|
Материалы любезно предоставлены Общественной организацией "Фонд Л. Н. Гумилева". Воспоминания о К. П. Иванове("Как мы были на русском Севере...")┘ Вечер на Васильевском острове. Темное здание геофака, горит окно. Костя сидит усталый; только что вернулся из поездки по северам. На столе чашка крепкого чая. А глаза горят┘ ╚Понимаешь, я ведь не просто так езжу в Архангельскую губернию, да и вообще по всем этим деревням. И по договорам мы работаем, и на шабашке я там бываю; а что делать жить как-то надо, у меня же пятеро. Но главное не это, я разобраться хочу. Все в том же, в самом важном - как точно мерить уровень пасионарности. На уровне этноса нам все понятно. Тут главное было узнать как мерить частоту событий, и вообще что такое ╚события╩, количество которых можно откладывать по шкале; они ведь должны быть однокачественные. А потом нашлись разные меры; вот для тех же русских в определенной фазе вообще ничего не надо - бери, считай количество построенных церквей и монастырей и получишь очень точный результат┘
А когда все это надо уточнить и спуститься на несколько уровней ниже, здесь и начинаются проблемы; а еще больше - когда надо знать, что творится ╚здесь и сейчас╩ - вот в этой самой Архангельской: все ли однородно, или же есть более и менее пассионарные, скажем, деревни; ведь там в глубинке деревня, когда она настоящая, это замкнутый такой микросоциум, автономная система┘ и вот как померить ее энергетику, сравнить с другой?И есть вещи, которые никогда не поймешь, пока на месте не побываешь. У меня вообще с смешного началось. Ну я же контактный ┘ сидим как-то с местным руководством, выпиваем как водится. И смотрю есть какая-то тайна, язык там, ужимки, подтекст. В общем выяснилось, что большая их часть всего из пары деревень. Ну и ладно.А на утро вспомнил я это дело, дай думаю проверю, пошел, охмурил девчонку в кадрах, взял данные, обработал ┘ Опаньки, классное такое распределение: восемьдесят процентов районных лидеров из четко очерченного набора деревень.Ага, думаю, похоже зоны повышенной пассионарности. А почему, ну непонятно; все обычные параметры социологические расползаются. Поехал я в одну их них. И не доехал. Осень, дорогу развезло, а мужики потом сказали, мол спросил бы - туда вообще только несколько месяцев в году можно проехать, а так только пешочком.В конце концов добрался, хожу, и вдруг чувствую, мама моя - запах┘ Хлеб-то пекут сами, как раньше, из муки, которую сами же и делают. А хлеб это непросто, нужно уметь и с печью обращаться и дрова для нее особые найти, тут много всего. А как увидел я еще наличник на окне свеженький, тут у меня и щелкнуло. Оно! Решение!И ведь все на поверхности. Вот картинку рисую: полосы такие - уровни адаптации к ландшафту, снизу вверх. Они же энергетические уровни, ведь адаптация это работа. Но они же и освоенные уровни деятельности, проявляющиеся в закрепленных навыках. А те навыки, которые я расположу в одной полосе, они как бы изоморфны, однокачественны, заменяемы. Грубо говоря, если мужик владеет топором так, что умеет сделать им лодку, не говоря уже о том, чтобы построить дом, то он же, как правило, умеет и вытесать новый наличник. Лодки считать иногда проблемно, а наличники просто - проехал по деревне и все увидел.Дальше смотрим: в семье на высоком уровне адаптации держат не только корову, но и лошадь, рангом ниже - только корову, еще ниже - вообще ничего, в магазин они ходят; утеряны у них специфические навыки.Посчитаем среднее число коров на деревню и будет вполне достоверная вещь. А кстати корова для русских в этой полосе это вообще нечто. Это же по сути симбиоз, корова дает молоко, но она же дает и навоз, который только и превращает эти земли во что-то реальное. А чтобы собрать ей траву нужны пойменные луга, где и стоят старые деревни, и больше чем на них растет не прокормишь ┘ А ударить по такой системе элементарно: высели всех с этих маленьких деревень в большие совхозы - и все! Ведь это же и сделали.Упрощаю конечно, но идея ясна, когда такая матрица построена, то сразу появляются внешние индикаторы, действительные именно для этого ландшафта. А деревни эти, я их ╚генетическими отстойниками╩ называю, сохранились только потому, что дороги к ним плохие, начальству не проехать, не до них в общем, так там и транслируется стереотип, система воспроизводится.А когда они по прочим системам ударили, уничтожая неперспективные деревни, образовались ╚свободные атомы╩, энергичные отправились в город, а слабые остались, средств для реадаптации у них уже нет, и пошел алкоголизм.Все это дело я в свою кандидатскую вставил, конечно аккуратненько, суконным язычком, но вот плакатик один для ученого совета все же приготовил: так слева направо - начинается все адаптационной нормой, а кончается картинкой совхозной пятиэтажки и мужиком с бутылкой.И один меня спрашивает: вы что же хотите сказать, что политика партии по созданию передовых хозяйств, концентрации жителей неперспективных деревень в современных совхозах ведет к алкоголизму? Нет говорю, политика партии это одно, а перегибы на местах и слабая воспитательная работа совсем другое. Отстал. А народ посмеивается, те кому надо все поняли ┘ настолько у нас все же публика тренированная, нюансы сразу схватывает. Я только вскользь прошел про пойменные луга, а уже в курилке вопрос: что же получается, массовое строительство ГЭС и затопление этих лугов, это удар по системным стереотипам? Отмолчался┘ ╩
|
|
|