|
Материалы любезно предоставлены Общественной организацией "Фонд Л. Н. Гумилева". Впервые опубликовано на сайте "Gumilevica" (http://gumilevica.kulichki.net/fund/fund14.htm) АКТУАЛЬНОСТЬ УЧЕНИЯ ЛЬВА ГУМИЛЕВА ОБ АНТИСИСТЕМАХДиалог из телепередачи "Храм", посвященной Льву Николаевичу Гумилеву "Полоса свободы", СПб, март, 1998.За кадром - текст Льва Николаевича Гумилева: Любому не безразлично, в какую эпоху он живет, в мирную или в "минуты роковые". Но существует свобода выбора. И это не право на безответственность, это тяжелый моральный груз, ибо человек отвечает не только за себя и окружение, но и за наследие предков и благополучие потомков. Ответственность велика и облегчить выбор может только сознательный отказ от совести, отрыв от природы. Этот способ использования свобода выбора и порождает антисистемы. В кадре - Коваленко Михаил Игоревич, доцент СПГУ, к.психол.наук, преседатель Фонда Л.Н.Гумилева: Лев Николаевич Гумилев был православным человеком, но он внес в религиоведение нечто новое. Он не противопоставлял православию все остальные религиозные течения, все остальные конфессии, что свойственно, например, для сравнительного богословия и подошел к этой проблеме гораздо шире, изучив всю историю взаимодействия различных религиозных систем. Он выдвинул принцип биполярности в религиоведении, сгруппировав религиозные системы по самому важному принципу, по принципу отношения к окружающему миру, к окружающей среде, по экологическому принципу. Он выделил религиозные системы, философские системы, которые являются, как бы, наиболее тяжелыми болезнями в истории человечества. И не побоялся изучать эти самые тяжелые зловещие метастазы религиозных учений. Это очень ответственный подход к изучению и немногие рискнули, вот этим, заниматься. Лев Николаевич Гумилев показал, что можно разделить все идеологические, религиозные учения на две большие группы, на две системы. На систему жизнеутверждающую и жизнеотрицающую. Это великое открытие Гумилева. Он показал, что, казалось бы, такие, совершенно разные учения, не связанные между собой, казалось бы, исторически такие как гносистические учения, на Руси это были волхвы, стригольники, жидовствующие, на Западе еще тамплиеры, например, и так далее, масоны, в том числе, это все, как бы звенья одной страшной цепи. Это болезнь на теле человечества. И он показал, что так было всегда, что всегда были такие учения и они есть и сейчас... Он показал, что вот эти, так называемые антисистемы, появляются строго локализовано во времени и пространстве появляются на стыках разных культур и цивилизаций. И, прежде всего, эти негативные учения распространяют свои метастазы среди гибридизированного населения крупных городов. Что же такое антисистема сегодня? На мой взгляд, это, прежде всего, внеконфессиональные течения, которые известны под названием тоталитарные секты. Это Белое Братство, Богородичный Центр, Аум Сенрике. Человек, который попадает в эти секты, подвергается грубому психологическому воздействию, кодированию. И самостоятельно выйти из такого рода структур, человек не может. Это действует на человека разрушительно, на его личность. Это можно уподобить действию наркотиков, поэтому, государство обязано регулировать такого рода процессы, вмешиваться и принимать жесткие меры религиозной безопасности. Другого рода явления антисистемности, на мой взгляд, проявляются в культуре. Это безудержная пропаганда эротики, самых низменных человеческих страстей и извращений. В политике антисистемность проявляется просто непатриотичность. Вот посмотрите, что происходит, патриотизм сейчас стал каким-то ругательством. Все подвергается осмеянию и это уже не в первый раз, это мы уже проходили, это уже было в конце прошлого века. Если обратиться к социологии, то вроде, мы живем в христианской стране. Большинство нашего населения являются православными христианами, а с другой стороны, если государство относится к вот таким, антисистемным конструкциям, метастазам, достаточно лояльно, попустительствует распространению таких систем, то надо спросить себя, все-таки, в какой стране мы живем, в христианской или антихристианской? Лев Николаевич Гумилев считал, что и это, мне кажется, может быть, один из основных выводов из его учения, что Россия может возродится только как православная страна. Других вариантов нет. И он теоретически это обосновал. В ином случае нас ждет распад и уничтожение. За кадром - Новикова Ольга Геннадьевна, зам. председателя Фонда Л.Н.Гумилева, н.с. Эрмитажа: Гумилев утверждал, что человек в своей деятельности руководствуется не идеями, а идеалами, отношением к окружающему миру. Это свободный выбор человека направлять свои действия на созидание жизни и или на разрушение ее, это выбор между Добром и Злом. Отрицательное отношение к миру и природе, его влияние на судьбы народов ученый проследил на протяжении всей истории человечества. Ведь если человек, ненавидящий окружающий мир, активен и целеустремлен, умен и талантлив, то он создает теорию, оправдывающую эту ненависть, способную привлечь сторонников и образовать антисистему - объединение людей со стремлением к переустройству мира. Гумилев показал, что всегда антисистема построена на ЛЖИ В кадре - Шишкин Игорь Сергеевич, доцент Московского института культуры: Людей с отрицательным мироощущением, людей, которыми движет именно ненависть, всегда не так уж много, а, значит реализовывать свои цели они могут только вовлекая в свои ряды огромное число людей с положительным, нормальным, человеческим мироощущением. Как это можно сделать? Только одним способом, аккумулируя заряд социальной ненависти, самой различной: национальной, религиозной, какой угодно и направляя на разрушение страны. Лев Николаевич в связи с этим, писал, что открытое зло редко может увлечь людей, и поэтому, зло всегда должно выступать под личиной добра. И, именно тогда оно получает возможность для действия, используя обманутых дураков, которые верят в своем праве не продумывать совершаемое и действовать по чужой указке. Поэтому и реализовывать свои разрушительные цели, опять-таки без лжи, антисистема не в состоянии. Гумилев доказал, что столкновение антисистемы с этносом всегда приводит к уничтожению, крови и разрушению. И это не случайность, это не то, что однажды произошло, а неизбежное следствие, потому, что с антисистемой компромисса достичь невозможно. Вы можете достичь компромисса с какой-либо другой политической силой, вы говорите одно, они говорят другое, но вы находите точки соприкосновения. Если же людьми движет ненависть к окружающему миру или вашей стране, то с ними компромисс невозможен. Они могут согласится на компромисс, опять тот самый ложь, как принцип, но разрушать они могут все равно. И от того, что их не так уж много их разрушительная сила от этого не уменьшается. Дело в том, что здесь речь идет не о борьбе стенка на стенку, речь идет о борьбе во мраке, где опять-таки, главным оружием противника является ложь. И вот нас, почему-то не никогда не удивляет то, что, например, тигр не может одолеть слона, но при этом маленькая бактерия способна этого слона убить. И не случайно, Лев Николаевич, неоднократно, антисистемную идеологию сравнивал с бледной спирохетой, которая разрушает этнос, так же, как организм человека, изнутри. И, вот, именно, его понимание того, насколько опасны антисистемы, к чему столкновение с ними приводит , и побудило, я думаю, Льва Николаевича свою главную книгу, свой главный труд жизни , это "Этногенез и Биосфера Земли", посвятить именно делу защиты природы от антисистем. И не знать теорию антисистем, мы, люди, живущие в конеце XX века, просто-напросто, обязаны, если мы хотим чтобы Россия вышла в инерционную фазу цивилизации и у нас стала нормальная, процветающая страна. Потому, что не зная болезни, не зная диагноза болезни, ее можно не вылечить, а загнать ее вглубь: через некоторое время антисистема повторит удар, как это уже произошло в начале века, как это происходит в конце века и это может повториться. Вот, чтобы этого не было, и нужно читать Гумилева и знать, то, что он для нас открыл. За кадром - Новикова О.Г.: Выбор между добром и злом лежит в полосе свободы. Проявив волю человек может выйти из антисистемы и идти путем Истины. Лев Гумилев просил помнить, что Бог - добр и неповинен в ужасах мира сего, источник же зла - сатана. "Зло действует не само по себе, а через влияние на свободную волю людей, не продумывающих свои поступки и следующих по чужой указке, обольщая ложью и прельщая иллюзиями". |
|
|