|
Материалы любезно предоставлены Общественной организацией "Фонд Л. Н. Гумилева". Впервые опубликовано на сайте "Gumilevica" (http://gumilevica.kulichki.net/fund/fund05.htm) К определению понятия "Комплиментарность"О.Г. Новикова, канд. хим.-биол.наук.Согласно Л.Н.Гумилеву, при возникновении этнической целостности из людей смешанного происхождения, разного уровня культуры и различных особенностей отсутствует принцип сознательного расчета и стремления к выгоде [*1]. Это обусловлено тем, что первое поколение пассионариев сталкивается с огромными трудностями - им необходимо сломить устоявшиеся взаимоотношения бытующие в это время в окружающей их среде (большей частью состоящей из субпассионарных и гармоничных людей). Пассионарии это люди иного психофизического склада и для того, чтобы найти себе подобных, также пассионарных людей, им установить новые, отвечающие их запросам отношения. Для этого принцип социальной близости не подходит, так как при рождении новый этнос уничтожает старые социальные институты. После воздействия пассионарного толчка, после мутагенного воздействия пассионарные люди могут появиться в любой социальной нише. И для того, чтобы объединиться первые пассинарии объединялись по принципу подсознательной взаимной симпатии. Так, первые римляне - квириты, принимали к себе симпатичных им людей из окружающей местности и изгоняли (но, не убивали) из своих рядов пьяниц и проституток. Таким образом, в первоначальной консорции увеличивалось количество пассионариев. Проведя историческое исследование, Гумилев пишет, что именно комплиментарность, как неосознанная подсознательная взаимосимпатия, взаимовлечение лежала в основе любого объединения людей, приведшего к рождению любой этнической традиции и сопряженного с ней социального института. И именно комплиментарность - это "условие, без которого нельзя" [*2]. Комплиментарность это не только тяга друг к другу , она выражается и в общих вкусах, привычках, мироощущении. Гумилев считает, что принцип комплиментарности не относится к числу социальных явлений. Он наблюдается и у диких животных, и у домашних (привязанность к хозяину). Ведущую роль принцип "объединения по симпатии" играет при создании нового этноса, при полном отсутствии общественных норм существования нового коллектива. Впоследствии, при установлении устойчивых социальных законов, принцип комплиментарности сохраняет подчиненную роль. Так в коллективе, четко отличающемся от соседей по быту, обычаям, религии и роду занятий, живущем на строго очерченной территории, браки чаще будут заключаться между своими представителями. Это происходит потому, что невыгодно принять к с себе человека, не имеющего навыков, необходимых для содержания будущей семьи. В условиях существования этого коллектива навыки, полученные в других условиях будут ему не нужны, а значит будут неприменимы. Поэтому каждое новое поколение будет стремиться воспроизвести жизненный цикл предшествующего, этот феномен Л.Н.Гумилев называл культурной традицией. Механизм взаимодействия между поколениями описан М.Е.Лобашевым и назван "сигнальной наследственностью" [*3], которую в свою очередь Л.Н.Гумилев считал синонимом традиции. У человека эта преемственность традиции и поведенческих признаков осуществляется через подражание и речь, происходит это в самом раннем возрасте. Это и усвоение навыков быта, приемов мысли, восприятие предметов искусства, принятое обращение со старшими и отношения между полами, обеспечивающие наилучшую адаптацию в своей среде. Большую роль в передаче традиции играет первый воспитатель, то есть чаще всего мать ребенка. В сочетании с эндогамией, т.е. изоляцией от соседей, стабилизирующей состав генофонда, именно традицию Гумилев считает фактором создающим устойчивость любого этнического коллектива [*4]. Комплиментарность может проявляться не только, как взаимная симпатия членов этнических коллективов, но и как антипатия. То есть, может проявляться положительная или отрицательная комплиментарность, именно это качество полярности отношения определяет этническое ощущение, выражающееся в характерном для каждого этноса выделении "своих" и "чужих". Именно поэтому на уровне этноса и суперэтноса явление комплиментарности проявляется еще более четко, чем на уровне консорции, однако отдельные представители могут вызывать личную симпатию, весь этот этнос (его этническая традиция) ощущается как нечто чуждое. При этнических контактах положительная комплиментарность этнических систем может привести или к симбиозу ( при малых степенях взаимной пассионарности) или слиянию с образованием новой этнической целостности (при высоких уровнях пассионарности). Отрицательная комплиментарность к образованию химерных этнических конструкций или химере. Необходимо отметить, что Л.Н.Гумилев указывал, что положительные контакты на уровне суперэтноса невозможны, и приводил в пример "трение друг о друга двух (или более) массивных твердых тела; - результатом этого процесса является обычная пыль". Подобно другим этническим явлениям, комплиментарность является явлением статистическим и вероятностным (то есть, на индивидуальном уровне возможны любые случаи отклонения от закономерности, но при повышении ранга рассматриваемой системы закономерность действует более явно)[*5].
[*1] Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: 1989., с.223 [*2] Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: 1989., с. 224 [*3] Лобашев M.E. Сигнальная наследственность // Исследования по генетике. Сб.1. Под ред. М.Е. Лобашева. Л., изд. Ленингр. ун- та, 1961. [*4] Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л.: 1989., с.227 [*5] Мичурин В.А. Словарь понятий и терминов теории этногенеза Л.Н.Гумилева. Под ред. Л.Н.Гумилева. - в книге Л.Н.Гумилев Этносфера: История людей и история природы. - М.: Экопрос, 1993. |
|
|