|
Какое отношение имеет известный русский поэт начала XX века Николай Гумилёв к Льву Николаевичу? Как Гумилёв относился к религии, был ли он верующим человеком? Кем был по происхождению Лев Николаевич Гумилёв? Существуют ли памятники, установленные Льву Николаевичу и где они находятся? Вопрос: Какое отношение имеет известный русский поэт начала XX века Николай Гумилёв к Льву Николаевичу? Ответ: Прямое.
Тайна судьбы Гумилева ≈ в странной притягательности его характера для утверждающейся советской поэзии при полной неприемлемости его поведения для утверждающейся Советской власти. Подробнее о его судьбе читайте в материалах Фонда Л. Н. Гумилёва, посвященных 125-летию со дня рождения Николая Степеновича. Чекисты, расстреливавшие его, рассказывали, что их потрясло его самообладание: ≈ И чего он с контрой связался? Шел бы к нам ≈ нам такие нужны! Шестьдесят пять лет имя Николая Гумилёва оставалось под строжайшим официальным запретом. Не называя этого имени вслух, советские поэты: Николай Тихонов, Эдуард Багрицкий, Владимир Луговской, Константин Симонов ≈ подхватили стилистику и возродили пафос своего убитого вдохновителя: музыку романтической преданности идеалу, верности долгу. В эпоху гласности имя поэта (Gumilyov) было
присвоено астероиду под номером Вопрос: Не навеяно ли наименование явления "пассионарности" партийной кличкой "пламенной" испанской большевички, Долорес Ибаррури, политического лидера времен Гражданской войне в Испании? Ответ: Сам ученый объяснял, что "пассионарность" (от лат. Passio, ionis, f. ≈ восприимчивый из страсти, страстный), применено им как эквивалент английского термина drive (см.: Soviet Geography. 1973. Vol. XIV. ╧ 5. P. 322). Это слово в латинском и многих западноевропейских языках напрямую связано с религиозными страданиями самого Христа и первохристианских мучеников. В своей статье "Биография научной теории или Автонекролог" он пишет: "Это слово вместе с его внутренним смыслом и многообещающим содержанием в марте 1939 г. проникло в мозг автора как удар молнии. Откуда оно взялось ≈ неизвестно, но для чего оно, как им пользоваться и что оно может дать для исторических работ, было вполне понятно."
На её, члена испанского парламента (с 1936 г.), страстный призыв "No pasaran! " откликнулись и отправились воевать в интернациональные бригады за свои демократические идеалы, более 40 тысяч мужчин и женщин из 53 стран, которые и были зачастую теми самими пассионариями, о которых писал ученый. Поэтому принимая во внимание, что идеи пассионарной теории этногенеза формировались у историка в конце тридцатых годов, мы берем на себя смелость предположить, что яркое имя La Pasioinaria не могло остаться незамеченным и для студента университета. Долорес прожила очень долгую жизнь (без
малого 94 года) и еще при жизни её именем был
назван астероид под номером Вопрос: Как Гумилёв относился к религии, был ли он верующим человеком? Ответ: Православным он был от рождения до самой смерти. Перед смертью он исповедывался и причащался. По воспоминаниям его вдовы ≈ Натальи Викторовны, они не могли часто ходить в церковь, но по праздникам бывали. Первое время в начале, когда они жили в Ленинграде, ездили в Гатчину, там у Льва был духовный отец. Но к науке он никогда религию не примешивал, говорил: "Не путайте Божий дар с яичницей. Я занимаюсь наукой, а теологией занимаются другие". Связывать его научные воззрения с религией нельзя. Он занимался естественными науками, история была для него как полигон, на котором, с помощью фактов, он изучал все мировые процессы. Поэтому он общался с биологами, генетиками, физиками. К гуманитариям он относился с осторожностью. "Они много говорят, много выдумывают, не основываясь на истинных фактах, ≈ говорил он. Это очень опасно. Миф ≈ опасная вещь. Он входит в народ, откладывается в родовой памяти, миф наслаивается на миф ≈ получается ложь". В общем, для него наука была ≈ одно, а религия ≈ другое. Можно назвать множество работ, в которых были рассмотрены вопросы религии как с точки зрения этнокультурной доминанты ("Выбор веры""), так и мироощущения (глава XXVII. "Эмпирическое обобщение" из книги "Древняя Русь и Великая степь"). Когда в 1990 г. университетская общественность поставила вопрос об открытии в помещении Музея университета Домовой церкви святых апостолов Петра и Павла, Л.Н. Гумилёв был один из тех, что входил в эту инициативную группу. А первым церковным старостой после 77-летнего перерыва стал его ученик ≈ Иванов К.П. (1952≈1992), после убийства которого, этот пост принял Коваленко М.И., нынешний председатель "Фонда Л.Н. Гумилева". Таким образом, под влиянием Льва Николаевича многие его знакомые и ученики становились православными христианами. Отпевали Льва Николаевича в санкт-петербургской Церкови Воскресения Христова у Варшавского вокзала (наб. Обводного канала, 116). Вопрос: Какое отношение имеет А. Куркчи и его Фонд "Миры Л.Н. Гумилева", издатель "коричневой" серии книг к учению Л.Н. Гумилёва и деятельности "Фонда Л.Н. Гумилева"? Ответ: Прямого отношения не имеет. Вдова Л.Н. Гумилёва ≈ Наталья Викторовна предоставила А. Куркчи право на издания собрания Сочинений ученого сроком на пять лет до 1998 года. Таким образом, выпускавшиеся издательством "ДИК-ДИ" в 1995≈1998 гг. пиратскими не являются. Он по-прежнему продает макеты своих книг издательству "Дик-Ди" и они издавали книги уже как свои. Эти издания отличаются цветом от изданий собственно Куркчи, обложка имеет более яркий оранжевый цвет. Издательство "Ди-Дик" и ряд других издавая сейчас труды ученого в выходных данных указывают неверные даты подписания в тираж ≈ в то время у Куркчи еще были права на издание. Сам Айдер Куркчи специалистом по этногенезу не является и участия в исследовательской деятельности, в частности, "Фонда Л.Н. Гумилева" не принимает, да и интереса к наследию Льва Николаевича, кроме как публикаций его трудов в коммерческих целях не проявляет. Тут в качестве примера уместно привести слова самого историка о том, как в древней Аравии при пророке Мухаммаде его последователи разделились на два русла ≈ одни выбрали путь следования непротиворечивой истине, а другие, ≈ чтобы денежки иметь. Проведенное сличение текстов показало, что четыре абзаца взяты из интервью В.Ю. Ермолаева, канд. геогр. наук, ученика Л.Н. Гумилева, данного им в конце 1991 г. после распада СССР газете "Новый Петербургъ" No 9(10), 1991 помещены Куркчи А.И. без ссылок в статью-предисловие "Л.Н.Гумилев и его время" к изданной им книге ≈ Л.Н.Гумилев "Поиски вымышленного царства". М. изд.Ди-Дик, 1994 г. Что по своей сути является плагиатом "великого гумилевца и евразийца". Более того, редактор А. Куркчи берет на себя смелость править труды Л.Н. Гумилёва, утверждая при этом, что выпускаемые издательством "ДИК-ДК" "публикуется на основе прижизненного издания". Поэтому Создатели сайта взяли на себя труд по возвращению авторской редакции опубликованных здесь текстов. С 1999 году только издательства "Сварог" и "Айрис-пресс" издают книги Л.Н. Гумилёва, соблюдая авторское право. Если кто-то захочет издавать труды ученого надо просто соотнестись по этому вопросу с ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ. Сделать это можно через общественную организацию "Фонд. Л.Н. Гумилёва", которая сообщить контактную информацию. Вопрос: Известно, что историки принимали пассионарную теорию этногенеза в штыки. Кто же были главные оппоненты Льва Николаевича? Ответ: Действительно, теория Гумилева Л.Н. объясняющая генезис этносов была не единственной в Советском Союзе.
Однако нельзя забывать, что наряду с гумилевской и бромлеевской в Советском Союзе существовала еще одна школа этнологии. Её представители также считали ее "научной". Да и не просто существовали, а властвовали ≈ это Э. В. Тадевасян, М. И. Куличенко, работавшие в Институте истории АН СССР задавали тон в научно-коммунистической теории наций. Их многочисленные труды сейчас уже позабыты, но именно они выдвинули идею "о советском народе как новой исторической общности". Между бромлевцами и "научными коммунистами" шла вялотекущая борьба по теоретическим вопросам. При этом Гумилева и его последователей они пытались вовсе не замечать. Ныне представители старой "научно-коммунистической" школы откочевали в область политологии.
Нападали на Льва Николаевича и беллетристы (в частности, В. Чивилихин, известный создатель антимонголо-татарской эпопеи "Память"). А когда Гумилев Л.Н. создал известные теперь работы " Зигзаг истории", "Черная легенда", "Тысячелетие вокруг Каспия" он стал просто опасен для заметной группы "отечественных" ученых. Особую роль в травле Л.Н. Гумилёва принадлежит Ю. Афанасьеву и А. Янову. Об этих и других "критиках" подробно написано в книге С. Б. Лаврова (1928≈2000), российского географа и геополитика, друга Л.Н. Гумилёва, "Лев Гумилев. Судьба и идеи", отдельный параграф которой посвящена именно этому вопросу. Замалчивание, попытка снизить значение
открытия Л.Н. Гумилёвым законов этногенеза,
попытка "опустить" его теорию
пассионарности до ранга периферийных теорий
(фоменковщина, суворовщина, кандыбщина), попытка
противопоставить ему Ответ: Как и его отец Лев Николаевич Гумилёв считал, что он был "рожден российским дворянином", но это неверно.
В свою очередь Степан Яковлевич
являлся вторым
сыном священника Христорождественской церкви с. Желудево
Рязанской губернии
Панова Якова Федоровича (1790≈1858). Это село
располагается вблизи излучины р. Оки
ниже по течение г. Рязани ( Как же последний стал Гумилёвым? Оказывается Яков Федорович до принятия сана был потомственным дьяком (псаломщиком) этом церкви и вступив в законный брак с дочерью настоятеля храма Гумилёвой Матреной Григорьевной (1800≈1865) принял фамилию жены. Было это еще в начале XIX в. Генеалогический обзор (файл MS Excel либо ) Гумилёвых-Пановых дополнил Роман Александрович Гумилёв (пятиюродный внучатый племянник Льва Николаевича). Таким образом, Лев Николаевич мог по праву гордится происхождением от священничества Рязанской губернии. /Подготовил АР/ Вопрос: Существуют ли памятники, установленные Льву Николаевичу и где они находятся?Ответ: До 1996 г. не существовало ни каких памятников, посвященных Л. Н. Гумилёву, кроме памятного креста на могиле Льва Николаевича Гумилёва.
Минуло почти 4 года после смерти Л. Н. Гумилёва, когда 23 мая 1996 г. президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев объявил о преобразовании Акмолинского университета (образован на базе слияния педагогического и инженерно-строительного институтов) в Евразийский университет имени Л. Н. Гумилева.
После
этого его статус подняли до уровня
национального, оставив в государственной
собственности. Ныне Евразийский
национальный университет им. Л. Н.
Гумилёва, расположен в столице Казахстана
≈ г.
Астана
Здесь собраны все сочинения Л.Гумилева, в том числе рукопись ╚Происхождение казахского этноса╩ и оригинал докторской диссертации ╚Этногенез и биосфера Земли╩. В церемонии открытия музея-кабинета приняла участие племянница ныне покойной супруги ученого Н.В.Гумилевой ≈ М. И. Новгородова, возглавляющая Минералогический музей имени С.Е.Ферсмана Российской Академии наук. В подарок казахстанскому музею она преподнесла пишущую машинку марки ╚Continental╩, на которой великий ученый печатал свои труды.
В честь юбилея в 2002 г. ученого безымянная вершина,
находящаяся в Кош-Агачском районе
Республики Алтай, близи границ
России и Китая, Монголии и Казахстана,
своими очертаниями напоминающая Эльбрус,
была названа ╚пик 90 лет Л. Н. Гумилева╩.
Выход на пик возможен от села Курай по р.
Актуру, р Корумду, р. Куркурек, затем
левый приток реки Куркурек. Пик 90 лет Л. Н. Гумилева
с координатами 50╟ 8' 24" С.Ш. и 87╟39'50" В.Д.
Первый памятник Льву Николаевичу в полный рост был открыт летом 2003 г. в центре города Бежецка (Тверская область). Он представляет собой памятник семье Гумилёвых работы скульптора Андрея Ковальчука. Именно так бежечане решили увековечить память знаменитой семьи. Композиция установлена в центре города на ул. Большой. Бронзовую композицию образуют сидящая в кресле Анна Ахматова, рядом с ней на высоком постаменте бюст поэта Николая Гумилёва, а недалеко в полный рост с книгой в руке ≈ пожилой Лев Николаевич. Художественное решение смелое и, на наш взгляд, удачное. Деньги на строительство были выделены из Федерального бюджета России, бюджетов Тверской области и Бежецкого района. На открытии памятника было зачитано письмо Натальи Викторовны Гумилевой, вдовы ученого. В 2003 г. она написала, что Лев Николаевич мечтал о таком памятнике, который бы увековечил тройственный союз членов их семьи.
|
|