). В качестве приложений публикуются специально написанные для электронной версии обзорные статьи: (автор П. И. Пучков), посвященной проблемам глоттогенеза, (автор О. Е. Казьмина), (автор М. Н. Кудрявцев), ряд справочных статей о памятных датах, праздничных обрядах и ритуалах некоторых религий, классификатор (автор П. И. Пучков) и другие материалы.

Таким образом, интернет-версия энциклопедии включает 4 корпуса статей, общее число которых составляет 2634, из них: 1262 статьи в разделе, 490 статей в разделе, 125 статей в словаре этнологических понятий, 757 терминов в этнографическом глоссарии. Дополнительно к этому - 14 обзорных и справочных статей в разделе. Количество иллюстраций в публикации превышает 2000.

* Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, - 928 с.: ил. - ISBN 5-85270-155-6

 

Stolica.ru

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ] >> ]

Top