Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

Чорный (6.03.2003 12:25:58):

П. Лапщину

Я извиняюсь за оплошность. Говоря о возможном вкладе психологов, я имел в виду, что в психологии должны быть зацепки и объяснения психической (нервной) энергии, ее расходовании. Когда-то давно читал, что у каждого человека свой "стрессовый" порог, т.е. у одного человека нервный срыв наступает у одних через десятилетия, у других - за считанные годы. Можем ли мы это отнести к психической энергии и ее расходовании ?..


Борис Сабуров (6.03.2003 22:27:02):

Петру Лапшину

На "Вряд ли можно найти чисто позитивную, как и чисто негативную религию. Христианство, как и другие мировые религии, содержит элементы негативной идеологии, например, признание самоценности мученической смерти (и отсюда - донатисты и раскольники-самосожигатели), признание превосходства безбрачия над браком, да и само стремление к обращению в христианство всех народов, т.е. к частичной унификации их стереотипов поведения, явно не благоприятствует разнобразию этносферы. Что из всего этого выйдет - зависит от конкретной ситуации. Обращение в христианство привело к вымиранию многих этносов Полинезии, т.е. здесь христианство сработало как образцовая антисистема".

***

К вымиранию этносы Полинезии привело не христианство, а цивилизаторская политика колонизаторов. Все что нужно, это оставить в покое народы, живущие в равновесии с природой.

Под христианством я понимаю философскую систему, сформулированную в Евангелие. Там ничего не сказано о том, что необходимо самоистязание, безбрачие, аскетизм. Напротив "мир прекрасен" "живите и размножайтесь", даже вино пить можно. Христиане живые люди и потому могут впадать в разные крайности, и само христианство поэтому может принимать порой уродливые формы, но это не говорит о том , что христианство уродливо и имеет признаки антисистемы. Кстати химера и антисистема это одно и тоже, а разве у Гумилева по другому? Что касается того , что христианство способствовало унификации этносов, то это не так. Христианство это содержание, а этнос форма в которую это содержание вливалось. Германские народы почти все протестанты, романские - католики, славянские за небольшим исключением - православные.  Христианство способствовало самоидентификации этноса. Принцип "свой" "чужой" усиливался, потому что свой это не просто русский но и православный, а "чужой" мало того ,что не русский так еще и католик.


Макс Зильберт mzilbert@yandex.ru (7.03.2003 00:12:46):

Петру Лапшину

Дискуссия о пассионарности прервалась из-за того, что я почему-то пропустил ваше сообщение от 20.02.2003 20:29:41.

Если пассионарность имеет физиологическую природу (что вы признаёте), то она, насколько я понимаю, должна быть результатом каких-то катаболических реакций, т.е. представлять собой избыток энергии (как же иначе?). Мы уже выяснили, что не биохимической.

Никто не приравнивает психическую энергию, обеспечивающую удовлетворение как раз любых человеческих вожделений, к пассионарности: последяя является избытком первой. Любовная страсть и страсть к выпивке обычно не обеспечивают достаточных возможностей для реализации пассионарности.

Рабы в каменоломнях действительно совершали большую работу, чем христиане первых веков, но именно психическую работу христиане, будучи пассионариями, совершали большую.

Жаль, что пассионария в процессе его деятельности невозможно поместить в калориметр - возможно, выяснилось бы что-нибудь интересное.


Макс Зильберт (7.03.2003 01:07:03):

P.S. Какой такой "рост содержания мутагенов в среде" вы наблюдаете "с начала "промышленной революции""?


Петр Лапшин, lapshin@onego.ru (8.03.2003 00:25:53):

Чорному

Насколько мне известно, в научной психологии термин "психическая энергия" вообще не употребляется, впрочем, точнее на этот вопрос должен ответить психолог. Что же касается стойкости к последствиям стресса, то вряд ли она прямо связана с пассионарностью. Действительно, мыши-"омеги" погибают именно от стресса, надпочечники у них увеличены в полтора-два раза против нормы. Но адреналин - это гормон и борьбы и бегства, т.е. выбор того или другого обусловлен другими факторами. Низкая стойкость к последствиям стресса может быть присуща и субу ("жил-дрожал и помирал-дрожал", от того, добавим, и умер, что дрожал), и пассионарию ("сгорел на работе", "надорвался"). Точно так же высокая стойкость может быть присуща как субу ("а нам все равно"), и пассионарию ("темперамент нордический, выдержанный...", как у героя покойного Вячеслава Тихонова).

Борису Сабурову,

"Под христианством я понимаю философскую систему, сформулированную в Евангелие".

Но ведь любую философскую систему можно понять по-разному! Философы последнее время этой проблемой в основном и пробавляются (герменевтика). Павликиане, как известно, тоже признавали Евангелие. Но даже если принять, что в Евангелии сформулирована чисто позитивная система, то Священное писание им отнюдь не исчерпывается. Цитат всегда можно надергать для подкрепления любой точки зрения. Христианство, как правило, не приводило к унификации этносов, но оно может быть применено и для обоснования такой политики, что и было проделано в Полинезии.

"Кстати химера и антисистема это одно и тоже, а разве у Гумилева по другому?"

А где у Гумилева Вы нашли такое? Загляните хотя бы в "Толковый словарь понятий и терминов". Определения совершенно разные.

 

Максу Зильберту,

А я-то думал, почему Вы замолчали?

Пассионарность, безусловно, проявляет себя в физиологических процессах. Но все же сводить пассионарность к физиологии вряд ли стоит: это явление более высокого уровня организации. Усредненная сила и устойчивость процессов возбуждения в мозгу (а что, если не возбуждение, еще более точно подходит под определение психической энергии? Именно возбуждение обеспечивает функционирование любого психического процесса, так же как обычная энергия обеспечивает работу) внешне проявляется как темперамент, который Вы с пассионарностью прямо не связываете. Общее же перевозбуждение мозга - это уже эпилептический припадок. Следовательно, пассионарность связана с силой и устойчивостью возбуждения каких-то определенных зон мозга, т.е. с определенными психологическими и поведенческими феноменами. Этого и я не отрицаю ("центры агрессивности" находятся в гипоталамусе).

Таким образом, остается определить, какие известные нам психологические и поведенческие феномены мы обозначаем термином "пассионарность". Вы, если я правильно понял, считаете повышенную пассионарность в ее фенотипическом проявлении чем-то очень близким, если не равнозначным гениальности. Высокие умственные способности и умственная работоспособность, следовательно, обязательны для пассионария.

В то же время Л.Н.Г. утверждал: "Пассионарность отдельного человека сопрягается с любыми способностями: высокими, малыми, средними..." (ЭиБЗ, гл. XXV). Особенности, в их наивысшем выражении обусловливающие гениальность человека, он выделял в отдельный феномен - аттрактивность. Действительно, тип "деятельного дурака" или, мягче, "честолюбца ограниченных способностей" - отнюдь не исключение. Конечно, у подобных индивидов шанс остаться в истории меньше, чем у гениев, но все же есть весьма яркие и выразительные примеры, скажем, Филипп II Испанский.

С другой стороны, пассионарии могут ради достижения своих целей подавлять не только физическую (столпники), но и умственную деятельность - чего стоят буддийские монахи, бесконечно повторяющие "Омманипадмехум" или христианские, "отбрасывающие" поклоны тысячами. А чего стоит практика затворничества, когда индивид отрезает себя от всех возможных источников информации!

Кстати, почему Вы полагаете, что любовная страсть "не обеспечивает всех возможностей для реализации пассионарности"? Для настоящего времени с этим можно согласиться, но ведь так было не всегда! Впрочем, половое и агрессивное поведение у людей, как и у животных, очень тесно переплетены, и отделить одно от другого проблематично.

P.S. Каменноугольный дым содержит мутагены, и немало, - а британцы отапливались им с XVI в., еще до промышленной революции. А промышленность органического синтеза - главный источник мутагенов - в Германии была хорошо развита уже в начале XX в. Но роста пассионарности в промышленных странах не наблюдается, напротив, идет закономерное падение, как и положено в фазе инерции.


Макс Зильберт, mzilbert@yandex.ru (8.03.2003 13:11:20):

Петру Лапшину

Вы совершенно не правильно поняли, что я считаю "повышенную пассионарность в ее фенотипическом проявлении чем-то очень близким, если не равнозначным, гениальности"- ничего подобного я никогда не писал.

Чем любовная страсть "в настоящее время" отличается от неё же в прошлом? Не понял.

Любовная страсть может удовлетворять реализацию пассионарности лишь в исключительных случаях (пример - Казанова). Впрочем, не исключено, что связь пассионарности с повышенной сексуальной активностью существует.

Нет оснований считать, что именно те мутагены, которые содержатся в каменноугольном дыму или образуются в результате работы промышленности органического синтеза, как-то связаны с пассионарностью.


Макс Зильберт (8.03.2003 13:31:43):

Петру Лапшину

P.S. Под гениальностью я понимаю не то, что понимал В. Эфроимсон, а то, что общепринято.


Петр Лапшин, lapshin@onego.ru <mailto:lapshin@onego.ru> (11.03.2003 15:18:23):

Максу Зильберту

Если я Вас понял неправильно, то что Вы все же считаете фенотипическим проявлением пассионарности?

Любовная страсть в наше время ничем, конечно, не отличается от других эпох, отличаются условия ее реализации. Там и тогда, где сексуальные отношения вне брака не приняты, а чтобы вступить в брак, нужно соответствовать определенным критериям, - там любовная страсть может производить действие, подобное пассионарности, впрочем, разделить эти два феномена затруднительно.

Если пассионарный подъем есть результат действия некоего излучения, что почти общепринято, то, следовательно, его можно вызвать общим подъемом мутагенеза, т.к. действие радиации неспецифично. Однако радиация тоже не вызвала подъема пассионарности, скажем, среди жертв Хиросимы, жителей Невады, Семипалатинской области, бассейна р. Течи. Действие химических мутагенов, действительно, может быть специфичным, но в естественных условиях они никогда не действуют по одному. Число спонтанных абортов (один из наиболее надежных показателей уровня мутагенеза) в Швеции, скажем, с начала XX века поднялось с 6% до 14%, т.е. более, чем вдвое, но пассионарного подъема там не отмечается. Наконец, до сих пор не обнаружено кандидатов на роль "пассионарного излучения", а кривая этногенеза не имеет ничего общего с кривыми частот как положительных, так и отрицательных признаков в популяции. Все это внушает большие сомнения в том, что пассионарный подъем - результат мутаций генотипа.


Макс Зильберт, mzilbert@yandex.ru (12.03.2003 22:32:53):

Петру Лапшину

Фенотипическим проявлением пассионарности считаю стремление к деятельности, выходящей за рамки обеспечения выживания, продолжения рода и элементарного материального достатка, т.е. того, что выражено жизненным credo: "Вырастить дерево, построить дом, воспитать ребёнка".

Если пассионарность имеет генетическую детерминанту, что вы, кажется, признаёте, чем может быть обусловлен пассионарный подъём, если не усилением мутационных процессов? О возможных причинах такого усиления судить пока не берусь.

Всё-таки интересно было бы провести исследования уровня мочевой кислоты в крови разных людей.


Петр Лапшин, lapshin@onego.ru (13.03.2003 23:59:55):

Максу Зильберту

Но ведь деятельность жизнелюбов-субпассионариев - результат тяги к удовольствиям - тоже выходит за рамки этого credo! Едва ли завсегдатая дискотек мы можем назвать бездеятельным. С другой стороны, деятельность пассионариев может выражаться в преднамеренной бездеятельности (как физической, так и умственной). Вот в чем проблема - не любая деятельность является проявлением повышенной пассионарности (и это не зависит от ее напряженности), а с другой стороны - проявлением повышенной пассионарности может служить бездеятельность. Или нужно дополнительно определить, что считать деятельностью (я бы вообще не стал употреблять этого понятия - оно IMHO слишком расплывчато).

Я очень сильно сомневаюсь, что повышенная пассионарность имеет генетическую природу в том смысле, как это принято считать, т.е. является результатом мутации одного или нескольких генов. Этому противоречит и наличие у пассионарного толчка инкубационной фазы, и характер кривой этногенеза, имеющей перелом. Если бы повышенная пассионарность была положительным признаком, то она распространилась бы в популяции и так в ней и осталась, если бы она была отрицательным - она бы из нее элиминировалась, если бы это зависело от ее уровня, то пассионарность колебалась бы вокруг оптимального уровня. Если повышенная пассионарность становится отрицательным признаком в силу изменения каких-то (каких?) условий среды, то перелом кривой этногенеза зависел бы от наступления этих условий, тогда как время его наступления в этногенезе относительно стабильно. Однако нет сомнений в том, что уровень пассионарности не есть результат "сигнальной наследственности". Остается предположить, что повышение пассионарности вызывается не геном, а МГЭ (мобильные генетические элементы, транспозоны) или вирусом. Первая гипотеза, отраженная в статье Ю.Б. Вахтина на сайте, вызвало вполне обоснованные возражения (см. рецензию в конце статьи). Остается вирус (м.б., кто-то высказывал такую гипотезу, но мне на данный момент такие работы неизвестны - если кто знает, сообщите). Этот вирус должен передаваться не только от родителей к детям, но и воздушно-капельным и/или контактным путем, но его вирулентность крайне низка (и вот почему инкубационная фаза продолжается до 200 лет, но рост пассионарности в ней неуклонен). Рост пассионарности остается неизбежным до тех пор, пока не произойдет взаимная адаптация вируса и человека, т.е., с одной стороны, появятся штаммы вируса, не вызывающие снижения жизнеспособности (не повышающие пассионарность), а с другой - не появятся люди с повышенной устойчивостью к вирусу, которые, естественно, получат селективное преимущество. После этого столь же неуклонным станет падение пассионарности до нормы. Кривая этногенеза очень похожа на кривую эпидемии, только сильно растянутую во времени. Численность субпассионариев в ходе этногенеза иногда возрастает в силу создания для них благоприятных условий, но их появление можно считать спонтанным и идущим постоянно, просто в условиях гомеостаза субпассионарность есть признак вредный и ее носители из популяции элиминируются, во всяком случае их шансы на размножение невысоки. Вот вирус пассионарности поискать было бы интересно! Что же касается мочевой кислоты, то действие ее аналога - кофеина - хорошо известно. Гением он человека не делает (интересно, что введение его в организм с чаем или кофе не менее эффективно, чем в таблетках). Кстати, доказал ли кто-то эффективность мочевой кислоты хотя бы как заменителя кофеина (не "положительную корреляцию с умственной активностью" - в природе все связано со всем)? Активность кофеина связывают с наличием в его молекуле трех метильных групп (в теине и теобромине их две, и их активность ниже) - но в молекуле мочевой кислоты вообще нет ни одного метила! Наконец, уриказы нет не только у людей, но и у человекообразных обезьян, так что, очевидно, у человека есть что-то еще. Даже взрослый человек по многим особенностям (зонарное оволосение, укороченные лицевые кости) похож на детеныша обезьяны, а не на взрослую особь. Т.к. эти особенности сами по себе никаких преимуществ не дают (даже наоборот), очевидно, они коррелятивно связаны с другими, полезными особенностями. Если вспомнить, что поисковое поведение ("исследовательский инстинкт", аттрактивность) у животных снижается до необходимого минимума при наступлении созревания, тогда как у человека оно нередко сохраняется до глубокой старости и дает ему (как виду) массу выгод, то есть все основания предположить, что именно это послужило причиной "инфантилизации" облика человека. Однако все это относится к генезису аттрактивности, тогда как пассионарность есть все же IMHO особый феномен. Сильноразвитая аттрактивность при низкой пассионарности порождает не гениев, а "созерцателей" и "искусителей" (Л.Н.Г.) - станете ли Вы отрицать, что такие типы встречаются?


Михаил Дух, mihail_du@mail.ru (15.03.2003 01:00:57):

Участникам дискуссии о пассионарности.

Уважаемые участники дискуссии!

Я - студент и занимаюсь среди прочего рассмотрением философских аспектов учения Л.Н. Гумилёва. В этой связи хочу присоединиться к вашей компании.

Анализ последней доски, который я провёл, выявил тот факт, что участники не выявили ниодной положительной идеи, которая устроила бы всех. Связано это на мой взгляд с тем, что спор идёт по таким вопросам, положительное суждение о которых мог бы сделать только специалист - психолог, физиолог, эпидемиолог и пр. Поэтому наиболее продуктивным, на мой взгляд, было бы вести диалог на уровне мировоззрения и больше места уделять анализу собственно текстов Л.Н. Г.

Привожу определение пассионарности из книги "Конец и вновь начало" (гл. II): "Пассионарность - это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной)".

Итак, пассионарность это не всякая, а вполне определённая деятельность, а именно - деятельность, обусловленная целью (причём здесь дискотеки?). Таким образом пассионарий - это человек, ставящий свою цель (далёкий прогноз, идеал) выше, грубо, но точно выражаясь, своих личных интересов, то есть интересов повседневной жизни. Человек жертвует своими интересами ради цели. (понятие интереса, в отличие от понятия инстинкта лежит в одном поле с понятием цели, что позволяет исключить из характеристики пассионарности психологические элементы, фактически ненужные для её понимания). способность к жертвенности, на мой взгляд, обусловлено не психикой человека, а совокупностью условий жизни и определяется жизненным опытом личности, его духовным складом. Лично мне вообще говоря интересно прояснить вопросы взаимодействия личности и среды с точки зрения пассионарности, формирования пассионарной среды, где осуществляется пассионарная индукция и т.п.

Было бы очень интересно узнать побольше об участниках дискуссии - петре лапшине, Максе Зильберте, чёрном. Если вы гдето представлялись, то подскажите, на какой доске.


Руслан, usmanov@itp.ac.ru (15.03.2003 05:30:13):

Уважаемые участники дискуссии о пассионарности!

Почему-то при обсуждении природы пассионарности был забыт удивительный факт: пассионарный толчок возможен только в той области на линии толчка, где соседствуют, во-первых, два разных народа, а во-вторых, два разных ландшафта.

Если пассионарность - это вирус, то каким образом, ландшафт может влиять на него? То что должно быть два разных народа, я еще могу понять, а вот с ландшафтами я не совсем понимаю.

Петру Лапшину:

Вы утверждаете, что

"Число спонтанных абортов (один из наиболее надежных показателей уровня мутагенеза) в Швеции, скажем, с начала XX века поднялось с 6% до 14%, т.е. более, чем вдвое, но пассионарного подъема там не отмечается."

Я с Вами согласен, но ведь повышалась радиоактивность, по большей части, во второй половине 20 века. То есть прошло всего лишь 50 лет, в то время как инкубационная фаза длится до 200 лет. Кроме того, весьма значительная часть пассионариев непрерывно иммигрировали в США и Канаду. Поэтому и в Швеции их не остается.


Борис Сабуров (15.03.2003 11:24:51):

Петру Лапшину

Предлагаю вернуться к истокам. Для чего ЛНГ нужна была пассионарность7 Для того чтобы создать непротиворечивую картину мира.С помощью пассионарности и этногенеза с ней связанного объясняется гиперспособность вида Нomo Sapiens к адаптации на всех ландшафтах планеты не эволюционируя при этом за пределы своего вида. Пассионарность как видовая особенность вероятно существовала всегда, в том числе и в эпоху верхнего палеолита. Гумилев об этом говорит вскользь, не развивая эту тему по причине крайней скудности фактического материала об этом периоде развития человечества. Иначе трудно было бы понять откуда пассионарность взялась и почему, если на ранних стадиях развития ее не было.Теперь сформулируем вопрос по другому. А какие такие фенотипические признаки пассионарности позволяют человеку доминировать над другими видами?

Ответ напрашивается сам собой. Такой признак один - АГРЕССИВНОСТЬ. Человек самая опасная и самая агрессивная тварь на Земле. Надеюсь с этим никто не будет спорить. Под агрессивностью я имею ввиду не только способность бить морды и резать глотки, хотя и этого в среде пассионариев более чем достаточно. Например: агрессивность пассионария Александра Македонского состояла в завоеваний мира. Агрессивность пассионария Сократа в борьбе за умы своих современников, в том как он отстаивал свои идеи.Я хочу сказать, что агрессивность присуща любому пассионарию в его сфере деятельности.


Игорь Боровиков (16.03.2003 08:42:53):

Борису Сабурову.

Если не ошибаюсь на вершине кривой пассионарности ЛНГ не агрессивность, а как раз наоборот - жертвенность. Хотя при желании её тоже можно трактовать как высшую степень агрессии - "к самому себе"....


Борис Сабуров (16.03.2003 09:53:45):

Игорю Боровикову

Деятельность пассионария, в чем бы она не заключалась, направлена на изменение окружающего мира, но нельзя изменить мир и при этом никого не обидеть, и не задеть ни чьих интересов. Можно назвать это экспансией или агрессией суть от этого не меняется. Способность к жертвенности лишь индикатор пассионарности. Для того чтобы достичь своей цели пассионарий должен идти на риск, а если эта цель высока то и жизнь поставить на карту. Возможно Вы правы в том смысле, что у пассионария часто завышенные требования к самому себе, от этого страдает его самооценка, отсюда не далеко до "высшей степени агрессии к самому себе". " Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт..."


Макс Зильберт, mzilbert@yandex.ru (16.03.2003 13:37:32):

Петру Лапшину

Стремление к получению примитивных удовольствий наподобие посещения дискотек вполне вписывается в рамки поведения гармоничного человека. Указанное мной credo, конечно, является красивым упрощением.

Что такое "деятельность жизнелюбов-субпассионариев"? По-моему субпассионарий - это человек, которому психической энергии не хватает даже на полноценную адаптацию в ландшафте.

Если "деятельность пассионария... выражается в преднамеренной бездеятельности", то такая "бездеятельность" мнима, поскольку затраты психической энергии при этом всё равно повышены.

Если вам неясен смысл слова "деятельность", то давайте определим её, к примеру, как совершение организмом любой работы, включая работу внутренних органов. И что это нам даёт?

Правильно ли я понял ваши разногласия с Ю. Б. Вахтиным: он связывает пассионарность с пониженным количеством в клетках каких-то вирусов, а вы, напротив, с повышенным?

Возможно ли провести сравнительный анализ вирусного состава клеток пассионария и человека гармоничного?

Если предполагаемый вами "вирус пассионарности... должен передаваться не только от родителей к детям, но и воздушно-капельным и/или контактным путем", то могут ли пассионарии "заразить", к примеру, гомеостатичные народы Севера без смешанных браков?

Поскольку замечено, что гиперурикемия у пассионариев встречается чаще, чем у других, идею связи её с пассионарностью в качестве гипотезы всё-таки можно оставить до соответствующих исследований.


Петр Лапшин, lapshin@onego.ru (17.03.2003 20:53:35):

Михаилу Дух.

"Человек жертвует своими интересами ради цели. (понятие интереса, в отличие от понятия инстинкта лежит в одном поле с понятием цели, что позволяет исключить из характеристики пассионарности психологические элементы, фактически ненужные для её понимания)."

И где пролегает граница между интересом и целью? Почему цель должна непременно противоречить интересам? Поясните, пожалуйста.

 

Руслану

В этом аспекте нет никакой разницы, вирус или мутация является причиной ПТ. Этногенез начинается вдоль всей линии, но успешно проходит только там, где элиминация пассионариев недостаточно эффективна, т.е. между "плитами" этносферы. Именно так объясняет это Л.Н.Г. В этнических монолитах пассионарии, видимо, истребляются или изгоняются в первом поколении.

Какой же мощью должно обладать пассионарное излучение, чтобы в течение 200 лет (а тем более одномоментно!) инициировать вдоль линии ПТ мутагенез, по уровню равный наблюдаемому сейчас в промышленных странах (Швеция отнюдь не самый загрязненный регион, просто данные по ней были под рукой)? Ни в космосе, ни на Земле такие источники неизвестны, да и последствия в виде накопления "генетического груза" вредных мутаций затмили бы все последствия подъема пассионарности.

 

Борису Сабурову

Совершенно согласен с Вами и всегда отстаивал именно эту точку зрения. Могу только добавить, что пассионарность (агрессивность) - необходимый, но не единственный фактор, обусловивший способность человека не только к адаптации в любых ландшафтах, но и к созданию искусственных ландшафтов. Не менее важны вторая сигнальная система - речь, связанное с ней абстрактное мышление (именно оно обусловливает разнообразие проявлений пассионарности) и гипертрофированное поисковое поведение (аттрактивность).


Петр Лапшин, lapshin@onego.ru (17.03.2003 20:56:36):

Максу Зильберту

Если мы определим деятельность как работу, то тем самым опять приходим к понятию пассионарности как биохимической энергии, если только не принять какое-то нестандартное определение работы, подходящее к тому же для любого органа, от желудка до головного мозга. И деятельность (=работа) субов, те же танцы до упаду и даже секс, будет поглощать больше этой энергии, чем деятельность гармоничника, занятого сидячей работой, а вечера проводящего за телевизором. Если же говорить о психической энергии, которую Вы не считаете биохимической (или я опять ошибся?), то наша дискуссия о ее природе как-то сама собой оборвалась. Что, если не процессы возбуждения в ЦНС, считаете Вы психической энергией?

МГЭ (мобильные генетические элементы, транспозоны) - это частички ДНК, в отличие от вирусов, не покидающие пределов клетки и передающиеся (у эукариот) только по наследству. Таким образом, если считать транспозоны носителями пассионарности, то практически ничего не меняется по сравнению с мутационной гипотезой. Считать же повышенную пассионарность результатом избавления от транспозонов пока нет оснований, что и было отмечено в рецензии. Тем более, что и вред от транспозонов не доказан.

Учитывая низкую вирулентность гипотетического "вируса пассионарности", для его передачи нужен продолжительный (измеряемый, быть может, годами и десятилетиями) контакт с вирусоносителем. Поэтому пассионарность не распространяется слишком далеко за пределы зоны ПТ, если не считать миграций ее носителей и смешанных браков. Для того, чтобы передать пассионарность неполовым путем от одного этноса к другому, нужно как минимум их проживание в одном ландшафте, т.е. химера. Но и в этом случае невозможно отделить половой и неполовой пути передачи ("Никто не проследит след змеи на камне, птицы в небе и мужчины в женщине"), за исключением разве что межрасовой химеры. Хотя смешанная кровь еще не доказывает, что передача пассионарности произошла именно половым путем. Экспериментально доказать вирусную природу пассионарности могут скорее случаи "перевоспитания" отдельных персон, более стойкого чем обычная пассионарная индукция.

Если частота какого-то вируса у выборки пассионариев (хотя возникает проблема критерия отбора) будет достоверно выше, чем у случайной выборки, то можно считать, что "вирус пассионарности" найден. Технически это вполне осуществимо, хотя это дело трудоемкое и дорогостоящее, учитывая, что придется проверять все органы - ведь вирусы, как правило, локализованы - а из клеток, согласно гипотезе, этот вирус выходит редко, а стало быть, и антитела на него (самый удобный способ выявления вирусной инфекции) малочисленны.

Если мочевая кислота и оказывает положительное влияние, то скорее все же на аттрактивность (пользуясь классификацией Л.Н.Г.), нежели на пассионарность, ибо гений - индивид с повышенной как пассионарностью, так и аттрактивностью, а повышенная доля подагриков среди энергичных, но не слишком умных индивидов не отмечена.


Михаил Дух, mihail_du@mail.ru (19.03.2003 02:12:06):

Петру Лапшину.

Конечно, не всякая деятельность противоречит тому или иному интересу. Однако одержимость целью, выражающей определенный идеал, толкает пассионария на действия, несовместимые с интересами практической жизни: Исаак Ньютон Стоя за работой мог не вспомнить об обеде, Молодогвардейцы без колебаний шли на казнь за свою родину, хотя могли бы спокойно сидеть дома и заниматься приспособленчеством. Можно, наверное сказать, что деятельность таких людей подчиняется не интересам их личной жизни, а интересам, определяемым идеалом. При этом личные интересы (устроенный быт, стабильная и в общем безбедная жизнь, воспитание потомства и пр.) естественно приносятся в жертву. Таким образом я противопоставляю не интерес вообще и цель вообще, а личный (или практический) интерес, если так можно выразиться, идеальным, высшим целям.

Возвращаясь к системе социально-философских понятий, С помощью которых мне хочется рассмотреть категорию пассионарности, приведу цепочку взаимосвязанных категорий: Потребность - интерес - цель - деятельность - результат. Полагаю, что с их помощью можно достаточно продуктивно, а главное строго научно (хотя и в специфическом - не естественнонаучном стиле) раскрыть многие аспекты пассионарности.

В социологии есть весьма интересный термин - аномия. Явление аномии открыл и изучил Э. Дюркгейм. Согласно ему - это состояние отсутствия норм, когда человек в силу тех или иных причин не в состоянии или просто не желает следовать общепринятым нормам. Я пользовался по вопросам аномии фрагментами из книги Р. Дарендорфа "Современный социальный конфликт", помещённым в журнале "Иностранная Литература" 1993 ╧4. Это очень интересный текст с точки зрения этнологической проблематики, рассматриваемой в широком смысле. Аномия проявляется как в прямом игнорировании законов, норм и ценностей общества, когда им предпочитается криминальные способы решения проблем, так и в попустительстве преступлениям или безнравственным действиям (Мне здесь вспоминаются преподаватели, ставящие незаслуженные отметки студентам, о которых где-то недобрым словом поминает Л.Н. Г.). Таким образом, аномия может рассматриваться как мера субпасионарности в обществе. Не знаю, правда, существуют ли в социологии методы её оценки.

О язычестве русских

Проблема только в том, что во всей языческой пропаганде, которая сейчас ведётся, по-видимому, действительно пассионариями определённого сорта, есть одна небольшая ошибка. Дело в том, что исконная РУССКАЯ религия - христианство, точнее его специфический православный вариант. Мы уже давным-