Труды Льва Гумилёва АнналыВведение Исторические карты Поиск Дискуссия   ? / !     @

Реклама в Интернет

Что представляет собой "пассионарность" как явление на уровне конкретного индивидуума и этноса в целом?

В какой мере "пассионарность" реально влияет на процессы развития этносов?

Приведите примеры того как пандемии оказывали влияние на ход этногенеза и социогенеза?

Вопрос: Что представляет собой "пассионарность" как явление на уровне конкретного индивидуума и этноса в целом?

Ответ: Пассионарность, по мнению Л. Н. Гумилёва, - это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.

Другими словами, пассионарность, по его мнению, - это способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, - к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака - пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность - атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности. Степени пассионарности различны, но для того чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т.е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный.

По мнению Александр Миронова, одного из Создателей сайта, вероятно, что вся "соль пассионарности" заключается в поведенческих реакциях, которыми определяется тип характера конкретного человека или, например, собаки (агрессивный, тихий и т.д.). Эти реакции обусловлены специфичным для каждого индивидуума набором нейромедиаторов и соответствующих рецепторов в головном мозге. Воспитание может только модифицировать то, что уже есть. Если человек - трус, то его нельзя сделать героем. Научить преодолевать страх можно, но научить безрассудным поступкам нельзя. А т.к. все эти рецепторы и медиаторы являются белками, то информация о них заключена в генах, которые и могут подвергаться изменениям (мутации и т.д.).

Так видится "пассионарность" на основе современных знаний в биологии и нейрологии. Никаких доказательств "пассионарных" генов или мутаций пока не существует, т.к. вопрос об этом на Западе (где биологическая наука наиболее развита) не ставится. Однако не следует забывать, что ген, определяющий "сморщенность" горошка, с которым работал Мендель, был открыт лишь в 1990 г. И, тем не менее, законы наследования этот монах-исследователь сформулировал на передовом для его времени (около 1865 г.) уровне.

Top

Вопрос: В какой мере "пассионарность" реально влияет на процессы развития этносов?

Ответ: Важное, но в конечном счете не самое значительное. Сам ученый статье "Биосфера и импульсы сознания" писал, что "роль пассионарности в этногенезе меньше 25%, но пренебрежение этой величиной дает заметную ошибку, смещающую результат". Другими важными факторами, влияющими на нее, являются природные воздействия (изменения климата, тектоника планеты, эпидемии и пр.) и межэтнические контакты. При этом соотношение этих факторов меняется в зависимости от уровня пассионарности в этнической системе, стадии этногенеза.

Он разработал проблему вариантов этнических контактов, возникающих на территориях, заселенных разными этносами. Он различает четыре варианта: сосуществование, ассимиляцию, метисизацию и слияние - когда при контакте забываются традиции обоих первичных компонентов и рядом с двумя предшествующими, или соседствующими, или вместо них возникает третий, новый этнос. Это, по существу, главный вариант этногенеза, так, во всяком случае, возник великорусский этнос. Но обычно такой вариант этногенеза наблюдается достаточно редко.

По степени соучастия этносов в контактных образованиях этнология различает несколько возможных вариантов. Один из них - вариант "ксении", который образуются, при сосуществовании в одной экологической нише комплиментарных или нейтральных друг к другу этносов, например, фламандцы и валлоны в Бельгии. И вариант "химеры", когда один этнос на уровне спада, надлома другого этноса присваивает себе роль "поглотителя" ниши ослабленного этноса и начинает функционировать в ней в пределах диссонанса, то есть разрушения окружающей среды, родной для надломленного этноса. Варианты второго уровня, болезненные и для этногенеза и для изучающих проблемы контактов ученых, всегда принимающих сторону какого-либо из этносов, этнолог-естествоиспытатель рассмотрел на материале Старого и Нового Света.

Л.Н. Гумилёва писал: "Этногенез - это творческое преобразование этнических коллективов в этносферу. Переведем наше обобщение на язык смежных наук и мы получим: в плане философском - момент творческой динамики этноса соответствует скачку при переходе количества в качество. В плане зоогеографии этнос - это антропогенная сукцессия, затухающая вследствие сопротивления среды. В плане географии и геологии - это тектонические микроизменения, где этносы приравнены к прочим природным факторам. Даже развалины городов можно рассматривать как метаморфизированный антропогенный ландшафт. В плане этнографии - визуальное наблюдение над нефиксируемым в динамике объектом, потому что этнографы не изучают и не включают в свое наблюдение темпоральность, то есть время. В плане генетики - это микромутация, появление нового признака, который в процессе эволюции утрачивается. Передача его от поколения к поколению происходит не столько передачей генотипа, сколько посредством сигнальной наследственности, то есть научения и отбора. И наконец, в плане культуры - это возникновение и утрата традиций, явление зафиксированное, но каждый раз переобъясняемое и переиначиваемое историками, культурологами, потому что переживание истории бесконечно, а сама история - факт - единична".

Top

Вопрос: Приведите примеры того как пандемии оказывали влияние на ход этногенеза и социогенеза?

Ответ: Л.Н. Гумилёв неоднократно пишет, что эпидемии оказывали существенное влияние на процессы этногенеза, но полностью заменить его движущих сил (пассионарности этнических систем) практически не когда не могли. Можно привести только два исторических примера гигантский пандемий. 

Одной из первых в анналах отмечена грандиозная эпидемия страшной болезни - моровой язвы Антонина (предположительно родственной оспы) занесёнными римскими легионами из Малой Азии во времена императоров Марка Аврелия и Луция Вера из династии Антонинов (166 г.). В разгар эпидемии в Риме ежедневно умирало 2000 чел. и власти были вынуждены вернуться к древней практике кремации за стенами Города и хоронить простолюдин за государственный счет. И это только в Риме, о смертности населения по всей империи можно судить только приблизительно, базируясь на демографических исследованиях можно оценить средний коэффициент смертности от моровой язвы Антонинов вероятно около 7-10% в сельской местности и порядка 13-15% в городах и лагерях легионов. Однако некоторые учёные утверждают, что численность населения Апеннинского полуострова, после той эпидемии, восстановилось только в XIX в.

Эта пандемия безусловно сыграла свою роль в разворачивании грандиозного социально-экономического кризиса, охватившего Империю "Вечного города" и переходу к так называемой эпохе "солдатских императоров" - началу фазы обскурации Римского суперэтноса. Но что характерно пала именно Западная Римская империя, а Восточная, пережившая пассионарный толчок I в. н.э., и ставшая в седьмом веке Византией, просуществовало ровно 1500 лет - согласно положениям ПТЭ. Так, что по сути античная оспа не отменила ход этногенеза, это было трудно сделать на фазе явного подъема. А ведь Малая Азия, Египет и Эллада были одними из самых заселенных регионов Империи и удар мора пришелся по ней в полном мере.

Безусловно гигиена великая сила и повсеместное наличие бань в Римской империи заметно снижало заболеваемость и смертность в регионе Средиземноморья, но преимущественно в многочисленных городах, в деревнях их было мало, в основном в поместьях. В степи с банями и по сию пору трудно, а открытые водоемы этой ландшафтной зоне кишат паразитами всех мастей, особенно их много в засушливые периоды, какими были первые века новой эры. Так, что степняки из двух зол выбирали меньшее и предпочитали водным процедурам шелковые китайские ткани для борьбы с насекомыми-паразитами.

Другой характерный пример воздействия эпидемии - "Черная смерть", прошедшая по Западной Евразии в 1347-53 гг., пришедшая после очередной мутации вируса бубонной чумы в XII-XIII вв. По одним данным, в Европе погибло 25 млн. чел., по другим, более поздним, 14-15 млн. чел., что составляет примерно 1/5-1/6 общего населения Европы. Пандемия повторилась на следующем пике солнечной активности, хотя и в меньших масштабах, в 1361 и 1369 гг. Однако даже эта грандиозная пандемия, не имевшая аналогов в мировой истории, не смогла уничтожить ход этногенеза Западноевропейского, Российского и Степного суперэтносов, хотя произвела в них существенные сдвиги. К числу таких сдвигов вызванных эпидемией "Черной смерти" следует отнести, но ими не исчерпываются:

Во-первых, уже первая волна невиданного стихийного потрясения в Орде парализовала многие государственные механизмы. Реальные возможности государственного управления огромными территориями стали еще более призрачными. Наблюдается быстрое нарастание агрессивности Венгрии, Литвы и Польши на западных рубежах ордынских владений. Между тем бросившие вызов Золотой Орде Польша и Литва, наряду с Чехией, вовсе не пострадали (или в очень малой степени пострадали) от Черной смерти. ПО мнению Л.Н. Гумилёва, сохранение населения и сделало их сильнейшими государствами Европы того времени. Граждане Генуэзской Республики отвоевали в Крыму у княжества Феодоро (протекторат Золотая Орда) почти все побережье в 1357 г., расширив свои владения вокруг Каффы (Феодосия). Тем самым было заложена основа могущества Генуи в Причерноморье и громадного влияния на темника Мамая и его орду. Это в свою очередь привело к возвышению Мамая и в дальнейшем к Куликовской битве ( 1380 г.).

Во-вторых, в Западной Европе в середине XIV века погибла значительная часть рабочей силы, грозя разорением уцелевшим лордам и сеньорам. "Едва ли может быть сомнение, - писал академик Д.М. Петрушевский, обобщая огромное количество фактов, - что благодаря черной смерти почти упразднившееся силою вещей крепостное право <в Англии> опять возрождается, - и притом гораздо в более тяжелых сравнительно с прежним... формах" (см. Д. М. Петрушевский. Восстание Уота Тайлера). Король Эдуард III издал 18 июня 1349 года закон "о работниках и слугах". Закон был прост: кто откажется работать ⌠по обычной плате■ - арест; кто ушел от хозяина до уговорного срока - тюрьма. Французский же историк Фруассар в эту пору негодовал на мужиков: "Эти негодяи стали подыматься  из-за того, что их, как они говорили, держали в слишком большом рабстве". Крестьяне привыкли к другому, к тому, что было утверждено обычаем и считалось "разумным и милосердным".. И они поднялись: в 1357≈1358 гг. во Франции Парижское восстание и Жакерия, в 1381 году в Англии восстание Уота Тайлера. 

В-третьих, по мнению Л.Н. Гумилёва, изложенному в шестой части книги "Древняя Русь и Великая степь", после "черной смерти" Москва стала точкой приложения сил митрополии, т.е. организованной пассионарной элиты Великороссии. Этому, как ни странно, способствовали весьма посредственные способности московских князей, однако обладавших тактом, позволявшим их очень талантливым и волевым сотрудникам - боярам и монахам - вести тонкую и дальновидную политику приобретательства земель и привлечения умных и энергичных людей. Церковь как социальная организация дала этим пассионариям доминанту - защиту православия, которой можно было служить искренне, а не ради выгоды. Купленные друзья всегда ненадежны. Сопротивление новой этносоциальной системе оказывали поборники сепаратизма - Тверь, Рязань, Нижний Новгород, попытавшиеся найти опору в языческой Литве. Князья были энергичны и храбры, но защищали себя и своих приближенных, а не идею; иначе говоря, они противопоставляли личные интересы "идеалу", т.е. далекому прогнозу. Поэтому после заключения мира Москвы с Литвой в 1371 г. все великорусские князья признали себя "подручниками" Москвы, т.е. митрополита Алексея.

Подробнее проблемы микробиологии и эпидемиологии в истории человечества изложены в разделе "Глобальные пандемические циклы" из книги М.В.Супотницкого Микроорганизмы, токсины и эпидемии. М.: Вузовская книга, 2000. 376 с. ISBN 5-89522-092-4 (рецензия на книгу).

/Подготовил АР/

 


19/03/24 - 11:58

<< ] Начала Этногенеза ] Оглавление ] >> ]

Top