|
.Материалы любезно предоставлены Общественной организацией "Фонд Л. Н. Гумилева". Программа Евразийской партии России (2002 г.)Раздел 1. ЕВРАЗИЙСТВО - РЕЗУЛЬТАТ ОСОЗНАННОЙ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ НАРОДОВ И ГОСУДАРСТВ1.1. Евразийская идеологияОсознание единства народов бывшего СССР, объединяемых общим месторазвитием - Евразией, представляет собой предпосылку формирования идеологической основы их экономической и политической интеграции. Только евразийство может способствовать восстановлению страны, решению целого комплекса социальных проблем, Евразийские народы искренне заинтересованы в укреплении государства, возрождении величия нации, процветании отечественной экономики, науки, культуры, образования. У истоков евразийского течения стояли культуролог Н.Я. Данилевский, политолог и культуролог К.Н. Леонтьев, экономист, географ и геополитик П.Н. Савицкий, искусствовед и философ П.П. Сувчинский, философ и богослов Г.В. Флоровский, филолог, историк и этнограф Н.С. Трубецкой, историк Г.В. Вернадский. Стержень евразийства - географические и геополитические воззрения его основателей на самый большой материк Земли - Евразию, и ее внутреннее устройство. Территория собственно Евразии включает в себя весь бывший Советский Союз и Монголию. Это родило второе название внутренней части материка, использовавшееся евразийцами . Геополитическая составляющая евразийства основывается на концепции полицентризма мира - мир состоит не из мирового центра (как правило, Западной Европы) и остальной периферии, а ряда равноправных центров-цивилизаций, к числу которых относится и Россия-Евразия. Каждый из подобных центров самодостаточен, отличается ярко выраженным своеобразием и историческим опытом, должен развиваться через самопознание населяющих его народов. Исходя из понимания целостности России-Евразии, евразийцы сформулировали тезис об общности судеб населяющих ее народов. Н.С. Трубецкой считал, что национальным субстратом того государства, которое прежде называлось Российской империей, а впоследствии - СССР, может быть только вся совокупность народов, населяющих это государство, рассматриваемая как особая многонациональная нация, и в качестве таковой, обладающая своим национализмом. Такую нацию он называл евразийской, ее территорию - Евразией, а ее национализм - евразийством. В дальнейшем Л.Н. Гумилев развил эту концепцию. Основой евразийского суперэтноса он считал мирное сосуществование и сотрудничество славянских, финно-угорских и тюркских народов, достигающееся на основе их взаимной комплиментарности (симпатии) и расселения в различных экологических нишах.Л.Н. Гумилев подчеркивал, что именно тюрки и монголы, а не западноевропейцы могут быть искренними друзьями русских. Его работы стали этнологической базой не только для евразийцев, но в целом расширили имевшиеся представления об этногенезе народов России. Стройность и нынешний вид евразийскому учению придали идеи Л.Н. Гумилева о дискретности этнической истории и этногенеза как процесса естественного развития этноса во времени и пространстве, комплиментарности этносов и роли . Евразийская партия исходит из понимания евразийства как: _ исторически сложившейся, сотканной бесконечным множеством социально-экономических и духовных нитей, единой реальности, имеющей собственные пространственные границы, законы развития и функционирования, относительно независимой от политической воли и политических акций; _ из признания евроазиатского симбиоза культур народов России и стран Содружества Независимых Государств, необходимости отстаивания их равноправного единства, подчеркивания общности судеб людей, населяющих евразийское пространство; _ из необходимости восстановления правды истории с признанием значимой роли евразийских этносов в становлении российской государственности. Народы, живущие на Северо-востоке Евразийского континента, объединяет не только географическое, но и единое историческое пространство. Вся история Евразии есть ряд последовательных попыток создания единого евразийского государства. Взаимное притяжение (по Л.Н. Гумилеву, - комплиментарность) в Евразии гораздо сильнее отталкивания, поскольку именно здесь евразийство исходит из принципа равноценнос-ти и качественной несоизмеримости всех культур и народов земного шара. Нет высших и низших. Есть похожие и непохожие. Мы не Запад и не Восток. Но не только в географическом смысле, но и в смысле самобытной организации и духовности. Именно поэтому народы Евразии тяготеют к образованию единого государства. Порожденная панмонгольским евразийским всеединством, Великая Русская Держава была укоренена и этнографически, и географически, и политически в евразийском всеединстве. Но сегодня очевидно, что евразийство, как некое географическое, региональное, социокультурное и экономическое целое, не может развиваться автоматически без целенаправленных, последовательных, продуманных коллективных политических действий. Процессы, пущенные на самотек, отданные на откуп стихийным силам, не гарантируют его воспроизводства в прежних территориальных масштабах, скрепленная историческим прошлым народов, должна дополняться целым комплексом экономических, политических, правовых, культурных, информационных усилий, поддерживаться политическими действиями и политической волей. Евразийство, перешагнув область историософских рассуждении, сегодня входит в область практической политики, становится идеологическим обоснованием межгосударственного взаимодействия в рамках стран СНГ, поиска приемлемых механизмов многостороннего сотрудничества на постсоветском пространстве, способом разрешения проблем и противоречий, споров и конфликтов. В этом смысле создание Евразийской партии России и родственных политических организаций на постсоветском пространстве обусловлено и подготовлено самим ходом исторического развития стран Содружества, теми реалиями, которые характеризуют их современное состояние. Евразийская партия призвана выявлять позитивные евразийские инициативы, переводить и отстаивать социальные заказы нации, слоев и групп в государственно-управленческой сфере, способствовать превращению евразийства из предпосылки, в социально-экономическую, политическую и духовную реальность. 1.2. Евразийство как интегратор постсоветского пространстваРаспад СССР, возникновение на постсоветском пространстве суверенных государств сопровождались эйфорией национального самоопределения, обретения самостоятельного государственно-политического и международного статуса. Демонтаж советской империи стимулировал процессы , вызвал стремительный рост интереса к национальной культуре, образованию, языку, религии, привел к осознанию собственной национально-этнической идентичности. В тоже время усилились и негативные явления. Формирование Содружества Независимых Государств воспринималось не более чем дань прошлому, политическая форма бывших союзных республик. В России указанные процессы выразились в росте сепаратизма и дезинтеграции. Политическая безответственность, решение государственных проблем в угоду сиюминутным, корпоративным интересам, нежелание мыслить стратегически привели к ? основ федерализма. Но сама жизнь заставила внести существенные коррективы в политическую практику, пересмотреть или отказаться от упрощенного видения государственного развития, как в Российской Федерации, так и в странах Содружества. Последнее десятилетие - это период системного, затяжного кризиса, затронувшего практически все сферы общественной жизни, выразившегося в снижении темпов промышленного производства, уровня жизни населения, массовой безработице, ослаблении обороноспособности, межнациональных конфликтах, росте преступности, падении морали и нравственности. Кризис не обошел стороной ни одну республику бывшего Союза. Но именно он заставил и осознать, что в одиночку с проблемами не справиться. Конец 90-х гг. XX в. - это начало периода всеобщего политического ?. Для властных элит России - это отказ от имперских стереотипов и заблуждений о . Для стран Содружества - это избавление от представлений о Центре, нерационально использующем ресурсы союзных республик в собственных целях. Осознание взаимозависимости, связанности многочисленными культурными, экономическими, социальными отношениями народов бывшего Советского Союза заставило обратиться к евразийским ценностям. Сегодня именно в них стремятся увидеть некую, позволяющую стать основой для выработки стратегии и тактики действий, направленных на преодоление центробежных тенденций, укрепление государственности. Эти ценности и идеалы разделяют все народы Евразии, в особенности православные русские, мусульмане, буддисты. Государство в таком большом многонациональном культурном целом, как Евразия-Россия, может быть только сильным или совсем не быть. Обладание устойчивым чувством патриотизма и государственности, религиозность, приверженность соблюдению социальной справедливости, стремление к соборности, представительству различных слоев общества в органах государственной власти и управления - важнейшие признаки евразийства. Евразийство в современном понимании - это процесс постоянного поиска и нахождения новых интеграционных механизмов на постсоветском пространстве. Евразийство - это содружество народов и государств, основанное на равенстве, взаимовыгоде и прагматическом интересе. 1.3. Евразийство и глобализацияСегодня не принуждение, но лишь добровольность и взаимный интерес могут способствовать становлению новой геополитической общности, превращению ее в важный фактор мировой экономики и политики. Особенно актуальным это становится в условиях глобализации, затрагивающей интересы всех стран и народов мира, втягивающих в свою орбиту все регионы планеты. Глобализация - это процесс нарастания экономической, финансовой, информационной взаимозависимости государств и народов мира. Однако она далеко и не предопределяет механического возникновения многополярного мира, основанного на принципах равного партнерства и взаимовыгоды. Напротив, глобализация выдвигает в центр мирового развития сверхдержавы, стремящиеся навязать миру собственные сценарии развития, утвердить господство своих приоритетов, ограничить интересы таких стран, как Россия, интересами собственной территории, лишить ее каких-либо претензий на стратегические замыслы. Очевидно, что противостоять прессингу глобализации в одиночку практически невозможно. В этом отношении уже сделано немало. Создание таких субрегиональных объединений и союзов, как ЕврАзЭС, Союз Беларуси и России, ЦАЭС, ГУУАМ, свидетельствует об углубляющихся процессах интеграции на постсоветском пространстве, способных в перспективе вывести отношения между странами на принципиально новый уровень многостороннего сотрудничества. С середины 90-х гг. XX в. осуществляется интенсивный поиск оптимальных форм нового государственно-политического, по сути, конфедеративного образования. Постепенно эти тенденции оформляется в обоснование идеи Евразийского Союза, создание которого, по мнению Н. Назарбаева, должно свидетельствовать о ?. Ключевую роль в таком Союзе, безусловно, должна играть Россия. Евразийский союз имеет все шансы превратиться в эффективное межгосударственное образование, которое будут отличать: - в экономической области - проведение согласованной экономической политики на едином рыночном пространстве, в том числе внешнеторговой и таможенной; - в правовой области - сближение по ряду базовых параметров систем законодательства; - в социальной области - обеспечение равных прав гражданам; - в политической - развитие всестороннего межгосударственного сотрудничества в интересах широких слоев населения, создание прочной системы общенациональной безопасности. Партия считает, что политика, направленная на поэтапное формирование Евразийского Союза является легитимной, оправданной, поскольку отвечает чаяниям большинства людей, проживающих на территории стран Содружества, соответствует уровню сложившихся и продолжающих воспроизводить себя социально-экономических связей, ведет к развитию факторов и предпосылок устойчивого историко-цивилизационного развития на Евразийском континенте. Новое межгосударственное образование не только может оказаться эффективным в противостоянии тенденциям глобализации, но и занять достойное место в процессах международной экономической интеграции.
|
|
|